Админ.-правовой статус общественных объединений (ОО) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Админ.-правовой статус общественных объединений (ОО)



Право граждан на объединение предусмотрено ст.30 К РФ. Основополагающее значение имеет Фед.закон «Об ОО», действие кот. распространяется на все ОО, созданные по инициативе граждан, за искл.религиоз.орг-ций и коммерч.орг-ций. Под ОО поним-ся добровольное, самоупр-мое, некоммерч.формир-е, созд-ое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реал-ции общих целей, указ-ых в уставе ОО, что способствуют реал-ции прав и законных интересов граждан. Добровольность формир-я – важнейший признак ОО. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору ОО без предварительного разрешения органов испол.власти и органов мест.самоупр-я. Членами ОО м.б. физ.и юр.лица. ОО могут созд-ся в одной из след.организац-правовых форм: 1) общест.орг-ция – является основанная на членстве ОО, созданное в общих интересах для достижения уставных целей объединившихся граждан. 2) общественное движение – объединение участников, преследующее соц., полит.и иные общест.полезные идеи. 3) общественный фонд. – это один из видов некоммерч.объединений, цель кот.закл-ся в формир-ии имущ-ва на основе доброволь.взносов и иных не запрещенных законом поступлений для его исп-ния на общест.полез.цели. 4) общественное учреждение – созд-ся с целью оказ-я конкрет.видов услуг, отвечающих интересам его участникам и соот-щим целям объединения. 5) орган общественной самодеят-ти – орган созданный общественностью для совмест.решения различ.соц.проблем, возник-щих у граждан по месту жит-ва, работы или учебы, удовл-я потребностей неогранич.круга лиц, чьи интересы связаны с достиж-ем уставных целей и реализацией программ органа общест.самостоятельности по месту его создания. Полит.партия (ПП)-это ОО, создаваемое в целях участия граждан РФ в полит.жизни общества посредством формир-я и выражения их полит.воли, участия в общест.и полит.акциях, в выборах иреферендумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос.власти и органах мест.самоупр-я. Цели и задачи ПП излаг-ся в ее уставе и программе. Порядок созд-я, деят-ти, реорг-ции и (или) ликвидации регулир-ся Фед.законом «О ПП». Гос-во не вмеш-ся в деят-ть ОО, обеспеч-ет соблюд-е их прав и законных интересов, оказ-ет им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Решение о созд-ии ОО, об утверждении устава и о формир-ии руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании членов (участников). Полит. ОО подлежит обязательной гос.регистрации. ОО обязано: соблюдать закон-во РФ, общепризнанные принципы и нормы международ.права, ежегодно публиковать отчет об исп-нии своего имущ-ва, и т.д. Ликвидация ОО происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судеб.порядке.Среди ОО важ.роль играют профсоюзы. Это добровольное ОО граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деят-ти, созд-мое в целях представительства и защиты их соц-трудовых прав и интересов. Деят-ть профсоюзов регулир-ся Фед.законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях деят-ти».

 

 

13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту). В развернутом варианте механизм таких гарантий слагается из следующих юридически значимых действий, совершаемых пол­номочными государственными органами: а) выполнение юридической обязанности по обеспечению реа­лизации конституционных прав и свобод граждан; б) создание необходимых условий для их реализации; в) постоянное наблюдение и контроль за их реализацией; г) охрана прав и свобод граждан; д) применение санкций в случае их нарушения. При этом необходимо учитывать, что гарантии, о которых идет речь, носят государственный характер. Это означает, что на все го­сударственные органы Конст. РФ и российским законода­тельством возлагаются обязанности, связанные с реализацией прав и свобод граждан. Выполнение таких обязанностей органами исполнительной власти составляет содержание административ­но-правовых гарантий. Сущ. два основных направления, по которым гарантии проявляются в процессе гос.-управленческой дея­тельности. 1. Административно-правовые гарантии реализации прав и свобод граждан. В данном случае подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов (должностных лиц) как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан. Одним из принципов гос. службы является прио­ритет прав и свобод гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их. Тем самым права и свободы граждан определяют деятельность ис­полнительной власти (ст. 18 Конституции РФ). Важное значение имеют специальные админ.-про­цессуальные гарантии прав граждан, устанавливаемые закон-вом о производстве по делам об админ. правона­рушениях, по заявлениям и жалобам граждан и т.п. (закрепление обстоят-в, смягчающих адми­н. ответ-ть, ограничения при применении наиболее строгих админ. наказаний, предоставление гражданам, привлекаемым к админ. ответственности, широкого комплекса прав процессуального характера, устанавли­ваемых КоАП, и др). Кроме того, предусмотрены административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан. Так, по­добные процедуры действуют при приеме граждан на работу, при рассмотрении их заявлений и жалоб, при осуществлении лицензи­рования различного рода деятельности, осуществляемой ими, и т.п. С учетом особенностей административно-правовых отношений механизм рассматриваемых административно-правовых гаран­тий есть совокупность следующих юридически значимых дейст­вий: а) обращение гражданина к исполнительному органу (должно­стному лицу) по поводу реализации закрепленных за ним прав; б) рассмотр-е компетент. органом (должностным лицом) обращения гражданина на предмет установления его правомер-ти и обоснован-ти; в) вынесение им решения по предмету обращения; г) исполнение принятого решения. Главное при этом заключ-ся в том, что исполнит. ор­ган (должностное лицо) юридически обязан принять обращение гражданина и вынести по нему властное одностороннее решение, а также провести его в жизнь. Эту обяз-ть орган выполняет в силу требований закона либо подзаконного правового акта. С дру­гой стороны, он обязан не только перед законом, но и перед граж­данином как сторона возникшего админ.-правового от­ношения. Это и есть проявление юр-х гарантий прав граждан. 2. Административно-правовые гарантии охраны прав и сво­бод граждан. Это осуществление исполнит. органами (должностны­ми лицами) действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по примене­нию административно-правовых санкций в случае их нарушения. Наблюдательная функция исполнит. органов (должно­стных лиц) находит свое практическое выражение в осущ-и ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, пред­приятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осущ-ии ими на основе спец. полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном слу­чае имеются в виду полномочия надзорного характера. Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствую­щем объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также спе­циальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п. Непосредственная защита прав граждан исполнительными органами (должностными лицами) предполагает практическое ис­пользование ими достаточно широкого арсенала юр-ки вла­стных средств: а) приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исполнит. власти субъектов Федерации; Прав-во РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств рес­публик, входящих в состав РФ; б) приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (на­пример, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, государственного надзора в области охраны труда и т.п.); в) отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты фед. органов исполнит. власти, а Президент РФ — акты самого Правительства и т.п. В этих полномочиях, в частности, отчетливо проявляется сле­дующая конституционная позиция: любые нормативные право­вые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не мо­гут применяться, если ими нарушаются права, свободы и закон­ные интересы граждан. В осуществлении защиты прав граждан существенна роль не только чисто административно-правовых средств, но и полномочий, которыми наделены органы судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды об­щей юрисдикции, а также арбитражные суды. Конст.суд РФ может признать такие акты неконституционными, что вле­чет за собой утрату ими юридической силы. Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управ­ления в случае нарушения ими прав граждан. Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предо­ставляется юр-кая возможность своими средствами защи­щать свои права в сфере гос.-управленческой деят-ти. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и закон. интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение гос. механизм защиты его прав. Применение административно-правовых санкций как средст­ва защиты их прав и законных интересов находит свое выражение в том, что она является следствием использования исполнитель­ными органами, равно как и другими полномочными гос. органами, их наблюдательных и защитительных гаран­тий. Конечно, ответственность в буквальном смысле не ограждает то или иное субъективное право личности. Тем не менее, ее юриди­ческая значимость несомненна, ибо сама возможность ответствен­ности за свои действия, нарушающие субъективные права граж­дан, имеет большое превентивное (предупредительное) значение. Сам факт ее наступления есть результат неправомерных действий. При этом, естественно, подразумевается юридическая ответствен­ность прежде всего должностных лиц государственно-управленче­ского аппарата. Предусмотрены в основном два вида такой ответственности на­званных лиц: дисциплинарная и административная. Конечно, за преступные деяния должностные лица несут и уголовную ответст­венность.

Дисциплинарная ответ-ть наступает при нарушении гос. служащим возложенных на него служебных обязанностей, в числе к-х значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет за собой нало­жение на него органом или руководителем, имеющим право назна­чать служащего на должность, дисциплинарных взысканий. Административная ответственность наступает для долж­ностных лиц за совершение ими административных правонаруше­ний, связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и т.п. Должностные лица отвечают за нарушение таких общеобязат-х правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Их административная ответственность наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП преду­сматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, ст. 5.27 «Нарушение законо­дательства о труде и об охране труда»; ст. 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединени­ях» и т.д. Админ. ответ-ть должностные лица несут перед органами, наделенными полномочиями по осуществ­лению админ.надзора. Постановление о возбужде­нии админ. производства вправе выносить прокурор. Названные виды юридической ответственности носят персо­нальный характер (отвечает конкретное должностное лицо). От­ветственность исполнительных органов не предусматривается. Гражданин имеет право на возмещение гос-вом ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительных органов (должностных лиц). Такое возмещение осущ-ся в граж­данско-процессуальном порядке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.006 с.)