Влияние стиля воспитания на выбор профессии у ребёнка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние стиля воспитания на выбор профессии у ребёнка



Аннотация: в статье рассматриваются проблемы мотивации младших школьников в учебной деятельности, специфика и механизмы ее формирования. Обращается внимание на значимость заявленной проблематики для повышения эффективности образовательного процесса. Рассмотрены ключевые условия формирования мотивации младших школьников в учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, младший школьный возраст

 


Bazaeva Kamilla Imranovna

student, 4 courses

Chechen State Pedagogical University

Grozny, Russian federation

E- mail:kamilla.bazaeva79 @mail.ru

Khazhuev Islam Saidakhmedovich

Associate Professor, Department of Special Psychology and Preschool Defectology

Chechen State Pedagogical University

E-mail: hazhuev@mail.ru

 

MOTIVATION OF YOUNGER SCHOOLBOARD

IN EDUCATIONAL ACTIVITY

 

Abstract: the article deals with the problems of motivation of younger students in educational activities, the specifics and mechanisms of its formation. Attention is drawn to the importance of the stated problems to improve the efficiency of the educational process. The key conditions of formation of motivation of younger students in educational activity are considered.

Keywords: motivation, educational activity, primary school age

 

Экономическая ситуация, сложившаяся сегодня на рынке труда, открывает перед молодежью массу возможностей для самореализации и профессионального самоопределения. В таких условиях ориентация в выборе профессии приобретает особое значение: чем раньше молодой человек разовьет свою (профессиональную) перспективу, тем раньше он сможет занять соответствующее место в мире профессий благодаря соответствующему окончанию школы, дополнительной квалификации и своей деятельности.

Профессиональное самоопределение в педагогике понимается как процесс самопознания и объективной оценки личностью собственных индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессионально важных качеств и возможностей требованиям, которые необходимы для овладения конкретных профессией [1, c. 13]

В своих работах Дубровина И.В. определяет три главных фактора, оказывающих существенное влияние на профессиональное самоопределение ребенка:

- индивидуальные факторы - специфические способности, интересами, мотивация и собственное представление о себе;

- социокультурные факторы, такие как пол, социальная среда или финансовые возможности родителей;

- факторы-субъекты общественной жизни и организации, такие как родители, школа, профессиональные консультации, предприятия. [3, c. 8, 13, 21]

Данные факторы не следует рассматривать изолированно друг от друга, поскольку они во многом связаны друг с другом и могут меняться. Социальное и культурное окружение через специфические взгляды, идеи и ценности скорее бессознательным путем влияет на отношение молодого человека к выбору профессии: «Я» воспринимает эти (неосознанные) воздействия и использует их в зависимости от их привлекательности и своих возможностей.

Однако, основное влияние на ребенка оказывает семья.

«Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.» [5, c. 311]

Процесс семейного воспитания - это комплексная система родительских установок, направленных на ребенка. Ее цель - это подготовка детей к самостоятельной жизни в обществе. Без сомнений, каждый любящий отец чувствует на себе груз ответственности за будущее своего ребенка.

Вопрос изучения влияния, оказываемого семьей и родителями на выбор будущей профессии ребенка, является одним из актуальнейших на любом этапе развития психологии.

Теория родительских установок Элли Роу построена на основе учета стиля воспитания в семье, а именно - любви, уважения. При демонстрации внимания к ребенку в дальнейшей жизни ребенка формируется потребность принадлежать к группе, необходимость чувствовать любовь и уважение от других, поэтому таких детей будут привлекать профессии, в которых они смогут реализовать свое стремление находиться в центре внимания, пользоваться уважением других (сфера образования и воспитания, медицины и социальных служб, культуры, искусства, развлечений). И наоборот, у детей, которым уделяли мало внимания, не пытались удовлетворить их потребность в уважении, не будет развита потребность в принадлежности к группе, они не будут стремиться контактировать с другими людьми. Такие дети будут отдавать предпочтение профессиям, не требуют общения, и часто посвящают себя науке, технике.

«Стиль семейного воспитания - это сочетание различных вариантов поведения родителей, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Под стилем семейного воспитания подразумевается отношение родителей к ребёнку, характер и контроль за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.» [7, c.4].

В середине XX века учеными было определено три основных стиля воспитания:

· авторитетный (демократический);

· авторитарный;

· либеральный (попустительский).

В дальнейшем определился еще один, четвертый, стиль - индифферентный (безразличный).

Каждый из этих стилей воспитания по-своему влияет на становление ребенка.

Наиболее подходящим для профессионального самоопределения ребенка считается демократический стиль семейного воспитания. Данный стиль способствует формированию профессиональной готовности и учету собственных интересов ребенка при выборе будущей профессии. Дети в таких семьях более независимы от родителей в осуществлении этого выбора, более самостоятельны в принятии решений, способны брать на себя ответственность за эти решения и их последствия.

Этот стиль ставит родителей и ребенка на одну ступень, создавая доверительные отношения между ними. Ребенок не боится высказывать собственное мнение, он чувствует поддержку и заботу родителей. Демократический стиль не предполагает полного отсутствия давления со стороны мамы с папой, но сводит его к минимуму, позволяя раскрыться внутренним сторонам личности ребенка. Совместное преодоление проблем помогает укрепить семейные узы и создать творческую атмосферу между членами семьи. Однако, в рамках этого подхода тоже есть свои минусы. Например, факт того, что в результате демократического воспитания ребенок может вырасти неподготовленным к суровой действительности. Встретившись, например, с тяжелой работой, армией или жестким начальством, характер ребенка может сломаться.

По либеральному или авторитарному стилю воспитания родители, с одной стороны, испытывают заметные затруднения в предоставлении ребенку поддержки по ее профессиональные самоопределения, а с другой – оказывается тенденция к навязыванию ребенку собственного видения ее профессионального будущего, ограничивает свободу ее выбора, а, следовательно, и ответственности за него.

Либеральные родители - нетрадиционные и снисходительны к детям. Они редко требуют от детей зрелой поведения и стараются избегать конфликтов Родители, которые следуют либеральному стилю, часто противоречивы в установке правил, но обычно очень заботливы. Они используют подкуп, чтобы добиться нужного поведения от ребенка. Детей, которых воспитывают либеральные родители, часто называют «избалованными». Иначе говоря, они могут найти все, что захотят от родителей, провоцируя их. Они растут с нехваткой самодисциплины, неразвитыми социальными и коммуникативными навыками, очень эгоистичными и неуверенными в себе. Либеральное отношение родителей, могут способствовать успешному самоопределению и формированию ответственной позиции личности. Но для этого личности нужно уже иметь четкую систему собственных ориентиров: цели, принципы, морально-этические стандарты и тому подобное. Неопределенность субъективных ориентиров снижает самооценку личности, порождает чувство беспомощности, несостоятельности найти свой путь в жизни. И в таких условиях либеральная позиция родителей воспринимается подростками как отстраненность или же безразличие.

Авторитарный стиль воспитания наделяет мнение родителей непререкаемым авторитетом. Плюсами такого подхода является послушание, неделимый контроль действий ребенка. Но в то же время это и главные минусы описываемого стиля воспитания. Мнение младших членов семьи становится никому не нужной, лидерские качества подавляются, отношение к родителям принимают вид «подчиненный - начальник», почти полностью прекращая попытки поиска душевного понимания. Дети, которые воспитываются в такой атмосфере, часто испытывают страх по отношению к родителям и стремятся скорее выпорхнуть из родительского гнезда.

Существует определенная категория семей, где детей воспитывают слишком строго, ориентируясь не на родительские чувства, а только на общепринятые нормы, не учитывая при этом индивидуальные особенности ребенка, темпы ее развития, способности, переживания и чувства. совсем другое картина наблюдается в «тревожных семьях»: постоянное напряжение матери, страх перед неприятностями, которые угрожают ее ребенку, чрезмерное предохранения ее от воображаемых опасностей (фобия потери, гиперопека) обусловливают развитие у ребенка зависимости, неуверенности в себе, безответственности, инфантильности, эгоцентричности [4, с.99].

Для индифферентного (равнодушного) стиля характерна отчужденность между детьми и родителями. Последние проявляют закрытость в общении, эмоциональную холодность по отношению к ребенку, даже безразличие. Родители не принимают активного (сознательной) участия в процессе воспитания, не устанавливают системы контроля, ограничений, наказаний и поощрений, не предоставляют ребенку практической и моральной поддержки. Обременены собственными проблемами, индифферентные родители игнорируют интересы и потребности ребенка, часто обвиняют их в своих неудачах, демонстрируя некоторую враждебность и открытую пренебрежение к ребенку.

Находясь в семье, придерживается такой модели воспитания, ребенок не получает должного ласки и заботы, ей не хватает внимания, а это может привести к тому, что из него вырастет озлобленная человек, склонный к асоциальному поведению. Личность будет очень замкнутая. Так как в связи с отсутствием общения и контакта со сверстниками и родителями, данный ребенок упустит в своем развитии процесс социализации.

Безусловно, каждый родитель сам выбирает стиль воспитания детей, ориентируясь на собственный опыт и опыт своих мамы и папы. Однако, всегда есть возможность изменить подход и стиль воспитания или же начать комбинировать его еще с одним.

Отдельно, и у демократического и в авторитарный стиль воспитания есть свои недостатки, которые в будущем могут привести к серьезным проблемам. Поэтому идеальным вариантом является такой стиль воспитания, который будет предусматривать лучшее из авторитарного и демократического стиля. Семья, в которой родители имеют определенный авторитет и учат детей дисциплине, оставаясь при этом их старшими товарищами, скорее всего воспитает лидеров, которым не чуждо сострадание и способность к саморефлексии.

Не всегда у родителей хватает времени, чтобы идентифицировать используемый стиль воспитания. Признаками неблагополучия являются любые изменения в поведении детей, которые ни в коем случае нельзя игнорировать.

 

Список литературы

1. Андреева Л. И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: автореф.... дисс. докт. пед. наук. - Тольятти, 2010. - 45 с.

2. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема /М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 19–27.

3. Дубровина И. В. Формирование в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период / И. В. Дубровина // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1987.- С. 7-26.

4. Кузьмишина Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина., Е. С. Амелина, А.А. Пермякова, Е. А. Хохлова– М., 2014. – С.16-25.

5. Пугачев А. С. Влияние семьи на личность // Молодой ученый. – 2012. – №7. – С. 310-313. – URL https://moluch.ru/archive/42/5051/ (дата обращения: 08.10.2019).

6. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М.Николаенко, Г.М.Залесов, Т.В.Андрюшина и др. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 175 с.

7. Соломина Л. А. Влияние стиля семейного воспитания на агрессивное поведение детей /Л. А. Соломина // Наука о человеке: гуманитарные исследования - 2017 - №. 4 (30). - С. 108-114.

 

 


УДК 378

Балаев Марат Идрисович

магистрант, кафедры «Товароведение, туризм и право»,

Текуева Диана Идрисовна

ст. преподаватель, кафедры «Физическая культура и спорт» 

Кабардино-Балкарский государственный

аграрный университет им.В.М.Кокова,

г.Нальчик, Российская федерация

tekueva87@list.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация Рассматривается состояние высшего профессионального образования в Российской Федерации и мире в целом, основные тенденции его развития, связанные с многими аспектами развития и жизни общества, в первую очередь, это экономические и политические, с возможностью адаптироваться системы высшего образования к рыночным отношениям. Продемонстрировано, что высшее профессиональное образование включается в широкий контекст социокультурной жизни людей, тем самым воспринимаясь не только как узкая сфера социальной структуры. Образовательная среда вуза представлена как целостно организованное пространство, обеспечивающее интеграцию собственных ценностей и культурных смыслов со всеми ценностями и смыслами общества.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательная среда, образовательная политика, общество в современных условиях, адаптация, модернизация образовательной среды.

 

Balaev Marat Idrisovich

Master student, Chair of Commodity Science, Tourism and Law,

Tekueva Diana Idrisovna

Art. Lecturer, Department of Physical Culture and Sports

Kabardino-Balkarian State Agrarian

University named after V.M.Kokov,

Nalchik, Russian Federation

tekueva87@list.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.026 с.)