Анализ речевого взаимодействия по остину-якобсону 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ речевого взаимодействия по остину-якобсону



 

Якобсон выделяет следующие функции языка:

1) эмотивная (экспрессивная)

2) фатическая, референтивная (коммуникативная),

)   метаязыковая

)   поэтическая

· Заказчик - Исполнитель.

) Эмотивная функция - сосредоточена на адресанте и имеет своей целью прямое выражение говорящего к тому, о чем он говорит. "Она связана со стремлением произвести впечатление определенных эмоций у реципиента" - неважно, идет ли речь о подлинных или притворных чувствах. Это наглядно видно в нашем диалоге между заказчиком и исполнителем, Заказчик эмоционально описывает усыновленных детей и рассказывает о мероприятии.

2) Фатическая функция - это направленность на контакт выражается в фатической функции и осуществляется она посредством обмена риторическими формулировками или даже целыми диалогами, единственная функция которых - поддержание коммуникации. Т.е. цель сообщения при этой функции - установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи. В нашем случае и заказчик и исполнитель заинтересованы в продолжении коммуникации, и что бы проверить работает ли канал связи, в диалоге звучат фразы:

Хотелось бы знать какие еще люди, помимо детей будут на этом мероприятии и какие пожелания есть у вашей организации? Так же какие именно нужны ролики?

3) Метаязыковая функция (или функция толкования) - преследует цель установления тождества высказыванием. Необходимо ввести различие между двумя уровнями языка: "объектным языком", на котором говорят о внешнем мире, и "метаязыком", на котором говорят о самом языке. Метаязык играет очень важную роль не только для лингвистов и для науки в целом, но и в нашем повседневном языке. Соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код.

4) Поэтическая функция - направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения. Наша бытовая речь более сориентирована на содержание. В отношениях заказчик исполнитель она тоже присутствует, но выступает в качестве вторичного компонента.

· Начальник - подчиненные

Тут ситуация практически проходит в том же ключе, что и между заказчиком и исполнителем. Примеров таких общений много, и зачастую они сопровождаются эмоциональным подкреплением своей речи. Но если выполнения каких либо поручений требует оперативных действий от сотрудников, то некоторые функции ослабевают, а некоторые возрастают. Например эмотивная функция ослабевает, а поэтическая и метаязыковая возрастают. Рассмотрев наш пример о не качественном выполнении своих функций, можно сказать что отношения не перетекают в грубую форму взаимоотношений между начальником и подчиненным.

· Начальник - начальник.

Здесь ситуация не многим сложнее. Оба начальника в организации являются мужем и женой, поэтому выступают как партнеры.

Функция эмотивная - имеет место быть, оба начальника будут держаться непоколебимо в присутствии большинства коллектива и не будут показать никаких эмоции при общении друг с другом. Но в неофициальной обстановка общение между начальством, носят спокойный характер, что несомненно сказывается на всей организации.

Функция контактоустанавливающая - всегда с перспективой на будущее, на продолжения взаимоотношении.

Метаязыковая функция выражена слаба так как никаких поручении они друг другу дать не могут.

Поэтическая функция - также развита слабо.

 

Анализ ситуации начальник - подчиненные с использованием

Концепции Зеркало-Я по Кули

 

Теория «Зеркального Я» Чарльза Кули - в представление человека о самом себе. Эти представления о том, каким он кажется другим людям; представления об оценках, которые даются ему другими людьми; интегральное чувство Я (гордость, презрение и т. д.). В соответствии с данными представлениями человек строит свои действия, что и определяет его личность.

На примере того как отнеслось руководство организации к проступку сотрудника, можно сделать вывод, что отношения между ними складываются уже из получено ими раннего опыта. То есть начальство уверенно в своем сотруднике и знает, что в случае подобной ситуации все будет исполнено так как должно быть и ничто не пойдет на самотек.

Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие.

Анализ структурной ситуации по фреймам (Гофмана).

В повседневной жизни нашего общества, если не проводится вполне последовательно, то достаточно отчетливо ощущается различие между двумя обширными классами первичных систем фреймов. Эти системы можно назвать природными и социальными.

Природные системы фреймов определяют события как ненаправленные, бесцельные, неодушевленные, неуправляемые.

Социальные фреймы, напротив, обеспечивают фоновое понимание событий, в которых участвуют воля, целеполагание и разумность - живая деятельность, воплощением которой является человек.

Рассмотрев ситуацию начальник- подчиненный, можно представить, что начальник попросил сделать видеоролик - заставку к фестивалю. Через несколько дней начальник спрашивает где же его ролик и получает ответ, что в результате грозы произошел компьютерный сбой, ролик был утерян и необходимо время на изготовление заново.

Эту ситуацию можно разделить на две системы фреймов, на природную и социальную. Т.к вчера грозы не было, и была ясная погода, то скорее всего сотрудник обманывает, и это будет социальным фреймом. Но если все же в какой то момент, гроза и была, то это произошло не направленно и будет относится к природным фреймам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.007 с.)