Значение изо искусства в развитии реб. : модель комплексного воздействия изо исскуства на личность Р. Г. Казаковой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение изо искусства в развитии реб. : модель комплексного воздействия изо исскуства на личность Р. Г. Казаковой.



Программа Казаковой(«Детская одаренность») для детской студии включает разные визы изо искусства с ненасильственной методикой преподавания детям дошк. и младш. школьного возраста(от 2 до 10). Программа расчитана на 3 года обучения в студии после чего одаренным детям рекомендуется продолжить худож. образование в спец. школе. Ранее всего дети создают образы в лепке, затем в декоративном искусстве в частности в аппликации, далее образы возникают свободнее и легче посредством цветовых решений в живописи, затем графика. Однако виды изо искусства как разделы могут быть самостоятельными и преподаваться в любой последовательности. Целью преподавания изо искусства в студии является эстетич. развитие личности реб.

Основные понятия программы:

Эстетич. восприятие -развив.в процессе изучения пространственных эстет.качеств предметов, явлений и состояний.

Эстет. представления -формируются как синтез воспринятых эстет.качеств предметов и способов их изображения, на основе конкретного возникает выразит.образ в воображении.

Эстет. переживания - возникают как эмоц-ценностное отношение, как реакция на выразительный образ.

Эстет. идеал – развивается в разрешении противоречия между идеальным, воображаемым образом и возможностями изобразить.

Положительное воздействие изо искусства на развитие личности заключ. в его полифункциональности. Содержание функций изо искусства разностороннее воздействие которых запрограмированно художниками в худож. образах, педагогами может быть использовано как средство развития детского изо творчества, через педагогич. эскизы, зарисовки, схемы, свое творчество и сотворчество с детьми. Функции: 1) Социализирующее содержание, обеспечивающее усвоение детьми худо­жественно-социального опыта, который является основой формирования личности с раннего дошкольного детства. 2)Развлекательное содержание, обеспечивающее поддержание интереса, переходящего в потребность "общения" с образами искусства и создания выразительных образов в собственном изобразительном творчестве. 3)Коммуникативное содержание, обеспечивающее "общение" к образами искусства, с окружающими людьми по поводу искусства н вышенном эстетическом уровне и с образами, созданными ими в собстве ном творчестве. 4)Компенсаторное содержание, обеспечивающее восполнение духовного дефицита, переживаемого детьми в реальной жизни, установление душевно­го комфорта. 5)Катарсическое содержание, обеспечивающее эстетическое пережива­ние, очищение, снятие эмоционального напряжения, потрясение и удивле­ние, без которых невозможно создать условия для творческого развития личности. 6)Гедонистическое содержание, обеспечивающее доставление эстетиче­ского удовольствия, наслаждения, радости, желания повторить радость в собственном творчестве. 7)Социально - организаторское содержание, позволяющее создавать ху­дожественно-эстетическую, развивающую среду (оформление помещения, праздников, шествий, художественно-дидактических наглядных материалов и т.д.) и "погружать" в нее ребенка. 8)Познавательное содержание, из которого отбирается объём художест­венной информации, доступной, интересной и необходимой детям для фор­мирования у них знаний, представлений о закономерностях, техниках, мате­риалах изобразительного искусства, а так же обеспечивает образное позна­ние действительности, характерное для детского восприятия и конкретно-образного мышления. 9)Суггестивное содержание, обеспечивающее внушение детям сведений об эстетических качествах окружающего мира, которое осуществляется по­средством эмоций иногда на подсознательном недостаточно ещё изученном уровне, что служит основой для формирования эстетического идеала. 10)Оценочное содержание, обеспечивающее условия для художественного (в отличие от научного) познания как наиболее характерного для дошколь­ников и младших школьников, в процессе которого возникает эмоциональ­но-ценностное детское эстетическое отношение. 11)Прогностическое содержание, которое "питает" детское воображение и обеспечивает художественное прогнозирование, детский взгляд в будущее и в свои мечты. Как известно, сила художественного воображения всегда соз­давала вначале образ в искусстве, а затем он трансформировался в науке и технике (примеры - ковер - самолет, летающая ступа, подводная лодка нау­тилус и др.) 12)Просветительское содержание стимулирует детское желание ознако­миться, подражать, научиться изображать как художник и осуществить это желание на доступном детском уровне, часто в форме игры, игровой ситуа­ции или мотива. 13)Воспитательное содержание обеспечивает формирование положитель­ного отношения к себе, родным и близким, родному краю, к Родине.

14)Созидательно-преобразовательное содержание обеспечивает овладение детьми различными изобразительными материалами и техниками их преоб­разования в доступные выразительные образы средствами лепки, декора, ди­зайна, живописи, графики и т.д. 15)Координирующе-гармонизирующее содержание изобразительного ис­кусства и художественной деятельности обеспечивает гармоничное развитие личности, координацию формирования эмоциональных, волевых, интеллек­туальных, трудовых, сенсорных, физических и др. социальных качеств в пе­риод становления личности ребенка. 16)Эвристическое содержание изобразительного искусства является для ребенка открытием., а усвоение этого содержания, подражание ему обеспе­чивает овладение готовым опытом художественного творчества, накоплен­ного человечеством, использование его, интепретирование по - своему, со­образно природной одаренности и педагогического посредничества взрос­лых между искусством и детским открытием-творчеством.

 Итак, усвоение детьми эвристического художественного содержания служит основанием для утверждения, что детская художественная деятельность - есть детское художественное творчество, каким бы примитивным или совершенным оно ни было. А создание детьми новых, оригинальных, ранее не существовав­ших, социально значимых для самого ребенка произведений можно опреде­лить как творческий процесс, даже в том случае, когда он включает призна­ки подражания готовому художественному опыту творчества, которое пере­дается ребенку педагогом. Для детей и подражание является художествен­ным открытием для себя, а, следовательно, детским художественным твор­чеством.

 

 

6. Эстетический вкус, оценка, суждений. Особенности развития их у детей, пути формирования.

Эстетический вкус - это способность дифференцированно воспринимать и судить о прекрасном или безобразном по чувству удовольствия или неудовольствия, испытываемого от объекта, явления.

Эстетическая оценка

· это умение судить об эстетических достоинствах и недостатках предметов и явлений осмысленно, аргументировано, со знанием дела.

· это ценностное отношение человека к явлению или предмету на основе сопоставления с эстетическими нормами.

Особенности эстетической оценки:

- охватывает явление целостно

- эмоционально окрашена, т.к. в ней всегда присутствует эстетическое чувство.

- требует наличия искусствоведческих знаний.

Отличие эстетической оценки от эст. вкуса.

Эст. вкус – это субъективный критерий эст. оценки, т.е. более субъективен, чем эст. оценка в широком смысле слова; Но эст. вкус может включать в себя субъективную эст. оценку; Здесь правомерно выражение «О вкусах не спорят», но только, если речь идет о хорошем вкусе!

Эст. вкус может быть – дурной, извращенный (получение удовольствия от дурного) и хороший (спос-ть получать наслаждение от прекрасного и отвергать безобразное, его колич. характ-ка: 1)по степени развитости(глубина), 2) по степени узости и широты)

Формы эст. оценивания: непосредственно-эмоциональная; действенно-практическая; языковая.

Языковая форма оценивания находит свое выражение в эстетических суждениях.

Эст. суждение – это словесная формулировка эсте. вкуса или эст. оценки.

Выделяют след. разновидности эст. суждений: 1. Суждение вкуса (публики)2. Научное суждение (Худ. критики)

Свойства эст. суждения: - выраженная зависимость от субъекта (субъек-ть), - слабая доказуемость, отсюда резкие повороты, даже в области худ. критики.

Т.о. в идеале научное суждение должно идти впереди и вести суждение вкуса за собой.

Особенности проявления эст. вкуса, оценок и суждений у дошкольников. (проблема изучалась: Ветлугиной, Зубаревой, Сакулиной). Т.к. Эст. вкусы и оценки проявляются в суждениях, то речь пойдет именно о них.

· примитивны, т.к. мал жизн. опыт,

· бездоказательны, свернуты по форме. Строятся на подражательности и интуиции.

· без спец. обучения практически не формируются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.007 с.)