Психокоррекция интеллектуальной сферы младших подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психокоррекция интеллектуальной сферы младших подростков



Аннотация: В статье раскрываются теоретические основы организации коррекционно-развивающей работы в плане умственного развития детей, предлагается систематическая коррекционно-развивающая работа с младшими подростками с целью их умственного развития.

The article reveals the theoretical foundations of the organization of correctional and developmental work in terms of mental development of children, proposes a systematic correctional and developmental work with younger adolescents for their mental development.

Ключевые слова: Развитие интеллектуальной сферы, процесс развития интеллектуальной сферы, психологическая коррекция, умственное развитие, психические процессы, мыслитель­ные операции, факты.

 

Одной из самых существенных психологических характеристик обучающегося, с которой связывают успешность обучения, является развитие его интеллектуальной сферы. Современная школа выдвигает задачу умственного развития учащихся наряду с задачей обучения основам наук.

Не секрет, что в последние десятилетия требования федеральных образовательных программ настолько высоки, что большое количество детей испытывают трудности в ходе обучения. Расхождение школьных требований и психологических возможностей учащихся касается, в первую очередь, уровня умственного развития детей. Трудности в выполнении требований учебной деятельности возникают даже у детей, не имеющих нарушений с точки зрения медицины. Организация дополнительных занятий ученикам не является выходом из ситуации, прежде всего, необходимы изменения в мыслительной деятельности детей.

Теория и практика проблемы развития интеллектуальной сферы показывают, что детей с низким уровнем интеллектуального развития достаточно много. В стимулировании мыслительных операций нуждаются даже дети, соответствующие возрастным нормам, не говоря уже о педагогически запущенных.

Одним их направлений работы педагога-психолога является психологическая коррекция. В практической психолого-педагогической литературе предложено множество упражнений, техник и игр, направленных на развитие познавательных психических процессов. Принципиально важно осуществление коррекционно-развивающей работы по специально разработанным программам, которые составляют единый развивающий курс. Только систематизированный, логически выстроенный комплекс, в отличие от разрозненно и случайно проводимых упражнений, может дать эффективный результат.

Цель научного исследования: рассмотреть сущность и содержание психологической коррекции интеллектуальной сферы школьников.

Процесс развития интеллектуальной сферы является одной из составляющих компонентов об­щего процесса развития психики индивида. В связи с этим в рамках отечественной психологической науки под интеллектуальным развитием понимают специфический процесс, заключающийся в присвоении индивидом опыта предшествующих поколений.

По мнению А.Н. Леонтьева, развитие интеллектуальной сферы человека протекает в процессе освоения тех знаний и опыта, которые выработаны человечеством в обществен­но-историческом развитии. [6, с.87] И это факт неоспорим.

Таким образом, одной из существенных сторон развития интеллектуальной сферы является процесс усвоения знаний, и значимыми показателями эффективности данного процесса можно выделить их содержание и объем. Необходимо помнить, что интеллектуальное развитие нельзя сводить к одному лишь количественному показателю объема знаний, т.к. невозможен разрыв между содержанием усвоенных знаний и механизмами, процессом их усвоения. Л. С. Выготский впервые высказал положение о том, что содержание знаний и форма их усвоения являются двумя составляющими, которые имеют существенную внутреннюю связь, а не случайную. [5] Данный тезис в настоящее времяочевид­ен для специалистов-педагогов и специалистов-психологов. Из этого следует, что в процессе усвоения познавательного материала у человека формируются определен­ные формы и способы их освоения.

Рассмотрим психические процессы, функционирующие и необходимые для приобретения и усвоения новых знаний. Известно, что к познавательным психическим процессам относят ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Однако, среди них основными для специально организованного процесса обучения выделяют восприятие, память и, как основополагающий, мышление. Несомненно, адек­ватное восприятие определенного содержания знаний возможно только в определенных формах интеллектуальной деятельности. Школьник, прежде всего, усваивает научное знание. Это и есть основная цель его учебной деятельности. Того же требует от ребенка общество в целом. Научное же знание адекватно воспринимается и усваивается в форме логического мышления. Качественные знания возможны только при наличии последнего. Например, в младшем школьном возрасте более доступно усвоение конкретной информации, т.к. уровень мышления носит наглядный характер. Младшим школьникам недоступно глубокое понимание логических связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира, у них недостаточно развиты мыслительные операции, обеспечивающие понятийное мышление. Эти характеристики мышления развиваются только в подростковом возрасте. [7]

Таким образом, естественным и закономерным является выделение в интеллектуальном развитии двух сторон, которые тесно взаимосвязаны. Первой стороной является совокупность, сумма, фонд усвоенных знаний, аккумулированных в виде понятий, образов, представлений. Второй стороной определяют набор интеллектуальных приемов, операций, действий, которые хорошо отработаны и прочно закреплены в человеческом опыте, т.е. данная сторона является процессуальной. Между этими двумя неразрывно связанными друг с другом сторонами интеллектуального развития существуют сложные, неоднозначные отношения.

Важным фактором развития интеллекта выделяют общение человека с окружающими. При всем этом основная, определяющая роль в формировании последовательного и систематического мышления ребенка отводится школе.

В рамках диагностической работы педагог-психолог школы особое внимание уделяет диагностике интеллектуальной сферы. Изучение показателей интеллектуального развития - обязатель­ное условие и важнейшее звено обратной связи между школьным обучением и усвоением изучаемого.

Диагностика интеллектуального развития школьников позволяет определить эффективность школьного обучения, его влияния на каждого учащегося. От уровня интеллектуального развития, как уже отмечалось, зависит продуктивность обучения. Низкие показатели обусловливают слабую успеваемость или неуспеваемость.

Относительно процесса обучения необходима коррекция педагогическая и психологическая.

Педагоги ческая коррекция направлена на устранение проблем в усвоении знаний по отдельным учебным предметам или разде­лам. Обычно эти проблемы решаются институтом репетиторства или организацией дополнительных занятий для отстающих.

П сихологическая коррекция своей основной целью имеет исправление недостатков интеллектуальной дея­тельности, развитие мыслительных операций. Этот вид коррекции осуществляется, прежде всего, пе­дагогом и школьным психологом, но включение родителей в процесс реализации специально разработанных психологами коррекционно-развивающих программ также является действенным. Обоснуемнеобходимость и возмож­ность коррекционно-развивающей работы. [9]

Еще в 30-е годы прошлого века Л.С. Выготский высказывал идеи, затрагивающие проблемы обучения и интеллектуального развития детей школьного возраста, которые сохраняют свою актуальность и в наше время. [2; 3;4; 5]

Швейцарский ученый Ж. Пиаже считает, что обучение и умственное развитие ребенка находятся в относительной независимости друг от друга. Под психическим развитием он рассматривает вполне самостоятельный процесс, в основе которого лежат собственные внутренние закономерности. Ж. Пиаже считает, что развитие детского мышления протекает по определенным стадиям, сводящихся к спонтанному последовательному переходу от одной стадии к другой: сенсорная стадия переходит к дооперациональную, а потом к стадии конкретных и формальных операций. Обучение, как процесс внешний, пользуется достижениями развития, а не влияет на него; развитие «тянет» за собой обучение и выступает в качестве психологических предпосылок процесса обучения.

Такое понимание соотношения обучения и развития отвергает роль коррекционно-развивающей деятельности, подчеркивая ее бесперспективность, так как развитие основных психических процессов протекает в соответствии со своими внутренними законами. [2]

Подход Л.С. Выготского к данной проблеме прямо противоположен - обучение - важнейший источни­к развития. Он считал хорошим только то обучение, которое позволяет «забегать вперед развития». Л.С. Выготский говорил, что, если правильно ор­ганизовать обучение ребенка, то это приведет к детскому умственному развитию, вызовет к жизни процессы развития, которые вне обучающего процесса было бы невозможным. [2, с. 97]

Нами разделяется позиция Л. С. Выготского, подтвержденная разными психологическими экспериментами, теоретическими исследова­ниями и практической жизнью школы.

В коррекционном процессе необходимо соблюдение следующих двух правил: в первую очередь, психолог должен иметь знание о норме исправляемой функции мышления, о «правильном» и эффективном ее проявлении, выполнении мыслительного действия; во вторую очередь, необходима тщательно проведенная психологическая диагностика с использованием адекватных, валидных методов для постановки правильного диагноза и констатации исследуемого дефекта.

Осуществление индивидуального подхода в проведении диагностических мероприятий, а также в планировании специальных мер развивающего характера для развития мыслительных процессов является базой, основой психокоррек­ции. Сущность индивидуального подхода тесно связана с «личным достижением», сравнением своих достижений с предыдущими своими успехами. [9]

На­правления коррекционной и развивающей работы можно и необходимо совместить, потому что овладение новым содержанием, усвоение новых способов и операций мыслительной деятельности способствует сложной перестройке в рамках деятельности и функционирования мышления и продвигает обучающегося по пути обучения. А мыслительная деятельность, как известно, является главным показателем интеллектуального развития.

Коррекционные занятия должны проводиться в виде свободного общения. Они обязательно вклю­чают игровые моменты. Важным условием проведения групповой коррекционной работы является адекватная реакция детей на достижения и ошибки друг друга. Необходимо следить за эмоциями, чтобы не было обидных высказываний и действий.

Очень важно соблюдение дисциплины. Это не означает, что дети должны молчать, не двигаться, быть в форме «оловянных солдатиков». Дети могут переговариваться, спрашивать друг у друга, советоваться, делиться своими мыслями, идеями, соображениями. Не следует де­лать замечания тем детям, которые обращаются за помощью, подсказками, подтверждением того, думают ли они правильно. Безусловно, такая совместная деятельность нескольких детей является источником их развития. Ситуации сотрудничества, взаимопомощи, соревнова­ния ровесников, способствуют усвоению и развитию новых мыслительных операций и форм, повышению мотивации к занятиям и в целом активизируют учащихся. Важным моментом является инициативность взрослого (учителя, педагога-психолога) в создании таких ситуаций. Перед началом занятия участникам процесса можно настроить на следующее правило: «В случае, если у кого-то возникнут трудности или сомнения, правильно ли он рассуждает, можно обратиться за по­мощью к своим друзьям или ко мне». Необходимо заметить, что подсказка готового ответа – это не помощь; помощью является объяснение, в наводящих вопросах, совместные рассуждения.

Важным условием эффективности коррекционно-развивающих упражнений является их сознательное выполнение ребенком; ребенку должна быть понятна не только цель работы, но и весь процесс.

Место проведения коррекционно-развивающих занятий – отдельный класс или кабинет, чтобы педагогу и детям никто не смог помеша­ть. Проведение занятий возможно и в рамках урока и во время внеурочных мероприятий или в группах продленного дня.

Рекомендуемое время проведения коррекционно-развивающего занятия - максимум 40 минут. Удлиненное занятие может быть неэффективным - усталость при­водит к спаду активности и снижению мотивации.

К сожалению, практика показывает, что уровень интеллектуального раз­вития учащихся может сильно различаться при одинаковых условиях обучения.

Одной из причин такого положения является тот факт, что до сих пор актуальна точка зрения, согласно которой в приоритете содержательная сторона учебной информации и структура ее пода­чи, чтобы развивалась интел­лектуальная деятельность. Однако, стихийность овладения интеллектуальными действиями и операциями не обеспечит полноценного усвоения знаний и умственного развития ребенка.

Интеллектуальное развитие не является чем-то неизменным. Возможно его развитие и улучшение. В связи с этим в процессе обучения в школе можно ставить цель усвоения операциональной стороны мыслительной деятельности. Безусловно, несформированные основные умственные действия и навыки отрицательно влияют на успеваемость.

Научно-психологический анализ проблем школьного обучения свидетельствует о необходимости организации и проведения коррекционно-развивающих мероприятий в современной массовой школе, целью которых является активное воздействие взрослого (педагога и психолога) на процесс формирования и развития интеллектуальной сферы ребенка.

Глубокие пси­хологические знания и понимание психологических особенностей детей, а также знание и учет принципов и правил коррекционно-развивающей работы дают возможность оказания профессиональной помощи в формировании интеллектуальной деятельности ребенка. Такая работа требует тесного взаимодействия учителей и педагогов-психологов.

Коррекционно-развивающая работа должна проводиться с учетом психоло­гических особенностей детей разных возрастных групп. Наряду с возрастными психологическими особенностями проявляются индивидуальные личностные свойства школьников, их эмоциональные и пове­денческие реакции, которые также необходимо учитывать при организа­ции коррекционно-развивающих занятий. В решении этих вопросов педагогу-психологу и учителям важно сотрудничать.

 

Список литературы:

1. Акимова М.К, Козлова В.Т. Психокоррекционная работа умственного развития школьников. – М., «Академия» –2002. – 160 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с. – (Мастера психологии)

3. Выготский Л. С.Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 160 с. – (Серия: Антология мысли).

4. Выготский Л. С.История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 359 с. – (Серия: Антология мысли).

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.– М.: Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2005.– 672 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Academia, 2004. – 352 с.

7.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. – Издательский центр Академия Москва, 2015. – 656 с.

8.Немов Р.С. Общая психология. Том II. Воображение и мышление. Книга 3. – М.: Издательство: Юрайт, 2016. -226 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

9. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592 с. aterials/1/2007/1/113.html

 


УДК 37.015.3

Масаева Зарема Вахаевна

канд. пс. наук, доцент кафедры специальной психологии

и дошкольной дефектологии

Чеченский государственный педагогический университет

г.Грозный, Российская Федерация

E-mail: masaeva-2009@mail.ru

Кагермазова Лаура Цраевна

докт. пс. наук, профессор кафедры психологии

Чеченский государственный педагогический университет

кафедра психологии г.Грозный

E-mail:laura07@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной работе раскрывается актуальность изучения психологической безопасности на современном этапе психологических исследований в образовательном пространстве. Рассматриваются различные теоретические подходы к понятию психологическая безопасность. Представлены современные научные взгляды на понимания психологической безопасности образовательного пространства.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образование, образовательная среда, безопасность.

 

Masaeva Zarema Vakhaevna

Cand. fp. associate Professor of special psychology

and preschool defectology

Chechen state pedagogical University

Grozny, Russian FederationE-mail: masaeva-2009@mail.ru

Kagermazova Laura Creuna

doctor. fp. Professor, Department of psychology

Chechen state pedagogical University

Department of psychology Grozny

E-mail: laura07@yandex.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.125.80 (0.049 с.)