Имена, состояния и энергичная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имена, состояния и энергичная работа



 

Почему бы нам в работе со Сью не остаться с обнаруженными статичными образами и состояниями матери, ребенка и головной боли? За раздражением матери, страданиями от головной боли и реакциями ребенка мы обнаружили ту же самую энергию, только выраженную по-разному. Эта мощная сила вначале мешала и беспокоила Сью, а в итоге она слилась с этой самой энергией в неистовом танце.

Стремление дать статичные имена частям наших "я" (о чем говорилось в главе 6) может принести пользу на определенной стадии, когда нам необходимо понять и проанализировать эти части. Однако в таком назывании определенных форм энергии — например, “ужасная мать” или “головная боль” — кроется опасность, что, во-первых, некоторые внутренние переживания могут быть названы и заморожены в тесных "контейнерах", которые могут подойти к любой ситуации, а могут и не подойти; во-вторых, появятся трудности с тем, чтобы забраться внутрь такого контейнера и помочь раскрыться его содержимому; в третьих, нелегко отказаться от закрепившегося названия и творчески подойти к использованию энергии этого состояния — быть гибким в слиянии с нашими переживаниями. Мы помним предостережение Лао Цзы не увлекаться чрезмерно наименованиями вещей и явлений, а стараться достичь их сути: ”Дао, которому можно дать имя, не есть неизменное Дао”.

Действительно, названия некоторых процессов могут привести нас в замешательство. Например, мы не знаем, что больше необходимо Сью — сблизиться со своей матерью, излить раздражение ребенка, исследовать взаимоотношение между этими двумя частями или сконцентрироваться на своей мигрени. С точки зрения процесса, за каждым состоянием кроется одна и та же энергия.

Концепция энергии с древних времен до наших дней играет большую роль во многих школах, ориентированных на работу с телом. В этих школах основное внимание уделяется потокам и руслам энергии в теле, поиску и преодолению препятствий для того, чтобы течение энергии стало плавнее.

Специалист по процессуальной работе, как творец, обнаруживает энергию, уже существующую в наших зажимах, в тревожности, симптомах, вторичных образах и сигналах и приближается к этим энергетическим точкам, работая возле барьера клиента, а затем творчески использует эту энергию. Процессуальная работа заключается не в том, чтобы перейти с одного берега реки на другой — от одного образа к другому; суть ее в том, чтобы войти в реку, плыть по ее течению и жить в этом динамичном потоке[95]. Войдя в контакт с изменчивым процессом, стоящим за нашими переживаниями, мы откроем сновидящий процесс, энергию и творчество, таящееся в образах сна, симптомах и проблемах.

Еще древние даосы были достаточно хорошо осведомлены об этой энергии, которая является неотъемлемой частью всех событий. Они рассматривали Дао как “бесконечную сеть непрерывных движений и изменений, испещренную мелкими и крупными волнами, зыбкой рябью, напоминающими рекe”[96]. Любое мимолетное очертание реки непостоянно.

 

"Подобно изменчивым облакам предметы и действия нашего мира даос рассматривает как образы и стадии, которые задерживаются в определенных формах достаточно долго, чтобы мы успели рассмотреть их. При сильном ветре облака быстро изменяют свои очертания, при самом слабом из ветров Дао горы и скалы на земле изменяют свои формы очень медленно — но постоянно и определенно".

 

Переменчивую энергию Дао в произведениях искусства часто изображают в виде полосок или "линий дракона", протекающих через предмет или картину. Эти прожилки или линии символизируют поток Дао, который “не заключен внутри какого-то предмета, но пронизывает его насквозь”.

Другая полезная аналогия взята из современной физики. Эта наука описывает взаимодействие между состояниями и энергией в терминах корпускулярно-волновой теории[97]. В зависимости от вашего взгляда на электрон, он проявляет себя либо как частица, либо как волна. Психологическая корреляция может быть следующей: в зависимости от того, когда и как вы смотрите на конкретный процесс, он может быть похож на частицу — например, образ сна или состояние (в случае со Сью — образ матери, симптом или злость ребенка). И в то же время он может проявить себя как волна — к примеру, в виде энергии, стремящейся к самовыражению (динамичная энергия Сью, нашедшая выражение в танце).

Работа терапевта заключается в том, чтобы заметить, когда появляется “корпускулярная”, а когда “волновая” часть процесса. В примере со Сью акцент на взаимодействии с матерью или на головной боли не привел к развитию процесса. Только гибкость Арни позволила творчески исследовать энергию, стоящую за всем этим.

Сью стоит на перекрестке понимания и конфронтации между различными персонажами и темами своей истории. Это одна важная часть ее работы. Другая часть ее опыта связана с жизнеутверждающей силой, стоящей за этими событиями. Трепет волнения охватывает нас на берегу реки под названием жизнь. Нам необходимо знать, чего можно достичь, перенося свой взгляд с корпускулярного на волновой берег процесса.

 

Творец симптомов

 

Идеи энергии и творчества неразрывно связаны с учением об острых и хронических симптомах. Проведенные исследования показали, что каждый симптом имеет по меньшей мере две части. Есть жертва (или некто, страдающий от боли) и тот, кто создает симптом, кто причиняет боль. Если мы, пусть даже на короткое время, свяжемся с этим создателем симптома (вместо того, чтобы оставаться в позиции жертвы), то внезапно обнаружим колоссальный запас энергии, которую можно использовать[98].

Если помните, в пятой главе мы рассматривали пример с мужчиной, который работал с симптомом дрожи. Когда он поменялся ролями с "творцом" симптома — лихорадкой — сам он трястись перестал. И действительно, как только он идентифицировал себя с тем, что заставляло его дрожать и трястись, то обнаружил в себе огромное количество нерастраченной энергии, которая в итоге обернулась сильным желанием стать политиком.

Другой, 60-летний мужчина работал со своей хронической астмой, которая беспокоила его еще с детских лет. Когда он сам стал той силой, которая сдавливала его грудь, то испытал прилив энергии, его охватило радостное возбуждение. Оставаясь этой “давящей” силой, он вдруг начал прыгать по комнате и ходить колесом! Кто мог подумать, что столь креативная энергия кроется в его астме? Как досадно не испытать всего этого!

 

Работа со взаимоотношениями

 

В работе со взаимоотношениями обращение к сновидящему процессу может иметь неожиданный результат, если позволить ему творчески выразиться. Я вспоминаю работу с двумя женщинами. Они только что познакомились друг с другом и повели довольно милую беседу. Когда они последовали за своими вторичными телесными сигналами, одна из них стала очень застенчивой, в то время как другая оживилась и взяла на себя роль ведущего. В итоге они исполнили по-настоящему смешной "танец". Робкая женщина носилась по комнате, а напористая подпрыгивала и пыталась ее схватить. Когда процесс раскрылся, произошло переключение ролей. Стеснительная женщина заинтересовалась игрой и стала бегать за той, которая прежде была активной. Теперь оробела вторая. Они по очереди двигались навстречу друг другу, как в детской игре, пытаясь отгадать, кто есть кто. Восхитительно видеть сновидящий "танец" их взаимоотношений!

 

Терапевт как художник

 

Порой терапевт может почувствовать в себе “свободный дух”, который мчится по волнам Дао — тот, который внезапно возникает и создает творца. В такой момент он похож на художника, черпающего вдохновение в энергии происходящего. Подобно китайскому живописцу, терапевт может выйти за пределы привычной плоскости событий и открыть смысл и энергию формы.

 

"Стать бамбуком и забыть, кто ты на самом деле, пока изображаешь его — это Дзэн бамбука, это движение с “ритмическим перемещением духа”, живущего в бамбуке, как, впрочем, и в самом художнике"[99].

 

Этот художник не идентифицирует себя с самим бамбуком как статичной формой, но направляется заключенными в нем энергией, ритмом и духом. Мастер единоборств проникает в сущность каждого движения — будь то пластика животного или общепринятый жест, которые он не просто имитирует, но скорее отражает[100]. Японский поэт хокку в нескольких словах и звуках передает сиюминутное переживание, которое невозможно выразить обычным языком.

Творчески мыслящий терапевт не сидит просто так, откинувшись на спинку стула и наблюдая за проходящей мимо жизнью, он успевает схватить набегающие волны творчества. Не довольствуясь статичным описанием переживания, он входит в сновидящий процесс этого переживания и плывет по его течению. Он — художник или поэт; сливаясь с энергией реки, он свободен действовать и исследовать, танцевать, петь или играть, открывая в этом действии нечто новое и неожиданное.

 

Интеграция

 

В примере Сью виден целый пласт процессуальной работы с ее состояниями и персонажами, которые, в конечном итоге, связаны с течением природы, лежащим в основе всех происходящих событий. Следующий шаг — не просто заметить эту энергию, но творить вместе с ней. Мы не пассивные челны, скользящие по речной глади; мы активно творим вместе с речными волнами.

Какое отношение это имеет к интеграции? В традиционном понимании интегрировать — значит найти новые стороны "я" и в последующем использовать их в повседневной жизни. Процессуальная работа предлагает иной взгляд на интеграцию: открытые нами части важны, но итоговая интеграция подразумевает развитие знания о непрерывном — на протяжении всей нашей жизни — течении процесса. Мы можем окунуться в него с головой, целиком отдавшись во власть энергии, пронизывающей насквозь нас самих и наши взаимоотношения в каждый момент, в любое время. Это интеграция знания [101].

В работе со Сью интеграция заключалась, например, в следующем: заметить, когда возникла эта вихревая энергия, ухватить ее и в тот же момент последовать за ней, а не предписывать соответствующие изменения в поведении. Для терапевта это знание состоит в том, чтобы заметить изменения собственных чувств по ходу работы, дать им возможность проявить и раскрыть себя.

Интеграция, таким образом, есть постоянная осведомленность о сновидящем процессе, пронизывающем нашу жизнь, независимо от того, занимаемся ли мы терапией, работаем или отдыхаем дома. Она сфокусирована на динамичных и изменяющихся движениях внутри нас и способности трансформировать их в творческую силу, что бы мы ни делали. Жизнь становится непрерывным, возрождающимся и творческим устремлением. Арни говорит:

 

"Если вы занимаетесь процессуальной работой, вы заинтересованы в том, чтобы охватить весь жизненный процесс целиком, а не только одну его стадию. Вы хотите пройти весь путь. Ваш процесс может дать вам все, в чем вы нуждаетесь в данный момент. Если вы пытаетесь следовать за своим процессом, не нацеливаясь на определенную задачу, то вы сможете проявить свою индивидуальность. Ваша жизнь станет богаче..."[102].

 

Терапевт, который обнаружил в себе метанавык творчества, заинтересован как в том, чтобы произошли изменения в поведении, так и в том, чтобы "оседлать" динамичную энергию жизни. Он — художник, который следует за возникающими образами и состояниями, а также за энергией, которая в них заложена. Он предоставляет своему клиенту возможность созидать, используя эту энергию, и в то же время сам свободен творить и следовать за сновидящим процессом. Используя метанавык творчества, терапевт становится ярким примером творческой и спонтанной жизни.

 

 

ГИБКОСТЬ И СПОКОЙСТВИЕ

 

Основу процессуальной работы составляют обнаруженные и раскрытые уникальные изменения природы. Как нам приспособиться к этому стремительному потоку перемен? Как нам быть столь гибкими, чтобы следовать спонтанным и неожиданным порывам собственных переживаний? Какое духовное мастерство для этого необходимо? В этой главе я описываю два метанавыка, которые помогут нам решить эту задачу. Первый я называю гибкостью, второй — спокойствием.

Давайте сначала обратимся к примеру, а затем обсудим эти метанавыки подробнее. В качестве иллюстрации я приведу работу с группой, состоящей примерно из пятнадцати детей в возрасте четырех лет. Обратите внимание, как Арни обнаружил спонтанный процесс этой группы и помог ему раскрыться в виде сказки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.013 с.)