Научно-методические основы проектной деятельности в соответствии с ФГОС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-методические основы проектной деятельности в соответствии с ФГОС



Научно-методические основы проектной деятельности в соответствии с ФГОС

Лекция

Динамизм и глобальный характер перемен, охвативший все сферы жизни нашего общества, вызвал значительные изменения в судьбах людей. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить ее, изменяясь и развиваясь при этом сам.

Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора. Расширение социального пространства жизнедеятельности, предстоящее вхождение в послешкольный социум, необходимость адаптироваться к изменениям внешних условий, поиск и выбор путей построения собственной жизни, определение перспектив получения дальнейшего образования - все это создает стрессовую ситуацию напряжения, энергетических затрат и возможного разочарования.

Важное качество человека быть субъектом, творцом своего собственного жизненного пути, инициативно и ответственно осуществлять все специфические виды активности (творческой, нравственной, познавательной и др.) становится приоритетной в современной системе образования, подразумевает самостоятельность личности в решении личностных и социальных проблем, активную жизненную позицию, преобразовательную деятельность в отношении себя и социума. Школа «Знаний» сменилась школой «Развития». Поэтому система становления субъектов образовательного процесса сегодня, прежде всего, опирается на проблемные методы обучения, используя которые, педагог «организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую,… осуществляет связь обучения по предмету с практикой[1]», что с 2010 г. входит в должностные обязанности учителя любого предмета.

Традиционно, эффективность «обучения измеряется объемом усвоенного школьником учебного материала, глубиной и прочностью усвоения» [ [2], с. 40], что выясняется, при контроле ЗУН. Для проблемного обучения такой подход недостаточен, т.к. результатом обученности ученика становится еще и умение самостоятельно познавать. Умение учиться – является необходимой качественной характеристикой современного человека, без которой в стремительно меняющемся XXI в. быть успешным невозможно.

Проблемных методов обучения достаточно много (эвристический, исследовательский и т.д.), особое место среди них занимает метод проектов, который рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С. Полат). Метод проектов способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога; развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление. Проект (буквально «брошенный вперед») трактуется как самостоятельная, творческая, завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.

У спех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

Следует иметь ввиду, что проекты будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предлагают с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманные и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения. Проект – один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Отличительной особенностью использования проблемных методов обучения является «осознание и самостоятельное (под руководством учителя) преодоление ситуации затруднения, связанной с интересом и эмоциональным переживанием» (М.И. Махмутов), что ведет к интенсивному развитию компетентности учащихся. Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия. Цель создания проблемных ситуаций: осознание и максимально разрешение их учащимися под общим направляющим руководством учителя, овладение учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. При использовании педагогом метода проектов, проблемная ситуация выступает в качестве «пускового механизма» будущего проекта.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть проблемные задачи с недостающими или противоречивыми данными, различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности, поиск истины (способа, приема, правила решения) и т.д.

Работа над проектом позволяет развить у учащихся умения самостоятельно мыслить, делать свой выбор, брать на себя ответственность, организовывать свою деятельность, умения результативно мыслить и работать с информацией, общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Для введения в учебный процесс проектной деятельности учителю необходимо:

· при планировании выделить тему (темы), раздел (разделы), которые будут вынесены на «проектирование»;

· дифференцировать темы по степени сложности;

· проанализировать возможности учащихся;

· обозначить направления, работа над которыми потребует присвоения учащимся необходимых по программе знаний, умений и навыков;

· разработать проблемные ситуации, которые позволят «запустить» проектную деятельность, требующие присвоения учащимися необходимых по программе знаний, умений, навыков;

· разработать методические рекомендации – список литературы, алгоритм выполнения проекта и т.д.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования – выстроить субъект-субъектное взаимодействие, оставаться в роли независимого консультанта; удерживаться от подсказок, направляя учащихся в нужное русло.

Существует классификация проектов по различным признакам:

 

Классификация проектов

Классификация проектов

Классификация проектов

По продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна при решении небольших проблемных задач. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется индивидуально или в группах. Например, 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим направлениям). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (тренировки, экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Проект может быть итоговым, т.е. по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого материала или текущим, когда на проектную деятельность выносится лишь часть содержания обучения.

 

Следует помнить, что проектная деятельность не проводится, что называется, «ради галочки»! Любая проектная деятельность, не зависимо от вида, базируется на удовлетворении потребности отдельного человека либо группы людей и создает условия для саморазвития, самореализации учащегося.

 

Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо духовное или материальное. Американский психолог Абрахаам Маслоу объединил потребности человека в иерархию, в основе которой лежат «низшие» потребности (физиологические, потребность в безопасности) и «высшие» (потребности в любви и принадлежности к социальной группе, в уважении и самоуважении, в самовыражении, самореализации и самоактуализации).

 

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – педагогический эффект от включения школьников в добывание знаний и их применение. Второй – реально полученный продукт (материальный, интеллектуальный, духовный, виртуальный и т.д.), который можно использовать в реальной жизни для удовлетворения той или иной потребности.

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Роль учителя здесь весьма значительна и основная необходимая помощь взрослого на этапе осмысления проблемы и постановки цели заключается в помощи автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Почему и зачем я собираюсь делать этот проект?». Ответив на этот вопрос, ученик определяет потребность (свою или представителей социума) и цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Таким образом, условно можно выделить несколько этапов проектной деятельности.

Поисковый этап:

• Учащиеся выявляют проблему или потребность (самостоятельно или с помощью учителя) – осознают нужды и потребности в различных сферах общественной деятельности.

• Ставят цель (предполагаемый конечный результата) – получение в итоге деятельности субъективно (для данного индивида) или объективно (для общества) нового полезного материального или духовного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

• Генерируют идеи, способствующие достижению цели, анализируют их и аргументировано выбирают лучшую. Выявляют необходимые условия и подбирают необходимые средства.

Деятельностный этап:

• Учащиеся планируют процесс изготовления продукта проектной деятельности. При групповой и коллективной деятельности распределяются обязанности с учетом индивидуальных способностей и потребностей. Определяют сроки, текущий и конечный ожидаемый результат.

• Корректируют по необходимости свою деятельность, реализуют проект.

 

Заключительный этап:

• Проектанты презентуют результаты своей деятельности.

• Проводят рефлексию, анализируют выполненную работу, оценивая «прирост» как академических и практических знаний, так и умений направленных на успешное вхождение в социум.

 

Продуктом проектной деятельности может стать:

• игра;

• комплекс упражнений;

• газета, журнал;

• мультимедийный продукт;

• видеофильм;

• web-сайт;

• анализ данных социологического опроса;

• атлас, карта;

• выставка;

• действующая фирма;

• законопроект;

• коллекция;

• костюм;

• модель;

• музыкальное произведение;

• мультимедийный продукт;

• оформление кабинета;

• коллекция;

• костюм;

• модель;

• музыкальное произведение;

• оформление кабинета;

• и т.д.

Инновационные проекты содержат технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Формирование и развитие личности подростка находится в прямой зависимости от тех видов деятельности в которые он включен (Г.С. Батищев, С.Л. Рубинштейн, П.И. Зинченко, В.Д. Шадриков и др.). Следовательно, для развития личностных характеристик подростка, необходимо его участие в социально значимой проектной деятельности.

Социально значимые проекты направлены на разрешение социальной проблемы посредством социального проектирования и, как следствие, позитивное изменение социальной действительности. Понятие «социальное проектирование» пришло в педагогику из социологии и подразумевает специфическую созидательную деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития социальных процессов и явлений, а также по целенаправленному изменению конкретных социальных институтов.

В педагогике «социальное проектирование» рассматривается как технология социального обучения и воспитания учащихся образовательных учреждениях.

Особенность социально значимых проектов заключается в четком осознании проектантами потребностей социума или отдельных ее представителей, умении осуществить выбор возможных путей решения проблемы в конкретных условиях и преобразующая деятельность во благо общества.

Отличительные особенности социальных проблем:

· мешают нормально функционировать обществу, мешают его развитию;

· решаются в рамках Акции «Я - Гражданин»;

·  являются общественными.

Выделяют следующие социальные проблемы:

· молодежные проблемы (связанные, например, с досугом или с трудоустройством молодежи);

· проблемы социально неблагополучных слоев населения (детей-сирот, инвалидов, пенсионеров и т.д.);

· экологические проблемы и проблемы благоустройства территорий;

· правовые проблемы;

· «патриотические» проблемы (например, связанные с памятью о ветеранах, исторических событиях и т. п.);

· культурологические проблемы (связанные с сохранением исторических памятников и памятников культуры и т. п.);

· проблемы духовности и т. д.

В качестве объекта проектной деятельности могут выступать:

· социальные явления, не одобряемые обществом, например, сквернословие, а так же вредные привычки, такие, как курение, алкоголизм, наркомания и т.д.;

· социальные отношения в контексте «общество-старики», «общество-молодежь», «общество-дети» и т.д.;

· социальная среда, в частности, территория по месту жительства и учебы;

· социальные институты, такие как образовательные и дошкольные учреждения и т.д.

В процессе работы над социально значимым проектом подростки учатся:

·  выявлять свои интересы и интересы других людей;

·  выстраивать межличностные взаимоотношения в группе и вне ее;

·  предвидеть результаты своей деятельности, принимать решения и брать на себя ответственность за преобразование социальной действительности;

·  планировать свою деятельность, направляя ее на позитивное преобразование социальной действительности и себя.

Важно помнить, что структура проекта меняется в зависимости от вида проекта, потребностей проектантов и продукта проектной деятельности. Например, если в исследовательском проекте для решения проблемы выдвигается и проверяется гипотеза, то в социальном (социально значимом) этап выдвижения гипотезы будет отсутствовать, но появится этап выявления общественного мнения по изучаемой проблеме и/или уточнения потребности благополучателей посредством опроса, анкетирования и т.д.

Итоги проектной деятельности выносятся на публичное обсуждение. Наиболее распространенная (но не обязательная!) форма представления полученных результатов - это «защита» в сопровождении презентации в программе Power Point. Метод проектов позволяет использовать многоуровневую систему оценивания деятельности учащихся, что позволяет создать «ситуацию успеха» для каждого ученика. Например, оценивать каждый аспект деятельности проектантов: продукт проектной деятельности, процесс работы, оформление, презентацию, защиту и т.д.

Пример критериальной таблицы

Научно-методические основы проектной деятельности в соответствии с ФГОС

Лекция

Динамизм и глобальный характер перемен, охвативший все сферы жизни нашего общества, вызвал значительные изменения в судьбах людей. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить ее, изменяясь и развиваясь при этом сам.

Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора. Расширение социального пространства жизнедеятельности, предстоящее вхождение в послешкольный социум, необходимость адаптироваться к изменениям внешних условий, поиск и выбор путей построения собственной жизни, определение перспектив получения дальнейшего образования - все это создает стрессовую ситуацию напряжения, энергетических затрат и возможного разочарования.

Важное качество человека быть субъектом, творцом своего собственного жизненного пути, инициативно и ответственно осуществлять все специфические виды активности (творческой, нравственной, познавательной и др.) становится приоритетной в современной системе образования, подразумевает самостоятельность личности в решении личностных и социальных проблем, активную жизненную позицию, преобразовательную деятельность в отношении себя и социума. Школа «Знаний» сменилась школой «Развития». Поэтому система становления субъектов образовательного процесса сегодня, прежде всего, опирается на проблемные методы обучения, используя которые, педагог «организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую,… осуществляет связь обучения по предмету с практикой[1]», что с 2010 г. входит в должностные обязанности учителя любого предмета.

Традиционно, эффективность «обучения измеряется объемом усвоенного школьником учебного материала, глубиной и прочностью усвоения» [ [2], с. 40], что выясняется, при контроле ЗУН. Для проблемного обучения такой подход недостаточен, т.к. результатом обученности ученика становится еще и умение самостоятельно познавать. Умение учиться – является необходимой качественной характеристикой современного человека, без которой в стремительно меняющемся XXI в. быть успешным невозможно.

Проблемных методов обучения достаточно много (эвристический, исследовательский и т.д.), особое место среди них занимает метод проектов, который рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С. Полат). Метод проектов способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога; развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление. Проект (буквально «брошенный вперед») трактуется как самостоятельная, творческая, завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя.

У спех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

Следует иметь ввиду, что проекты будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предлагают с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманные и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения. Проект – один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Отличительной особенностью использования проблемных методов обучения является «осознание и самостоятельное (под руководством учителя) преодоление ситуации затруднения, связанной с интересом и эмоциональным переживанием» (М.И. Махмутов), что ведет к интенсивному развитию компетентности учащихся. Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия. Цель создания проблемных ситуаций: осознание и максимально разрешение их учащимися под общим направляющим руководством учителя, овладение учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. При использовании педагогом метода проектов, проблемная ситуация выступает в качестве «пускового механизма» будущего проекта.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть проблемные задачи с недостающими или противоречивыми данными, различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности, поиск истины (способа, приема, правила решения) и т.д.

Работа над проектом позволяет развить у учащихся умения самостоятельно мыслить, делать свой выбор, брать на себя ответственность, организовывать свою деятельность, умения результативно мыслить и работать с информацией, общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Для введения в учебный процесс проектной деятельности учителю необходимо:

· при планировании выделить тему (темы), раздел (разделы), которые будут вынесены на «проектирование»;

· дифференцировать темы по степени сложности;

· проанализировать возможности учащихся;

· обозначить направления, работа над которыми потребует присвоения учащимся необходимых по программе знаний, умений и навыков;

· разработать проблемные ситуации, которые позволят «запустить» проектную деятельность, требующие присвоения учащимися необходимых по программе знаний, умений, навыков;

· разработать методические рекомендации – список литературы, алгоритм выполнения проекта и т.д.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования – выстроить субъект-субъектное взаимодействие, оставаться в роли независимого консультанта; удерживаться от подсказок, направляя учащихся в нужное русло.

Существует классификация проектов по различным признакам:

 

Классификация проектов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.065 с.)