МК: понятие, особенности, место и роль в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МК: понятие, особенности, место и роль в обществе.



Билет 1

Билет № 2

Билет 3

Функции МК в современном обществе.

1. информационная

2. регулирующая

3. культурологическая

4. развлекательная

5. социоцентрическая

6.

Направленность функций на общество:

информирующая: информирование о событиях и условиях жизни в обществе.

Социоцентрическая: интерпретация происходящего, поддержка существующих норм и властных отношений, социализация, координация разноплановой соц активности и формирование общественного согласия.

Культурологическая: сохранение и передача культурного наследия, выражение образцов доминирующей культуры, интерпретация субкультур и новых культурных направлений, а также поддержание общности.

Развлекательная: создание возможности для отдыха и развлечений, снижение социальной напряженности.

Мобилизация: организация компаний в связи с актуальными целями в политической, экономической и соц сферы.

 

Индивид – элемент группы:

Информирующая: получение информации, обучение и самообразование, получение советов и принятие решений.

Личностная идентификация: подкрепление индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях и нормах поведения, идентификация с ценностями других, достижение понимания самого себя.

Интеграция в обществе: помощь в реализации соц ролей.

Развлечения: эмоциональная разрядка, заполнение свободного времени, уход от проблем, получение эстетического наслаждения.

 

Социальная значимость МК.

Заключается в соответствии с определенными соц запросами и ожиданиями, формирование общественного мнения, а также воздействие на аудиторию. Не следует считать, что целевая аудитория – пассивные поглотители информации.

Факторы воздействия целевой аудитории на создание сообщение МК:

3. учет психологии восприятия аудиторией сообщений

4. определение реального облика сообщений, последствия в виде собственных действий.

 

Билет 4

Билет 5

Билет 6

Билет 7

Билет 8

Билет № 9 и 10

Психологические аспекты взаимодействия составных частей массовой коммуникации. Особенности аудитории массовой коммуникации

Билет 11

Характеристика аудитории отдельных каналов массовой коммуникации (телевидения, печати, Интернета) Оценка границ влияния каналов на аудитории.

На основе полученных мной данных, можно сделать следующие выводы: люди не перестают читать газет (из всех опрошенных мной людей, все читают газеты), чего не скажешь о радио (только половина опрошенных мной людей слушают радио), как я думаю, это связанно с тем, что радио в основном слушают автомобилисты, так как это самое удобное СМК в процессе вождения, и в основном под определение «автомобилист» попадают люди среднего возраста, газеты же, большая половина которых перешла в интернет удобно читать в любое время суток и практически в любой обстановке. Также нужно отметить то, что среди газет лидируют три издания: «Аргументы и факты», «Ведомости», «Студенческий город», отсюда можно сделать вывод, что аудитория предпочитает читать серьезные издания, которым можно доверять, и аудитории уже просто не интересно читать «желтую» прессу, которой ее «пичкали» многие годы. Что касается «Студенческого города», то эта газета нацелена на молодежь (студенты), и практически каждый опрошенный мной студент читает эту газету.

Лидирующие позиции в радио занимают такие радиоволны как: «Авторадио», «Шансон» и «Русское радио». Отсюда можно сделать вывод, что люди предпочитают слушать одновременно и развлекательные и информационные радиостанции, где короткие блоки новостей сменяются музыкой. Слушателями «Авторадио» являются люди среднего возраста и преимущественно мужчины, это связанно с тем, что «Авторадио» в основном слушают водители, так как слушая его они могут узнать как лучше всего добраться до того или иного места. Слушателями радио «Шансон» также являются преимущественно мужчины, но уже всех возрастов (от студентов до пенсионеров). Связано это скорее всего с тем, что мужчинам нравится слушать подобного рода музыку, так как все мы знаем, что pop-музыку мужчины в основном не слушают. Слушателями «Русского радио» являются люди всех возрастов, преимущественно женщины, это связано со стилем музыки присутствующей на этом радио. Люди среднего возраста также предпочитают слушать радио «Ретро», музыка данной радиостанции напоминает людям о их молодости, о прошлом. Основными передачами на радио по степени популярности являются: музыка, прогноз погоды, встречи с интересными людьми, курсы валют. Последнее скорее всего временно и связано с кризисом.

Телевизор, в свою очередь, смотрят более половины опрошенных мной. Лидирующие позиции занимают ОРТ и РТР, их смотрят люди всех возрастов, так как программа этих каналов включает в себя разнообразный поток информации (информационные программы, художественные фильмы, развлекательные программы, документальные фильмы, аналитические программы), который может быть интересным людям разных возрастов. Такие каналы как ТНТ и СТС смотрят в основном люди среднего возраста и молодежь.

Лидирующие позиции занимаю такие телепередачи как: информационные программы, художественные фильмы и развлекательные программы, их смотрят люди всех возрастов, как мужчины, так и женщины.

Состав и характеристика аудитории ТВ

В среднем в течение всего дня телевизор смотрит 17% населения России - это усредненный показатель аудитории минуты эфира. Но эта аудитория неравномерно распределяется по дню. В прайм-тайм этот показатель в среднем составляет 34%, днем он значительно ниже среднего.

Телесмотрение также неравномерно распределено в течение года и имеет сезонный пик, приходящийся на декабрь-январь, и закономерный спад в летние месяцы. В среднем аудитория телевидения в течение сезона (с сентября по июнь) несколько выше.

Показатель величины общей аудитории телевидения (Total TVR) очень важный для рекламного рынка, так как это и есть тот конечный объем аудитории, который делят между собой телеканалы и рекламодатели. Чем выше показатель Total TVR, тем больше рекламных рейтингов (GRP) может выставить на продажу телевидение.

Мировой опыт показывает, что объемы телесмотрения существенно различаются в разных странах. Так, скажем, в Японии, США, Венгрии среднее время индивидуального телесмотрения составляет около четырех с половиной часов в сутки, а в Норвегии, Швеции, Австрии, Малайзии, Индии, Парагвае и др. - менее двух часов в сутки. Но внутри страны это достаточно стабильная величина, которая не меняется год от года, поскольку объемы и характер телесмотрения определяют в первую очередь устойчивые социокультурные факторы, связанные с особенностями образа жизни, традициями и пр.

Анализ динамики изменения объемов телесмотрения показывает, что смена системы измерения телеаудитории может привести к существенному изменению показателей объема телепотребления в отдельно взятой стране Ворошилов В. В. Маркетинговые коммуникации в журналистике. - М., 2005..

Рассмотрим четыре типовые модели поведения зрителей перед экраном и установим зависимость типа практики от пола и возраста зрителя (см. диаграмму 1).

1. К «традиционному» типу относятся зрители, предпочитающие смотреть телевизор внимательно и не переключаясь постоянно между каналами (39% от всех зрителей; этот тип практики характерен для зрителей старше 55 лет).

2. «Мужской» тип составили зрители, сочетающие сосредоточенный просмотр и частое переключение каналов (12%; мужчины молодого и среднего возраста).

3. К «женскому» типу относятся зрители, практикующие непрерывное фоновое смотрение (26%; женщины среднего возраста, особенно домохозяйки).

«Молодежный» тип образован зрителями, сочетающими фоновое смотрение с постоянным переключением каналов (20%; зрители молодого и среднего возраста).

1. «Потребители новостей» (15%) смотрят в основном информационные программы.

2. «Любители спорта» (9%) проявляют повышенный интерес к спортивным программам. Кроме того, они смотрят программы НТВ неразвлекательного плана - информационные, социально-политические, криминальные хроники, отечественные сериалы, а также юмористические программы «Первого канала», телеканала «Россия», ТНТ.

Интернет:

Среди исследователей мотивации пользователей Интернет отметим работу А.Е.Войскунского и О.Н.Арестовой [4]. Они приводят следующую классификацию мотивов пользователей Интернет:

1. Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и так далее. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

2. Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер, как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта.

6. Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

8. Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, высказываний в телеконференциях, ресурсов WWW и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.

Согласно данным Международного союза электросвязи (МСЭ), аудитория интернета составляет порядка 1,8 млрд. пользователей, или 30% населения Земли. Из них около 50% используют широкополосной доступ в интернет. 10% жителей Земли используют беспроводный мобильный доступ к интернету. В Европе уровень проникновения Интернета составляет порядка 52%, в Украине по последним результатам исследования аудитории Сети – около 20% или 9 млн. человек.

Специалисты считают, что в будущем аудитория интернета будет расти за счет развивающихся стран и использования мобильного доступа в Сеть с помощью смартфонов и коммуникаторов.

 

Билет 12

Билет 13

Билеты № 13 и 14

Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне (планируемые непланируемые, долгосрочные и краткосрочные)

Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне (планируемые непланируемые, долгосрочные и краткосрочные)

Индивидуальный ответ, отклик — процесс, с помощью которого происходит изменение установок, знаний, поведения или закрепление, стабилизация последних. Происходит это в качестве реакции на сообщения, цель которых и состоит в осуществлении изменений.

Кампания в СМК. В этом случае используется несколько каналов массовой коммуникации, помощью которых достигаются цели информирования или убеждения аудитории. Наиболее часто кампании применяются в области политики, потребительской рекламы.

Индивидуальная реакция. Состоит в непланируемых коммуникатором последствиях, наблюдаемых после контактов индивидов с материалами массовой коммуникации. Происходит за счет имитации и научения. Предметом их могут быть самые различные области индивидуальной и социальной реальности — следование новым жизненным стилям, акты девиантного поведения, проявления боязни и страха, и т.д.

Коллективная реакция представляет собой ряд индивидуальных реакций, переживаемых одновременно многими людьми. Последнее приводит к совместным действиям неуправляемого типа. Эффекты страха, беспокойства, ярости в потенциале могут приводить к панике и гражданским волнениям.

Распространение инноваций. Планируемое распространение нововведений в целях долгосрочного развития. При этом используются кампании в средствах массовой коммуникации, а также сети межличностной коммуникации. (Коллектив реакция)

Распределение информации и знаний. Является следствием деятельности СМК по распространению информации событийного порядка. При этом зачастую происходит неравномерное распределение информации между социальными группами, а также выборочная расстановка приоритетов при освещении тех или иных фрагментов реальности. (Коллектив реакция)

Социализация. Влияние СМК на процессы научения и принятия норм, ценностей и образцов поведения в конкретной социальной ситуации. (Индивид. Реакция)

Социальный контроль. Относится к тенденциям в деятельности СМК по поддержке стабильности сложившегося социального порядка посредством «индустрии сознания». (Индивид. Реакция)

«Представление» социальной реальности. Процесс близкий к предыдущему. Однако здесь больший акцент делается на производстве знаний и мнений, нежели формированиии ценностных представлений. Связано это с тем, что массовая коммуникация в силу своей природы вынуждена постоянно создавать и транслировать незавершенные версии реальности.

Институциональные изменения. Результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию средств массовой коммуникации. Прежде всего, это относится к коммуникационным функциям этих институтов.

Влияние на результаты событий связано с той ролью, которую играют СМК, наряду с прочими властными институтами, в разрешении ключевых вопросов жизни общества — войны, мира, и т.п.. (Индивид. Реакция)

Культурные изменения. Трансформации в наиболее общих образцах ценностей, поведения, символических формах, присущих отдельным социальным группам, обществу в целом или совокупности обществ. (Индивид. Реакция)

Еще к коллективной реакции спираль молчания подходит.

Все пространство возможных подходов к исследованию эффектов может быть разделено с помощью двух координатных осей. (См. Схему) Полюсами первой оси являются эффекты краткосрочные и эффекты долгосрочные. Полюсами второй — эффекты преднамеренные и непреднамеренные.
 

Индивидуальный ответ, отклик — процесс, с помощью которого происходит изменение установок, знаний, поведения или закрепление, стабилизация последних. Происходит это в качестве реакции на сообщения, цель которых и состоит в осуществлении изменений.

Кампания в СМК. В этом случае используется несколько каналов массовой коммуникации, помощью которых достигаются цели информирования или убеждения аудитории. Наиболее часто кампании применяются в области политики, потребительской рекламы.

Индивидуальная реакция. Состоит в непланируемых коммуникатором последствиях, наблюдаемых после контактов индивидов с материалами массовой коммуникации. Происходит за счет имитации и научения. Предметом их могут быть самые различные области индивидуальной и социальной реальности — следование новым жизненным стилям, акты девиантного поведения, проявления боязни и страха, и т.д.

Коллективная реакция представляет собой ряд индивидуальных реакций, переживаемых одновременно многими людьми. Последнее приводит к совместным действиям неуправляемого типа. Эффекты страха, беспокойства, ярости в потенциале могут приводить к панике и гражданским волнениям.

Распространение инноваций. Планируемое распространение нововведений в целях долгосрочного развития. При этом используются кампании в средствах массовой коммуникации, а также сети межличностной коммуникации.

Распределение информации и знаний. Является следствием деятельности СМК по распространению информации событийного порядка. При этом зачастую происходит неравномерное распределение информации между социальными группами, а также выборочная расстановка приоритетов при освещении тех или иных фрагментов реальности.

Социализация. Влияние СМК на процессы научения и принятия норм, ценностей и образцов поведения в конкретной социальной ситуации.

Социальный контроль. Относится к тенденциям в деятельности СМК по поддержке стабильности сложившегося социального порядка посредством «индустрии сознания».

«Представление» социальной реальности. Процесс близкий к предыдущему. Однако здесь больший акцент делается на производстве знаний и мнений, нежели формированиии ценностных представлений. Связано это с тем, что массовая коммуникация в силу своей природы вынуждена постоянно создавать и транслировать незавершенные версии реальности.

Институциональные изменения. Результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию средств массовой коммуникации. Прежде всего, это относится к коммуникационным функциям этих институтов.

Влияние на результаты событий связано с той ролью, которую играют СМК, наряду с прочими властными институтами, в разрешении ключевых вопросов жизни общества — войны, мира, и т.п..

Культурные изменения. Трансформации в наиболее общих образцах ценностей, поведения, символических формах, присущих отдельным социальным группам, обществу в целом или совокупности обществ.

 

Билет №15

Эффект (следствие)

В буквальном смысле — нечто, являющееся прямым результатом чего-либо еще. При проведении экспериментов можно установить причинно-следственную связь между двумя измеряемыми переменными. К примеру, если участники засыпают от употребления алкоголя, то засыпание является эффектом действия алкоголя.

Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.

· Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот)

· В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.

· Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются

Эффект Зрителя-наблюдателя

Этот эффект является разновидностью атрибутивного искажения, когда наблюдатель склонен соотносить причины поведения других людей с внутренними факторами (например, с некоторыми аспектами их характера или темперамента), в то время как сами они соотносят причины своего поведения с факторами, которые находятся вне их контроля (т. е. с определенными аспектами ситуации). Если мы видим, как человек спотыкается на улице, то можем предположить, что он пьян, неуклюж или невнимателен (характерная атрибуция), но если мы сами спотыкаемся, то полагаем, что наткнулись на какой-то предмет или получили толчок в спину (ситуационная атрибуция). Считается, что этот эффект возникает из-за того, что мы обладаем более полной информацией о ситуационных факторах воздействия на наше поведение, но очень мало знаем о факторах, воздействующих на поведение других людей.

Эффект Ложного Консенсуса

Склонность рассматривать свои взгляды, убеждения и поведение как типичные для окружающих. К примеру, курящие студенты полагают, что большинство других студентов тоже курят. С другой стороны, некурящие студенты считают, что большинство студентов не курят. Возможные причины эффекта ложного консенсуса: - Если мы считаем, что другие люди разделяют наши мнения и убеждения, это укрепляет нашу уверенность в том, что эти мнения и убеждения являются типичными. - При обработке информации об отношениях с другими людьми мы чаще вспоминаем случаи своего согласия с ними, а не расхождения во взглядах.

Аккумуляция аффекта – явление продолжительного накапливания незначительных отрицательных эмоций, которые без видимых причин выплескиваются в виде неадекватно бурной неуправляемой реакции.

 

 

Билет №16

Психологические особенности информирования в СМК: новости или установление повестки дня для всего мира (Новости. Тип событий, описывающихся в новостях. Виды новостей. Содержание новостей. Структура новостей. Параметры и условия эффективности новостей и т.д.).

Новость — оперативное информационное сообщение.

Джемисон и Кэмпбэлл определили «важные новости» как любое сообщение о событии, которое произошло или стало достоянием гласности за предшествующие 24 часа и может иметь важные последствия. Не обязательно, чтобы событие было недавним по времени (хотя, как правило, бывает именно так), но оно должно раскрывать ранее неизвестные факты или связь с другими событиями. Противоположностью важным новостям становятся простые человеческие истории, способные растрогать любого из нас и менее привязанные к определенному месту и времени. Такие сюжеты характерны для дней, когда отсутствуют «горячие новости» (особенно во время уик-эндов).

Главные признаки

Джемисон и Кэмпбелл выделяют пять основных признаков любого значимого события. Не каждое событие, ставшее впоследствии важной новостью, обладает всеми пятью признаками одновременно, но два или три основных признака обязательно образуют «костяк» любого сюжета теленовостей или статьи в печатном издании. Чем большим числом основных признаков характеризуется событие, тем более вероятен интерес к нему со стороны средств массовой информации.

Во-первых, у каждой важной новости должен быть свой главный герой. Наличие такого персонажа позволяет зрительской аудитории идентифицироваться с ним, тем самым создавая возможность для более полного восприятия зачастую сложной и противоречивой информации. Этот прием, хорошо зарекомендовавший себя при создании фоторепортажей и интервью, широко используется на телевидении и в прессе. Негативная сторона подобного подхода – упрощение и даже искажение многоплановых событий, внимание аудитории сосредоточивается исключительно на «звездах», таких, как президент, Папа Римский, серийный убийца или даже террорист, который стремится использовать средства массовой информации в своих интересах.

Во-вторых, значимое событие должно быть наполнено драматизмом, борьбой интересов и даже насилием. Нас приучили воспринимать телевидение как нечто предназначенное для развлечения, вне зависимости от характера содержания передачи, которую мы смотрим в данный момент. Соответственно кадры, на которых полиция разгоняет демонстрантов, станут более подходящим материалом для теленовостей, чем репортаж о дебатах в парламенте. Если заострить внимание на борьбе конфликтующих сторон, то это даст возможность показать разные точки зрения, но, с другой стороны, может быть преувеличен и сам конфликт и порождаемое им насилие. Таким образом, у телезрителя порой формируется ошибочное представление, что сцены насилия, которые он видит на экране телевизора, являются нормой. На события, не содержащие элементов насилия, средства массовой информации могут вовсе не обратить внимания, а о важных проблемах, которые нельзя преподнести эффектно, где нет конфликтующих сторон и отсутствует яркая личность, будут упоминать лишь вскользь. Такие важные экономические проблемы, как долги государств третьего мира западным странам или увеличение процентных ставок кредитования, попадают в фокус внимания журналистов только если создаются конфликтные ситуации, по своим характеристикам подходящие для их дальнейшего использования средствами массовой информации.

В-третьих, значимое событие должно содержать какое-либо активное действие, нечто приковывающее внимание зрителя. Эту характерную черту очень часто используют как своего рода «крючок», на который подвешивают информацию более абстрактного содержания. Например, увеличение инфляции можно представить в виде серии репортажей из магазинов, где конкретные покупатели выражают свое отношение к росту цен на товары. Важные события, которые невозможно подвесить на подходящий «крючок», как правило, привлекают гораздо меньше внимания журналистов. К примеру, за последние 50 лет в странах третьего мира резко сократилось производство сельхозпродуктов. Для этих стран все большее значение приобретает импорт продуктов питания из стран Запада. Такая важная для мирового сообщества тема очень редко затрагивается журналистами из-за того, что трудно найти конкретные события, где бы данная проблема выступала достаточно отчетливо.

Если событие характеризуется тремя указанными основными признаками, то оно становится для теленовостей самым благодатным материалом, так как может быть представлено на экране в виде небольших сцен. Сюжеты программ новостей, как правило, занимают небольшой временной промежуток. История, которую можно изложить кратко, имеет большую вероятность попасть на экраны телевизоров, чем событие, рассказ о котором потребует значительного количества времени.

Четвертым признаком важного события является его новизна и степень отклонения от общепринятых норм. В противоположность «экстренным сообщениям», большинство новостей не являются особенно неожиданными. Например, большинство политических и экономических новостей комментируется определенной устоявшейся группой журналистов, заранее приблизительно знающих характер речей, которые будут произнесены, то, какие решения будут приняты и где состоятся важные собрания. События, не укладывающиеся в рамки предсказуемых новостей, имеют больший шанс привлечь внимание журналистов. Эти шансы будут расти по мере того, как событие приобретает все более необычные и даже зловещие черты. Известие об убийстве мелкого наркоторговца в Нью-Йорке не составит большой новости, но сообщение об учителе воскресной школы, принесенном в жертву при совершении сатанинского ритуала в захолустном городке, наверняка попадет во все выпуски теленовостей.

Определение «отклоняющийся от нормы» может характеризовать какое-либо событие в различных смыслах. Статистический подход имеет дело лишь с частотой возникновения того или иного события, и при этом считается, что наиболее редко встречающиеся события и есть наиболее отклоняющиеся от нормы. Нормативный подход рассматривает события с точки зрения степени нарушения общепринятых общественных и юридических норм со стороны участников какого-либо события. Наконец, события, главные действующие лица которых имеют своей целью подрыв существующего социального строя, тоже попадают в разряд отклоняющихся от нормы.

И последним основным признаком значимого события является возможность его привязки к темам, которые в данный момент уже активно разрабатываются средствами массовой информации.

Некоторые из этих тем относятся к категории «вечных», по крайней мере для данного конкретного общества. Например, исконное противоречие между личиной и подлинной сущностью человека послужило отправной точкой для создания многих великих произведений литературы и драматургии. Сюжеты новостей, рассказывающие о скандальных аферах и лицемерии власть имущих, являются хорошим образчиком того, как эта тема разрабатывается средствами массовой информации.

Еще одна вечная тема – противоборство власть имущих и простых людей – является постоянным источником сюжетов в самых популярных программах. С этой темой тесно связана тема борьбы добра и зла, часто используемая как своего рода моральная рамка, обрамляющая многие сюжеты новостей, например, хороший борец за чистоту окружающей среды и плохая корпорация, эту среду загрязняющая. Еще одной ходовой темой является сравнение эффективности и неэффективности, обычно используемое в сюжетах, критикующих правительство за неспособность решить острые проблемы или рассказывающих, как просчеты менеджеров привели крупную корпорацию на грань банкротства. И наконец, к числу весьма популярных тем относится вторжение в рутину повседневной жизни чего-то сверхъестественного. Кроме вышеперечисленных «вечных» тем существуют темы, на которые пресса и телевидение обращают внимание через строго определенные промежутки времени. Это так называемые цикличные темы. Например, мы знаем, что увидим, как Папа Римский служит мессу в рождественскую полночь, увидим сурка, который смотрит на свою тень 2 февраля,услышим, как репортеры в местных программах новостей каждую весну напоминают способы зашиты от торнадо. Такие события, по-видимому, находят отражение в новостях, потому что они соответствуют циклическим темам, хотя и не обладают никакими другими качествами событий, заслуживающих внимания прессы и телевидения.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Главные новости можно определить как "сообщение о событии, которое случилось

или стало достоянием гласности за предшествующие 24 часа и может иметь важные по-

следствия". Согласно К. Джеймисону и К. Кэмпбеллу, событие, достойное освещения в масс-медиа, имеет пять главных признаков:

"1) персонифицированное — случилось с реальными людьми; 2) драматичное, содер-

жит конфликт, спор или даже насилие; 3) актуальное и конкретное, а не теоретическое

или абстрактное; 4) новое или отступающее от нормы; 5) связано с темами постоян-

ного интереса новостных масс-медиа".

Если сообщается о последствиях наводнения, журналисты часто фокусируют свое

внимание на отдельной семье, олицетворяющей собой многочисленные жертвы на-

воднения. Такой вид персонификации встречается во многих различных типах ново-

стей. Журналисты считают, что установка на конкретное лицо, которое становится

средством передачи главной новости, делает ее более интересной для аудитории.

В дополнение к пяти главным признакам, суть главных новостей помогают опреде-

лить также несколько второстепенных характеристик. Согласно Р. Харрису),

сюжеты новостей в большинстве случаев: 1) не оскорбительны; 2) воспринимаются как

заслуживающие доверия; 3) компактны; 4) ориентированы на интересы местной аудито-

рии. Вульгарные оскорбления или агрессия допускаются крайне редко. Харрис приводит

пример нежелания медиа сообщать об эпидемии СПИДа в начале 1980-х годов, потому

что это означало бы необходимость упоминания анального секса, являвшегося самым

распространенным способом заражения). Правдоподобность новостей означает, что главные медиа стараются избегать сообщений о мутантах, оборотнях и других странных созданиях, красочно описываемых бульварной прессой. Компактность или сжатое изложение в большей степени является характеристикой именно вещательных новостей, а не печатных.

Главные и второстепенные характеристики очень важны для привлечения вни-

мания к освещению в медиа тех или иных событий. Как пишет Харрис:

"Самый надежный способ привлечь внимание прессы и телевидения к каким-либо

фактам или событиям — это показать, что у них есть основные и второстепенные при-

знаки новости. Чем большим набором подобных признаков обладает событие, тем бо-

лее вероятен интерес к нему со стороны СМИ. Наличие или отсутствие главных при-

знаков не является безусловным доказательством важности или не важности конкрет-

ного события, зато их наличие позволяет журналистам преподнести такое событие как

важную новость".

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ НОВОСТИ

Важной разновидностью главных новостей являются чрезвычайные, или кризисные

новости. Согласно Д. Грейберу, кризис можно определить как "природное или обу-

словленное человеком событие, представляющее собой прямую серьезную угрозу жиз-

ням, имуществу или душевному спокойствию многих людей".

Э. Перс отмечал, что кризис "затрагивает большое количество людей; он отличается

внезапным началом, неопределенностью и недостатком контроля, эмоциональной ре-

акцией и угрозой человеческим жизням и имуществу". Хорошим примером чрезвычайных новостей могут служить освещение в масс-медиа убийства президента США Дж. Кеннеди в 1963 году, последующие сюжеты и статьи о его похоронах; катастрофа космического корабля "Челленджер" в 1986 году (рис. 14.1); взрыв в здании Федерального собрания в Оклахоме в 1995 году; смерть и похороны принцессы Дианы в 1997 году. Темой чрезвычайных новостей обычно становятся природные катаклизмы, такие как ураганы или землетрясения, и начало военных действий по приказу президента, наподобие войны в Персидском заливе в 1991 году.

Во время кризиса роль масс-медиа в служении обществу становится еще более важ-

ной. Неопределенность и шок значительно повышают интерес и потребность людей

в информации. Это значит, что телевизионные и радионовости начинает слушать ре-

кордное количество людей на протяжении более длительного периода времени. При возникновении какого-либо кризиса масс-медиа спешат на место происшествия и начинают общаться с различными специалистами и представителями власти — с теми, кто может в полной мере объяснить происходящее. При этом следует учитывать, что, наряду с достоверной фактической информацией, в информационн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.141.171 (0.094 с.)