Глава 1. Теоретические подходы к понятию социального конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические подходы к понятию социального конфликта



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к понятию социального конфликта

1.1 Понятие социального конфликта

1.2 Структура конфликта

1.3 Функции социальных конфликтов

1.4 Субъекты социального конфликта (конфликтующие стороны)

Глава 2. Пути разрешения социальных конфликтов

2.1 Стратегии и тактики поведения в социальном конфликте

2.2 Реакция субъектов на конфликт: деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов

2.3 Стратегии и методы разрешения конфликтных ситуаций

2.4 "Силовые" методы разрешения конфликтов

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Развитие любого общества, любой социальной общности или группы и даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который не всегда протекает гладко и нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что различные люди занимают разные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют разные цели, а потому, стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом. Индивиды, социальные группы и даже страны ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, удовлетворить свои интересы, стремятся изменить его взгляды, представления, оценки, позиции. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение.

Без конфликтов человеческая жизнь невозможна. Конечно, без них проще жить, но жизнь без конфликтов была бы скучна и однообразна. Однако жизнь подбрасывает самые неожиданные конфликты и разнообразные конфликтные ситуации. Они были, есть и будут, пока существует человечество, каждый представитель которого имеет свой взгляд на мир, свое мнение, отличающееся от мнения другого. В сущности, там, где есть люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, творчества, неизбежно возникают конфликтные ситуации. Например, человек хочет чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Он переживает неудачу и готов обвинить окружающих людей в том, что он не смог достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем человек вместе работает, полагают, что он сам виноват в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо он не смог верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Цель данной работы - изучить сущность социальных конфликтов и пути их разрешения. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

.   Определить понятие социального конфликта;

2. Выделить структуру и функции социального конфликта;

.   Рассмотреть субъектов конфликта;

.   Изучить стратегии и тактики поведения людей в конфликте;

.   Изучить типы реакций людей на конфликт;

.   Проанализировать стратегии и методы поведения в конфликтных ситуациях.

Объект исследования - социальный конфликт.

Предмет исследования - стратегии и тактики поведения людей в социальных конфликтах.

социальный конфликт деструктивный конструктивный


Глава 1. Теоретические подходы к понятию социального конфликта

Структура конфликта

 

Сопоставление и обобщение различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учеными, показывают, что к основным структурным составляющим любого социального конфликта, как правило, относят субъектов конфликта, отношения между ними, а также тот предмет (или спорный вопрос, проблему), который является его поводом (рис.1) [2, стр.41].

Структурные характеристики отражают компоненты, без которых существование конфликта невозможно: изъятие любого такого элемента из пространства конфликта либо сводит конфликт на нет, либо существенно меняет его характер.

Под структурой конфликта понимается совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать. Структура конфликта - это динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

 

Рис 1. Структура конфликта

 

Каждый конфликт имеет объективное содержание и субъективное значение.

Объективное содержание конфликта включает:

-      субъекты конфликта;

-      предмет конфликта;

-      объект конфликта;

-      источник конфликта.

К субъективным составляющим конфликта относятся:

-      мотивы сторон;

-      конфликтное поведение;

-      образы предмета конфликта.

Существуют и другие подходы к анализу структурных компонентов конфликта. Например, Л.А. Петровская предлагает включать в понятийную схему психологического анализа конфликта стороны конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Н.В. Гришина к структурным компонентам конфликта относит стороны конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход конфликта [3, стр.32].

Заключение

 

Понятие "конфликт" (лат. conflictus) означает "столкновение", "борьба". Звучит не очень приятно и вызывает в любом человеке негативный привкус. Конфликт - экстремальная форма диалога. Взаимное восприятие искажено предубеждением и недоверием, отрицательными эмоциями. Осознание этого усиливает эмоциональное возбуждение, вероятность достижения желаемого уменьшается. Эмоции направляются на возникшие препятствия, объективные или субъективные. Отсюда столкновение интересов, взглядов на нормы поведения.

К основным структурным составляющим любого социального конфликта, как правило, относят субъектов конфликта, отношения между ними, а также тот предмет (или спорный вопрос, проблему), который является его поводом Конфликт помогает выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных отношений. Он является своеобразным катализатором формирования, становления личности человека. Главная позитивная функция конфликта состоит в том, что будучи формой противоречия, он является источником развития. Во время конфликта люди могут выйти на новый уровень отношений. Наличие потенциальных позитивных возможностей конфликта не исключает его вероятной деструктивной роли в жизни индивида.

Подавляющее большинство реальных конфликтов выполняют одновременно как конструктивные, так и деструктивные функции.

Согласно субъектно-деятельностному подходу субъекты являются основными структурными элементами любого конфликта, поскольку, выступая противоборствующими сторонами, они своими действиями порождают сам конфликт, придают ему те или иные содержание и остроту, определяют его течение и изменение. Основные участники конфликта - это заинтересованные стороны или противоборствующие силы, субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Заинтересованные стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Стратегия поведения в конфликте - ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Выделяют пять стратегий соперничество сотрудничество компромисс приспособление избегание Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. В конфликтах тактики меняются обычно от мягких к жестким.

Подход, связанный с прекращением конфликта, обычно связывается с понятием регулирование ( воздействие), а подход, связанный с компромиссом и сотрудничеством, - с понятием разрешение. Частое обращение к силовым методам разрешения конфликтов определяется следующими основными факторами: трудности в коммуникации сторон, непонимание друг друга; низкий уровень доверия между сторонами; убежденность, что с помощью борьбы можно добиться большего, чем с помощью переговоров; ответная реакция на силовые действия противостоящей стороны.


Список использованной литературы

 

1. Анциферов В.В., Бондарев С.С., Устинов И.Ю. Профилактика и разрешение конфликтов в служебных коллективах. - Учебное пособие в 2-х частях. - Воронеж: ВИ МВД России, - 2006.

2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2009.

.   Гришина Н.В. Психология конфликта. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.

.   Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2008.

.   Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2009.

.   Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. / Уч. пособие. М., 1995.

.   Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.

.   Ершов А.А. Психология соактивности людей. СПб., 1992.

.   Картель В.Ф. Конфликтологическая компетентность руководителя как фактор повышения эффективности управленческой деятельности // Проблемы управления. - №2. - 2007.

.   Конфликты в организации. Виды, назначение, способы управления: А.Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова - Санкт-Петербург, Альфа-Пресс, 2007 г. - 216 с.

.   Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий: Кеннет Клок и Джоан Голдсмит - Санкт-Петербург, Претекст, 2007 г. - 256 с.

.   Корпоративные конфликты в современной России и за рубежом. - Национальный совет по корпоративному управлению. - Москва, 2011.

.   Радугин А.А. Социология. М., 1995.

.   Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2007.

.   Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе. - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.

.   Спивак В.А. Управление персоналом. - Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2010.

.   Фролов С.С. Социология. М., 1996.

.   Хохлова В.В., Хохлова М.В. Взаимодействие в менеджменте: Монография. - Н. Новгород: ВГИПИ. - 2001.

.   Щербакова О.И. Развитие конфликтологической культуры личности. // Психология личности. - №4 - 2007.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к понятию социального конфликта

1.1 Понятие социального конфликта

1.2 Структура конфликта

1.3 Функции социальных конфликтов

1.4 Субъекты социального конфликта (конфликтующие стороны)

Глава 2. Пути разрешения социальных конфликтов

2.1 Стратегии и тактики поведения в социальном конфликте

2.2 Реакция субъектов на конфликт: деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов

2.3 Стратегии и методы разрешения конфликтных ситуаций

2.4 "Силовые" методы разрешения конфликтов

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Развитие любого общества, любой социальной общности или группы и даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который не всегда протекает гладко и нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что различные люди занимают разные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют разные цели, а потому, стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом. Индивиды, социальные группы и даже страны ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, удовлетворить свои интересы, стремятся изменить его взгляды, представления, оценки, позиции. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение.

Без конфликтов человеческая жизнь невозможна. Конечно, без них проще жить, но жизнь без конфликтов была бы скучна и однообразна. Однако жизнь подбрасывает самые неожиданные конфликты и разнообразные конфликтные ситуации. Они были, есть и будут, пока существует человечество, каждый представитель которого имеет свой взгляд на мир, свое мнение, отличающееся от мнения другого. В сущности, там, где есть люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, творчества, неизбежно возникают конфликтные ситуации. Например, человек хочет чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Он переживает неудачу и готов обвинить окружающих людей в том, что он не смог достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем человек вместе работает, полагают, что он сам виноват в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо он не смог верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Цель данной работы - изучить сущность социальных конфликтов и пути их разрешения. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

.   Определить понятие социального конфликта;

2. Выделить структуру и функции социального конфликта;

.   Рассмотреть субъектов конфликта;

.   Изучить стратегии и тактики поведения людей в конфликте;

.   Изучить типы реакций людей на конфликт;

.   Проанализировать стратегии и методы поведения в конфликтных ситуациях.

Объект исследования - социальный конфликт.

Предмет исследования - стратегии и тактики поведения людей в социальных конфликтах.

социальный конфликт деструктивный конструктивный


Глава 1. Теоретические подходы к понятию социального конфликта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.032 с.)