Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов.



Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов.

 В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

- что производить и в каком объеме;

- каким образом производить избранные виды благ;

- кто получает то, что произведено;

- какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Микроэкономик а - представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стандартной частью экономического образования в любой стране.

Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Рыночное равновесие и структура рынка.

4. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

5. Асимметрия информации — как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.

6. Внешние эффекты (экстерналии) — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

7. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие:

1. Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.

2. Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством — функция.

Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов. Например, «y является функцией x» записывается таким образом: y = f(x), где y — функция x, а х — аргумент функции.

3. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние в ней относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, такое равновесие называется устойчивым.

4. Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, теорию либо улучшают, либо отвергают и создают новую. Позитивисты считают — нужно объяснять, что и как происходит в экономике, однако давать субъективные оценки не следует.

 

Вопрос 2. Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер.

Вопрос 6.

Движущей силой рыночной экономики являются потребности людей, удовлетворить которые можно, лишь получая доход и обладая в силу этого платежеспособным спросом. Для удовлетворения потребностей и получения дохода организуется производство экономических благ (товаров и услуг). Эти блага удовлетворяют потребности людей, одновременно их реализация приноситд оход производителю, создавая базу для того, чтобы и его потребности превратились в платежеспособный спрос и были удовлетворены. Для производства требуются определенные ресурсы, которые применяются в нужных комбинациях.

Факторы производства

Современная экономическая теория классифицирует необходимые для производства ресурсы по крупным группам, называемым факторами производства

Рис. 1. Факторы производства

Первый и наиважнейший фактор производства ¾ труд. Это целесообразная хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, получение дохода. В рыночной экономике получение дохода выступает как непосредственная цель, а удовлетворение потребностей людей ¾ как конечная и опосредованная первой.

В процессе труда человек затрачивает умственную и физическую энергию. В различных видах труда может преобладать либо умственное (интеллектуальное) начало, либо физическое.

Второй фактор производства ¾ земля (природные ресурсы). Данный термин следует понимать в его расширительном значении. Во-первых, земля ¾ это вообще всякое место, где находится человек: живет, трудится, отдыхает, развлекается и т. п. Во-вторых, на земле как на территории также расположены производственные и другие предприятия. В-третьих, земля, имеющая биологические свойства плодородия, служит объектом сельского и лесного хозяйства. В-четвертых, она является также источником полезных ископаемых, водных и других ресурсов

Третий фактор производства ¾ капитал. Существует огромное число определений капитала. Суть их зависит от целей, логики, аспектов, избранных для изучения экономики той или иной экономической теорией. В концепции факторов производства под капиталом понимается вещественный (реальный) капитал ¾ все средства производства длительного или краткого пользования. Сюда относятся сырье, машины, оборудование, производственные сооружения и др.

Чтобы факторы производства использовались и комбинировались наилучшим образом, необходим фактор особого рода ¾ предпринимательская способность. Речь идет о том, что в рыночной экономике имеет место особого рода деятельность, которую осуществляет предприниматель, т. е. человек, организующий, планирующий хозяйственную деятельность, принимающий решения и т. п..

Наконец, в качестве фактора производства многие экономисты выделяют и технический прогресс. В условиях современного хозяйства важен не только размер капитала, но и его технологический уровень. Промышленные установки могут, например, иметь одинаковую стоимость, но одна из них может быть при этом более новой, а другая устаревшей.

 

Вопрос 7. Субъекты рынка - это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.

Существуют следующие виды субъектов рынка:

1.Домашнее хозяйство.

2. Банки.

3. Предприятия.

4. Государство.

Рассмотрим подробнее каждый из субъектов рыночной экономики:

1. Домашнее хозяйство (экономическая единица в составе одного или нескольких человек) - с одной стороны, является покупателем товаров и услуг, с другой – имеет в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую можно продать или сдать в аренду).

Они обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала. Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей. Немаловажно то, что они самостоятельно принимают решения на потребительском рынке.

Домашнее хозяйство рассматривается как общее хозяйство, которое ведет группа совместно проживающих людей. Как правило, сюда входит семья - малая группа, которая основана на брачном союзе мужчины и женщины или кровном родстве.

История появления денег

В первоначальном периоде существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство. Производимая продукция предназначалась для собственного потребления. Постепенно происходила специализация людей на изготовление определённых видов продукции. Излишки стали использоваться для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Хозяйствующие субъекты начали производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена на другие товары или для реализации. Для непосредственного обмена товара на товар нужна потребность продавца именно в том товаре, который предлагается другой стороной. Следовательно, обмен товарами может происходить при наличии нужных товаров у обеих сторон, вступающих в сделку. Постепенно выделялись товары, обладавшие высокой ликвидностью (способностью к реализации). Это был скот, меха, драгоценные камни, соль, зерно, драгоценные металлы. Именно последние (главным образом золото) были выделены в качестве общего эквивалента. Этому способствовали несколько качеств, присущих золоту: редкость, однородность, делимость, длительность хранения, портативность. Итак, товар, обладающий наибольшей ликвидностью, становится деньгами. По определению: деньги – это абсолютно ликвидное средство. Надо заметить, что деньги появились как результат экономических отношений в хозяйственной жизни людей. То есть появление денег абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена. Слово «деньги» возникло потому, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. Есть также свидетельства того, что тысячи лет назад в примитивных обществах использовали камни. У бумажных денег были предшественники в виде документов, обещающих платежи золотом, серебром или другими ценными предметами. Известные истории первые, находившиеся в обращении банкноты, были выпущены китайскими банкирами в восемнадцатом веке. Банки и банкиры существовали повсюду уже в течение многих веков до появления первых банкнот. На ранней стадии банкноты поддерживались монетами, и именно благодаря этому их стали воспринимать как деньги. К семнадцатому веку бумажные деньги были в обращении в очень ограниченных количествах всего в нескольких странах. Английский банк начал выпускать банкноты в 1964 году, т.е. в том году, когда было образовано это учреждение.

Свойства эластичности

Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.

Эластичность и наклон кривой спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.

 

Переменные затраты

Затраты на сырье и основные материалы;

Затраты на электроэнергию, топливо;

Заработная плата рабочих осуществляющих производство продукции с начислениями на неё;

другие затраты.

Постоянные затраты

Обязательства предприятий (проценты по займам и др.);

Налоги;

Амортизационные отчисления;

Оплата охраны;

Оплата аренды;

 

Вопрос 22. Средние издержки – это валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции.

Средние постоянные издержки (AFC) - это общие постоянные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных издержек (FC) на соответствующее количество (объем) выпущенной продукции:

AFC = FC/Q.

Поскольку общие постоянные издержки не изменяются, то при делении их на увеличивающийся объем производства средние постоянные издержки будут падать по мере увеличения количества выпускаемой продукции, ибо фиксированная сумма издержек распределяется на все большее и большее количество единиц продукции. И наоборот, при сокращении объема производства средние постоянные издержки будут расти.

Средние переменные издержки (AVC) - это общие переменные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления переменных издержек на соответствующее количество выпущенной продукции:

AVC = VC / Q.

Средние переменные издержки вначале падают, достигая своего минимума, затем начинают расти.

Средние (общие) издержки (АТС) - это общие издержки производства на единицу продукции. Они определяются двумя способами:

а) путем деления суммы общих издержек на количество произведенной продукции:

ATC = TC/Q;

б) путем суммирования средних постоянных издержек и средних переменных издержек:

АТС = AFC + AVC.

Вначале средние (общие) издержки высокие, поскольку производится небольшой объем продукции, а постоянные издержки большие. По мере увеличения объема производства средние (общие) издержки снижаются и достигают минимума, а затем начинают расти.

Предельные издержки (МС) - это издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки равны изменению общих издержек, деленному на изменение объема произведенной продукции, т. е. они отражают изменение издержек в зависимости от количества выпускаемой продукции. Поскольку постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда равны нулю, т. е. MFC = 0. Поэтому предельные издержки - это всегда предельные переменные издержки, т. е. MVC = МС. Из этого следует, что увеличивающаяся отдача переменных факторов сокращает предельные издержки, а понижающаяся отдача - наоборот, их увеличивает.

Предельные издержки показывают, какова величина затрат, которые фирма понесет при росте производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, которые она сэкономит в случае уменьшения производства на данную единицу. В том случае, когда дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции меньше средних издержек уже произведенных единиц, производство данной следующей единицы понизит средние общие издержки. Если же издержки на следующую дополнительную единицу будут выше, чем средние издержки, ее производство повысит средние общие издержки. Изложенное относится к короткому периоду.

 

 

Вопрос 23. В долгосрочном периоде фирма может менять все используемые факторы производства, и, следовательно, переменными становятся все издержки производства.

Издержки производства, характеризующие затраты факторов производства на единицу продукции в долгосрочном периоде, называются долгосрочными средними издержками (LAC).

Зависимость между объемом выпуска и издержками производства в долгосрочном периоде описывается кривой долгосрочных средних издержек производства. Последняя показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства

Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой определяется эффектом масштаба (отдачей от масштаба).

Если положительный эффект масштаба исчерпывается достаточно быстро, а отрицательный не наступает в течение длительного времени, то долгосрочные средние издержки производства остаются постоянными длительное время.

Если положительный эффект масштаба действует достаточно долго, а отрицательный не наступает в течение длительного времени, то долгосрочные средние издержки производства снижаются продолжительное время.

Если положительный эффект масштаба исчерпывает себя быстро, то падение долгосрочных средних издержек производства вскоре сменяется их ростом.

Наименьший объем производства, при котором фирма минимизирует свои долгосрочные средние издержки производства, определяет минимальный эффективный размер предприятия.

Таким образом в долгосрочном периоде все издержки производства переменные. Динамика долгосрочных средних издержек зависит от эффекта масштаба - эффекта увеличения объема производства. Различают: положительный эффект масштаба; отрицательный эффект масштаба; постоянную отдачу от масштаба. Минимальный эффективный размер предприятия характеризуется наименьшим объемом производства, при котором фирма минимизирует свои долгосрочные средние издержки производства.

Износ — обесценивание долгосрочных материальных производственных активов (основных средств), таких как здания, оборудование, транспорт, сопровождающееся потерей их технико-экономических характеристик.

Существует три типа износа:

Физический износ — износ имущества, связанный со снижением его стоимости в результате утраты своих физических свойств (прочность, внешний вид и т. п.) путем естественного физического старения в процессе использования данного объекта имущества;

Моральный (функциональный) износ — частичная утрата основными фондами потребительной стоимости в связи с удешевлением их воспроизводства или в связи с более низкой производительностью по сравнению с новыми;

Экономический износ — уменьшение стоимости имущества вследствие изменения внешних факторов (политических, экономических, экологических и т. д.).

АМОРТИЗАЦИЯ — исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. Амортизация есть одновременно средство, способ, процесс перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию. Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств. Величина годовых амортизационных отчислений предприятия, организации определяется в виде доли первоначальной стоимости объектов, представляющих основные средства. Нормативное значение этой доли называют нормой амортизации.

 

Вопрос 24.

Издержки производства - это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.

При оценке издержек производства в долгосрочном периоде необходимо учитывать изменение цен на ресурсы. Причем цены могут изменяться как на переменные, так и на постоянные ресурсы (капитал). Определенный интерес в этой связи представляет рассмотрение поведения средних издержек.

С ростом объемов производства в начальные периоды происходит снижение средних издержек, а затем, достигнув минимума, издержки начинают возрастать — это характерно для всех состояний предприятия. Каждое последующее состояние предприятия характеризуется увеличением его производственной мощности. В реальной жизни рост мощности предприятия происходит не плавно, а скачкообразно. Поэтому на рисунке и даны отдельные графики средних издержек предприятия.

 

Для долгосрочного периода характерно как изменение цен на ресурсы, так и изменение размеров предприятия. Поэтому для долгосрочного периода средние издержки предприятия графически можно изобразить в виде огибающей кривой, касающейся кривых краткосрочных средних издержек.

 

 

Вопрос 25. Эффективность использования ресурсов в долгосрочном периоде связана с реализацией положительного эффекта масштаба. До определенного момента он снижает средние издержки, а затем сменяется отрицательным эффектом, т. е. повышением издержек. Критерием эффективности размеров предприятия является так называемый оптимальный (или минимально эффективный) размер предприятия. Оптимальный размер предприятия  это размер предприятия, обеспечивающий минимальные средние долгосрочные издержки.

Что под этим понимается? При объеме производства Q0 кривая средних долгосрочных издержек достигает минимума. Это значение выработки соответствует тому масштабу производства, при котором экономия является наивысшей.

Минимально эффективный размер предприятия - это чисто технологический критерий, выражающий поведение издержек. Он не учитывает факторы спроса на продукцию, некоторые аспекты конкурентной стратегии фирмы, например, стремление, удержать завоеванную долю на рынке. Тем не менее, критерий минимальных средних издержек во многом определяет поведение фирмы в долгосрочном периоде.

Экономия на масштабах производства - экономическая закономерность, согласно которой суммарные издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объема выпуска продукции.

Существование экономии на масштабах производства не означает, что предприятия могут увеличиваться до бесконечности. Так, на слишком больших заводах технологические преимущества перерождаются в не­достатки. В производственных процессах возникают узкие места: высокоэффективные основные операции тормозятся вспомогательными, контрольными, погрузоразгрузочными и тому подобными работами, которые не поспевают за ростом производительности главных технологических линий. Излишняя специализация и выгоды от совместного производства нескольких товаров показывают свою оборотную сторону. А именно, производство становится неповоротливым, неспособным быстро реагировать на изменение ситуации на рынке. Например, узкоспециализированные машины обычно производительней универсальных, но их трудно перестраивать на выпуск новых продуктов. Не увеличивает гибкости и связка основного производства с выпуском массы сопутствующих продуктов. Ведь любые перестройки работы главных технологических линий в этих условиях надо вести так, чтобы не повредить и побочному производству. А это далеко не всегда воз­можно.

Словом, при превышении фирмой определенного (оптимального) размера экономия на масштабах производства сменяется дезэкономией, т.е. тенденцией к возрастанию издержек на производство единицы продукции по мере дальнейшего роста размеров предприятия.

Более того, в результате исследований выяснилось, что дезэкономия на масштабах производства наступает уже при сравнительно небольших размерах предприятия. Было установлено, что реальные размеры крупнейших фирм значительно больше оптимальных и, следовательно, что они, казалось бы, должны уступать по эффективности меньшим (а именно точно соответствующим оптимальному размеру) фирмам. Как сказано в одном из популярных учебников экономикс, «общий вывод гласит, что существующий уровень концентрации во многих отраслях не может быть оправдан экономией, обусловленной ростом масштабов производства».

 

Вопрос 26.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации.

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой» (2,51), принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.

Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

 

Колебания цены могут быть довольно интересными – сравните цену яблок в конце лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не только в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру.

Несовершенная конкуренция.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

 

 

Вопрос 27. Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

- бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

- однородность и делимость продаваемой продукции

- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

- высокая мобильность факторов производства

- равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

Конкуренция является одним из основных условий для развития рыночной экономики. По мнению ведущих экономистов, существуют несколько условий совершенной конкуренции, при выполнении которых возможно значительно ускорение развития экономики. Очевидно, что создание совершенной конкуренции на реальном рынке практически невозможно, но стремиться к созданию условий для идеальной конкуренции просто необходимо.

В соответствии с наиболее распространенным определением, совершенная конкуренция — это состояние рынка, при котором на рынке действует большое количество производителей и покупателей товара, при этом никто из них не может диктовать условия покупки или продажи определенного товара. Предполагается, что как покупатель, так и продавец имеют полную информацию о товаре, а также о ценах на данный товар в других регионах, кроме того, цена на товар является справедливой, т. е. устанавливается при помощи функции спроса и предложения.

В настоящее время выделяется пять основных признаков идеальной конкуренции: однородность товаров, представленных на рынке, свободное ценообразование на все виды товаров, отсутствие входных и выходных барьеров для той или иной отрасли производства, а также отсутствие ограничений на количество участников рынка и давления на производителей и покупателей товаров и услуг.

Очевидно, что подобное положение дел практически невозможно. Большинство товаров, которые выходят на рынок, облагаются налогами, а некоторые товары — дополнительными акцизами, что, например, позволяет сдерживать рост производства и потребления алкоголя и табака.

 

 

 

Многие производители товаров предпочитают применять как рыночные, так и внерыночные методы для захвата большей части рынка. В некоторых случаях новая компания, которая стремится захватить рынок, предлагает качественный товар по низким ценам, в других случаях использует административные ресурсы для борьбы с конкурентами или продвижения своих товаров на рынок.

Одной из основных проблем, которая не дает создавать условия совершенной конкуренции, является применение различных рекламных технологий, благодаря которым потребителям преподносится «идеальный» товар, большинство отрицательных свойств которого замалчивается. Кроме того, многие производители товаров или услуг применяют различные методы промышленного шпионажа, а также копирования лучших образцов товаров конкурентов и искусственно увеличивают издержки производства.

Более того, практически любой производитель старается занять монопольное положение, что позволяет диктовать цены и объемы продаж на рынке. Для улучшения условий конкуренции, государство должно предпринимать антимонопольные меры для создания условий, близких к совершенной конкуренции.

Основные черты рынка совершенной конкуренции:

- значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

- объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную - долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену;

- всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

- все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

- мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

При соблюдении этих условий возникает действительно равноправное положение всех участников рынка. Такой рынок позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной конкуренции производитель может увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства

 

 

Вопрос 28. На первый взгляд может показаться, что получение прибыли будет определять решение о целесообразности производства и в краткосрочном периоде. Однако на деле ситуация сложнее. Ведь в краткосрочном периоде часть издержек фирмы носит постоянный характер и при остановке производства не исчезает. Скажем, арендную плату за землю, на которой рас­положено предприятие, придется вносить независимо от того, простаивает ли или работает завод. Другими словами, убытки фирме гарантированы Даже в случае полного прекращения выпуска продукции.

Фирме предстоит взвесить, когда убытки будут меньше. В случае полной остановки завода доходы будут отсутствовать, а расходы точно равняться постоянным издержкам. В случае продолжения производства к постоянным издержкам прибавятся переменные, но зато появятся и доход от реализации продукции.

Таким образом, в неблагоприятных условиях решение о временном прекращении производства принимается не в момент исчезновения прибыли, а позже, когда убытки от производства начинают превышать величину постоянных издержек. Критерием целесообразности произведете в краткосрочном периоде является непревышение убытками размера постоянных издержек (П < TFC).

Это теоретическое положение полностью соответствует хозяйственной практике. Никто не останавливает производство при «ременном появлении убытков. В ходе финансового кризиса 1998 г. доля убыточных промышленных предприятий в России выросла, например, до 51%. Но вряд ли кто-нибудь счел бы лучшим выходом из тяжелой ситуации остановку половины промышленности страны.

Критерий целесообразности производства справедлив не только для условий совершенной конкуренции, но и для любых других типов рынка Не случайно при его выведении мы не использовали ни одно из условий совершенной конкуренции.

 

 

Вопрос 29. Если говорить о долгосрочном периоде, то очевидно, что таким критерием будет наличие неотрицательной экономической прибыли.

Если же в долгосрочном периоде появляются экономические убытки, владельцы фирмы прибегают к её закрытию и распродаже имущества. Однако, даже если собственники убыточной компании не желают её закрывать, закрытие часто осуществляется помимо их воли. Действительно ради продолжения производства долговременно убыточной фирме приходится делать займы, погасить которые она не в состоянии. Рано или поздно такая политика приводит к банкротству, то есть к неспособности предприятия платить по своим обязательствам. После признания фирмы банкротом прежние собственники отстраняются от управления ею, а имущество направляется на покрытие долгов перед кредиторами.

Вход на рынок совершенной конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в отрасли ресурсов.

Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономических прибылей послужит своеобразным стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведёт к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться всё большая доля ресурсов.

И, наоборот, экономические убытки будут выполнять роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем, используемых в отрасли ресурсов. Ведь если фирма вознамерилась оставить отрасль, то в условиях совершенной конкуренции она не встретит на своём пути никаких барьеров. То есть фирма в этом случае не будет нести каких-либо безвозвратных издержек и найдёт своим активам новое применение или продаст их без ущерба для себя. А потому реально сможет осуществить своё стремление переместить ресурсы в другую отрасль.

Устанавливающееся в отрасли равновесие в долгосрочном периоде удовлетворяет трём условиям:

1) выполняются условия краткосрочного равновесия, то есть краткосрочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу и цене;

2) каждая из фирм удовлетворена объёмами используемых производственных мощностей;

3) фирма получает нулевую экономическую прибыль, то есть сверхприбыль не образуется, а потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть её.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффективный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

В долгосрочном периоде кривая предложения отрасли не может быть получена суммированием кривых предложения фирм отрасли, поскольку количество этих фирм в долгосроч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.101 с.)