Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарские и практические занятияСтр 1 из 10Следующая ⇒
Семинарские и практические занятия С е м и н а р 1 Тема: Сущность и многообразие видов педагогической деятельности Вопросы для обсуждения: 1. Педагогическая профессия и педагогическая деятельность. 2. Многообразие видов педагогической деятельности. 3. Гуманистическая направленность педагогической деятельности. 4. Личность педагога-гуманиста.
Многообразие видов педагогической деятельности. Педагогическая деятельность - это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащегося реализуются задачи обучения и воспитания (А.К. Маркова). В общем педагогическая деятельность - это особый, многогранный и многоплановый вид деятельности, связанный с обучением и воспитанием. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - преподавательская /организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся/; - воспитательная /организация воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными идами деятельности школьников/; - социально-педагогическая /социализация ребенка и его социальная защита/; - культурно-просветительская /приобщение учащихся к культуре/; - научно-методическая /освоение учителем современных теорий и технологий воспитания, разработка на их основе собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса, написание научно-методических работ/; - управленческая /организация различных видов деятельности школьника/ - коррекционно-развивающая / выявление и исправление недостатков в развитии личности ученика / Все вышеперечисленные виды педагогической деятельности являются корректными, профессиональными только в том случае, когда максимально едины в своих воспитательных, образовательных, обучающих и развивающих творческих поисках, воздействиях и результатах.
Педагогическая деятельность - деятельность, основным содержанием которой является - воспитание, - обучение, - образование и - развитие учащихся а также: - социализация и - профессионализация, - культурно-гуманистическая функция, - охрана жизни, здоровья и - социальная защита детей. /Никитина/. Одной из важнейших сторон педагогической активности является активность человека, с которым ведется непосредственная педагогическая работа. Педагогическим совершенствованием является педагогический феномен, характеризующий существование инициативной или стимулирование целенаправленной деятельности самого человека по совершенствованию своих педагогических свойств путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития как в педагогическом учреждении, так и вне его, в любом возрасте. Педагогическое самосовершенствование выполняет основную функцию самоактуализации человеком своих возможностей. Одной из разновидностей самоутверждения является учение, которое представляет собой активную деятельность обучающегося в образовательном учреждении по освоению знаний, предусмотренных квалифицированными требованиями к выпускникам образовательного учреждения. Из вышесказанного следует, что это не только усвоение учебного материала, но и совершенствование всех своих педагогических свойств.
С е м и н а р 2 Тема: Требования к личности и профессиональной компетентности педагога, Государственный образовательный стандарт Вопросы для обсуждения: 1. Профессия педагога и ее роль в современном обществе. 2. Профессиограмма современного педагога. Требования Государственного об- разовательного стандарта (ГОС) к личности и профессиональной компетент- ности специалиста 3. Компетентностная модель современного педагога.
Профессиограмма современного педагога. Требования Государственного об- Ности специалиста Профессия (от лат. Profiteer — объявляю своим делом) — вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. Профессией называют необходимую для общества, ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия «педагог» подразделяется на различные версии приложения сил в детских учреждениях: воспитатель, учитель, педагог дополнительного образования и др. Можно также найти узкие специализации учителей: учитель истории, учитель математики и т. д. Педагогическая профессия. Педагог — лицо, специально подготовленное к профессиональной деятельности по развитию, воспитанию и образованию личности (учитель, преподаватель, воспитатель, наставник). К педагогам относят также ученых, которые разрабатывают теоретические проблемы педагогической науки. Учитель — педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионального образования. Назначение учительской профессии — сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке. Учитель — это прежде всего воспитатель, наставник. Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования, которые можно обобщить в профессиоргамме. Профессиоргамма — это характеристика профессии или модель специалиста. Составными компонентами профессиограммы являются требования к профессиональным знаниям и умениям, которые обеспечивают продуктивность деятельности в рамках соответствующей профессии. Описание профессии включает следующие характеристики: производственно-технические, социально-экономические, социальнопсихологические, санитарно-гигиенические. Профессиограмма учителя представляет собой качественно-описательную модель, квалификационную характеристику, определяющую объем и соотношение профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, способностей и свойств личности, необходимых учителю. Современные требования к учителю Требования к учителю определяются прежде всего обществом, в котором он трудится. Они складываются на основе ранее сложившихся требований и получивших свое признание в новых условиях, а также учитывающих перспективы развития общества в целом и системы образования в частности. Современные требования к педагогу и его деятельности обозначены в Законе РФ «Об образовании», в профессиограмме учителя, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОСВПО), а также в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и разработанной на ее основе Программе модернизации педагогического образования. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается ведущая роль педагога в достижении целей образования, направленных на всестороннее развитие подрастающих поколений, а также ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи; указывается на необходимость привлечения талантливых специалистов для осуществления учебного процесса в школах на достаточно высоком уровне, важность проведения научных исследований, освоения новых технологий и информационных систем, воспитания у обучающихся духовно-нравственных качеств, подготовки специалистов высокой квалификации.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования — это нормативно-правовой документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. В нем определены требования к знаниям и умениям будущего специалиста по дисциплинам психолого-педагогической подготовки. Так, например, учитель должен овладеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов, системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях и социальных факторах развития; соблюдать права и свободы обучающихся; уметь организовать внеучебную деятельность учащихся, оказывать им социальную помощь и поддержку; знать систему образовательных учреждений и основы управления ими, основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования и др. Мысль о том, что труд учителя требует от него высокой идейности, четко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний и устойчивых интересов, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания, неоднократно подчеркивает В.А. Сластёнин. По определению ученого, профессиограмма учителя включает: 1) свойства и характеристики, определяющие общественную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности учителя; 2) требования к его психолого-педагогической подготовке; 3) объем и состав специальной подготовки; 4) содержание методической подготовки по специальности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. И именно школа, учитель должны сформировать личность такого человека, будущего специалиста, который сможет успешно решать сложнейшие перспективные задачи государственного и общественного развития России. Программа модернизации педагогического образования предусматривает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающей требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Все это говорит о социально и профессионально обусловленных требованиях к современному учителю как личности и профессионалу.
Таким образом, личность современного учителя-профессионала характеризуют высокая культура, нравственность, подвижничество, полная самоотдача, вера в возможности растущего человека, благородство, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни, максимальная реализация своих способностей, таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и общественная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, товарищество и отзывчивость. Учитель — истинный интеллигент, а интеллигентность — это мера его культуры в соединении с моралью. Следовательно, можно считать, что данная характеристика в обобщенном виде и включает современные требования к педагогу.
С е м и н а р 3 Тема: Самовоспитание и самообразование будущего педагога Вопросы для обсуждения: 1. Самовоспитание и самообразование как неотъемлемые составляющие про- фессионально-личностного становления и развития. 2. Пути, средства, методы профессионального самовоспитания и самообразова- ния будущего педагога. 3. Обсуждение индивидуальныхпрограмм по саморазвитию личности. 1. Самовоспитание и самообразование как неотъемлемые составляющие про- Содержание самовоспитания Содержание самовоспитания раскрывается через его функции: - компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации; - адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности; - развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности. Принципы самовоспитания 1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок: - установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания; - установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;
- установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.). 2. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки: - на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием; - на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль; - на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие. 3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки: - на самоконтроль; - на саморегулирование; - на индивидуализацию самообразования и самовоспитания; - на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания; - на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Основные методы самовоспитания отражены в рисунке 2.
Ния будущего педагога. Воспитательные воздействия педагога направлены на формирование активности самого ребенка, его способности к развитию и потребности у него в самовоспитании и самообразовании. В процессе интериоризации социокультурного опыта человечества ребенок приобретает опыт коллективного и самостоятельного творения относительно нового в истории развития цивилизаций. И.С. Якиманская в этом процессе выделяет «душевными факторами» самовоспитание, самообразование, самообучение и самосовершенствование. Обратимся к рассмотрению этих понятий. Самовоспитание — это процесс усвоения личностью социокультурного опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевно-нравственных факторов, обеспечивающих ее гармоничное и всестороннее развитие. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися представлениями, идеалами, нормами, убеждениями и ценностными ориентациями. Самовоспитание осуществляется при наличии определенного уровня развития самосознания личности, способности к анализу при субъектном осознанном сопоставлении своего поведения с поведением других людей. Предпосылками организации процесса самовоспитания личности являются: · — критическое отношение к своим возможностям; · — целеполагание; · — адекватность самооценки; · — умение видеть свои достоинства и недостатки; · — осознанное определение вектора самовоспитания. Самовоспитание реализуется в процессе самоуправления через систему формулирования человеком собственных целей, программ и моделей действий и контроля их выполнения, а также оценки результатов самовоспитания и самокоррекции результатов самовоспитания. К основным методам самовоспитания относятся: — самопознание, которое включает в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение; — самообладание, которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение; — самостимулирование, которое предполагает актуализацию самоутверждения, самоободрения, самопоощрения, самонаказания, самоограничения. Продуктивность и эффективность самовоспитания предполагает актуализацию потребности в самообразовании, которое представляет собой систему внутренней самоорганизации личности по усвоению социокультурного опыта предшествующих поколений, направленной на собственное гармоничное полноценное развитие. Самообразование тесно связано с самообучением. Самообучение — это процесс непосредственного получения личностью элементов социокультурного опыта предшествующих поколений посредством собственных душевных усилий и выбранных самим человеком средств познания действительности. Философы, психологи и педагоги подчеркивают, что движущие силы развития человека заложены в его душе. А условиями и средствами побуждения к действию являются внешние факторы в форме воспитания, образования и обучения. А.К. Маркова выделила уровни самовоспитуемости, само- развиваемости и самообучаемости. Таблица 1 Семинарские и практические занятия С е м и н а р 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.053 с.) |