Классификация форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов



 

Формы и методы социокультурной реабилитации многообразны. Методами социокультурной реабилитации молодых инвалидов могут служить: игротерапия, куклотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, терапия природными материалами.

.   Игротерапия.

Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему "Я", повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний. Игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.

.   Арт-терапия.

Метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение.

.   Музыкотерапия.

Отдельным видом психологической помощи может быть специально организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. Слушание классической и духовной музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т. д. Использование музыкотерапии в работе способствует созданию условий для самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния.

.   Библиотерапия.

Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. Библиотерапия может применяться в индивидуальной и групповой форме. При индивидуальной библиотерапией чтение пациентом книг осуществляется по составленному плану с последующим разбором прочитанного. При групповой библиотерапии необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам. Наиболее приемлемым является проведение библиотерапии в группе из 5 - 8 пациентов. Подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия.

.   Сказкотерапия:

Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру. Сказкотерапия - это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80> сказках <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0> и преданиях <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, былинах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0>, притчах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%87%D0%B0>. Древнейший способ социализации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F>, творчество <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как психотерапия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F>. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции.

Искусство способно сделать жизнь многих детей с ограниченными возможностями богатой и содержательной.

К организации крупных мероприятий (фестивалей, концертов, конкурсов, театрализованных представлений, вечеров отдыха и др.) могут привлекаться любые другие специалисты (социальные работники, врачи, психологи и др.).

Мероприятия по социокультурной реабилитации детей-инвалидов могут включать:

концерты художественной самодеятельности;

выставки изобразительного творчества;

занятия музыкально-драматического коллектива;

занятия вокальной студии;

занятия в школе компьютерной грамотности;

занятия в школе ремесел;

занятие в студии рисования;

занятие в кружках вышивания, художественного вязания, шитья, скульптуры;

занятия в хореографической студии.

Социокультурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать инвалидов к активным формам жизнедеятельности.

6. Реабилитация методами физической культуры и спорта.

Реабилитацию инвалидов методами физической культуры и спорта осуществляет специалист по физической культуре и спорту. В его задачи входят:

информирование и консультирование инвалида по этим вопросам;

обучение инвалида навыкам занятий физкультурой и спортом;

оказание содействия инвалидам в их взаимодействии со спортивными организациями;

организация и проведение занятий и спортивных мероприятий;

Следует помнить, что инвалидам доступны значительное количество видов спорта. Так, инвалиды с патологией органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата могут заниматься биатлоном, боулингом, велосипедом, гандболом, горнолыжным спортом, дзюдо, “колясочным баскетболом”, “колясочным волейболом”, конным спортом, конькобежным спортом сидячим, легкой атлетикой (бегом, метанием копья, молота, диска, прыжками в длину, высоту), настольным теннисом, плаванием, равнинными лыжами, стрельбой из лука, сидячим хоккеем, шахматами, фехтованием, футболом и др.

Отделение социальной реабилитации может использовать те виды физкультуры и спорта, которые можно организовать с учетом требований к помещению, оборудованию, спортивному инвентарю и т.д. Например, для организации соревнований лиц с поражением зрения нужны светонепроницаемые очки, мячи для гандбола и торбола, приспособления для стрельбы у слепых. Оборудование соревнований атлетов с поражением опорно-двигательного аппарата должны включать спортивные протезы, спортивные коляски и др.

Для занятий физкультурой необходимы различные тренажеры, тредмил, велоэргометр.

Все занятия физкультурой и спортом должны проводиться под наблюдением врача-специалиста по реабилитации и медицинской сестры.

.   Терапия природными материалами.

Для решения реабилитационных задач используются различные методы работы с природными материалами, которые представляют собой набор действий, способов работы, практических шагов.

При выборе материалов необходимо не только учитывать их физические свойства, но и ориентироваться на цели занятия.

Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы можно отнести к группе контролируемых, например, камень, ветки, шишки, другие материалы - к неконтролируемым, например, глина, вода, песок. Контролируемые материалы относительно постоянны по своим свойствам, стабильны, управляемы, тогда как неконтролируемые могут менять свои свойства при изменении условий использования. Например, глина, при добавлении в нее воды, становиться мягче, эластичнее, больше пачкается, скользит. Контролируемые материалы лучше предлагать клиенту, который не уверен в себе или просто устал, так он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Неконтролируемые материалы очень экспрессивны. Если клиент не стесняется в проявлении своих эмоций, желаний, лучше в качестве основной выбрать именно эту группу материалов.

Работа с использованием воды Клиенту предлагаются сосуды и ванночки разных размеров, наполненные чистой водой комнатной температуры. Сосуды могут быть пластмассовые или стеклянные. Клиент предлагают опустить пальцы рук, кисти в воду, сделать волну, брызги. Специалист может направлять клиента в работе, давать различные инструкции, показывать способы взаимодействия с материалом. Например, попросить клиента изобразить звуки морского прибоя, шум ручейка, капли дождя… В работе с водой можно использовать краски, подцвечивая чистую воду тем или иным цветным пигментом, смотреть как краска растекается в прозрачном сосуде, медленно распространяясь по всему объему, окрашивая всю воду. Затем можно добавить другой пигмент, посмотреть что получится, высказать предположения о том цвете, который появится. В воду можно отпускать камни и песок, наблюдая как медленно по крупицам спускается легкий песок, и быстро стремительно тонет камень. Можно выбрать материал, который не будет тонуть в воде, например, сухие листья или корни. Наблюдать с клиентом как эти материалы будут держаться на поверхности, качаясь от волн. Данный метод в основном ориентирован снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации, душевного равновесия; стимуляция ослабленных сенсорных функций.

Работа с использованием песка

Клиенту предоставляется возможность потрогать песок, находящийся в ванночке, лотке или подносе. Специалист сообщает клиенту, что он может использовать песок в чистом виде или добавить в него другие предметы: камни, ракушки, шишки и пр. Клиент может пересыпать песок из руки в руку, создавая струйку разного размера, закапывать и раскапывать камни и другие предметы, рисовать на песке или выкладывать рисунок из камней и ракушек. Основные задачи метода - переключить внимание клиента на новый мир, который создается им же самим на песочном поле, возвратить в состояние играющего, свободно творящего; создать устойчивый канал для общения между клиентом и специалистом с целью отработки психотравмирующих ситуаций, снятия напряжения, изменения отношения к себе, окружающим.

Работа с использованием камней Клиенту предлагается лоток или ванночка с камнями разного размера, формы, цвета, характера поверхности. Сначала можно внимательно рассмотреть камни, выбрать похожие по какому-то признаку, например, форме или цвету. Затем выложить из камней башню или мозаику. Также можно выбрать крупные камни и, ударяя их друг о друга, слушать получаемые звуки. Разделить звуки по высоте. Попробовать выстучать камнями какие-то ритмы совместно и по отдельности. Камни являются активационным материалом, поэтому работа с ними направлена на стимуляцию ослабленных сенсорных функций и развитие двигательных функций. При длительном рассматривании камней, изучении их свойств и при взаимодействии с другими материалами такими как вода и песок, наблюдается релаксационный эффект, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Работа с использованием глины

Природные свойства глины, как пластичность, способность сохранять форму, возможность менять консистенцию, позволяют проделывать с ней самые разные операции, которые доступны для клиентов, имеющих самые разные нарушения здоровья. При работе с глиной происходит стимуляция ослабленных сенсорных функций, развитие двигательных функций. Клиент может не использовать глину в качестве материала для художественного творчества. Можно предложить ему взять небольшой кусочек глины и просто помять его в руках. Затем добавить немного воды, посмотреть как изменятся ее свойства. Затем раскатать глину на столе, сделать жгут, согнуть его в кольцо или разорвать. Расплющить глину, сделать тонкий пласт, нанести на него углубления пальцами, сделать отпечаток кисти, рассмотреть рисунок. Если клиент имеет желание что-то вылепить из глины - необходимо помочь ему в этом. На глине можно строить ландшафт. При этом привлекается большое количество различных материалов, таких как камни, ракушки, ветки, шишки и др. В ландшафте можно построить сады, горы, реки и озера. Заселить всю территорию животными, птицами, рыбами (из дополнительных наборов). Для клиентов, которые выбрали неизобразительный метод работы с глиной, характерной особенностью является то, что в процессе работы они активно пачкаются, вымешивая глину, растворяют ее водой. Эффект скольжения по глине очень нравится клиентам с нарушениями двигательных функций, он создает хорошее настроение, вызывает яркие эмоции, развивает двигательно-зрительную координацию, кроме того дает возможность свободно легко двигаться.

Работа с использованием ракушек

Ракушки побуждают клиента к активным исследовательским реакциям. Этот материал можно отнести к разряду экзотических, нехарактерных для повседневной жизни, ассоциативно он связан с морем, водой, песком, теплом, отдыхом, позитивными эмоциями. По своему воздействию ракушки относятся к активационным материалам, имея неровную, разноцветную, выпукло-вогнутую поверхность, характерную пирамидальную или эллипсоидную форму они сильно привлекают внимание клиентов. Ракушки могут быть использованы совместно с песком или водой. Их можно рассматривать, анализировать форму, цвет, объединять в группы по какому-либо признаку. Клиенту можно предложить надевать ракушки на отдельные пальцы, наполнять их песком или водой, используя в качестве ковшика. Звук соприкасающихся ракушек очень специфический, острый, звонкий. Ракушками можно выстукивать различные ритмы или просто устраивать шум. Такие упражнения полезны для клиентов с ослабленными функциями восприятия.

Работа с использованием коры деревьев

Кора по характеру поверхности бывает самая разнообразная. В этом состоит ее ценность. Кора очень хорошо подходит для изучения фактуры, словесного определения тактильных ощущений. Клиенту можно предложить потрогать кору разных деревьев: березы, дуба, ели и описать свои ощущения. Такой вид работы очень полезен для установления эмоционального контакта, развития экспрессивной стороны речи, способности к самопознанию.

Работа с использованием корней растений

В работе применяются сухие мочковатые корни, имеющие большое количество отростков разной длинны. В сухом виде корни можно скрутить в шар и использовать его в различных играх вместо обыкновенного резинового мячика: подбрасывать вверх, перебрасываться между собой, катать по поверхности, толкать руками, передвигать потоками воздуха. Преимущество шара из корней состоит в том, что он медленнее летает и легко захватывается кистями рук клиентов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Корни приятно сжимать в руках, их мягкая фактура оказывает релаксирующее действие, концентрирует внимание клиента на удовольствии. Корни можно рассматривать, вытягивать из них отдельные части, расплющивать, скручивать. В качестве изобразительного материала корни используются для изготовления птичьих гнезд. Клиентам раннего возраста очень нравится делать гнезда и вкладывать туда яйца (круглые белые камни).

Работа с использованием мхов

Мхи очень похожи по своим свойствам с корнями, однако гораздо мягче их, легче разделяются на части. Они не собираются в плотный шар, но легко сжимаются, прессуются на поверхности, образуя мягкий ковер. Клиенту можно предложить вложить руки в мох, подвигать пальцами, описать свои ощущения. Клиент будет ощущать легкие покалывания, приятное ощущение сухости, легкого массажа рук. Работа со мхами снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение, оказывает релаксирующее действие, стимулирует ослабленные сенсорные функции.

Работа с использованием шишек

В работе используются шишки ели, сосны или кедра разных размеров. Лучше иметь много шишек так, чтобы они создавали целую гору. Клиенту интересно разбирать такие горы, конструировать из шишек, катать их по поверхности, крутить в руках. Если осторожно задевать пальцем краешки еловой шишки, появятся тонкие отрывистые звуки. Можно предложить клиенту поиграть на шишках. Попробовать извлекать звуки разной высоты. Шишки активно применяются при строительстве ландшафтов на глине. Шишки очень похожи на маленькие кустарники и деревья с плотной кроной. Работа с шишками направлена на стимуляцию ослабленных сенсорных функций, развитие двигательных функций, активизацию познавательных способностей.

Работа с использованием веток

Ветки относятся к группе активационных материалов, обладая неровной шероховатой поверхностью, различными цветовыми оттенками, они привлекают к себе внимание, развивают зрительно-двигательную координацию, тактильную чувствительность. В работе используются сухие плотные ветки деревьев, небольших кустарников или травянистых растений. Очень интересны длинные тонкие ветки, имеющие много небольших отростков. Клиент использует такие ветки для выполнения ландшафтных композиций, оттисков и процарапываний на куске тонкой глины. При создании ландшафтной композиции на ветки можно прикрепить небольшие плоды, сделанные из глины, гнезда из корней, сухие листья или цветы, обложить ветки камнями.

Работа с использованием листьев

Очень тонкий, хрупкий материал, привлекает к себе внимание, так как имеет большое разнообразие форм и цветовых оттенков. В работе используются сухие и живые листья деревьев, кустарников, цветов. Листья включаются в изобразительный процесс в неизменном виде, могут ассоциироваться у клиента с разными эмоциями, чувствами, воспоминаниями или приобретать новый смысл в контексте законченной работы. Из листьев можно составлять букеты и закреплять их глиной. На ровной влажной глиняной плитке можно делать оттиски листьев, аккуратно вдавливая их ладонью. Работа с листьями создает положительный эмоциональный фон, развивает мелкую моторику, стимулирует сенсорные функции.

Работа с использованием цветков

Цветы всегда приносят положительные эмоции. В большинстве случаев клиент с радостью рассматривает их, охотно создает композиции. Этот материал может затрагивать темы личного и интимного характера, выступать в качестве метафор различных качеств, например, доброты, представлений о красоте, о взаимоотношениях между полами. Цветы можно использовать отдельно, создавая букеты на куске глины, либо вместе с другими материалами, например, листьями, ветками, шишками. В работе с цветками клиент переживает чувство прекрасного, загадочного, настраивается на особый эмоциональный тон общения, достигает состояния релаксации и душевного равновесия.

Таким образом можно сделать вывод о том, что социокультурная реабилитация молодых инвалидов является направлением социальной реабилитации и включает в себя досуговые мероприятия (фестивали, концерты, конкурсы), методами которой могут служить различные виды терапии, которые оказывают положительное влияние на дальнейший процесс социокультурной реабилитации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.028 с.)