Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и задачи педагога в воспитании культуры внешнего вида учащихся.
Эстетическое воспитание - составная часть воспитательного процесса, непосредственно направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека. Методологической основой эстетического воспитания является эстетика наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, о сущности и формах отражения действительности и преобразования жизни по законам красоты, о роли искусства в развитии общества. В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и эстетическая поведение школьника. Эстетическое сознание - форма общественного сознания, которая реализуется как художественно-эмоциональное освоение действительности через эстетические чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы и т. п. и концентрированно выражается в художественной творчества и эстетических взглядах. Формируется она на основе эстетической практики на протяжении исторического развития общества. Важными ее элементами являются эстетические чувства - особые чувства наслаждения, которые испытывает человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства; эстетический вкус - способность человека правильно оценивать прекрасное, отделять действительно прекрасное от неэстетичного; эстетический идеал - представление человека о прекрасном, к чему она стремится, на что равняется. Именно они обусловливают эстетику поведения личности - признаки прекрасного в поступках и действиях человека (отношение к труду и к обществу, в манерах и внешнем виде, в формах общения с людьми). В процессе эстетического воспитания важно научить учащихся понимать и воспринимать красоту. Наблюдая прекрасное, человек не может быть равнодушной, она переживает, чувствуя любовь или ненависть к наблюдаемому. Поэтому важно, чтобы дети умели различать действительно красивое и уродливое. Во время эстетического восприятия возникают определенные эмоции, поэтому воспитание должно создавать благоприятные для формирования эмоциональной сферы учащихся, ведь богатство эмоциональной сферы человека свидетельствует о ее духовном богатстве. Не менее важно формирование их способности полноценного восприятия произведений искусства. Для этого ученикам необходима элементарная теоретическая подготовка. Это имеет особое значение при использовании в эстетическом воспитании музыки, изобразительного искусства, скульптуры.
Сформированные эстетические вкусы, эстетический идеал, развитая способность оценивать прекрасное дают человеку возможность понять суть прекрасного. Воспринимая прекрасное, анализируя его, сравнивая с известным и неизвестным ранее, она соответственно оценивает его. Уровень такого эстетического мышления зависит от умственного воспитания, умение осуществлять мыслительные операции. Одновременно с развитием эстетического восприятия, привития эстетических вкусов в процессе эстетического воспитания у учащихся формируют эстетическое отношение к окружающей действительности, ведь человек должен не только любоваться красотой природы, памятниками культуры, но и беречь и защищать их. Важное значение имеет воспитание у школьников эстетики поведения - аккуратности в одежде, красивой осанки и манер, умение держаться непринужденно, естественно, культурно и эстетически проявлять свои эмоции. Эти качества тесно связаны с нравственностью личности ученика. В эстетическом воспитании школьников используют различные источники: а) произведения изобразительного искусства. Во время наблюдения картины или скульптуры, которая отражает жизнь человека, природы, у ребенка развивается не только восприятие, но и фантазия: она мыслит, воображает, "дорисовывает" изображенное, видит за картиной события, образы, характеры; б) музыку, которая, отражая действительность посредством мелодий, интонаций, тембра, влияет на эмоционально-чувственную сферу человека, на его поведение; в) художественную литературу. Главным выразителем эстетики в литературе является слово. По мнению К. Ушинского, слово как средство выражения в литературном произведении приобретает двойной художественной силы. Словесный образ имеет еще и понятийную основу и воспринимается прежде всего умом. Поэтому литература является важным средством развития интеллекта учащихся; г) театр, кино, телевидение, эстраду, цирк. Ценность их в том, что, кроме содержательной части, они объединяют в себе элементы многих видов искусств (литературу, музыку, изобразительное искусство, танец); г) поведение и деятельность школьников. Достойные поступки учащихся, успехи в учебе, труде, спортивной, общественной, художественной деятельности должны стать предметом обсуждения с эстетических позиций; д) природу, ее красоту в разнообразии и гармонии красок, звуков, форм, закономерной смене явлений, которые имеют место в живой и неживой природе; е) факты, события общественной жизни. Героические поступки людей, красота их взаимоотношений, духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство часто являются предметом обсуждения с учащимися; е) оформление быта (привлечение детей к созданию эстетической обстановки в школе, классе, квартире).
Особым фактором эстетического воспитания является природа. Как замечал. Сухомлинский, в процессе воспитания учащиеся должны понять, что природа не может быть только объектом человеческого влияния - она является равноправным субъектом плодотворного взаимодействия. Основой экологического воспитания он считал понимание взаимообусловленности всего живого на планете. Рассматривая цветок, лепесток, крылышко бабочки, пушинку тополя, ребенок не должен забывать глобальную истину: природа - единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей. Она - источник и суть нашей жизни, которое нельзя отделить от человека. Исповедуя принцип единства красоты и добра ("Корень, источник доброты - в созидании, творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброта неразрывно связана с красотой"), В. Сухомлинский считал красоту гимнастикой души, способной выпрямлять дух, совесть, чувства и убеждения. Он был против того, чтобы детское отношение к природе мотивировалось страхом запрета, и пытался вывести воспитанников на уровень эстетического освоения окружающего мира. Его педагогическая стратегия способствовала эстетическому мотивированию чувства экологической ценности природы в структуре сознания личности. Одним из главных путей эстетического воспитания является учебная работа. Во многих школах созданы малые академии народных искусств (МАНМ), университеты народоведения, общества народных умельцев, школы и классы кобзарского, сопілкарського искусства, этнографические группы, фольклорные ансамбли, вертепы. Учителя устраивают путешествия к истокам родного слова, уроки на природе, часа любимой работы, творчества, уроки эмоциональной культуры, народоведения, человековедения, искусствоведения, путешествия в историю и тому подобное. Исключительную роль в эстетическом воспитании школьников играют предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка). На таких уроках учащиеся не только приобретают теоретические знания по определенным видам искусства, но и приобретают соответствующих практических умений и навыков, развивают свои творческие способности. Весомым дополнением к этому циклу есть уроки украинского языка, украинской и мировой литературы, на которых учащиеся усваивают богатство и красоту родного языка, знакомятся с шедеврами родной и мировой литературы. На уроках естественно-математических дисциплин открываются большие возможности использования красоты природы, формирование бережного отношения к ней. Красота физики и математики заключается в логической четкости научных построений и доказательств, четкости их структуры. Определенное воспитательное значение имеют эстетика труда учеников и продуктов труда, умения и навыки, приобретенные в процессе труда, дающих возможность личности творчески проявить себя. На уроках физического воспитания ученики учатся красиво и правильно держаться и ходить.
На решение задач эстетического воспитания направлена также внеклассная воспитательная работа. Кроме бесед, лекций, диспутов, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов на эстетическую тематику, ценной является участие школьников в деятельности школьных клубов любителей искусств, кружках художественной самодеятельности, литературных объединениях, музыкальных ансамблях и школьных оркестрах, театрах. Расширять и углублять свои эстетические знания, умения и навыки ученики могут во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях: музыкальных и художественных школах, домах и дворцах школьников, студиях. Важную роль в эстетическом воспитании школьников играет семья. Надлежащее эстетическое оформление квартиры, наличие библиотеки, художественных журналов, семейных традиций с обсуждения телепередач, прочитанных книг, семейный отдых на природе, совместное посещение театра создают благоприятные условия для привития эстетических вкусов детям. Для обеспечения эффективности эстетического воспитания необходимы следующие условия: - создание в школе и семье эстетически привлекательной обстановки; - обращение в воспитательной работе с учащимися народных традиций и обрядов; - высокая эстетическая культура воспитательных мероприятий; - широкое привлечение учащихся в кружки художественной самодеятельности, участия в конкурсах и олимпиадах эстетического направления; - высокая эстетическая культура педагогов и воспитанников в их внешнем виде и поведении; - взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации.
Практическое занятие 5.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.006 с.) |