Спорт в физическом воспитании младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спорт в физическом воспитании младших школьников



 

Детский спорт - это наше будущее. Он взращивает тех людей, которые сменят настоящее поколение. Кроме того, детский спорт - это решение проблем криминального характера. Он отвлекает детей от улицы, помогает нормально развиваться и расти ребенку (особенно из неблагополучных семей). Именно спорт помог многим известным людям стать теми, кто они есть сегодня. Конечно, спорт не панацея от вовлечения детей в различного рода пагубные мероприятия. Однако, 30-40% социальных проблем может и должно решаться с помощью детского спорта. Необычайно стремительное развитие спорта в современном обществе выражается помимо всего прочего и во все большем проникновении его в практику физического воспитания детей младшего школьного возраста. Это обусловлено прежде всего исключительной действенностью сорта как средства и метода физического воспитания, а вместе с тем и его незаурядным значением как фактора формирования личности, разносторонней подготовки подрастающих поколений к жизненной практике, приобщение к активной общественной жизни.

Внедрение спорта в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста, существенно повышает его эффективность в первую очередь по воздействию на развитие физических способностей. Степень развития физических способностей значительно выше у детей, занимающихся спортом, чем у их сверстников. У последних менее благоприятно и возрастная динамика ряда показателей физических качеств. У ребят, занимающихся спортом выше уровень функциональных возможностей организма, сопротивляемость его заболеваниям.

Существенно наряду с этим, что спортивная деятельность предоставляет богатые возможности для нравственного, волевого интеллектуального и эстетического воспитания, способствует, в частности, воспитанию дисциплинированности и организованности, приучает к строгому соблюдению режима, четкому планированию своего времени. При разумной организации она не только не идет в ущерб общему развитию школьников, но и во многом содействует их общеобразовательной подготовке.

Данные социологических исследований по выявлению интересов детей 9-11 лет жизненно обнаруживают, что одно из первых мест занимает интерес к спорту. Это и понятно, поскольку спорт с его выраженной установкой на конкретные достижения, системы их общественного поощрения, ярко эмоциональной окрашенность межличностных отношений и другими привлекательными чертами отвечает психологическим особенностям формирующейся личности, особенно стремлению к самопознанию и самоутверждению. Детский спортивный коллектив, умело направленный педагогом - важный фактор развития этих интересов и их устремлений. Через спортивный коллектив дети приобретают положительный социальный опыт, расширяют его, формируются как активные члены общества.

Все сказанное характеризует ценность спорта как одного из основных средств и методов воспитания подрастающих поколений. Разумеется, это справедливо лишь при целесообразной организации спортивных занятий и квалифицированном педагогическом руководстве ими. Ведь те же самые свойства спорта, которые определяют его воспитательную ценность, могут быть не только полезны, но и опасны для растущего организма, если отсутствует квалифицированная регламентация их, соответствующая возрастным, половы и индивидуальным особенностям ребят.

Дети младшего школьного возраста в зависимости от физической подготовленности, индивидуальной спортивной одаренности и особенности выбранного вида спорта последовательно проходят (в школе и вне ее) три стадии спортивных занятий: предварительную спортивную подготовку, начальную спортивную специализацию и углубленное спортивное совершенствование.

Предварительно спортивная подготовка обеспечивается в процессе прохождения школьного курса по программе "Физическая культура", на занятиях школьных спортивных секций и в процессе начальных занятий спорта.

В начале данного этапа еще нет сорта в полном смысле этого слова, он представлен в своих элементах (изучение основ техники отдельных спортивных упражнений на обязательных уроках физической культуры, эпизодическое использование спортивного метода при выполнении учебных нормативов, играх, развлечениях и т.п.).

Постепенно дети вовлекаются в систематические занятия излюбленными спортивными упражнениями. Большую роль в этом играет система внутришкольных и внешкольных массовых соревнований для детей младшего школьного возраста. Приобщению детей к начальным занятиям спорта способствуют такие формы состязаний, как "Веселые старты" и т.п.

Возможность для достижения спортивных результатов при равных условиях тем больше, чем раньше будут выявлены природные задатки индивида к прогрессированию в том или ином виде спорта и чем раньше они станут объектом специально направленного воспитания. В связи с этим возникает ряд проблем. Необходимо, во первых, своевременно (как можно раньше) распознать индивидуальную спортивную одаренность ребенка; во вторых, выбрать вид спорта адекватный индивидуальным спортивным задаткам; в третьих, своевременно, как только появляются благоприятные возрастные предпосылки, начать планомерную тренировку в избранном виде спорта. Решение этих проблем предполагает, в частности, определение морфологических и функциональных признаков, от которых существенно зависят достижения в том или ином виде спорта и которые относительно мало поддаются изменениям под воздействием спортивной тренировки так называемых консервативных признаков. К ним относятся, например, рост, размер конечностей и т.д. Однако спортивный результат всегда зависит не только от "консервативных", но и от "неконсервативных" факторов (физических и других способностей, в большей мере поддающихся, направленному развитию). Решающим фактором прогрессирования в спорте зачастую оказывается воспитываемый талант спортивного трудолюбия и целеустремленности. Поэтому никогда не следует спешить с отбором и ориентацией детей для занятия тем или иным видом спорта лишь по признаку отдельных задатков (или отсутствия таковых).

Верно оценить индивидуальные склонности и задатки юного спортсмена и соответственно выбрать предмет спортивной специализации важно не только для воспитания будущего спортсмена. Правильная спортивная ориентация помогает избежать разочарований и огорчений, какие в иных случаях отталкивают детей от спорта на первых же шагах ошибочно избранного пути.

Школа начальной спортивной подготовки, контингент которой составляют дети 7-12 лет, призваны решать ключевую задачу физического воспитания школьников - приобщение его к спорту и к систематической физической тренировке. Основные выдвигаемые концепции начальной спортивной подготовки является принцип всемерного развития и совершенствования всех параметров физического здоровья ребенка, его разносторонней физической и психологической подготовки и проведения работы по его физкультурно-спортивной ориентации.

Какие же частные цели физического воспитания должны достигаться в рамках деятельности школ начальной спортивной подготовки.

Во-первых, повышение уровня здоровья физической и умственной работоспособности ребенка. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о работоспособности во всех ее проявлениях, и прежде всего в физической и физиологической готовности к систематическому труду.

Во-вторых, воспитание собранности, ответственности, внутренней дисциплины, рачительного отношения к свободному времени, воспитание созидательной работы об укреплении своего здоровья.

В-третьих, воспитание бойцовского характера, умения бороться с трудностями и преодолевать их. При этом речь идет не о преждевременных вспышках настойчивости в преодолении трудностей, а о систематической целеустремленной многолетней работе по своему физическому совершенствованию, последовательному достижению целей физической подготовки.

В-четвертых, и это самое главное, разносторонняя физическая подготовка детей и проведение работы по их физкультурно-спортивной ориентации.

Возрастной интервал младшего школьного возраста наиболее благоприятен для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности ребенка. Именно в этом возрасте отличная мышечная память, ребенок схватывает на лету самую суть движений. В этот период начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия для успешной физкультурно-спортивной ориентации школьников, для определения каждому из них оптимального пути физического совершенствования.

Концепция физкультурно-спортивной ориентации была выдвинута в противовес широко распространенной концепции спортивного отбора наиболее одаренных детей для привлечения их к занятиям конкретным видом спорта. Сущность физкультурно-спортивной ориентации состоит в признании необходимости подбора для каждого ребенка, подходящего для него вида спорта.

Отбор, точнее сказать, выбор спортсменов - явление вполне понятное и по-спортивному справедливое, когда речь идет о комплектовании сборных команд, и совершенно недопустимое при организации при организации физического воспитания и спортивной подготовки детей.

Арсенал средств современного спорта и других форм физической активности настолько широк и разнообразен, что перекрывает с лихвой весь возможный диапазон индивидуальных моторных возможностей ребенка и позволяет найти для каждого вид спорта, в наибольшей степени соответствующий его индивидуальным двигательным способностям, склонностям и интересам.

Изучение структуры и генезиса индивидуальных спортивных способностей, равно как и индивидуальных предрасположенностей к отдельным двигательным проявлениям, позволяет утверждать, что с помощью однократного тестирования невозможно сделать заключение о специфике моторных способностей ребенка, а тем более о его спортивной одаренности. Поэтому следует говорить о процессе физкультурно-спортивной ориентации, которых должен охватывать от одного до четырех лет целенаправленных физкультурно-спортивных занятий, в ходе которых делается заключение о том, каким видом спорта целесообразно заниматься ребенку.

Школа начальной спортивной подготовки предоставляет ребенку возможность на основе разносторонней физической подготовки и использования многих видов спорта хорошо подготовить себя физически и психически к дальнейшим систематическим занятиям спортом.

Согласно существующему положению дети младшего школьного возраста допускаются к занятиям начальной спортивной специализации следующих видов спорта: 7-8 лет - спортивное плавание, фигурное катание на коньках, художественная и спортивная гимнастика (для девочек), теннис.

-9 лет - акробатика, спортивная гимнастика (для мальчиков), прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, скоростной спуск, горное троеборье.

-10 лет - биатлон, лыжные гонки (отдельные дистанции), лыжное двоеборье, бадминтон, прыжки на батуте, отдельные (модифицированные применительно к возрастным возможностям) виды парусного спорта и некоторые другие.

-11 - лет спортивная борьба, гребля академическая, конькобежных спорт, баскетбол, хоккей, футбол, водное поло, фехтование, стрельба из лука и другие виды спорта.

В отдельных (индивидуально обусловленных) случаях специализированная тренировка может начинаться и раньше, при условии, что она строится как одна из подчиненных сторон всестороннего физического воспитания юного спортсмена.

Большинство из соревновательных упражнений, входящих в перечисленные виды спорта, выполняется детьми в модифицированном виде с более или менее значительными облегчениями (укороченные дистанции в видах спорта циклического характера, уменьшенное время игр и поединков, относительно простые формы гимнастических и других упражнений и т.д.).

Мы вплотную подошли к вопросу о связи спортивной школы с общеобразовательной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.011 с.)