Перспективы развития стационарного социального обслуживания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития стационарного социального обслуживания



пожилой старость социальный стационарный

Старость, как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей.

Ее иногда называют «возрастом социальных потерь».

Основная задача работников, занятых социальным обслуживанием граждан пожилого возраста, сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные последствия утраты прежнего «социального лица».

Часть лиц преклонного возраста, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании, сохраняет способность к самообслуживанию. Однако им очень трудно оставаться в тех квартирах, где они прожили трудовую жизнь из-за отсутствия соответствующих условий. В этой связи переселение пожилых людей в специализированные дома имеет большое значение.

Основными задачами создания специализированных домов являются:

обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания;

создание условий для предоставления проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи;

создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Важной особенностью жилых домов является то, что проживание в них обеспечивает престарелым и инвалидам сохранение привычного образа жизни, ее домашнего уклада. В специализированных жилых домах должны быть квартиры на одного или двух (для супружеской пары) человек.

В специализированном доме для одиноких престарелых, нуждающиеся пользуются всеми услугами, предоставляемыми отделениями социальной помощи на дому.

Последовательное применение комплексного подхода к рассмотрению проблем граждан старшего поколения, особенно престарелых и долгожителей, подтверждает мнение о том, что они нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище. С этой целью в специальных домах необходима круглосуточная диспетчерская служба, которая призвана прийти на помощь жильцам в любое время суток.

Для организации полноценного рационального питания ветеранов в специальных домах должны быть столовая, магазин.

В домах необходимо создать условия для поддержания и использования остаточной трудоспособности проживающих, для чего организовать работу кружков, мастерских, предоставлять рабочие места.

В специальных домах необходимо оказывать усиленные услуги психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи. В специальных домах необходимо обеспечить функцию поддержки досуговой и посильной общественно-ориентированной деятельности пожилых (библиотека, организация концертов и т.д.), оказывать услуги по организации оздоровительных мероприятий в среде проживающих.

В специальных домах для обеспечения благоприятной жизнедеятельности проживающих необходимо создать инженерно-техническую службу, предоставляющую, плотницкие, сантехнические, транспортные услуги, услуги связиста. Необходимо обеспечить предоставление услуг торгово-бытовых предприятий, как товарами народного потребления, как и индивидуальными заказами.

Для верующих в специальных домах предоставить возможность для отправления религиозных обрядов. Оказать услуги по достойному погребению. Проживание пожилых людей в специально созданных условиях создает у них психологический комфорт (уверенность в постоянной помощи, понимание окружающих).

В 2000 году в с. Кайластуй, Краснокаменского района на базе участковой больницы был открыт первый в Читинской области муниципальный дом-интернат для пенсионеров и инвалидов малой вместимости (15 мест). Открытие учреждения сняло остро стоящую проблему в районе по устройству пожилых людей в дома-интернаты. Данный опыт был распространен и в 2001 году открыто подобное учреждение в с.Фирсово, Сретенского района на 30 мест, так же на базе участковой районной больницы. В 2003 году при долевом участии отделения Пенсионного фонда по Читинской области были открыты еще три дома-интерната: Красночикойском, Алек-Заводском, Газ-Заводском районах на 50 мест. Планируется открытие дома-интерната в г.Нерчинске на 30 мест, в п. В-Дарасуна на 20 мест, в п.Забайкальск на 30 мест, г.Шилке на 30 мест. Все муниципальные дома-интернаты открываются на базе участковых районных больниц. Это не значит, что здравоохранение теряет. На протяжении последних лет, многие участковые больницы были перепрофилированы в палаты сестринского ухода, в настоящее время их 47 на 260 мест. Где по положению больной может находится сроком не более 6 месяцев, но по причине отсутствия жилья, отказа родственников, палаты сестринского ухода стали постоянным местом проживания, т.е превратились в стационарные социальные учреждения. Лечебное учреждение в структуре которого имеется палата сестринского ухода из-за недостаточного финансирования не может на должном уровне обеспечивать содержание, организацию питания, обеспечение мягким инвентарем, одеждой проживающих в этих учреждениях. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что необходимо пересмотреть отношения к палатам сестринского ухода, которые находятся в структуре лечебных учреждений Комитета Здравоохранения и не выполняют возложенных на них функций перепрофилировать в стационарные социальные учреждения малой вместимости.

Создание муниципального дома-интерната малой вместимости как и любого учреждения влечет определенные затраты, которые окупаются заботой о пожилом человеке и инвалиде.

В течении 5 лет сохраняется стабильное число стоящих на очереди желающих проживать в домах-интернатах. В связи со старением населения эта тенденция сохранится. Новы места будут открываться в уже существующих домах-интернатах. Это позволит экономить на том, что не расширяется административный аппарат, доводить количество мест в учреждениях до оптимальных размеров, что позволит ввести в штаты социальных работников, психологом для улучшения обслуживания проживающих.

До 2008 года будут расширены учреждения: П-Забайкальский дом-интернат для умственно отсталых детей - 80 мест; Ясногорский дом-интернат для престарелых и инвалидов - 60 мест; Читинский психоневрологический дом-интернат - 40 мест.

Одновременно с расширением учреждений будут улучшаться бытовые условия для проживающих. Укрепляться материальная база учреждений, повышаться качество предоставляемых услуг. Превращение учреждений из «богоугодных» в учреждения, где пожилые люди и инвалиды не доживали до конца своих дней, а жили достойно.

В настоящее время в г.Чите остро стоит проблема по социальному обслуживанию тяжело больных инвалидов. После остро возникшего заболевания (инсульт, перелом позвоночника и т.д.) повлекшего тяжелые расстройства здоровья и проведенного лечения в лечебном учреждении, больного некуда выписать, чтобы провести комплекс реабилитационных мероприятий. Другая категория: пожилые люди за которыми необходим постоянный уход (в настоящее время их 80 % стоящих на очереди в дома-интернаты), но родственники которых не имеют возможности, по разным причинам, такой уход организовать.

Дом милосердия - стационарное социальное учреждение, в которое помещаются инвалиды требующие постоянного постороннего ухода. Проживание в таком учреждении осуществляется сроком до 1 года, при необходимости может быть продлено. Задачами учреждения является: интенсивная медицинская реабилитация инвалидов с положительным прогнозом на выздоровление; уход за тяжело больными пожилыми гражданами.

Социальные услуги могут оказываться за плату по уходу за пожилыми гражданами, родственники которых не имеют возможности временно осуществлять уход (выезд в командировку, на учебу, отпуск и т.д.) Открытие «Дома милосердия» позволит решить эти проблемы.


Заключение

 

Социально-экономические преобразования, проводимые в России в последнее десятилетие, изменили взгляды по отношению к пожилым людям и инвалидам. Число учреждений по предоставлению социальных услуг с каждым годом растет, так же увеличивается и число нуждающихся в этих услугах. Трудовые и экономические затраты на уход за пожилыми и инвалидами бременем ложатся на современную семью, порождая новые проблемы, которые не всегда находят разрешение силами самой семьи.

В связи с этим за последние 10 лет в области число стационарных социальных учреждений по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов увеличилось в три раза. Затраты на содержание учреждений ежегодно растут, которые тяжелым бременем ложатся на бюджеты всех уровней.

Развитие социальной помощи пожилым гражданам и инвалидам в Читинской области предполагается по следующим направлениям:

. Улучшение условий проживания, создание доступной среды жизнедеятельности в домах-интернатах.

. Ликвидация очередности за счет открытия домов-интернатов малой вместимости, которые требуют меньших финансовых затрат. Проживание в которых не требует «разрыва» с привычной жизненной средой.

. Развитие сети служб по оказанию социальных услуг на дому. Данное направление деятельности наименее затратное, позволит охватить значительное число нуждающихся.

 


Список литературы

 

1. О ветеранах. Федеральный закон РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ.

2.Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 10.12.1995г. №195-ФЗ,

3.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 24.12.1995г. №181-ФЗ.

7.Бондаренко И.Н., Лазарева B.C.. В интересах пожилых людей. Работник социальной службы, журнал №1. Москва. 1997.С. 43-52.

8.В помощь гериатру. Сборник нормативно-правовых документов. Под ред. Лазебник Л.Б. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999-144с.

19. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф.Дивицына. - М., 2005, 36 с.

. Энциклопедия социальной работы «Центр общечеловеческих ценностей»/ Пер. с англ. - М., 1994.

21. Социальная работа / Под ред. В.И.Курбатова. - М.: Изд-во «Феникс», 2009 - 429 с.

. Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н.Гусова. - М., 2006 - 487 с.

. Технология социальной работы: Учебник / А.А.Чернецкая. - Ростов-на-Дону, 2006. - 400 с.

. Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева. - М.: 2009 - 240 с.

. Социальная служба в мире: опыт и информация. Работник социальной службы, журнал №1. М., 1997 - 105-110 с.

. Основы управленческой деятельности / Учебник. - М.: 2008 - 263 с.

. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. - М.: 1997 - 460 с.

. Теория социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой.- М.:1998 -304 с.

. Технология социальной работы / Под ред. М.В.Фирсова. - М.: 2010 - 423 с.

. Возраст мудрости - возраст созидания / Программа развития ООН. - М., 2009 - 75 с.

. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е.И.Холостовой, А.С.Сорвина. - М.: 2003 - 427 с.

. Популярная энциклопедия пожилого человека / Под ред. Г.П. Котельниковой - М.: 2007 - 325 с.

 


Приложение

Таблица 1 Анализ численности престарелых и инвалидов, обслуженных в стационарных учреждениях (Сибирский федеральный округ) на 1.06.2010 г.

  всего общего типа психо- невроло-гические детские реабилит.центры для детей инвалидов

Число учреждений

Республика Алтай 1 1 0 0 0
Республика Бурятия 14 9 4 1 0
Республика Тыва 6 3 2 1 0
Республика Хакасия 7 2 2 2 1
Алтайский край 52 19 7 3 0
Иркутская область 14 6 3 3 2
Кемеровская область 29 15 10 4 0
Новосибирская область 13 5 5 3 0
Омская область 15 6 7 2 0
Томская область 8 2 1 1 4
Читинская область 16 9 3 1 3
АБАО 3 3 0 0 0
Таймырский авт. округ 0 0 0 0 0
Эвенкийский авт. округ 1 1 0 0 0
Красноярский край 25 9 10 6 0

Число фактически развернутых коек

Республика Алтай 260 260 0 0 0
Республика Бурятия 1821 820 777 224 0
Республика Тыва 945 365 420 160 0
Республика Хакасия 1859 806 803 130 120
Алтайский край 5196 2305 2291 600 0
Иркутская область 3490 1480 1021 779 210
Кемеровская область 6886 2416 3515 955 0
Новосибирская область 4493 1970 1748 775 0
Омская область 3120 1020 1990 ПО 0
Томская область 2182 780 690 ПО 602
Читинская область 2050 1070 600 200 180
АБАО 87 87 0 0 0
Таймырский авт. округ 0 0 0 0 0
Эвенкийский авт. округ 85 85 0 0 0
Красноярский край 5052 1442 2503 1107 0

Число инвалидов и престарелых по списку

Республика Алтай 210 210 0 0 0
Республика Бурятия 1508 553 752 203 0
Республика Тыва 888 364 392 132 0
Республика Хакасия 1680 728 706 126 120
Алтайский край 4841 2044 2222 575 0
Иркутская область 3541 1480 1050 779 226
Кемеровская область 5865 1910 3186 681 0
Новосибирская область 4225 1775 1651 670 0
Омская область 3385 1007 1859 519 0
Томская область 1645 716 614 95 220
Читинская область 2184 1070 676 258 180
АБАО 107 107 0 0 0
Таймырский авт. округ 0 0 0 0 0
Эвенкийский авт. округ 77 77 0 0 0
Красноярский край 5069 1423 2623 1023 0

Состоит на очереди

Республика Алтай 0 0 0 0 0
Республика Бурятия 0 0 0 0 0
Республика Тыва 27 19 8 0 0
Республика Хакасия 0 0 0 0 0
Алтайский край 400 200 194 6 0
Иркутская область 1138 850 70 218 0
Кемеровская область 0 0 0 0 0
Новосибирская область 1514 956 558 0 0
Омская область 317 158 9 25 0
Томская область 0 0 0 0 0
Читинская область 250 150 100 0 0
АБАО 95 95 0 0 0
Таймырский авт. округ 0 0 0 0 0
Эвенкийский авт. округ 0 0 0 0 0
Красноярский край 1134 982 152 0 0

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.28.144 (0.022 с.)