Тема: Структура и потребности современного человека. Роль духовных потребностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Структура и потребности современного человека. Роль духовных потребностей



Курсовая работа

Тема: Структура и потребности современного человека. Роль духовных потребностей

 

Минск 2012


РЕФЕРАТ

 

ПОТРЕБНОСТИ, ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ПРОИЗВОДСТВО, ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, НАУКА, ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ

Объектом изучения является разнообразие видов потребностей, то есть непосредственно потребности. Предметом представленной курсовой работы является влияние потребностей на развитие современного человека.

Целью данной работы является изучение структуры и потребности современного человека.

При выполнении данной работы были использованы общенаучные методы исследования, а именно: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, системные методы исследования.

Автор работы утверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает суть исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Общая характеристика потребностей

Виды личных потребностей и их классификация

Теория предельной полезности

. ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Формирование и развитие общественных потребностей

Взаимосвязь производства и потребностей современного общества

Роль духовных потребностей

. РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Влияние науки на духовное развитие человека

Влияние искусства на духовное развитие человека

Влияние религии на духовное развитие человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


ВВЕДЕНИЕ

 

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь привычку к труду.

Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой.

Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века.

В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Сходство у большинства ученых состоит только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности.

Следует подчеркнуть, что довольно большое число ученых «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать, как само появление нужды меняет состояние человека. Такое состояние заставляет его искать причину дискомфорта, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности.

Тема данной работы является весьма актуальной, так как изучение понятия и природы потребностей необходимо для каждого человека, чтобы лучше понять самого себя и попытаться правильно расставить свои жизненные приоритеты. По моему мнению, это особенно актуально для современной экономики, где материальные потребности стали превалировать над духовными.

Целью данной работы является изучение структуры и потребности современного человека. Объект - разнообразие видов потребностей, то есть непосредственно потребности. Предметом представленной курсовой работы является влияние потребностей на развитие современного человека.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность понятия «потребности»;

изучить виды личных потребностей и их классификацию;

обосновать теорию предельной полезности;

исследовать процесс формирования и развития общественных потребностей;

определить взаимосвязь производства и потребностей современного общества;

оценить роль духовных потребностей;

изучить влияние науки, искусства и религии на духовное развитие человека.

При выполнении данной работы были использованы общенаучные методы исследования, а именно: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, системные методы исследования.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические, методические и концептуальные положения сопровождаются ссылками на их авторов.


Роль духовных потребностей

 

Нам всегда чего-то не хватает для полного счастья. Одни хотят машину, другие дом на берегу моря. Но получая это, люди все равно чувствуют себя несчастными. И дело здесь не в том, правильно ли человек использует накопленные капиталы. Мудрейшие умы человечества многие века доказывали, что настоящее счастье всегда находится рядом. И наши истинные потребности имеют духовное начало.

В чем особенность духовных потребностей? Они являются высшими человеческими ценностями и важны для большинства людей. Их уровень является важнейшим в человеческой личности. Все мы хотим заниматься интересным делом, найти свою любовь, обрести уверенность в себе и познавать этот мир. Духовные потребности человека можно перечислять бесконечно. Главное чтобы ценности, в которых он нуждается, были ему доступны.

Духовная жизнь человека сочетается со многими другими сферами - политической, правовой, социальной. Духовные ценности играют главную роль в этом сочетании. Они помогают развивать мировоззрение человека и его лучшие социальные качества. Внутренняя гармония человека всегда зависит от того, насколько удовлетворены его духовные потребности. Виды духовных потребностей человека весьма разнообразны. К главным из них относятся творчество, самовыражение, стремление к познанию, восприятие произведений искусства и самоутверждение. Духовные человеческие потребности есть не что иное, как нужда в совершенствовании и удовлетворении чувства прекрасного. Поскольку взаимодействие с окружающим миром может совершаться не только отдельным человеком, но и социальной общностью, принято разделять понятия духовная потребность личности и духовные потребности общества.

Духовная потребность личности - это, прежде всего, свойство психики человека. Это то состояние когда личность нуждается в удовлетворении нравственных нужд больше чем в материальных. Духовность человека - это постоянное стремление к собственному совершенствованию и саморазвитию. В этом стремлении личности лучшими средствами достижения духовных потребностей являются три важнейших ценности:

добро: это понятие имеет общую оценку деятельности человека и ставится в противоположность злу;

красота: это объединение качеств, которые доставляют наслаждение личности и приятны слуху и взору;

истина: взгляд личности на реальную действительность, без выдуманных идеалов и приукрашиваний. Истина - это отражение действительности таковой, как она есть.

Как сказал один великий - истинное богатство человека - в его духовном мире. Главное жизненное достижение личности кроется не только в удовлетворении духовных потребностей, но и в их использовании на благо общества [11, с. 384].

Духовные потребности общества - это совокупность нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и философия. Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и образования. Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному состоянию. Такими духовными ценностями как чувство прекрасного, истины и справедливости, противостояние добра и зла, общество выражает свое отношение к тому что происходит в реальности.

Формирование духовных потребностей происходит уже в детстве. Чувство прекрасного детское сознание воспринимает намного ярче и красочней. Поэтому так важно заложить в ребенке все эстетические и духовные качества, в которых он нуждается. Это поможет ему не только гармонично взаимодействовать с окружающим миром и заниматься саморазвитием, но и уже в старшем возрасте пережить кризисы, связанные с потерей близких людей, болезнями и катастрофами. Чем сильнее личность в духовном плане, тем проще переживаются разного рода жизненные невзгоды [12, с. 175].

Духовные потребности человека могут проявляться даже в простых на первых взгляд желаниях - выехать на природу с друзьями и подышать воздухом, или посетить неизвестный город и встряхнуть сознание новыми впечатлениями. Если вы чувствуете подобное стремление сходите на концерт, или в церковь, съездите на природу или просто погуляйте по городу на закате. Не забывайте, что наше главное богатство - это духовные ценности и знания. Чем больше мы удовлетворяем потребность в них, тем сильнее становится наша личность.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся: идеи, теории, образы и духовные ценности; духовные общественные связи индивидов; сам человек как существо духовное [11, с. 386].

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Потребность - есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Понятие «потребности» имеет следующие особенности:

потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется;

потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить;

наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее удовлетворения - положительными;

количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек.

потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

У человека намного больше разнообразных потребностей, чем у всех других живых существ. Выделяют следующие виды потребностей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Рассмотрим каждую из выделенных групп потребностей в отдельности.

Одной из наиболее распространенных теорий потребностей является теория американского психолога Абрахама Маслоу, суть которой заключается в том, что потребности человека, якобы, имеют жёсткую, навсегда заданную, врождённую и единую иерархию.

Маслоу делит потребности по степени их влияния на поведение на пять иерархических групп:

потребности в самоактуализации и самореализации;

потребности в социальном статусе - уважении, удовлетворении чувства собственного достоинства;

потребности в реализации социальных (и сексуальных) связей;

потребности в безопасности, комфорте;

физиологические потребности.

К. Альдерфер, предложил модель потребностей личности, которые также образуют иерархическую структуру:

потребности существования, соответствующие первым двум группам потребностей по Маслоу (физиологическая и безопасности);

потребности связи, реализуемые в межличностных отношениях. Они соответствуют третьей и четвертой группам (причастности и признания);

потребность роста, что связано со стремлением человека к развитию личностного потенциала.

Д. МакКлелланд классифицирует потребности следующим образом:

потребности достижения;

потребности соучастия;

потребности власти.

Следует отметить, что в основном все теории едины в том, что первично движет человеком потребность физиологической удовлетворенности, но при этом регулируется при помощи социально-психологических потребностей.

Удовлетворение потребностей напрямую зависит от количества потребления. Теория предельной полезности базируется на представлении о том, что хотя потребности людей вообще говоря, безграничны - потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах ограниченного промежутка времени в течении которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они пожелают. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара.

Понятие «формирование потребностей» в теории и практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства.

В первом значении оно характеризует объективный процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором - выступает как вид целенаправленного воздействия общества и государства на воспитание гармонично развитой личности.

Духовные потребности общества - это совокупность нужд многих людей. Из этих потребностей и их удовлетворения состоит духовная жизнь общества. Общество порождает такие духовные начала как эстетика, познание и нравы, из которых рождается мораль, искусство, наука, творчество, религия и философия. Нехватка этих духовных качеств компенсируется за счет воспитания и образования. Духовные потребности общества отражают его стремление к идеальному состоянию.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию.

Таким образом, потребности являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и общества в целом. Ради удовлетворения своих потребностей общество организует процесс производства благ, соответствующих той или иной потребности.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица А.1 - Классификация потребностей человека по У. Мак Дугаллу

Инстинкт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%82>Его проявление  
1 Пищевой инстинкт Голод
2 Инстинкт самосохранения (страх) Бегство
3 Стадный инстинкт Стремление к общению
4 Инстинкт приобретательства Жадность
5 Инстинкт продолжения рода Половое влечение
6 Родительский инстинкт Нежность
7 Инстинкт созидания Стремление к активности
8 Отвращение Неприятие, отторжение
9 Удивление Любознательность
10 Гнев Агрессивность
11 Смущение Самоуничижение
12 Воодушевление Самоутверждение

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Рис. Б.1 - Пирамида потребностей Маслоу

Курсовая работа

Тема: Структура и потребности современного человека. Роль духовных потребностей

 

Минск 2012


РЕФЕРАТ

 

ПОТРЕБНОСТИ, ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ПРОИЗВОДСТВО, ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, НАУКА, ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ

Объектом изучения является разнообразие видов потребностей, то есть непосредственно потребности. Предметом представленной курсовой работы является влияние потребностей на развитие современного человека.

Целью данной работы является изучение структуры и потребности современного человека.

При выполнении данной работы были использованы общенаучные методы исследования, а именно: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, системные методы исследования.

Автор работы утверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает суть исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Общая характеристика потребностей

Виды личных потребностей и их классификация

Теория предельной полезности

. ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Формирование и развитие общественных потребностей

Взаимосвязь производства и потребностей современного общества

Роль духовных потребностей

. РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Влияние науки на духовное развитие человека

Влияние искусства на духовное развитие человека

Влияние религии на духовное развитие человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


ВВЕДЕНИЕ

 

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь привычку к труду.

Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой.

Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века.

В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Сходство у большинства ученых состоит только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности.

Следует подчеркнуть, что довольно большое число ученых «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать, как само появление нужды меняет состояние человека. Такое состояние заставляет его искать причину дискомфорта, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности.

Тема данной работы является весьма актуальной, так как изучение понятия и природы потребностей необходимо для каждого человека, чтобы лучше понять самого себя и попытаться правильно расставить свои жизненные приоритеты. По моему мнению, это особенно актуально для современной экономики, где материальные потребности стали превалировать над духовными.

Целью данной работы является изучение структуры и потребности современного человека. Объект - разнообразие видов потребностей, то есть непосредственно потребности. Предметом представленной курсовой работы является влияние потребностей на развитие современного человека.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность понятия «потребности»;

изучить виды личных потребностей и их классификацию;

обосновать теорию предельной полезности;

исследовать процесс формирования и развития общественных потребностей;

определить взаимосвязь производства и потребностей современного общества;

оценить роль духовных потребностей;

изучить влияние науки, искусства и религии на духовное развитие человека.

При выполнении данной работы были использованы общенаучные методы исследования, а именно: анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, системные методы исследования.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические, методические и концептуальные положения сопровождаются ссылками на их авторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.06 с.)