Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения математике
Аннотация. В статье раскрыты теоретические аспекты и содержание понятия творческие способности; основные пути их развития у младших школьников, реализация межпредметных связей, решение различных типов задач (нестандартных, с несформулированными вопросами, с лишними данными, на сообразительность). Изложены методические приемы развития творческих способностей: обучения решению дивергентных задач, привлечение учащихся к самостоятельному составлению задач, составление вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач и т.д. Ключевые слова: Творчество, творческая деятельность, творческие способности, текстовые задачи, младший школьник.
Современному постоянно меняющемуся обществу нужны люди с ярко выраженными индивидуальными качествами, умеющие нестандартно и творчески мыслить и способные, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ отражен в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, основной целью которого является развитие творческих способностей обучающихся. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Под "творческой деятельностью" мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. "Творческие способности" - это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать атмосферу творчества в учебном процессе, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных творческих заданий. Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. Анализ психолого-педагогической литературы, [1;2;4;5] посвященной развитию творческих способностей личности, дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества: - предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения; - учить детей замечать противоречия; помогать детям, видеть аналогии; - учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации; - воспринимать новшества и изменения, не противиться им;
- развивать потребность в учении и самообразовании; В.Н. Дружинин [1] считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: 1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения; 2) наличие позитивного образца творческого поведения; 3) гибкость в мышлении и действиях, создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения 4) социальное подкрепление творческого поведения. Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин [4] предлагал отдельные способы активизации творческой деятельности: 1) проблемное изложение знаний; 2) дискуссия; 3) исследовательский метод; 4) творческие работы учащихся; 5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке. На наш взгляд, для успешной активизации творческой деятельности школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам: 1) по результату (продукту) деятельности; 2) по способу ее протекания (процессу). Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере обучения общим приемам умственной деятельности. Для развития творческого потенциала, мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, использовать полученные знания в измененных и новых условиях. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности. Опираясь на имеющуюся психолого-педагогическую и методическую литературу, мы констатируем, что творческую деятельность можно стимулировать на уроках математики: 1) через реализацию межпредметных связей; 2) через решение различных типов задач: нестандартных, с несформулированными вопросами, с недостающими и лишними данными, на сообразительность и т.д. а) нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе:
б) задачи с несформулированным вопросом. В этих задачах вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос. Например, 1) «С двух опытных участков собрали 1500 кг картофеля. Площадь первого участка – 100 м2, а второго – 200 м2. С каждого квадратного метра собрали картофеля поровну» (Сколько килограммов картофеля собрали с каждого участка?); 2) Два самолета летели с одинаковой скоростью. Первый самолет был в воздухе 4 ч., второй 6 ч. Первый самолет пролетел меньше второго на 1400 км» (Какое расстояние пролетел каждый самолет?) в) задачи с излишними данными. В эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные. Например: Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних. г) задачи на сообразительность. На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами. Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение[2]. Для развития творческих способностей младших школьников большое внимание заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько (здесь имеется в виду как разные способы нахождения одного и того же ответа, так и поиск разных ответов, так называемые дивергентные задачи). Задача учителя в этом случае не сковывать ученика жесткими рамками одного решения, а открывать ему возможность для поиска и размышлений, исследований и открытий, пусть на первый раз и маленьких. Например:
1) «Незнайка пытался записать все примеры на сложение трех однозначных чисел, чтобы в результате каждый раз получалось 20 (некоторые слагаемые могут быть одинаковыми), но он все время ошибался. Помогите ему решить задачу.» Естественно, что, перебирая разные варианты, учащиеся получают решения: 1) 9+9+2=20 5) 8+8+4=20 2) 9+8+3=20 6) 8+7+5=20 3) 9+7+4=20 7) 8+6+6=20 4) 9+6+5=20 8) 7+7+6=20 Как видим задача имеет восемь решений. Чтобы не пропустить ни одного из них, необходимо записать решения в определенной последовательности. 2) «В гараже стояло 48 легковых машин и 45 грузовых. Сколько машин осталось в гараже, когда выехало 40 машин?». Стандартное решение, к которому приходят дети: (48+45) – 40. Ответ: 53 машины. При удачном целеполагании учителем, рассуждения учащихся могут быть направлены на поиск разных способов решения данной задачи. Вопрос учащимся: - Известно ли нам, какие именно машины выехали? Учащиеся рассуждают: «Пусть выехали все 40 легковых машин. Зная, что в гараже было 48 легковых и 40 из них выехало, мы можем узнать, сколько легковых машин осталось в гараже: из 48 вычтем 40. - Как ответить на вопрос задачи? Чтобы ответить на вопрос задачи, к количеству грузовых машин в гараже (45) прибавим количество оставшихся в гараже легковых машин (48-40). Получим: 45+(48-40). Ответ: 53 машины. Учитель задает вопрос: как определить количество оставшихся машин, если выехало 40 грузовых? Рассуждения детей: вначале узнаем, сколько грузовых машин осталось в гараже (45-40), затем к количеству 48 легковых машин, прибавим количество оставшихся в гараже грузовых машин: 48+ (45-40). Ответ: 53 машины. Задача имеет три решения. В вопросах развития творческих способностей младших школьников не менее важным является формирование обобщенного умения решать текстовые задачи. Из методической литературы известно, что под обобщенным умением понимается умение: выполнять анализ условия задачи, устанавливать отношения между искомыми и данными; обосновать выбор арифметического действия; составить вспомогательные модели. В настоящее время далеко не каждый выпускник начальной школы может вести рассуждения в процессе решения текстовой задачи. Основная причина, на наш взгляд, заключается в том, что младшие школьники, прочитав задачу, не анализируют ее, а сразу приступают к решению, не обосновывая выбор арифметического действия. Мониторинг, проведенный в 4-х классах, показал, что учащиеся не владеют обобщенным умением решать текстовые задачи. В частности, результаты проведенных контрольных работ показали, что 20% учащихся вообще не приступили к решению задачи. 58% учащихся приступая к решению, слабо анализируют составную задачу, затрудняются в установлении связей и отношений между известными и неизвестными, в результате чего ошибаются в выборе арифметического действия. Только 22% из приступивших к решению задач, учащихся смогло верно найти искомое и ответить на поставленный вопрос задачи, 40% смогли решить задачу разными способами. При этом большинство учащихся не приучены использованию различных вспомогательных моделей как при анализе текста, так и в поисках хода решения задачи, у них недостаточно сформированы умения работать над задачей после ее решения, сравнивать как сами задачи, так и их решения.
Анализ деятельности учителей по формированию у младших школьников обобщенного умения решения текстовых задач показал, что они не уделяют должного внимания этой проблеме. В частности, при поиске хода решения задачи внимание учащихся в основном сосредотачивается на выполнении арифметических действий над числовыми данными из условия. Крайне редко проводится работа по поиску разных или наиболее оригинальных способов решения задачи. Что можно посоветовать учителю в этом случае? Как научить ребенка сначала приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее решению? Сначала следует научить ребенка читать задачи и понимать смысл прочитанного, пересказывать содержание, подмечать, какие события произошли в задаче: что было, что изменилось, что стало; объяснять, что обозначает каждое число в задаче, в чем суть тех или других математических выражений при таком методическом подходе дети приобретают первые навыки анализа условия задачи на основе событий, происходящих в задаче. Далее дети учатся правильно выделять в задаче условие и ее вопрос, устанавливать связь и соотношение между данными, между данными и искомыми. Нетрудно заметить, что на этом этапе начинается обучение детей составлению, сочинению, придумыванию задач, что может стать основным методическим приемом в развитии творческих способностей детей. В своем исследовании в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач мы использовали задания типа (с точки зрения формирования творческих способностей): а) решение задач по аналогии с решенной; б) решение задач при частичной подсказке учителя; в) решение задач с недостающими или минимальными данными; г) доказательство правильность решения; д) решение нестандартных задач, а также следующие методическиеприемы привлечение учащихся к: а) самостоятельному составлению задач по краткой записи, схематическому рисунку, таблице, чертежу, заданному решению; б) подбору условия к заданному вопросу задачи, выбору вопроса к данному условию и т.д.; в) соотнесению данной задачи с несколькими схемами, или данной схемы с несколькими задачами; г) использованию различных вспомогательных моделей. Вспомогательная модель позволяет абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте, и выделить свойства и отношения, связывающие элементы текста, которые часто с трудом выявляются при ее чтении. При создании различных видов моделей очень важно определить какая информация должна быть включена в модель, какие средства (символы, знаки) будут употребляться для каждой выделенной составляющей текста задачи, какие из них должны иметь одинаковую символику, какие – различную. Отметим, что обучение учащихся составлению и использованию различных вспомогательных моделей задачи и работа над этими моделями, а так же составление задач по математическим моделям способствует не только формированию общего умения решать текстовые задачи, но и служит прекрасным средством для развития у младших школьников творческих способностей.
Список литературы: 1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002.- 387 с. 2. Магомеддибирова З.А. Обучение младших школьников моделированию при решении математических задач. - Махачкала. // «Известия ДГПУ». Психолого-педагогические науки». №2, 2012. – с.88-93. 3. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшим школьном возрасте. // Начальная школа. – 2004. – Нв.- с.33-42. 4. Скатский М.И. Школа и всесторонние развитие детей: Книга для учителей и воспитателей / М.И.Скатский. – М.: Просвещение,1980. – 144с. 5. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: Аладос,2000. – 81с.
УДК 373.31 Мукаева Асет Шахидовна канд. пед. наук, доцент по кафедре методик начального образования Чеченский государственный педагогический университет г. Грозный, Российская Федерация E-mail: mukaeva.aset@mail.ru
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.043 с.) |