Характерные черты национальной экономической модели Франции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты национальной экономической модели Франции.



Характерные черты национальной экономической модели Франции.

Национальная экономическая модель – способ организации взаимоотношений между бизнесом и государством. Французская социально-экономическая модель возникла в середине XX века вследствие исторического отставания в развитии крупного частного бизнеса, а также под воздействием духовно-идеологических (католицизм, «исключительность» Франции) и политических (cohabitation – сосуществование президента и правительства, представляющих разные партии) факторов, и характеризовалась доминированием государства.

История формирования: Начиная с конца 2МВ, развитие во Франции главного субъекта рыночной экономики - частного бизнеса шло неоднозначно:

•1944 – 1965. Послевоенная национализация добыв. промышленности, транспорта, связи, энергетики, авиа- и автопрома, нефтеперераб. производств, хим. промышленности, электроники, банковской сферы. Однако скоро стало очевидно, что эта модель неэффективна, требует огромных бюджетных влияний и импорта промышленных товаров. Дефицит ТБ и ПБ ухудшился в ходе интеграционных процессов в Европе. Французская промышленность оказалась неконкурентоспособна.

•1966-1980-е. Либерализация с переменным успехом. Французский бизнес набирает обороты. Волна слияний и поглощений. Пик инвестиций. В 1960г. среди списка 100 ТНК была только 1 французская – государственная Renault. В 1971г. – 8 фирм  из них 5 частных). Затем нефтяные шоки, кризис, сокращение внешнего спроса.

•1980-е. Новая волна национализации. Государство начинает давать деньги из бюджета на санирование предприятий, но их не хватает. Правительство Миттерана переводит предприятия на самофинансирование, и они начинают приходить в чувство.

•С 1986 года – приватизация с переменным успехом. У государства остается менее 50% того, чем оно владело в 1981 году. Переход к рыночному формированию цен на акции. С середины 90-х годов французский бизнес активно растет, однако в руках государства остается часть промышленности (7-8% ВВП, естественные монополии и ж/д). Отказ от жесткого планирования.

Современная характеристика. Сегодня во Франции активно предпринимаются попытки снизить государственное вмешательство в экономику. Полностью или частично были приватизированы многие крупные фирмы, банки и страховые компании, государство значительно снизило свою долю в капитале таких ведущих компаний, как Air France, France Telecom, Renault, Thales. Тем не менее, государство сохраняет своё присутствие в стратегически важных отраслях, таких, как военная промышленность, оборона, общественный транспорт, энергетика.

Государство сохранило соц. модель, которая препятствует его развитию и снижает конкурентоспособность (налоги – 1 место в ЕС). Снижение налогового бремени невозможно, т.к. реформирование системы соцобеспечения вызывает волны протестов населения. Бизнес старается выводить производство за рубеж. Еще одна проблема – колоссальный мелкий бизнес: 55% предприятий не нанимают вообще рабочую силу, 35% привлекают менее 10 человек. Такие предприятия не могут быть локомотивом развития современной экономики постиндустриального типа. Франции необходимо реформировать свою нац. экономическую модель, чтобы оставаться хотя бы в 10-ке ведущих стран мира. И каким будет новая модель пока не понятно.

Отраслевые особенности

Автомобильная промышленность Франции продолжает оставаться одной из важнейших отраслей. Несмотря на наличие таких неблагоприятных факторов, как рост цен на энергоносители и сырье, а также усиление конкуренции со стороны иностранных автомобильных компаний, французским автопроизводителям удается не только не отступать с завоеванных на рынке позиций, но и усиливать их, увеличивая производство и сбыт. Также развиваются различные виды сопутствующих автомобильной промышленности услуг. Франция является одной из ведущих стран в аэрокосмической и военнопромышленной отраслях. Сталкиваясь с международной конкуренцией, французские компании сотрудничают с зарубежными. Так, например, программа Airbus была запущена благодаря кооперации таких стран, как Франция, Германия, Великобритания и Испания. Французская химическая промышленность (в т.ч. и фармацевтика) занимает 5 место в мире после США, Японии, Германии и, с недавних пор, Китая. Парфюмерное и косметическое производство является одним из наиболее значимых достижений этой промышленности. Активно развиваются строительные компании. Текстильная промышленность теряет свои позиции. Производство электроники является «больной отраслью». Франция испытывает недостаток инновационных технологий и во многом зависит от американских и японских компаний. Пожалуй, эта одна из наименее успешных отраслей французской промышленности.                                            


Торговля товарами

В настоящий момент франция является одним из крупных участниуов мировой торговли, 6-е место в мире по экспорту и 5-е место по импорту.

Экспорт

В 2010 году общий объем французского экспорта составил $456.8 миллионов долларов: Товарная структура французского экспорта:

1. Готовые изделия 57,8%:

· Машины, оборудование (в особенности для авиастроения) и транспортные средства 42,3%

· Потребительские товары 15,5% в том числе фармацевтические товары (особенности французской статистики, которая относит их к группе потребительских товаровJ). Так же велика доля текстильной и обувной промышленности.

2.  Полуфабрикаты 24,8%, в особенности продукты химической промышленности

3. АПК 11,6%

4. Сырье и топливо 5,9%

Основная товарная специализация французского экспорта - автомобили14,5% и продукция АПК 11,6%, лекарства и косметические средства 10,2%, летательные аппараты и продукция аэрокосмической промышленности 7,3%. В целом структура Французкого сектора вполне соответствует нормальной для расвитой страны, но характеризуется крайне высокой долей АПК. 

Ключевыми торговыми партнерами Франции по экспорту являются Германия (14.3%), Италия (8.7%), Испания (8.3%), Англия (7.8%), Бельгия (7.6%), США (5.8%).

Импорт

Общий объем французского импорта в 2010 году составил $532.2 миллиардов, что означает спад по сравнению с уровнем 2008 года, ($692 миллиардов).

Товарная структура импорта:

· Машины и обрудование

· Автомобиле и продукты авиастроения

· Сырая нефть

· Продукты химической промышленности

Ключевыми партнерами по импорту являются Германия (17.9%), Бельгия (11.7%), Италия (8.3%), Испания (6.9%), Нидерланды (6.8%), Англия (5.1%), США (4.3%).

Торговля услугами

По торговле услугами Франция в настоящий момент занимает третье в мире место по экспорту, уступая США и Великобритании. Если рассматривать структуру французской торговлиу слугами, основное место здесь занимает туризм (в 2006 году 37,6% от всего экспорта услуг), Францию ежегодно посещает около 80-ти миллионов туристов. Так же важными направлениями экспорта услуг являются: транспорт (23,8%), и деловые или корпоративные услуги (23,7%). Исключительно низким является показатель информационных услуг, всего 1%, при 3,4% в среднем по ЕС. Важно отметить, что не смотря на в целом хорошие позиции по экспорту услуг, Франция отстает по самым инновационны направлениям, а наиболее хорошо в широко в структуре экспорта представлены традиционные услуги с невысокой добавленной стоимостью не предъявляющие спроса на высококвалифицированный труд и инновации.

Экспорт и импорт капитала

Франция традиционно принадлежит к числу ведущих мировых экспортеров капитала. По данным Банка Франции, общий объем французских инвестиций зарубежом в 2009 составил 105,9 миллиардов евро. Из общего объема французских ПИИ на страны ЕС 27 в 2009 пришлось 77,5% (82,1 миллиард евро), их них на страны ЕС-16 – 50,4%, а на оставшиеся тсраны ЕС пришлось 27,1%. На другие развитые страны пришлось 9,9% (Наиболее привлекательными оказались США, Япония и Швейцария). На другие страны (страны с переходной экономикой, развивающиеся и слаборазвитые) соответственно пришлось 12,6% (из них в приоритете оказались Бразилия, Китай и Индия).

В 2010 году Франция привлекла 57,4 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций, что на 22% больше чем в 2009 году. Но положение Франции по привлекательности для иностранных инвесторов по прежнему остается спортным, несмьотря на ряд позитивных факторов, таких какемкий рынок, прекрасная транспортная и оммуникационная инфраструктура и финансовая система. В первую очередь стать привлекательнее для иностранных инвесторов Франции мешают социально-экономические факторы, особенности трудового законодательства, и отставание в развитии инновационных отраслей, высокие налоги, и недостатки в организации НИОКР.


Социальная политика.

Последние двадцать лет во Франции стали пересматриваться формы финансирования и организации социальных программ, их масштабность. Это связано с изменениями, которые происходят в социальных условиях, в демографии. Например, население стареет, нагрузка на трудоспособное население возрастает, увеличиваются государственные расходы на финансирование социальных программ.

Бюджет социального обеспечения сейчас в дефиците и это ведет за собой необходимость принятия новых реформ в области социальной защиты. И французское правительство приступило к разработке новой реформы в конце прошлого века. Новая политика предусматривает в первую очередь изменение политики занятости, а также ряд других первоочередных мер.

Особенность французской системы социальной защиты — очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. Для нее характерны некоторые особенности.

Во-первых, существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования.

Во-вторых, наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий.

В-третьих, большая роль дополнительных систем социального обеспечения, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Наряду с общими (базовыми) схемами социального страхования в стране функционирует множество дополнительных профессионально-отраслевых систем.

В-четвертых, существенным отличием французской системы социальной защиты (например, от шведской или английской) является ее финансирование преимущественно за счет взносов социального страхования.

В-пятых — существование различных страховых фондов, реализующих отдельные социальные программы, которые дополняют обязательные социальные услуги в рамках общих обязательных схем социального обеспечения


Характерные черты национальной экономической модели Франции.

Национальная экономическая модель – способ организации взаимоотношений между бизнесом и государством. Французская социально-экономическая модель возникла в середине XX века вследствие исторического отставания в развитии крупного частного бизнеса, а также под воздействием духовно-идеологических (католицизм, «исключительность» Франции) и политических (cohabitation – сосуществование президента и правительства, представляющих разные партии) факторов, и характеризовалась доминированием государства.

История формирования: Начиная с конца 2МВ, развитие во Франции главного субъекта рыночной экономики - частного бизнеса шло неоднозначно:

•1944 – 1965. Послевоенная национализация добыв. промышленности, транспорта, связи, энергетики, авиа- и автопрома, нефтеперераб. производств, хим. промышленности, электроники, банковской сферы. Однако скоро стало очевидно, что эта модель неэффективна, требует огромных бюджетных влияний и импорта промышленных товаров. Дефицит ТБ и ПБ ухудшился в ходе интеграционных процессов в Европе. Французская промышленность оказалась неконкурентоспособна.

•1966-1980-е. Либерализация с переменным успехом. Французский бизнес набирает обороты. Волна слияний и поглощений. Пик инвестиций. В 1960г. среди списка 100 ТНК была только 1 французская – государственная Renault. В 1971г. – 8 фирм  из них 5 частных). Затем нефтяные шоки, кризис, сокращение внешнего спроса.

•1980-е. Новая волна национализации. Государство начинает давать деньги из бюджета на санирование предприятий, но их не хватает. Правительство Миттерана переводит предприятия на самофинансирование, и они начинают приходить в чувство.

•С 1986 года – приватизация с переменным успехом. У государства остается менее 50% того, чем оно владело в 1981 году. Переход к рыночному формированию цен на акции. С середины 90-х годов французский бизнес активно растет, однако в руках государства остается часть промышленности (7-8% ВВП, естественные монополии и ж/д). Отказ от жесткого планирования.

Современная характеристика. Сегодня во Франции активно предпринимаются попытки снизить государственное вмешательство в экономику. Полностью или частично были приватизированы многие крупные фирмы, банки и страховые компании, государство значительно снизило свою долю в капитале таких ведущих компаний, как Air France, France Telecom, Renault, Thales. Тем не менее, государство сохраняет своё присутствие в стратегически важных отраслях, таких, как военная промышленность, оборона, общественный транспорт, энергетика.

Государство сохранило соц. модель, которая препятствует его развитию и снижает конкурентоспособность (налоги – 1 место в ЕС). Снижение налогового бремени невозможно, т.к. реформирование системы соцобеспечения вызывает волны протестов населения. Бизнес старается выводить производство за рубеж. Еще одна проблема – колоссальный мелкий бизнес: 55% предприятий не нанимают вообще рабочую силу, 35% привлекают менее 10 человек. Такие предприятия не могут быть локомотивом развития современной экономики постиндустриального типа. Франции необходимо реформировать свою нац. экономическую модель, чтобы оставаться хотя бы в 10-ке ведущих стран мира. И каким будет новая модель пока не понятно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.024 с.)