Глава 1. Основы рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Основы рыночной экономики



СОДЕРЖАНИЕ.

Введение                                                                                                   3

Глава 1. Основы рыночной экономики                                                5

1. Классическая рыночная экономика                                                           5

2. Субъекты рыночной экономики                                                        6

Глава 2. Регулируемая рыночная экономика                                     8

1. Государство как субъект рыночной экономики                                       8

2. Теория регулируемой рыночной экономики                                  9

Глава 3. Государственное регулирование экономики                      12

1. Государственное регулирование в Российской Федерации 12

2. Формы государственного регулирования                                       12

3. Государственное регулирование рынка труда                              16

4. Государственные органы управления экономикой                       20

Заключение                                                                                      23

Список используемых нормативных документов и литературы    25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая деятельность требует разделения труда и координации взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Она должна обеспечить согласование огромного множества планов и действий различных людей, причем изменение экономического поведения одного индивида может потребовать перемен в экономическом поведении многих людей. Среди множества механизмов согласования некоторые доминируют по отношению к остальным и отличаются устойчивостью. Совокупность преобладающих и устойчивых механизмов координации образует экономическую систему.

Среди различных способов координации преобладает иерархический порядок, основанный на передаче распоряжений от вышестоящих к нижестоящим, и спонтанный порядок, который возникает как непреднамеренный результат взаимодействия равноправных индивидов, преследующих индивидуальные цели. Спонтанный порядок соответствует рыночной организации, в рамках которой экономические субъекты руководствуются главным образом изменением относительных цен.

Длительное время в мире существовали две экономические системы: административно-командная и рыночная.

Административно-командную, представляющую собой жесткую и строго иерархическую систему управления, в последнее время критикуют, называют тормозом экономического развития. В то же время нам навязывают идею, что в реальной жизни наилучшее (хотя и далекое от оптимальности) распределение ресурсов обеспечивает рынок, то есть совокупность правил координации выбора посредством ценовых сигналов в условиях различных форм собственности, свободных контрактов и конкуренции.

В рыночной экономике кажущаяся простота отношений купли-продажи и преследования личной выгоды скрываются очень сложные механизмы, заставляющие каждого экономического субъекта нести расходы на получение информации о ценах, поставщиках, потребителях, условиях сделок, конкурентах и других элементах экономической системы.

Традиционно различают два типа рыночной экономики - классический рынок и регулируемый рынок.

В настоящей работе сделана попытка изучить основы рыночной экономики (в основном в части регулируемого рынка, как наиболее актуального типа) с точки зрения существующих противоречий, разобраться в их истоках, в максимально возможной точностью выделить противоречия, дать их определение, предложить возможные пути их разрешения.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В литературных источниках выделяются различные субъекты рыночной экономики: личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство.

Фактически всех их можно разделить на две большие группы - производители и потребители. И жестко разграничить их между собой невозможно в виду того, что во времени один и тот же субъект может выступать в качестве того или другого в различных экономических процессах.

Рассмотрим подтверждение этого на примере произвольной Фирмы. Для производства некого товара Фирма закупает определенные материалы, нанимает рабочую силу, берет кредиты, арендует помещение или имущество, выступая во всех этих случаях, как потребитель. В дальнейшем в процессе производства Фирма выступает как производитель материальных благ. Если же она продает товар, произведенный другой Фирмой, она является продавцом или посредником, и по сути своей является производителем услуг. Также можно рассмотреть любого другого экономического субъекта, и всё равно он будет проходить две фазы существования, хотя и в различных формах.

Исходя из сказанного выше, можно сказать, что все экономические субъекты в классической рыночной экономике равнозначны, имеют равные права и возможности, взаимодействуют между собой на паритетных началах.

Но среди всех субъектов выделяется один - государство, которое в силу специфики своего образования и функций, обладает свойством (правом, возможностью) определять правила поведения других субъектов.

 

 

РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыноч­ной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед го­сударством в экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при ко­тором централизм достиг апогея, привело к тому, что в России быстрее пошел процесс разрушения старых механизмов централизованного государс­твенного регулирования, нежели создание новых, необходимых для прове­дения эффективных рыночных преобразований.

Неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему ценностей не означает, что переходить следует к некой абс­трактной "безгосударственной" рыночной модели. В России многими восп­ринято как аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но это ут­верждение не только несколько искаженно трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет с его многовековой традицией силь­ной центральной власти, правда, доведенной в ходе социального экспери­мента XX века до крайних форм. Системы, целиком основанной на политике невмешательства государства, не существовало и в XIX веке, и до не­го. В XX веке важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и, в еще большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общест­венных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспре­делением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противо­действием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследова­ний, проведением региональной политики, реализацией национальных инте­ресов в мировой экономике.

2. Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противопо­ложны. Существуют области, где применение административных методов эф­фективно и не противоречит рыночному механизму.

3. Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Об­щественные товары связывают с одной стороны, коллективные потребности, с другой - налоговую и бюджетную политику государства. Для производс­тва общественных товаров государство осуществляет налогообложение, ко­торое должно формироваться по прогрессивной шкале. Структура бюджетных расходов должна соответство­вать структура спроса на общественные товары.

4. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в эконо­мику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Государство вмешивается в ценооб­разование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

5. Выход государства за отчерченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рын­ку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление госу­дарственного сектора, создание смешанных предприятий. Одним из важней­ших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект. Для ус­пешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

I. Нормативные акты

1.Конституция РФ.

2. Закон РСФСР от 22.03.91 г. № 9488-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках).

3. Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994г. №191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ (основные направления и первоочередные меры)

Примечание: нормативные акты взяты с лазерного диска "Энциклопедия Российского права", издания "Российской газеты" совместно с "Равновесие-Медиа", октябрь 2000 года.

 

II. Специальная литература

1. Курс экономики: Учебник. / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Экономика: Учебник. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001.

3. Экономическая мысль ХХ столетия: страницы истории. Лекции. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000.

4. Экономика: Справочник 2-е изд. - М.:Финансы и статистика, 1998.

5.Рыночная экономика: 200 терминов / Под общ. ред. Г.Я.Кипермана. - М.: Политиздат, 1991.

6. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.

7. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под. ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. М.: Проспект, 1999.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение                                                                                                   3

Глава 1. Основы рыночной экономики                                                5

1. Классическая рыночная экономика                                                           5

2. Субъекты рыночной экономики                                                        6

Глава 2. Регулируемая рыночная экономика                                     8

1. Государство как субъект рыночной экономики                                       8

2. Теория регулируемой рыночной экономики                                  9

Глава 3. Государственное регулирование экономики                      12

1. Государственное регулирование в Российской Федерации 12

2. Формы государственного регулирования                                       12

3. Государственное регулирование рынка труда                              16

4. Государственные органы управления экономикой                       20

Заключение                                                                                      23

Список используемых нормативных документов и литературы    25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая деятельность требует разделения труда и координации взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Она должна обеспечить согласование огромного множества планов и действий различных людей, причем изменение экономического поведения одного индивида может потребовать перемен в экономическом поведении многих людей. Среди множества механизмов согласования некоторые доминируют по отношению к остальным и отличаются устойчивостью. Совокупность преобладающих и устойчивых механизмов координации образует экономическую систему.

Среди различных способов координации преобладает иерархический порядок, основанный на передаче распоряжений от вышестоящих к нижестоящим, и спонтанный порядок, который возникает как непреднамеренный результат взаимодействия равноправных индивидов, преследующих индивидуальные цели. Спонтанный порядок соответствует рыночной организации, в рамках которой экономические субъекты руководствуются главным образом изменением относительных цен.

Длительное время в мире существовали две экономические системы: административно-командная и рыночная.

Административно-командную, представляющую собой жесткую и строго иерархическую систему управления, в последнее время критикуют, называют тормозом экономического развития. В то же время нам навязывают идею, что в реальной жизни наилучшее (хотя и далекое от оптимальности) распределение ресурсов обеспечивает рынок, то есть совокупность правил координации выбора посредством ценовых сигналов в условиях различных форм собственности, свободных контрактов и конкуренции.

В рыночной экономике кажущаяся простота отношений купли-продажи и преследования личной выгоды скрываются очень сложные механизмы, заставляющие каждого экономического субъекта нести расходы на получение информации о ценах, поставщиках, потребителях, условиях сделок, конкурентах и других элементах экономической системы.

Традиционно различают два типа рыночной экономики - классический рынок и регулируемый рынок.

В настоящей работе сделана попытка изучить основы рыночной экономики (в основном в части регулируемого рынка, как наиболее актуального типа) с точки зрения существующих противоречий, разобраться в их истоках, в максимально возможной точностью выделить противоречия, дать их определение, предложить возможные пути их разрешения.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.033 с.)