Анализ результатов констатирующего эксперимента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов констатирующего эксперимента.



В проводимом нами экспериментальном исследовании приняли участие 13 родителей и соответственное количество детей. Данные респонденты были выбраны нами на основании обращений родителей за консультацией к школьному психологу. Для проведения диагностики была проведена предварительная работа, включающая в себя просветительскую деятельность в сфере детско-родительских взаимоотношений. В рамках просветительской деятельности мы приняли участие в ряде тематических родительских собраний, посвященных воспитанию младшего школьника. В ходе проведения родительских собраний, родителям было предложено обращаться за консультацией к педагогу – психологу, предполагающей диагностику и разработку рекомендаций.

Таким образом, нами проводилась работа с тринадцатью семьями. Обратимся к анализу полученных данных. Согласно полученным результатам, мы можем сделать вывод о том, что большинство родителей обращались к психологу с жалобами на непослушание ребенка. Причем, причину негативного поведения родители видели в ребенке, не учитывая недостатков своей воспитательной деятельности, не умея понять, «почувствовать» своего ребенка. Данное предложение было подтверждено нами с помощью психодиагностического исследования. Количественно проанализировав полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что у большинства испытуемых обнаружился средний и низкий уровень развития эмпатии. Так как проводимый нами тест предполагает измерение эмпатических качеств по трем шкалам, мы можем констатировать, что лишь у 30,2% респондентов можно наблюдать высокий уровень сенситивности к отвержению, т. е. способности к возникновению адекватного чувства вины, способности воспринимать критику в свой адрес, что в общем немаловажно для восприятия в социальной перцепции, тем более в детско – родительских отношениях.

Обратимся к количественному анализу полученных данных, которые можно представить в таблицах.

Таблица 1. Исследование эмпатической тенденции

Уровень развития Количество человек %
1 Высокий - -
2 Средний 5 38,5
3 Низкий 8 61,5

Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что собственно эмпатия в данной выборке родителей развита слабо. Собственно поэтому родителям трудно сопереживать своему ребенку, понять мотивы его поступков, они преимущественно ориентированы на внешние проявления, нежели на внутреннее содержание.

Следующая таблица отражает тенденцию к присоединению, точнее уровень развития данного качества.

Таблица 2. Исследование тенденции к присоединению

Уровень развития Количество человек %
1 Высокий - -
2 Средний 5 38,5
3 Низкий 8 61,5

Мы видим, что результаты по шкалам совпадают. Таким образом, низкий уровень понимания чувств другого, впечатлительности, обусловливает низкие результаты по второй шкале. То есть не умея сочувствовать, родители не умеют проявлять, выражать тепло, дружелюбие, поддержку. Большинство родителей, общаясь с детьми, выражают свое одобрение или неодобрение оценочно, например: «Молодец!». Достаточно редко можно встретить такое выражение чувств, как «Я огорчен(а), потому что…», «Мне радостно из-за того, что ты поступил так-то» и т.п.

И как мы уже отмечали, у родителей достаточно неплохо развита тенденция сенситивности к отвержению.

Таблица 3. Изучение сенситивности к отвержению

Уровень развития Количество человек %
1 Высокий 4 30,8
2 Средний 3 23
3 Низкий 6 45,2

Т. е. мы можем убедиться в том, что родители открыты к критике в свой адрес, восприимчивы к рекомендациям, что открывает возможности для коррекции и развития взаимоотношений родителей и детей.

Но, памятуя о жалобах родителей на непослушание, взаимонепонимание, мы сочли необходимым провести психодиагностическое обследование детей. Обратимся к качественному анализу результатов данного обследования.

В большинстве рисунков мы можем наблюдать средний уровень эмоциональной стабильности, т. е. дети рисуют полный состав семьи, нет деформированных фигур, явных признаков агрессии в семейной ситуации. Но при более детальном рассмотрении, мы можем констатировать, что не все так уж благополучно. Во-первых, практически на всех рисунках изображена «просто семья». Отсутствует совместная деятельность, объединение членов семьи, т. е. дети просто перечисляют тех, кто живет вместе с ними, иногда «забывая» включить себя в эту семью. Лишь в двух случаях мы услышали, что «мы всей семьей гуляем». Но из этих рисунков также ни один нельзя назвать абсолютно благополучным. В первом случае девочка говорит, что они гуляют в парке, но «папа с мамой отстали и идут сами по себе», во втором – девочку от остальных членов семьи отделяет дорога.

Можно встретить такие рисунки, в которых члены семьи перечислены, но ребенок находится в некотором отдалении от родителей или ближе, например, к бабушке.

В одном из рисунков мы встретили косвенное указание на то, что ребенок не привык высказывать свое мнение, его считают «неспособным», не прислушиваются к тому, что он говорит, что, в свою очередь, вызывает тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации.

Следующий рисунок указывает на гиперопеку в семье: ребенок инфантилен и в наших наблюдениях и в манере рисования. Действительно, мама, воспитывая одна единственного, соматически ослабленного ребенка, видит его малышом, не хочет, чтобы он взрослел, что отражается на психологическом здоровье ребенка. Мы предполагаем, что данный случай наиболее труден для коррекции, учитывая, что у мамы обнаруживается низкий уровень сенситивности к отвержению.

Следующий респондент (папа мальчика) высказывал жалобы на то, что его сын «мямля, маменькин сынок». Что же мы видим на рисунке? Ребенок вытесняет отца с рисунка, мотивируя это тем, что «папа на работе». Причем в рисунке явно прослеживается тревожность.

Три ребенка, изображая семью, перечислили всех членов семьи, но некоторые признаки указывают на нехватку эмоционального тепла, потребность в ласке.

Особенную тревогу вызывают два рисунка. На одном из них ребенок просто отказался рисовать свою семью, сказав, что хочет рисовать чужого дядю. Почему он так поступает, ребенок наотрез отказался объяснять, отметил лишь, что ему «противно рисовать их всех». В данном случае, у мамы мальчика мы констатировали очень низкий уровень эмпатии по всем трем шкалам.

Второй рисунок показывает нам несуществующего члена семьи – маму. Причем мама располагается между девочкой и папой, который прикладывает все усилия для воспитания дочки. Но, не понимая её переживаний, папа очень сильно акцентирует внимание на отсутствии матери у девочки, создавая у нее чувство неполноценности в семейной ситуации.

Необходимо отметить, что в ходе беседы выяснились следующие особенности. Возможно, ограждая детей от трудностей, родители не посвящают их в такие вещи, например, где и кем работают родители. Практически все дети с трудом отвечали на этот вопрос, несмотря на то, что им уже по восемь лет. В лучшем случае дети могли ответить на одну часть вопроса, например, «работает на заводе», «мой папа – начальник», и т. д.

 Не менее тревожен тот факт, что из тринадцати детей на вопрос: «Кто на рисунке самый счастливый?», дети отвечали: «Папа», «Мама», «Брат» и т. п. Лишь в двух ответах мы услышали: «Мы все счастливы». На вопрос: «Кто самый несчастный?», дети отвечали по-разному: «Я», «Мама», «Дедушка». Но самое любопытное, что на вопрос: «Почему?», они не смогли дать ответ. Дети либо говорили, что не знают почему, либо отвечали: «Потому, что это так». Ответа же, выражающего чувства, нам не удалось получить. Возможно это происходит потому, что большинство родителей сами не умеют вербально, или не вербально, выразить свои чувства, а также не учат этому детей.

Дети чувствуют непонимание, отсутствие эмпатии в семье, что приводит к эмоционально-личностным проблемам: чувству неполноценности в семейной ситуации, тревожности, отсутствию эмоциональной поддержки. Все это может привести к повышению агрессивности, негативным подростковым реакциям, неумению в дальнейшем строить взаимоотношения в своей семье.

Для того,чтобы снивелировать данные проблемы, необходима коррекция детско-родительских взаимоотношений. Следует проводить комплексную работу с семьей, как с родителями, так и с детьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.005 с.)