Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М етоды педагогического исследования: теоретические, эмперические
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 1. Метод наблюдений. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего. Виды наблюдения: · внешнее (объективное) наблюдение – преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. o включенное (психолог является участником событий); o стандартное (наблюдаемый следует строгой методике, инструкции); o свободное (испытуемый наблюдается в естественных условиях, например, в игре); · самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за самим собой, психическими явлениями. Требования к наблюдению: 1. Наличие четкой целевой установки.2. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. 3. Наблюдение не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Недостатки метода наблюдения: • установки, интересы, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения; • длительное наблюдение приводит к усталости, что увеличивает опасность неточных записей; • определенную трудность представляет интерпретация данных; • и, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени. 2. Метод эксперимента. Эксперимент — метод, который, предполагает активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление. Виды экспериментов: • лабораторный эксперимент – предполагает создание искусственной, абстрактной ситуации, создание условий, далеких от тех, в которых обычно протекает деятельность человека; • естественный эксперимент - представляет промежуточную форму между наблюдением и экспериментом. Его основная тенденция - деятельность наблюдается в ее естественном протекании; • психолого-педагогический - естественный эксперимент изучения познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах; • формирующий (обучающий) эксперимент - его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления.
3. Метод анкетирования Основным условием эффективности анкетирования являются: • точность формулировок анкеты; • ее содержательная направленность; • вычленение узловых моментов; •лаконичность и однозначность формулировок; • несуггестивность вопросов (они не должны наводить на определенный опыт). Групповой анкетный опрос применяется в классе, в учительской, на педсовете. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах, а время возврата оговаривается. 4. Метод беседы (опроса, интервьюирования). Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организована. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой задания. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально приближена к конкретной ситуации и сочетаться с другими объективными методами. Непосредственный контакт респондента с исследователем требует от последнего определенных качеств личности, в частности умения завоевать доверие человека, с которым он ведет беседу, умения создавать атмосферу искренности и доброжелательности. Различают беседы индивидуальные и групповые, а по структуре вопросов - стандартизированные (предполагающие предварительную формулировку вопросов) и нестандартизированные. 5. Метод анализа документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Существуют различные материалы, содержащие важную для научных целей информацию: • протоколы и стенограммы различных педагогических комиссий, педсоветов; • документы педагогических конференций; • протоколы заседаний родительских комитетов и друзей школы; • отчеты школ о научной, воспитательной и учебной работе; • инспекционные отчеты; • дневники учащихся; • поурочные планы учебных занятий; • характеристики учащихся; • документы об успеваемости учащихся; • материалы школьной статистики. Это все документы неофициальные, подготовленные без участия исследователя. Существуют также целевые документы, специально подготовленные по заданию исследователя: • стилистические работы учащихся (творческие, контрольные и др.); • рефераты учащихся; • записи мнений учителей по какой-либо проблеме; • высказывания родителей о своих детях, и т. п.
Работа с неофициальными и целевыми документами требует выяснения их надежности и тщательного обсуждения, потому что они могут быть умышленно или неумышленно искажены. Поэтому важно знать, с какой целью эти документы были подготовлены и в какой ситуации, какими методами при этом пользовался автор. Официальные документы - государственные постановления, приказы министра образования, департамента, данные официальной статистики, архивы любых учреждений, корреспонденция школ. 6. Метод экспертной оценки (особое мнение). В педагогической практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления невозможно выделить объект - носитель проблемы, тем более использовать его в качестве источника информации. Например, при попытке прогнозировать изменение того или иного педагогического явления (процесса); при необходимости представить состояние интересующего предмета через несколько лет или дать оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка окажется искаженной. Такая информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. При формировании группы экспертов в качестве критериев отбора лиц целесообразно использовать 2 признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости учитывается уровень образования, возраст, личные интересы. Вначале круг экспертов может быть широким, в дальнейшем он сужается. Главный среди всех критериев отбора - компетентность. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 7. Единство анализа и синтеза, индукция и дедукция. Анализ и синтез - это фактическое или мысленное разложение целого на части и процесса обратного соединения частей в целое. Их нельзя отрывать друг от друга. Классификационный анализ наиболее прост- позволяет упорядочить и классифицировать явления на основе сходства и повторяемости Индукция и дедукция связана так же, как синтез и анализ. Индукция в традиционной логике означает обобщение на основе данных опыта, совокупность способов обобщения, анализ фактов, опирающийся на наблюдение, эксперимент, практику. Цель индуктивных методов - проникновение в сущность явлений. Дедукция в традиционной логике трактуется как заключение, направленное от общего к частному, понимается как выведение утверждения из одного или нескольких других утверждений на основе законов и правил логики. Связь между индукцией и дедукцией состоит и в том, что в индукцию проникают элементы дедукции, а дедукция опирается на результаты индукции. 8. Методы моделирования основаны на принципе аналогии. Это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью. Отношение между моделью и оригиналом должно отвечать ряду требований. Между ними должно быть ограниченное подобие, форма которого ясно выражена. Метод моделирования широко применяется в технике (ЦАГИ, например). В педагогике же он применим лишь на теоретическом уровне. 9. Мысленный эксперимент. Он характеризует этот эксперимент как способ мышления, при котором все, что происходит в конкретной форме, подобным образом осуществляется и в абстракции, когда нужно отвлечься от всех случайных внешних обстоятельств. Мысленный эксперимент эффективен при планировании исследовательской работы. Продуманный план исследования предварительно идеально реализуется. Заранее выясняются теоретические исходные позиции, ход познания и ожидаемые результаты.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.85 (0.017 с.) |