Of the development of communicative skills in children in the preschool period 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Of the development of communicative skills in children in the preschool period



Annotation. The article attempts to analyze the psychological and pedagogical aspects of the formation and development of communication skills in preschool children. Based on the provisions of pre-scientific theories of development, the authors substantiate the enduring role for the modern Russian education of the achievements of the domestic psychological school of L.S. Vygotsky. Age features of the psychological development of the child in the preschool period are decisive in organizing the work on the formation and development of communication skills in children.

Key words: humanization, psychologization, personality development, patterns of mental development, age-related features, psychological age, communicative skills, communicative development, leading type of activity.

 

Ориентированность современной системы дошкольного образования на гуманизацию обусловило психологизацию педагогического процесса как важнейший фактор сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников и основу методики построения образовательной деятельности. определила принципы и содержание новых подходов к целям, задачам и результатам процесса образования и воспитания. Для всех участников образовательного процесса знание основ психологии развития личности стало залогом успешной профессиональной деятельности, устойчивого эмоционального здоровья детей, сопричастности к педагогическому процессу дошкольной организации родителей как законных представителей детей.

Идея психологизации в отечественной психолого-педагогической науке не нова, что обнаруживается, в частности, в неоднозначной трактовке психологической составляющей развития личности - ведущих закономерностей психического развития ребенка и возрастных особенностей в дошкольный период.

Первоначально, при возникновении различных теорий развития, предшествовавших возникновению возрастной психологии как науки, считалось, что психическое развитие повторяет фазы развития человечества и основывается на биогенетическомзаконе (Стенли Холл, Карл Бюлер), который акцентирует биологически обусловленные (врожденные) ступени развития.

Противовесом биогенетической концепции развития выступает теория бихевиоризма, отрицающего необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений, т.к. развитие человека полностью зависит от внешних и внутренних материальных стимулов. (Джеймс Уотсон) [3, с.651]. То есть, ученые-бихевиористы отрицали наследственный фактор в развитии личности, а его становление они полностью связывали с влиянием внешних, средовых факторов.

Основоположником следующей теории развития – теории конвергенции - является Вильям Штерн, обосновавший значение и наследственности, и среды в онтогенезе личности. Однако и он отдавал предпочтение наследственному фактору.

Представленный краткий экскурс в донаучные теории развития позволяет заключить, что они явились теоретической основой зарождения психологии развития как одной из важнейших отраслей психологической науки.

Возникновение и развитие отечественной психологии как науки связано с именем Выготского Л.С., который заложил основы всех последующих направлений развития психологической науки. Особенно значителен его вклад в становление важнейшей отрасли психологической науки – возрастной психологии. Заслуга Выготского Л.С. состоит в том, что он:

- разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития;

- предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка;

- описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза;

- выявил и сформулировал основные законы развития ребенка [1].

Выготский Л. С. утверждал, что проблема развития является центральной и основной для всех областей действительности и для всех областей научного знания. Его последователи развили теорию своего учителя и обогатили ее данными экспериментальных исследований, что позволило открыть возможности практического применения положений возрастной психологии в обучении и воспитании.

Так, Эльконин Д.Б. творчески развивает концепцию Выготского Л.С., создав стройную систему критериев, определяющих психологический возраст. По мнению ученого, ведущими критериями при определении возраста, с точки зрения психологической науки, являются:

- социальная ситуация развития - та система отношений, в которую человек вступает в обществе;

- основной, или ведущий тип деятельности человека в этот период;

- основные новообразования развития, когда новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» - кризису;

- кризисы - переломные точки на кривой возрастного развития, отделяющие один возраст от другого [1].

Эти положения имели огромное значение для последующих открытий и достижений в психологической науке, которая со временем займет важнейшее место в образовании, ознаменовав появление нового научного направления – психолого-педагогической науки.

Наиболее значимым для педагогики явилось то, что последователи Выготского Л.С. развили его положение о ведущей роли обучения в развитии личности. Они сформулировали один из основополагающих принципов психолого-педагогической науки, который гласит: развитие, воспитание, обучение тесно взаимосвязаны между собой как звенья единого процесса. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», - писал С. Л. Рубинштейн. Это было важнейшим положением, определившим коренное обновление всей методической системы.

Неоценимо значение работ и другого последователя Выготского Л.С.- Леонтьева А.Н. Он обосновал положение о ведущем виде деятельности как основном критерии периодизации возрастного развития, раскрыл сущность возрастных новообразований и возрастных кризисов, характеризующих переход на каждую новую ступень развития.

Научное наследие ученых психологической школы Выготского Л.С. – Леонтьева А.Н, Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Лурия А.Р. и других - на долгие десятилетия определило основное содержание возрастной психологии, на ключевые положения которой опирается современная концепция образования в России. Одним из таких положений является принятая в отечественной системе образования периодизация возрастного развития.Д. Б. Эльконина, опирающаяся на основные закономерности возрастного развития - движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека.

Суть понятия движущих сил психического развития разработана в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина и состоит в том, что психическое развитие человека обусловлено противоречием между достигнутым уровнем развития психических процессов и типами его связи с окружающей средой, которые меняются в процессе онтогенеза личности.

Условия развития – это те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, оказывают влияние на его динамику и результаты, в соответствии с законами психического развития; с их помощью можно описать процессы развития личности, а их знание позволяет этим процессом управлять.

Это следующие законы, сформулированные Выготским Л.С.:

1. Возрастное развитие на каждой ступени имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни. Темпы развития разнообразны в разные возрастные периоды. При этом, чем младше ребенок, тем темпы развития выше, а чем старше – тем они ниже.

2. Закон метаморфозы в человеческом развитии. Развитие есть цепь качественных изменений психики, поэтому на каждой следующей ступени развития психика ребенка качественно отличается от прежнего состояния и содержания.

3. Закон неравномерности возрастного развития: каждый компонент психики ребенка имеет свой оптимальный (сензитивный) период развития. (например, дошкольный период развития сензитивен во всем, а возраст от 1 до 5 сензитивен для речи).

4. Закон развития высших психических функций - восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Первоначально они возникают как форма взаимодействия с ближайшим окружением (младенчество и раннее детство), затем с другими людьми (начиная с младшего дошкольного возраста). Лишь позднее, в результате обучения и воспитания они становятся внутренними индивидуальными функциями личности. Закономерность состоит в том, что высшие психические функции формируются прижизненно, и их развитие связано с обучением в широком смысле слова, поэтому это развитие имеет поэтапный характер.

В соответствии с этими закономерностями возрастного развития в отечественной психологической науке принята классификация возрастных периодов от рождения до старости (по Эльконину Д.Б.):

1. Период новорожденности – от момента рождения до конца второго месяца.

2. Младенчество - до конца первого года – важнейший период адаптации к миру, когда закладываются стрежневые социальные характеристики ребенка.

3. Раннее детство – от 1 до 3 лет. Это период кардинальных изменений физических возможностей ребенка, его двигательных, когнитивных и речевых навыков.

4. Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте меняются пропорции тела ребенка, продолжается развитие грубой и мелкой моторики, обусловливающей впоследствии формирование значительного арсенала двигательных умений.

5. Младший школьный возраст – от 6-7 до 9-11лет.

6. Средний школьный возраст (подростковый) - от 9-11 до 14-15. В подростковом возрасте происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка.

7. Старший школьный возраст (юность) - от 14-15 до 17-18 лет. Юность – промежуточный этап развития между детством и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с решением задач профессионального определения и вступления во взрослую жизнь.

Как следует из приведенной классификации, дошкольный возраст охватывает период с трех до шести-семи лет жизни ребенка. Ключевая потребность в этот период – потребность к взрослению, что в реальной жизни объективно невозможно. Этим обусловлен тот факт, что ребенок живет в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Формой деятельности, максимально реализующей эту связь, выступает игра, являющаяся ведущим видом деятельности дошкольника на протяжении всего дошкольного детства. Особенность игры как ведущего вида деятельности ребенка состоит в том, что главное в игровой деятельности – не достижение результата, а сам процесс как главный мотив деятельности. Именно в игре, прежде всего, рождается свойственный дошкольному периоду в целом комплекс новообразований, а именно: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений и др.

Однако, роль взрослых, реальное общение с ними на протяжении всего дошкольного детства нельзя недооценивать, ибо именно характер и содержание процесса общения в широком смысле, в основном, определяет уровень развития многих сторон ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Формы общения сначала носят внеситуативно-познавательный характер, а в конце возраста переходит во внеситуативно-личностную форму. Очевидно, что взрослый (родитель, воспитатель, брат и т.д.) остается главной фигурой в мире ребенка, однако, начиная с 3 лет у детей одна из главных потребностей – потребность в общении с другими детьми. Эти особенности являются определяющими при организации коммуникативного развития дошкольников на всех этапах дошкольного детства.

Не менее важным фактором формирования коммуникативных навыков у дошкольников является характер познавательных процессов. Восприятие, внимание и память в этот период носят, преимущественно, произвольный характер; мышление приобретает наглядно-образную форму, речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение, осваивается ряд нравственных норм.

Все приведенные выше характеристики относятся к дошкольному детству, в целом. Однако внутри дошкольного возраста принято выделять три периода:

ранний дошкольный возраст – от 3 до 4 лет,

средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет,

старший дошкольный возраст – от 5 до 6-7лет.

Основанием для такого деления является то, что на разных этапах дошкольного периода развитие имеет свои специфические признаки, хотя все они – производные от общих закономерностей психического развития и возрастных особенностей дошкольного детства в целом.

Вышеизложенное позволяет заключить, что в дошкольный период развития закладываются основы дальнейшего полноценного развития личности ребенка, и непреходящее значение для успешности задач дошкольного образования, важнейшей из которых является коммуникативное развитие, имеет знание и учет закономерностей психического развития и возрастных особенностей дошкольного периода. При этом важно знание основ психики ребенка в ее развитии, в контексте истоков различных подходов и современных тенденций. Это особенно важно для педагогики и методики обучения и воспитания в дошкольный период, определяющий траекторию дальнейшего развития.

 

Список литературы:

1. Ждан А.Н.История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп.– М.: Академический Проект, 2004. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/psycho/jdan%3Dist_pscihologii%3Dann.htm

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера: Юрайт, 2010. – 365 с.

3. Немов Р.С.Психология. (Словарь основных психологических терминов). Интернет-ресурс: Библиотека Гумер - гуманитарные науки. 685с. Режим доступа: http:// www. gumer. info / bibliotek _ Buks / Psihol / nemov 1/12. php

 

УДК – 373.2

 

Калманова Циала Алексеевна

канд. пед. наук, доцент

по кафедре методик начального образования

Чеченский государственный педагогический университет

г. Грозный, Российская Федерация

E-mail: alaisciala@mail.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.016 с.)