Основные предпосылки теоретического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные предпосылки теоретического анализа



 

Рассматриваемая тема актуальна с точки зрения дальнейшего развития теории социального управления, а именно ее предмета - обоснование закономерностей формирования пропорций и темпов социального развития, в основе чего лежит социальный анализ. В системе управления общественным производством социальный анализ используется в качестве предпланового исследования, а также как этап самого планирования в качестве научного обоснования управленческих решений по формированию целей и способов их достижения. Как мыслительный процесс анализ является неотъемлемым содержательным элементом планирования, поскольку он включает в себя расчленение объекта, выделение его элементов, выявление их взаимосвязей, противоречий, что является исходным моментом для определения направлений и способов их разрешения, обоснования последовательности действий, их согласования и взаимной увязки.

Социальный анализ - инструмент познания пропорций социального развития. Разложение сложного объекта на составляющие его элементы позволяет выделить существенное, прочное, необходимое в их изменении. Следовательно, анализ служит инструментом выявления закономерностей пропорционального социального развития. Социальный анализ рассматривается в единстве с синтезом как основы действий по преобразованию экономической и общественной жизни.

Таким образом, постановка проблемы анализа пропорций социального воспроизводства перспективна с точки зрения дальнейшего совершенствования теории социального развития. Тем более, что в социологической науке проблема пропорций относится к малоразработанной, хотя интерес к ней возник давно.

Механизмом социального развития выступает общественное воспроизводство как постоянно возобновляемый процесс производства продукта и воспроизводство человека, его общественных связей. Поэтому теория общественного воспроизводства может служить научной базой анализа пропорций и темпов социального развития. Процессы воспроизводства продукта и человека осуществляются, как правило, на расширенной основе за счет увеличения количества производственных единиц и экстенсивного наращивания объемов, посредством диверсификации, т.е. проникновения в сферы, ранее не охватываемые общественным производством (индустриализация науки, отдыха), а также его качественного преобразования на основе дифференциации видов человеческой деятельности, усиления процессов кооперации, комбинирования, повышения качества труда, возвышения потребностей. Таким образом, расширение общественного производства, т.е. его рост, сопровождается усложнением его строения, структуры, подвижностью его пропорций.

Расширенное воспроизводство - многосторонний, многомерный процесс. Для его характеристики Ю. Яковец предлагает использовать шестимерную геометрическую модель, своеобразный «кубик Рубик». Каждая его грань характеризует одну из сторон воспроизводства: его натуральную форму, воспроизводство ресурсов, стоимостной состав, стадии воспроизводства, его уровни, неравномерность развития его во времени (воспроизводственные циклы). Модель воспроизводства может служить алгоритмом анализа важнейших пропорций и динамики общественного производства с точки зрения продуктового подхода, включая его натуральную и стоимостную форму, характеризующую экономические отношения.

Опираясь на модель экономического воспроизводства, можно построить модель социального воспроизводства, предназначенную для анализа пропорций и динамики социального развития. Например, в шестимерной модели можно выделить следующие грани:

·   расширенное воспроизводство человека и общества как его результат;

·   воспроизводство ресурсов в качестве его предпосылок;

·   потребительно-стоимостной состав воспроизводства; уровни воспроизводства;

·   стадии воспроизводства;

·   временной аспект воспроизводства.

Развитие общественного производства в результате взаимодействия научно-технического и социального прогресса обусловливает такие социальные, структурные сдвиги, которые характеризуются увеличением доли научного, управленческого труда собственно в производстве. Противоречивое взаимодействие человека, общества и природы усиливает значимость духовной компоненты в производственной деятельности. Именно от уровня духовного развития, формирующего нормы поведения, зависит то, как осуществляется нравственный императив, накладывающий ограничения на производственную, научную и управленческую деятельность. В то же время в научной, духовной и управленческой деятельности усиливается роль производственной компоненты, что является следствием ее индустриализации, повышения фондооснащенности. Эти сдвиги вносят коррективы в действие закономерности опережающего роста производства средств производства по сравнению с ростом производства предметов потребления, а также производства средств производства для производства предметов потребления. [5,36]

Все более проявляется закономерность опережающего роста средств производства для производства жизненных благ, а также средств производства, обеспечивающих слияние производственной, научной, управленческой и духовной деятельности: ЭВМ с искусственным интеллектом, персональных компьютеров, работающих в диалоговом режиме, контроль но - измерительных приборов, а также приборов и устройств, обеспечивающих благоприятные условия труда, нормальную его интенсивность, снимающих повышенную напряженность и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.004 с.)