Общая структура итогового сочинения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая структура итогового сочинения



Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д..

3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Клише к итоговому сочинению

Примеры вступления.

1. Всем известно, что... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и …, и …

2. С давних времён люди задумывались над вопросом …
Никто не станет отрицать важности... в жизни людей.
Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности.... Одни считают, что.... Другие....
Я считаю, что… На мой взгляд, ….


Переход к основной части.

1. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
3. Размышляя о..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...


Обращение к произведению.

1. Тема … затрагивается в романе... (автор, название).
2. Вспомним героя повести... (автор, название).
3. Обратимся к роману... (автор, название).


Промежуточный вывод (в конце аргумента)

1. Писатель считает, что... Писатель обращает наше внимание на...
2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о том, что....
Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.


Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод:...
2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...
3. (Цитата) «....», - писал.... В этих словах выражена мысль о....
4. В заключение хочется выразить надежду на то, что...
Хотелось бы, чтобы люди задумались… Давайте будем….

 

«Война и мир» – к 150-летию великой книги

1. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: "... надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет...».
2. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», - согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
3. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
4. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
5. Особенности психологического анализа в романе "Война и мир".
6. Реализм Толстого в изображении войны в романе "Война и мир".
7. "Война и мир" как роман-эпопея.
8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
9. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
10. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»


Надежда и отчаяние

1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.
10. Что такое надежда?
11. Как побороть отчаяние? Список произведений «Надежда и отчаяние»

  • Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • В.Г. Распутин «Живи и помни»
  • Ф. Абрамов рассказ «Надежда»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • К. Симонов «Жди меня»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • А.П. Чехов «Ванька»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Горький «На дне»
  • Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская песнь»
  • А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»
  • Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  • М. Митчелл «Унесенные ветром»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

 

Добро и зло

1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
4. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
5. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
6. Может ли зло помочь человеку понять себя?
7. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
8. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
9. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
10. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причиненное другим?
11. Что такое добро?
12. Можно ли оправдать зло?

Примерные темы "Добро и зло"

  • Что такое доброта?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему человек должен быть добрым?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?
  • Нужно ли сдерживать в себе доброту?
  • Как человек может воспитывать в себе доброту?
  • Кого можно назвать добрым человеком?
  • Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
  • Какими качествами обладает добрый человек?
  • Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
  • Доброта – это проявление силы или слабости?
  • Может ли доброта причинить вред человеку?
  • Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
  • Что может сделать человека добрее?
  • Роль добра в жизни каждого из нас
  • Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
  • Согласны ли вы с утверждением: "Триумф зла — бездействие доброго человека"?
  • Согласны ли вы с тем, что "ничто не является злым с самого начала"?
  • Доброта как качество счастливого человека
  • Доброта как важнейшее качество человека
  • Как вы понимаете смысл фразы: "Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
  • Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ
  • В чем проявляется зло?
  • Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
  • Может ли зло быть на благо?
  • Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
  • Можно ли воспитать в человеке доброту?
  • Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
  • Важно ли прививать доброту с детства?
  • Может ли зло помочь человеку понять себя?
  • Согласны ли вы с утверждением, что "злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые"?
  • В чем проявляется истинная доброта?
  • Всегда ли зло совершается намеренно?
  • Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно - Зло?
  • Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
  • В чем разница между добром и ханжеством?
  • Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
  • Кого можно считать добрым человеком?
  • Высшая мудрость - различать добро и зло
  • Можно ли отвечать добром на зло?
  • Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова?
  • Нужно ли отвечать добром на зло?
  • Злость как качество несчастного человека
  • Может ли злой человек стать добрым?
  • Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.
  • Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
  • Причины жестокости
  • Всегда ли люди отвечают добром на добро?
  • Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
  • Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
  • Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
  • Каким был бы мир без добрых людей?
  • Всегда ли добро побеждает зло?
  • Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
  • Может ли злобный человек быть счастливым?
  • Что порождает злость в людях?
  • Может ли жестокостью заслужить уважение?
  • Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
  • Почему люди становятся жестокими/злобными?
  • Роль доброты в современном мире
  • Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
  • Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
  • Есть ли место злости в добром сердце?
  • Воспитание как источник злобы в человеке

 

 


Гордость и смирение

1. Гордость и гордыня: в чем отличие?
2. Какого человека называют гордым?
3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
4. Помогает ли смирение понять себя?
5. Гордость или смирение обогащают личность?
6. В чём разница между гордостью и смирением?
7. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
8. Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
9. Как был наказан Ларра - герой рассказа Максима Горького?
10. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
11. Что такое смирение?
12. Может ли гордость навредить человеку?


Он и она

1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
6. Когда можно ли простить измену в любви?
7. Легко ли быть любимым?
8. Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.»?
11. Легко ли быть любимым?

Примерные проблемы по направлению «Он и она»

Темы. Проблемы.
Любовь как смысл жизни, источник счастья. Какую роль играет любовь в жизни человека? Как она изменяет его самого?
Неразделённая любовь. Что такое неразделённая любовь? Как она изменяет его отношение к жизни, к людям? Неразделённая любовь возвышает или унижает человека?
Сила любви. На что способна любовь? В чём сила любви, как она проявляется в действиях человека, в отношениях к окружающим и к самой жизни?
Ответственность перед любимым. В чём заключается ответственность перед любимым? Чем способен пожертвовать человек ради любимого?
Измена и любовь. Возможна ли измена в любви? Можно ли простить измену?
Корыстная любовь. Эгоизм в любви. Почему так легко использовать любовь в корыстных, эгоистических целях? Заслуживает ли уважения человек, играющий чувствами другого?
Семья, семейные отношения. Любовь как основа семейного счастья, благополучия. На каких отношениях должна строиться семья? Почему именно любовь – основа семейного счастья? Почему так важно взаимоуважение и доверие в семье?

Цитаты по теме.

Неразделённая любовь.

· Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. (А.С. Пушкин, русский поэт и писатель).

· Из всех насмешек судьбы над человеком — нет убийственнее безответной любви. (А.М. Горький, русский писатель и драматург).

· Как жаль, что тем,

чем стало для меня
твоё существование,

не стало моё существованье для тебя. (И.А. Бродский, русский и американский поэт и писатель 20-го чека).

· Всякая любовь —счастье, даже если она не разделена. (И.А. Бунин, русский писатель и поэт).

· Для человека, любящего безответной любовью, ни в чем нет радости. (Джон Ирвинг, современный американский писатель и сценарист).

Сила любви.

· Настоящая любовь никогда не умрет. (Стивен Кинг, современный американский писатель).

· Любовь – это сила, которая может сдвинуть горы. (Дин Кунц, современный американский писатель- фантаст).

· Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер, немецкий поэт и драматург 18-начала 19 вв.).

· Велики силы любви, располагающие любящих к трудным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей. (Д. Боккаччо, итальянский поэт и писатель 14-го века).

· Даря любовь другим, ты избавляешься от страхов; силой любви ты освещаешь пространство вокруг тебя, разгоняя тьму. (Ошо, индийский религиозный деятель 20-го века).

Измена и любовь.

· Благородное сердце не может быть неверным. (О. Бальзак, французский писатель 19-го века).

· Если тебя предают и любовь твою ловко обращают в выгоду, то о какой человечности тут можно говорить? (Георгий Александров, учёный-философ 20-го века).

· Изменчивый достоин ли любви? (Саади, персидский поэт 13-го века).

· Дом – крепость, и нет прощения тому, кого лестью, посулами или обманом убедили открыть ворота постороннему. (Елена Ермолова).

Эгоизм в любви.

· Любовь одна, но подделок под нее — тысячи. (Франсуа Ларошфуко, французский писатель-моралист 17-го века).

· Пусть романтики спорят о том, существует ли любовь. Люди практически используют ее в своих целях. (Стивен Кинг, современный американский писатель).

· Возможно, мы не способны любить именно потому, что жаждем быть любимыми, то есть хотим чего-то (любви) от другого, вместо того чтобы отдавать ему себя без всякой корысти, довольствуясь лишь его присутствием. (Милан Кундера)

· Порой мы принимаем людей вокруг нас за лотерейные билеты, которые служат лишь для того, чтобы осуществить наши абсурдные мечты. (Карлос Луис Сафон, современный испанский писатель).

· Корысть ненасытна. (Питтак, древнегреческий мудрец 7-6 вв. до н.э.)

 

Семья. Семейные отношения.

· «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (Л.Н. Толстой, великий русский писатель, философ педагог).

· «Семья – это самое важное, что есть в мире. Семья – это самые прочные узы всей вашей жизни». (Джонни Депп, современный американский актёр, кинорежиссёр, сценарист).

· «Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения – нужно научиться терпеть и прощать». (Мать Тереза, католическая монахиня 20-го века, занималась помощью больным и бедным людям).

· «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». (В. Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель 20-го века).

· «В семейной жизни самый важный винт – это любовь». (А.П. Чехов, русский писатель, драматург).

Примечание.

Как работать с цитатами?

· Можно выучить краткие цитаты, которые будут использованы в сочинении. За учебный год выучить наизусть 10 цитат (по две на каждое направление) – это, согласитесь, не так уж и сложно.

· Цитаты содержат очень интересные мысли, в них авторы красиво высказываются по той или иной теме. Это своеобразные подсказки для сочинения. Вдумывайтесь в смысл цитат, учитесь перефразировать их, выделять в них главное и использовать в сочинении.

· Обратите внимание на выделенные цитат. Их можно запомнить.

· Мужчина не думает о себе лишь в те минуты, когда он уверен, что кто-то другой думает только о нем. Луиза Леблан

  • История настоящей любви никогда не кончается. Ричард Бах
  • Мужчины и женщины — как земля и луна: мы всегда повернуты к ним одной стороной, и они думают, что другой стороны нет, раз она не видна. Но она существует. Оливия Шрайнер
  • Высшее счастье жизни — это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать — любят вопреки вам. В. Гюго
  • Вопреки общепринятому мнению любовь не причиняет мук. Мучает инстинкт собственности, а он противоположен любви. А. Экзюпери
  • Равенство всегда было самой прочной основой любви. Г. Лессинг
  • Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь. В любви нет больше и меньше. Л.Н. Толстой
  • Когда мужчина и женщина помнят о существующих между ними различиях и относятся к ним с пониманием и уважением, тогда есть шанс, что их любовь расцветет пышным цветом. Дж. Грэй
  • Если взять наполовину хорошего мужчину и наполовину хорошую женщину и сложить их лучшими половинками, получится один хороший человек, целиком хороший. Р. Брэдбери

 


 

Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

Он и она

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.047 с.)