Мотивация младшего школьника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация младшего школьника



В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы мотивации младших школьников в учебной деятельности, специфика и механизмы ее формирования. Обращается внимание на значимость заявленной проблематики для повышения эффективности образовательного процесса. Рассмотрены ключевые условия формирования мотивации младших школьников в учебной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, младший школьный возраст


Alieva Malkani Adamovna

candidate of pedagogical Sciences, associate

Professor at the Department of pedagogy and preschool psychology

Uspanova Khadizhat Leonidovna

master student, 3 courses

Chechen State Pedagogical University

Grozny, Russian federation

 

MOTIVATION OF YOUNGER SCHOOLBOARD

IN EDUCATIONAL ACTIVITY

 

Abstract: the article deals with the problems of motivation of younger students in educational activities, the specifics and mechanisms of its formation. Attention is drawn to the importance of the stated problems to improve the efficiency of the educational process. The key conditions of formation of motivation of younger students in educational activity are considered.

Keywords: motivation, educational activity, primary school age

 

Внедрение новых образовательных стандартов в современной школе обуславливает поиск новых подходов в формировании учебной мотивации. Исследования последних лет показывают, что уже ко второму классу младшие школьники утрачивают интерес к, казалось бы, новой для них деятельности – учебной. Следовательно, на первый план выдвигается проблема формирования мотивации учебной деятельности.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, и педагогики. Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики. Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн.др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения [2, с. 16; 54].

Таким образом, актуальность темы статьи bопределяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации

Изучениемотивациииееформирование-этодвааспектапроцессавоспитаниямотивационнойсферыинтегральнойличностиучащегося,раскрытияегореальногоуровняивозможныхперспектив,зоныближайшегоразвитиядлякаждогоученикаиклассавцелом.Втожевремявпроцессеформированиямотивациираскрываютсяновыерезервы.Самаформацияявляетсяцелеустремленной,еслиучительсравниваетрезультаты сначальнымуровнем,предшествовавшимформированию,истемипланами,которыебылиизложены [1, с.35; 89].

ПсихологиЮ.М.Орлов,Н.В.Творогова,В.И.Шкуркинавформированиипотребностивдостижениииндивидуальностивыходятзарамкитого,чторешающеезначениеимеетнесамовосприятиеуспеха,афактическиегоположительноокрашенныйопыт.Исследователиназываюттакиеособенностиорганизациейобучающихситуацийдостижения,отсозданиякоторыхстимулируетсяразвитиепотребности вдостижении:

1) своевременнаяисистематическаяоценкарезультатоввсоответствии с фактическимидостижениямиличности;

2) ориентациянадостижениеоригинальныхрезультатовврешениидажеповседневныхзадачобученияиакцентированиевниманияучениканазначениитакихрезультатов;

3) стремлениепостоянноулучшатькачествовыполнениямероприятия,развитиенеобходимостимаксимальносовершеннойработы;

4) реализацияотдаленныхцелей;

5) постановказадачсреднейсложности,решениекоторыхдастмаксимальноеудовольствие;

6) образованиежеланиязавершитьначатое дело, развитие уверенностивсебеисвоихспособностях,ответственностьзапроделаннуюработу [3, с.87; 223; 302].

Основываясь на анализе психолого-педагогическихисследований(В.Максимов,Ф.Савина,С.Рубинштейн,И.Шапошников,Г.Щукина),отношениешкольниковкобучениювомногомзависитотстабильностиихпознавательныхинтересов.Всвязисэтимведущиммотивомобученияявляютсяпознавательныеинтересыобучающихся.Втожевремявыделяютсяситуативные,относительностабильныеидостаточностабильныепознавательныеинтересы.Поэтомуестественно,чтопедагогическиеинструменты,предлагаемыеисследователями,восновномфокусируютвниманиеучителейнаформированииустойчивыхпознавательныхинтересовв процессеобразовательнойдеятельности.

Так,например,И.Шапошниковаотмечает,чтоиспользованиеинтересныхматериаловиспособоворганизациипознавательнойдеятельностиявляетсяэффективнымфакторомвпоощренииобучающихсякучебе и, следовательно, позитивноймотивациик обучению.

Поэтомуобучение,какилюбаядеятельность,основанонетольконазахватывающих,любопытныхформах,ноинасложных,недоступныхпроблемах.Какговоритнароднаямудрость,«кореньобучениягорький,аегоплодысладкие»,поэтомуформированиемотивацииоснованоненаэмоциях,чувствах,авумахшкольника.Всвязисэтимученые(В.Ильин,Ю.Бабанскийидр.)предлагаютнарядусиспользованиемрекреационныхэлементовдляформированияпозитивноймотивациидляобучения, инициированияпознавательныхинтересов,создаватьусловия,которыеспособствуютпониманиюуучащихсянеобходимостивзнаниях,подчеркиваяихобщественное и личноезначение [2, с.89; 135].

Всистемепсихолого-педагогическихусловийформированиякогнитивныхинтересовипотребностеймладшихшкольников,пословамА.Савченко, классифицируются:

1) обогащениесодержанияобразованияличноориентированныминтереснымматериалом, обеспечениеегоэмоциональности;

2) утверждениегуманногоотношенияучителя к ученикам;

3) формированиеиразвитиеобучающихся,адекватнаясамооценкаи стремление к саморазвитию;

4) ответственноеотношение к обучению,чувстводолга;

5) введениевучебныйпроцессинновационныхтехнологийдляразвитиятворческихспособностейиусвоенияучащимисяпутейсамостоятельногопоискаобразовательной ипознавательнойинформации;

6) развитиеинтеллектуальныхспособностейитворческогомышленияшкольников в процессеихобучения;

7) удовлетворениенеобходимостиобщениясовсемиучастникамиобразовательногопроцесса(учителями,одноклассниками,родителями,социальнымипедагогами, психологами и т.д.) [4, с.65].

СоссылкойнаисследованияА.КиричукаиТ.Грабовской, можнорассматриватьследующиеобщиепринципыуправленияучебнойдеятельностью младшегошкольника:

1) обеспечениепривлекательноготворческогохарактерадеятельности;

2) четкоеопределение цели иконечныхрезультатовработы,способы ееоценки;

3) включениеучениковвпроцесспланированияцелейитекущихзадачкласса;

4) уважение,доверие,гуманноеотношение к ученикам,благодаря поощрению и стимулированию учебнойдеятельности и тому подобное [1, с.46].

Такимобразом,учебнаядеятельностьмладшихшкольниковвпервуюочередьобусловленавнутреннимимотивами,которыенаправляюткогнитивнуюпотребностьребенканепосредственнонасубъектдеятельностиивнешнимимотивами,которыеспособствуютсамоутверждениюиисполнению обязанностей.

ПодформированиеммотивациимладшихшкольниковисследователиВ.Вилунас,А.Гребенюк,Е.Ильин,А.Марковапонимаютспециальноорганизованныйпроцессцеленаправленноговоздействиянаученика,созданиеситуациидляпроявленияегодеятельностисцельюразвитияпозитивныхмотивов.

Формированиеобразовательноймотивациишкольниковоблегчаетсявнедрениемнабораинструментов,средикоторыхбольшинствоученых(Е.Ильин,А.Маркова,М.Матюхинавыделяютследующие [2, с.91]:

4. содержаниеучебногоматериала;

5. организацияучебныхмероприятий;

6. мониторинг и оценкаучебныхмероприятий;

В своейдеятельностиучителюначальныхклассовнеобходимо не толькоучитыватьосновныеусловияформированиямотивацииучения,ноиактивноиспользоватьразличныеприемыиметодыстимуляцииучащихся.Условноэтиметодыи приемыможноразделить начетырегруппы:

1) эмоциональные(созданиеситуацииуспеха,поощрениеилиосуждение, созданиеяркихвизуальныхсредств,стимулированиеоценки)

2) познавательные(зависимостьотжизненногоопыта,свободныйвыборзадач,поискальтернативныхрешений,выполнениекреативныхзадач,наличиезадачдля«умения»,созданиепроблемныхситуаций);

3) волевые(когнитивнаяпотребность,представлениетребованийкобучению,самооценкаикоррекциядеятельности,информированиеобобязательныхрезультатахобучения,отражениеповедения);

4) социальные(созданиеситуацийвзаимнойпомощи,сотрудничества, взаимнойпроверки).

Таким образом, учитывая, что мотивация - это сложное структурное образование, в котором различные мотивы проявляются в единстве и взаимозависимости, его образование не может происходить по частям, а только целостно. Поэтому, чтобы сформировать позитивную мотивацию для учебной деятельности, важно использовать не один, а все элементы конкретной системы, поскольку ни один из них не может играть решающую роль для всех обучающихся одновременно. В реальной образовательной практике вышеупомянутые средства как целостная система почти не используются, как правило, средствами выступают как отдельные компоненты, так и их определенная комбинация.

 

Список литературы

1. Волков, Б. С. Психология развития человека: учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: Акад. Проект, 2004. – 224 с.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 517 с

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 400 с.

4. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: учеб. пособие для студентов вузов / Х. Хекхаузен. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

 

УДК 373.31

Алиева Сацита Адамовна

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры МНО, Директор ИППД,

Чеченский государственный педагогический университет,

г. Грозный, РФ

E-mail: sacita.alieva@mail.ru

Джамалдинова Марха Ахмедовна,

доцент кафедры ОТД ЧГПУ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.017 с.)