Клинико-физиологическая характеристика травм головного мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клинико-физиологическая характеристика травм головного мозга



Введение

 

Актуальность. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) и ее последствия занимают одно из ведущих мест в структуре неврологической заболеваемости и инвалидности. Данная проблема, несмотря на большое внимание, которое ей постоянно уделяется, до настоящего времени остается актуальной. Медицинская и социальная значимость ЧМТ определяется сложностью патогенеза травматизма, сопровождающихся нарушением жизненно важных функций организма, многообразием клинических проявлений и течении болезни, как в остром, так и в отдаленном периоде травмы[8].

Травмы головного мозга составляют по некоторым данным до 40% (в большинстве своем от уличного и бытового травматизма). Преобладает контингент пострадавших в возрасте от 20 до 50 лет. Соотношение лиц мужского и женского пола - 1:3. Летальность при тяжелой ЧМТ составляет от 20% до 70%. В Республике Беларуси в 2009 г. частота внутричерепных повреждений составляла 263,1 на 100 тыс. населения. Среди лиц с черепно-мозговыми поражениями только 20% возвращается к полноценному труду, остальные имеют выраженные признаки инвалидности [13].

При этом необходимо учитывать огромный экономический и моральный ущерб, который связан с потерей трудоспособности в результате черепно-мозговых травм лиц молодого, наиболее работоспособного возраста.

По мнению специалистов нейрохирургического профиля (Журавлева А.И., Граевская Н.Д., Леткова В.Ф.,) особенности проявления тяжелых форм отклонений в состоянии здоровья человека, в частности черепно-мозговые травмы, указывают на актуальную необходимость разработки и рассмотрения способов и приемов физической реабилитации для данной категории больных[17].

Объект исследования: лечебная физическая культура.

Предмет исследования: средства и методы лечебной физической культуры, применяемые при реабилитации больных с черепно-мозговыми травмами.

Цель исследования: изучение средств и методов использования лечебной физической культуры при черепно-мозговых травмах.

Задачи исследования:

1. Дать клинико-физиологическую характеристику травм головного мозга;

2. Рассмотреть средства и методы лечебной физической культуры, применяемые в реабилитации больных с черепно-мозговыми травмами;

3. Определить методы оценки эффективности восстановительного лечения.

Теоретическое значение заключается в анализе и систематизации научных данных по вопросу использования средств лечебной физической культуры в комплексном лечении пациентов с черепно-мозговыми травмами.

Практическое значение состоит в использовании материала при реабилитации больных с черепно-мозговыми травмами.

 


 

Клинико-физиологическая характеристика травм головного мозга

Лечебная физическая культура в комплексном лечении черепно-мозговых травм

Выводы

Черепно-мозговая травма остается одной из наиболее сложных и нерешенных задач медицины. Значительный рост числа транспортных средств их скорости, широкое использование в современных условиях оружия, поражения лиц молодого возраста, значительные трудопотери и нередко инвалидизация пострадавших определяют актуальность, научно-практическую и социально-экономическую значимость проблемы и вводят ее в ранг государственных [12].

Современное развитие реанимационной службы, хирургии, нейрохирургии, фармакологии дало возможность врачам спасать и продлевать жизнь пострадавших, которые раньше погибали еще в состоянии травматического шока. Однако это вызвало увеличение числа лиц с тяжелыми последствиями травмы. Дефект важнейших категорий жизнедеятельности приводит к социальной дезадаптации пострадавших в семье, обществе и влияет на их качество жизни.

Однако без использования своевременной реабилитации, охватывающей физические, социальные, профессиональные аспекты восстановления здоровья пациента, полноценного восстановления не было бы [2].

В нашей работе мы попытались рассмотреть методику использования средств лечебной физической культуры на примере реабилитации больных с последствиями черепно-мозговой травмой, как одного из наиболее частых инвалидизирующих заболеваний.

Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:

лечение и восстановление после черепно-мозговой травмы должно в обязательном порядке носить комплексный характер и задействовать все предусмотренные современной медициной инструменты для помощи пострадавшему. Не последнее место в ряду востребованных методик по преодолению последствий травм головы занимает лечебная физкультура, или ЛФК. Упорядоченная двигательная активность помогает восстановить как нарушенные функции мозга, так и всего организма в целом.

Безусловно, занятия ЛФК при черепно-мозговых травмах носят сугубо индивидуальный характер: подборка упражнений, их частота и интенсивность зависят от характера травмы и ее последствий, состояния больного, его возраста, тренированности и других параметров. При ЧМТ важно соблюдать принцип «Не навреди». Именно поэтому комплекс ЛФК должен составляться высококвалифицированным специалистом и выполняться под его надзором.

Начинать занятия ЛФК можно уже на 2-5 сутки после повреждения - параллельно с интенсивной терапией черепно-мозговой травмы (хотя, конечно, это зависит от состояния больного). На данном этапе упражнения должны быть как можно более простыми и щадящими. Прежде всего, речь идет о несложных дыхательных упражнениях. Постепенно больной начинает выполнять пассивные упражнения - движения при помощи инструктора. И на поздних этапах реабилитации после ЧМТ рекомендована щадящая активная нагрузка. При условии постоянного контроля со стороны специалиста и регулярного, длительного выполнения ЛФК позволяет ускорить процесс выздоровления. А в комплексе с другими методами реабилитации - такими как медикаментозное лечение, массаж - комплексы лечебной физкультуры помогают значительно восстановить функции организма после тяжелых травм головы.

 


 

Список литературы

 

1. Белая Н.А. Лечебный массаж: Учеб.-метод. пособие. - М.: Медицина, 2001. - 304 с.

2. Белова А.Н. Нейрореабилитация: Руководство для врачей. - М.: Антидор - 2000. - 568 с.

.   Бровкина И.Л. Функциональные пробы в практике спортивной медицины и лечебной физкультуры: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2003. - 44 с.

.   Демиденко Т.Д. Основы реабилитации неврологических больных. - Спб.: Фолиант, 2004. - 304 с.

.   Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 624 с;

.   Епифанов В.А. Лечебный массаж: учеб. пособие. - М.: Медицина, 1997. - 167 с;

.   Епифанов В.А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 567 с;

.   Латышева В.Я. Черепно-мозговая травма / В.Я. Латышева, М.В. Олизарович, В.Л. Сачковский. - Мн.: Высш.шк., 2005. - 159 с;

.   Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. проф. В.А. Епифанова. - М.: Медицина, 2004. - 592 с.

10. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др; Под ред. С.Н. Попова. - М.: Академия, 2004. - 327 с;

11. Милюкова И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. - Спб., 2003. - 456 с.

12. Миненок Е.В. Лечебная физическая культура / Е.В. Миненок. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 299 с;

.   Нейротравматология / Ин-т нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко Рос. АМН. - М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 1994. - 415 с;

.   Оценка критериев жизнедеятельности и эффективности реабилитации: Метод. реком./ Мин-во здравоохр. БелНИИ экспертизы трудоспос. и организ. труда инвалидов. Кафедра мед.-социал. экспертизы и реабилитации БелМАПО. // Л.С. Гиткина, Э.М. Зборовский. - Мн., 1999. - 16 с.

.   Попов С.Н. Физическая реабилитация. Учебник для студ. вузов. Изд.2-е. Ростов-на-Дону, 2004. - 608 с.

.   Савченко Ю.Н. Опыт медицинской реабилитации в неврологии и нейрохирургии. - Омск, 2001. - 190 с.

.   Смычек В.Б. Черепно-мозговая травма: эпидемиология, инвалидность, реабилитация. - Мн.: БГПА, 1998. - 107 с.;

.   Соколова Ф.М. Программа адаптивной физической реабилитации больных нейрохирургического профиля / Ф.М. Соколова. - Санкт-Петербрг, 2009. - 24 с;

.   Тихонова В.И. Лечебная физическая культура / В.И. Тихонова, Ч. 2: Тихонова, В.И. ЛФК в травматологии, хирургии, неврологии.-Мн.БГПУ, 2008. - 186 с;

.   Шанько, Ю.Г. Черепно-мозговая травма / Ю.Г. Шанько, А.Л. Танин, А.Н. Наледько. - Минск: Белпринт, 2008. - 95 с;

Введение

 

Актуальность. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) и ее последствия занимают одно из ведущих мест в структуре неврологической заболеваемости и инвалидности. Данная проблема, несмотря на большое внимание, которое ей постоянно уделяется, до настоящего времени остается актуальной. Медицинская и социальная значимость ЧМТ определяется сложностью патогенеза травматизма, сопровождающихся нарушением жизненно важных функций организма, многообразием клинических проявлений и течении болезни, как в остром, так и в отдаленном периоде травмы[8].

Травмы головного мозга составляют по некоторым данным до 40% (в большинстве своем от уличного и бытового травматизма). Преобладает контингент пострадавших в возрасте от 20 до 50 лет. Соотношение лиц мужского и женского пола - 1:3. Летальность при тяжелой ЧМТ составляет от 20% до 70%. В Республике Беларуси в 2009 г. частота внутричерепных повреждений составляла 263,1 на 100 тыс. населения. Среди лиц с черепно-мозговыми поражениями только 20% возвращается к полноценному труду, остальные имеют выраженные признаки инвалидности [13].

При этом необходимо учитывать огромный экономический и моральный ущерб, который связан с потерей трудоспособности в результате черепно-мозговых травм лиц молодого, наиболее работоспособного возраста.

По мнению специалистов нейрохирургического профиля (Журавлева А.И., Граевская Н.Д., Леткова В.Ф.,) особенности проявления тяжелых форм отклонений в состоянии здоровья человека, в частности черепно-мозговые травмы, указывают на актуальную необходимость разработки и рассмотрения способов и приемов физической реабилитации для данной категории больных[17].

Объект исследования: лечебная физическая культура.

Предмет исследования: средства и методы лечебной физической культуры, применяемые при реабилитации больных с черепно-мозговыми травмами.

Цель исследования: изучение средств и методов использования лечебной физической культуры при черепно-мозговых травмах.

Задачи исследования:

1. Дать клинико-физиологическую характеристику травм головного мозга;

2. Рассмотреть средства и методы лечебной физической культуры, применяемые в реабилитации больных с черепно-мозговыми травмами;

3. Определить методы оценки эффективности восстановительного лечения.

Теоретическое значение заключается в анализе и систематизации научных данных по вопросу использования средств лечебной физической культуры в комплексном лечении пациентов с черепно-мозговыми травмами.

Практическое значение состоит в использовании материала при реабилитации больных с черепно-мозговыми травмами.

 


 

Клинико-физиологическая характеристика травм головного мозга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.016 с.)