Субъективное и объективное обследование пациента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективное и объективное обследование пациента



СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

Сестринский процесс- это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс - динамичный, цикличный процесс.

Целью сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.

Преимущества внедрения сестринского процесса в сестринское образование и сестринскую практику.

Сестринский процесс обеспечивает:

1. Системный, т.е. тщательно продуманный и спланированный подход к организации сестринского ухода.

2. Индивидуальный подход и организацию сестринского ухода, учёт всех личностных особенностей пациента и своеобразия конкретной клинической ситуации.

3. Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

4. Возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности.

5. Эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосредотачиваемых на основной проблеме пациента.

6. Повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а значит, престижа профессии в целом.

7. Универсальность метода.

 

Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.

¾ Первый этап: сестринское обследование.

Сестринское обследование или оценка ситуации с целью определения конкретных потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов. Этот этап включает в себя процесс сбора информации для оценки ситуации методами сестринского обследования.

 Существуют следующие методы обследования: субъективный (собственное мнение пациента и мнение его немедицинского окружения о состоянии здоровья), объективный (профессиональное представление медицинского окружения о состоянии здоровья пациента) и дополнительные методы для определения потребностей пациента в уходе (сбор дополнительной информации о психологическом, духовном статусе пациента и т.д.).

Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.

Сбор необходимой информации начинается с момента поступления пациента в стационар или обращения за медицинской помощью до выздоровления.

 С целью определения приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степени независимости пациента в уходе проводится анализ собранной информации.

¾ Второй этап: выявление проблем пациента или сестринская диагностика.

Сестринский диагноз- это состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведённого сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.

              Анализ полученной на первом этапе информации является основанием для формулирования проблем пациента (сестринских диагнозов) существующих (настоящих,   явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и психологическом состоянии. По приоритетности проблемы пациента могут быть первичными, промежуточными или вторичными.

 Классификация сестринских диагнозов.

По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние различают сестринские диагнозы:

- Физиологические (пациент не удерживает мочу при напряжении).

- Психологические (пациент боится не проснуться после наркоза).

- Духовные – проблемы высшего порядка, связанные с представлением человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти (одиночество, чувство вины, страх смерти, потребность в святом причастии).

- Социальные - (социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность, переменой места жительства и т.д.)

Одновременно медицинская сестра может решать не более трёх проблем пациента.

¾ Третий этап: определение целей сестринского ухода и планирование сестринских вмешательств.

Определение целей сестринского вмешательства это есть определение вместе с пациентом желаемых результатов ухода.

При постановке целей должны соблюдаться определённые требования:

1. Цели должны быть реальными, достижимыми.

2. Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.

3. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.

4. Цели должны формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

5. Каждая цель должна включать три компонента: -действие;- критерии;- условие.

Для пациентов выделяют три вида целей: краткосрочные (достигаются не более, чем за семь дней); долгосрочные (могут быть достигнуты в течении нескольких недель или месяцев); отсроченные (планируются на более длительные сроки).

После определения желаемых результатов составляется план сестринского ухода – письменное руководство по уходу за конкретным пациентом.

Планирование включает в себя:

1. Определение типов сестринских вмешательств.

2. Обсуждение с пациентом плана ухода.

3. Знакомство других участников ухода с планом.

Сестринское вмешательство – это любое действие медсестры, которое осуществляет план сестринского ухода или любую задачу этого плана

Различают три типа сестринских вмешательств:

Зависимые – действия медсестры, выполняемые по назначению врача и под его наблюдением;

Независимые – действия медсестры, осуществляемые в силу сестринской компетенции (наблюдение за реакцией на лечение, адаптацией пациента к болезни, осуществлению мероприятий по личной гигиене; организация досуга, советы пациенту, обучение)

Взаимозависимые – действия медсестры по сотрудничеству с другими участниками ухода с целью оказания помощи, поддержки. (подготовка пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям, участие в консультировании: ЛФК, диетолога, физиотерапевта и т.д.)

 

¾ Четвёртый этап: реализация сестринских вмешательств.

Этап реализации определяется как выполнение действий, направленных на достижение поставленных целей. По теории, реализация плана сестринского ухода следует за планированием, однако на практике выполнение может начаться сразу после сестринского обследования.

 Требования к реализации плана:

1.Систематически выполнять план.

2.Осуществлять координацию намеченных действий.

3.Вовлекать пациента в процесс оказания помощи, а также членов его семьи.

Сестра, разрабатывающая план ухода, может поручить реализацию некоторых вмешательств другим участникам ухода (младшему медперсоналу, родственникам, самому пациенту). Но ответственность за координацию и качество выполняемых мероприятий полностью лежит на ней.

 

¾ Пятый этап: оценка результатов и коррекция ухода в случае необходимости.

Задача пятого заключительного этапа сестринского процесса – определение результативности сестринского вмешательства. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характера проблемы.

Можно выделить основные аспекты оценки:

    - достижение цели;

     -реакция пациента на сестринское вмешательство;

     -активный поиск и оценка новых проблем, нарушенных потребностей.

Оценка считается положительной, когда цели и ожидаемые результаты достигнуты, отрицательной, если результаты нежелательны или не удалось избежать потенциальных проблем. Состояние пациента в результате сестринского вмешательства служит основой для оценки качества ухода или принятия решения о необходимости коррекции плана.

Коррекция ухода проводится, если цель не достигнута по данной проблеме; проводится переоценка всех этапов сестринского процесса; устанавливается причина ухудшения состояния или момент, когда никаких улучшений не наступило. Вносятся изменения в план сестринского процесса или ожидаемые результаты.

Оценка результатов и коррекция позволяют:

     - определить качество ухода;

      -обследовать ответную реакцию пациента на сестринское вмешательство;

      -найти новые проблемы пациента.

 

I. Осмотр в целом

1. Общее состояние - удовлетворительное - средней тяжести - тяжелое -крайне тяжелое
2. Сознание - ясное - нарушенное (помраченное, ступор, сопор, кома, обморок)
3. Положение - активное - пассивное - вынужденное

II. Осмотр по частям

1.Голова - форма (правильная, асимметричная) - размеры (среднего размера, крупная, микроцефалия)
2.Лицо - продолговатое - овальное - округлое - симметричное - несимметричное
3.Выражение лица - мимика сохранена - отсутствует (маскообразное лицо)
4.Глаза - разрез глаз - ширина глазной щели - частота моргания - зрачки (широкие, узкие, реакция на свет) - страбизм (сходящиеся или расходящиеся косоглазие) - цвет - склер
5.Шея - обычной формы - деформированная - длинная - средней длины - коротка - окружность шеи - щитовидная железа (осмотр и пальпация)
6.Конституция (телосложение) - нормостеническая - астеническая - гиперстеническая

Физиометрические измерения

Включают в себя антропометрию, определение величины артериального давления, подсчёт пульса, дыхания, измерение температуры тела, выявление отёков.

  Антропометрия – это совокупность методов и приемов измерения человеческого тела.

  Проводя антропометрию, медицинская сестра чаще все измеряет массу тела, рост пациента и окружность груди.

  Массу тела определяют (если позволяет состояние пациента) при поступлении в стационар, а затем обязательно каждые 7 дней или чаще (по назначению врача). Данные измерений массы тела записывают в температурный лист истории болезни.

  Рост измеряют с помощью ростомера. Отечественная промышленность выпускает росометрыдеревянные и металлические, совмещенные с весами.

  Измерение окружности грудной клетки проводят мягкой сантиметровой лентой в трех положениях:

1. В состоянии покоя

2. При полном вдохе

3. При максимальном выдохе

Массу тела в стационаре определяют при помощи медицинских весов в одних и тех же условиях: утром, натощак, после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, пациент должен быть в одном и том же легком белье. Измерение проводиться по определенному алгоритму.

Чтобы охарактеризовать свой вес наиболее точно, следует рассчитать так называемый индекс массы тела (ИМТ). Его вычисляют таким образом. Индекс массы тела = вес, кг: (рост, м х рост, м):

Свой рост в метрах, а не в сантиметрах (т.е. 170 см = 1,7 м) возведите в квадрат (1,7 х 1,7=2,89).

Свою массу тела в килограммах (90 кг) разделите на полученное число: 90:2,89=31,1. Число «31,1» как раз и будет Вашим индексом массы тела.

Полученный индекс массы тела сравните с таблицей ниже, где напротив значений индекса массы тела приведена их оценка.

Например, мужчина из описанного примера ростом 170 см и весом 90 кг имеет индекс массы тела 31,1, что сразу позволяет поставить ему диагноз «ожирение» и посоветовать изменить диету и расширить физическую активность (см. ниже).

Трактовка индивидуального индекса массы тела

 

Значение индекса массы тела Оценка веса
1.Менее 18,5 Недостаточная масса тала
2.18,6 – 24,9 Нормальная масса тела
3.25 – 29,9 Избыточная масса тела
4.30 – 39,9 Ожирение
5.40 и более Резко выраженное ожирение
   

Наблюдение за дыханием

Наблюдая за дыханием пациента медсестра должна уметь определить ритм, частоту, глубину дыхательных движений и оценивать тип дыхания.

В норме дыхательных движений ритмичные.

Частота дыхательных движений (ЧДД) у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту. А положении лежа число дыхательных движений обычно уменьшается (до 14-16 в минуту). У тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6-8 в минуту.

Увеличение ЧДД больше 20 дыхательных движении в минуту – тахипноэ.

Уменьшение ЧДД менее 16 в минуту – брадтпноэ.

Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном напряжении оно более глубокое.

В зависимости от преимущественного участия в дыхательных движениях грудной клетки или живота (диафрагмы) различают:

- грудной (чаще у женщин)

- смешанные типы дыхания

Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, глубину и ритм дыхания.

При нарушении удовлетворения потребности «дышать» у пациента может наблюдаться одышка.

В зависимости от затруднения той или иной фазы дыхания одышка может быть:

- инспираторной (в том случае, когда затруднен вдох)

- экспираторной (затруднен выдох)

- смешенной (при затруднении как вдоха, так и выдоха)

Кроме того, следует различать отдышку:

- физиологическую (возникающую при значительной физической или эмоциональной нагрузке)

- патологическую, возникающую при заболеваниях органов дыхания, кровотечения, сердечно - сосудистой системы, а также при отравлении некоторыми ядами.

 

Все результаты сестринского обследования пациента фиксируются в ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ сестринской карте стационарного больного (название документа условное).

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

Сестринский процесс- это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс - динамичный, цикличный процесс.

Целью сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.

Преимущества внедрения сестринского процесса в сестринское образование и сестринскую практику.

Сестринский процесс обеспечивает:

1. Системный, т.е. тщательно продуманный и спланированный подход к организации сестринского ухода.

2. Индивидуальный подход и организацию сестринского ухода, учёт всех личностных особенностей пациента и своеобразия конкретной клинической ситуации.

3. Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

4. Возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности.

5. Эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосредотачиваемых на основной проблеме пациента.

6. Повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а значит, престижа профессии в целом.

7. Универсальность метода.

 

Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.

¾ Первый этап: сестринское обследование.

Сестринское обследование или оценка ситуации с целью определения конкретных потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов. Этот этап включает в себя процесс сбора информации для оценки ситуации методами сестринского обследования.

 Существуют следующие методы обследования: субъективный (собственное мнение пациента и мнение его немедицинского окружения о состоянии здоровья), объективный (профессиональное представление медицинского окружения о состоянии здоровья пациента) и дополнительные методы для определения потребностей пациента в уходе (сбор дополнительной информации о психологическом, духовном статусе пациента и т.д.).

Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.

Сбор необходимой информации начинается с момента поступления пациента в стационар или обращения за медицинской помощью до выздоровления.

 С целью определения приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степени независимости пациента в уходе проводится анализ собранной информации.

¾ Второй этап: выявление проблем пациента или сестринская диагностика.

Сестринский диагноз- это состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведённого сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.

              Анализ полученной на первом этапе информации является основанием для формулирования проблем пациента (сестринских диагнозов) существующих (настоящих,   явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и психологическом состоянии. По приоритетности проблемы пациента могут быть первичными, промежуточными или вторичными.

 Классификация сестринских диагнозов.

По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние различают сестринские диагнозы:

- Физиологические (пациент не удерживает мочу при напряжении).

- Психологические (пациент боится не проснуться после наркоза).

- Духовные – проблемы высшего порядка, связанные с представлением человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти (одиночество, чувство вины, страх смерти, потребность в святом причастии).

- Социальные - (социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность, переменой места жительства и т.д.)

Одновременно медицинская сестра может решать не более трёх проблем пациента.

¾ Третий этап: определение целей сестринского ухода и планирование сестринских вмешательств.

Определение целей сестринского вмешательства это есть определение вместе с пациентом желаемых результатов ухода.

При постановке целей должны соблюдаться определённые требования:

1. Цели должны быть реальными, достижимыми.

2. Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.

3. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.

4. Цели должны формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

5. Каждая цель должна включать три компонента: -действие;- критерии;- условие.

Для пациентов выделяют три вида целей: краткосрочные (достигаются не более, чем за семь дней); долгосрочные (могут быть достигнуты в течении нескольких недель или месяцев); отсроченные (планируются на более длительные сроки).

После определения желаемых результатов составляется план сестринского ухода – письменное руководство по уходу за конкретным пациентом.

Планирование включает в себя:

1. Определение типов сестринских вмешательств.

2. Обсуждение с пациентом плана ухода.

3. Знакомство других участников ухода с планом.

Сестринское вмешательство – это любое действие медсестры, которое осуществляет план сестринского ухода или любую задачу этого плана

Различают три типа сестринских вмешательств:

Зависимые – действия медсестры, выполняемые по назначению врача и под его наблюдением;

Независимые – действия медсестры, осуществляемые в силу сестринской компетенции (наблюдение за реакцией на лечение, адаптацией пациента к болезни, осуществлению мероприятий по личной гигиене; организация досуга, советы пациенту, обучение)

Взаимозависимые – действия медсестры по сотрудничеству с другими участниками ухода с целью оказания помощи, поддержки. (подготовка пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям, участие в консультировании: ЛФК, диетолога, физиотерапевта и т.д.)

 

¾ Четвёртый этап: реализация сестринских вмешательств.

Этап реализации определяется как выполнение действий, направленных на достижение поставленных целей. По теории, реализация плана сестринского ухода следует за планированием, однако на практике выполнение может начаться сразу после сестринского обследования.

 Требования к реализации плана:

1.Систематически выполнять план.

2.Осуществлять координацию намеченных действий.

3.Вовлекать пациента в процесс оказания помощи, а также членов его семьи.

Сестра, разрабатывающая план ухода, может поручить реализацию некоторых вмешательств другим участникам ухода (младшему медперсоналу, родственникам, самому пациенту). Но ответственность за координацию и качество выполняемых мероприятий полностью лежит на ней.

 

¾ Пятый этап: оценка результатов и коррекция ухода в случае необходимости.

Задача пятого заключительного этапа сестринского процесса – определение результативности сестринского вмешательства. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характера проблемы.

Можно выделить основные аспекты оценки:

    - достижение цели;

     -реакция пациента на сестринское вмешательство;

     -активный поиск и оценка новых проблем, нарушенных потребностей.

Оценка считается положительной, когда цели и ожидаемые результаты достигнуты, отрицательной, если результаты нежелательны или не удалось избежать потенциальных проблем. Состояние пациента в результате сестринского вмешательства служит основой для оценки качества ухода или принятия решения о необходимости коррекции плана.

Коррекция ухода проводится, если цель не достигнута по данной проблеме; проводится переоценка всех этапов сестринского процесса; устанавливается причина ухудшения состояния или момент, когда никаких улучшений не наступило. Вносятся изменения в план сестринского процесса или ожидаемые результаты.

Оценка результатов и коррекция позволяют:

     - определить качество ухода;

      -обследовать ответную реакцию пациента на сестринское вмешательство;

      -найти новые проблемы пациента.

 

Субъективное и объективное обследование пациента

1. Методы обследования пациента: субъективный и объективный.

2. Содержание субъективного метода обследования. Источники информации.

3. Правила интервьюирования.

4. Документация данных субъективного обследования.

5. Содержание объективного метода обследования пациента: физическое обследование пациента, знакомство с данными медицинской карты, информация от врача и других медработников, изучение специальной литературы.

6. Условия проведения физического (объективного) обследования пациента.

7. Документация данных объективного обследования.

 

 Методы обследования пациента: субъективный и объективный.

Субъективное обследование включает в себя оценку своего состояния самим пациентом и его немедицинском окружении.

Объективное обследование проводится медработниками, которые опираются на профессиональные знания и компетенцию.

Содержание субъективного метода обследования. Источники информации.

Субъективные данные включают предположения пациента о состоянии здоровья. Субъективные данные – это чувства и эмоции, выраженные словами, мимикой и жестами. Только сам пациент может дать такого рода информацию.

Источниками субъективной информации являются:

1.Пациент (лучший источник)

2.Семья

Для сбора субъективной информации, медсестра проводит расспрос пациента. Расспрос дает возможность наблюдать за пациентом. Во время наблюдения медсестра определяет согласуются ли данные, полученные в процессе наблюдения с теми, которые собраны посредством вербального общения. При расспросе пациент тоже получает информацию, которая его интересует: о медико-санитарном окружении, методах лечения, предстоящем обследовании. Существует пять источников информации:

1.Пациент

2.Родственники, знакомые, соседи по палате и т.д.

3.Медицинское окружение: врачи, медсестры, члены бригады скорой помощи, санитарки и т.д.

4.Медицинская документация: амбулаторная карта, история болезни, выписка об обследовании, анализы и т.д.

5.Специальная медицинская литература: справочники по уходу, стандарты сестринской деятельности, атлас манипуляционной техники, перечень сестринских диагнозов, журнал «Сестринское дело» и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.087 с.)