Хлопчатобумажные ткани и штучные изделия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хлопчатобумажные ткани и штучные изделия



Хлопчатобумажные ткани, вырабатываемые в нашей стране в большом ассортименте, характеризуются разнообразием ткацких структур, видов отделки, внешнего оформления и свойств. Они отличаются хорошими гигиеническими свойствами, износоустойчивостью, легкостью и красивым внешним видом, широким диапазоном применения. Ассортимент хлопчатобумажных тканей постоянно совершенствуются за счет внедрения новых видов отделки, применения ярких и высокопрочных красителей, использования в смеси с хлопком различных химических волокон.

Недостатками хлопчатобумажных тканей являются высокая сминаемость и деформируемость, что отрицательно влияет на внешний Аид изделий из них в процессе носки. Для устранения этих недостатков используют смеси хлопка с лавсановыми и капроновыми волокнами в виде смешанной пряжи или сочетание хлопковой однородной пряжи и химических нитей (уток) в структуре переплетения, что повышает износоустойчивость, снижает сминаемость и усадку. Вместе с тем такие ткани чувствительны к тепловой обработке и на их поверхности в процессе носки образуется пиллинг (закатанные в шарики волокна).

В зависимости от структуры пряжи хлопчатобумажные ткани делят на гребенные, кардные, кардно-гребенные и кардно-аппаратные; по способу выработки – на пестротканые и меланжевые; по характеру отделки – суровые, отбеленные, гладкокрашеные, набивные и др.

По прейскуранту хлопчатобумажные ткани объединены в 17 групп: ситцевая, бязевая, бельевая, сатиновая, платьевая, одежная, подкладочная, тиковая, ворсовая, платочная, полотенчатая, суровых тканей, мебельно-декоративная, одеяльная, тарных и упаковочных тканей, марли и марлевых изделий, технических тканей. Некоторые группы подразделяются на подгруппы.

Хлопчатобумажные ткани вырабатывают из пряжи различной толщины (от 833,3 до 4,12 текса), различными переплетениями, но в основном полотняным. Масса их 1 м2 колеблется от 22 до 815 г, а ширина – от 22 до 150 см.

Рассмотрим краткую характеристику ассортимента хлопчатобумажных тканей, сгруппированных по назначению.

Бельевые ткани. В эту группу входят три подгруппы: бязи, миткали и специальные ткани.

Бельевые ткани изготовляют в основном полотняным переплетением, отбеленными, реже гладкокрашеными, светлых тонов. Они обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к стирке и глажению. Степень их белизны составляет не менее 80%, а бельевых тканей высшей категории – не менее 82%. Ткани бельевой группы предназначены для изготовления постельного белья и спецодежды.

Бязевая подгруппа объединяет бязи и полотна, выработанные полотняным переплетением из кардной пряжи нижесредней толщины, отбеленные и средней толщины, отбеленные. Ширина бязей от 62 до 112 см и выше, ширина полотен 125-150 см.

Миткалевая подгруппа включает ткани полотняного переплетения из кардной и гребенной пряжи, отбеленные или гладкокрашеные. В зависимости от отделки миткали имеют названия: с мягкой отделкой – муслин, с жесткой отделкой – миткаль, с полужесткой – мадаполам. Сюда же входит и шифон – мерсеризованная ткань, вырабатываемая из крученой пряжи.

Специальная подгруппа – отбеленные ткани из кардной пряжи, с переплетением «ломаная саржа» - гринсборн, с атласным – тик-ластик.

Платьево-сорочные ткани. Эти ткани занимают первое место по метражу среди хлопчатобумажных тканей. Их выпускают в самом широком ассортименте. Она объединяют несколько прейскурантных групп: ситцы, бязи, сатины, платьевые и ворсовые ткани.

Ситцы – ткани полотняного переплетения, вырабатываемые из кардной пряжи средней толщины; по отделке могут быть гладкокрашеными, набивными, с отделкой гофре, тиснением, лощением, жестким аппретом. Ширина их от 61 до 90 см.

Бязи – ткани полотняного переплетения, получаемые из более толстой пряжи, чем ситцы; по отделке могут быть гладкокрашеными, набивными, иногда с тиснением, лощением, жестким аппретом. Они имеют большую плотность по утку. Ширина – от 62 до 90см.

Сатины объединяют ткани сатинового и атласного переплетения, вырабатываемые из гребенной и кардной пряжи; по отделке могут быть гладкокрашеными, реже отбеленными. Они отличаются гладкой, блестящей поверхностью. Ширина 60 - 90 см. Некоторые сатины подвергают мерсеризации, тиснению, лощению.

Платьевые ткани. Это наиболее многочисленная группа тканей, которая включает подгруппы: летнюю, зимнюю, демисезонную и ткани с искусственными нитями.

Летняя подгруппа объединяет легкие и тонкие платьевые и сорочечные ткани с малой плотностью. Они могут быть набивные, реже гладкокрашеные и отбеленные, полотняного, мелкоузорчатого и крупноузорчатого переплетения. Вырабатывают их из тонкой гребенной и кардной пряжи, шириной от 75 до 132 см.

К тканям полотняного переплетения, полученным из наиболее тонкой пряжи относят батист, вольту, маркизет, а из несколько более толстой пряжи – майо, летнюю, вуаль. Ткани мелкоузорчатого переплетения – канифас, креп «Весна», ткань «Чио-Чио – Сан» и др.

Демисезонная подгруппа включает ткани большей плотности и массы, с полотняным, саржевым или мелкоузорчатым переплетениями из кардной и гребенной пряжи. По отделке эти ткани выпускают пестроткаными, гладкокрашеными, набивными и отбеленными. Многие ткани подвергают мерсеризации.

Полотняным переплетением вырабатывают поплин – тонкую рубчиковую ткань из крученой пряжи, репс – с более рельефным рубчиком, тафту, патриотик – серую ткань с пряжей мулине в основе и черного цвета в утке, а также платьевые и сорочечные ткани различных наименований («Элегант», «Искра» и др.).

Саржевыми переплетением изготовляют шотландку - пестротканую ткань с рисунком в клетку, из крученой пряжи в основе и одинарной в утке.

Мелкоузорчатым переплетением вырабатывают шерстянку – ткань крепового переплетения из кардной пряжи, и пестротканую, с цветным и ткацким рисунком в клетку.

К этой подгруппе относятся также ткани «Юбилейная», «Рельеф», кашемиры и др.

Зимняя подгруппа объединяет бумазею, фланель и байку – отбеленные, гладкокрашеные и набивные ткани из кардной аппаратной пряжи с начесом. Зимние ткани многих артикулов имеют в утке вискозную пряжу или штемпельное волокно. Бумазея – ткань саржевого переплетения, с односторонним начесом; фланель – саржевого и полотняного переплетения, с двусторонним начесом, более легкая, чем бумазея; байка напоминает фланель, но толще ее.

Ткани с искусственными нитями по основе вырабатывают из хлопчатобумажной пряжи, а по утку – из вискозных или других комплексных нитей, преимущественно жаккардовым переплетением. Они красивы, устойчивы к носке к действию стирки.

Ворсовые ткани. Эта группа включает вельвет-корд, вельвет-рубчик, полубархат и бархат с основоразрезным ворсом. Их изготавливают уточно-ворсовым переплетением из гребенной и кардной пряжи. Благодаря красивому виду, высокой прочности и устойчивости к истиранию они пользуются повышенным спросом. Вельвет-корд – ткань с широким рельефным рубчиком, гладкокрашеная или набивная. Вельвет-рубчик отличается более узким рубчиком, меньшей высотой ворса. Полубархат имеет гладкую ворсовую поверхность.

Подкладочные ткани. Подкладочные хлопчатобумажные ткани характеризуются темным цветом и высоким содержанием аппрета, которой делает их поверхность гладкой и скользящей, что имеет важное практическое значение для подкладки. По ткацкой структуре эти ткани ничем не отличаются от других бельевых и платьевых тканей. К типичным тканым подкладочной группы относятся: коленко, саржа рукавная, ткань бортовочная, ткань карманная.

Коленкор представляет собой гладкокрашеный миткаль, отличается от ситца жесткой отделкой.

Саржа рукавная вырабатывается саржевым переплетением, гладкокрашеной, с набивным в полоску рисунком.

Ткань бортовая изготавливается полотняным переплетением из толстой пряжи, гладкокрашеной, с большим содержанием аппрета.

Ткань карманная выпускается гладкокрашеной, высокоаппретированной. Получают ее переплетением «ломаная саржа» или полотняным из одиночной пряжи.

Костюмно-платьевые ткани. Эти ткани в прейскуранте объединены в одежную группу. Вырабатывают их преимущественно из толстой кардной пряжи, полотняным, саржевым, сатиновым (атласным), мелкоузорчатым переплетениями. По отделке могут быть гладкокрашеными, пестроткаными, меланжевыми; нередко изготовляют ткани с водоотакливающей или водонепроницаемой отделкой. Они более тяжелые по сравнению с тканями, рассмотренными выше.

Одежные ткани подразделяют на четыре подгруппы: гладкокрашеные, специальные, меланжево - пестротканые, зимние.

Гладкокрашеные ткани изготавливают из однониточной или крученой кардной пряжи, иногда из гребенной пряжи. Наиболее распространенные из них диагональ, молескин, саржа, полотна плащевые и др.

Диагональ – ткань саржевого переплетения, гладкокрашеная, шириной от 62 до 85 см. Некоторые артикулы выпускают с добавлением капронового штапеля, со специальной отделкой, мерсеризированными.

Молескин – ткань усиленного сатинового переплетения, гладкокрашеная, мерсерезированными.

Саржа плащевая вырабатывается из гребенной крученной пряжи, саржевым переплетением, с водоотталкивающей пропиткой.

Плащевые ткани изготавливают из гребенной крученой пряжи полотняным, саржевым, мелкоузорчатым переплетением.

Специальные ткани отличаются высокой прочностью, предназначены для пошива спецодежды. К ним относятся: спецтрико, спецдиагональ, ткань «Шахтерка» и другие (всего около 12 артикулов).По структуре, характеру отделки и назначению они сходны с тканями гладкокрашеной подгруппы. Вырабатывают их гладкокрашеными, в основном из одной пряжи, только некоторые – из крученой. Ширина тканей специальной подгруппы 62 – 100 см.

Меланжевые и пестротканые ткани изготовляют из кардной пряжи в основном саржевым переплетением. Их ассортимент включает трико, коверкот, диагонали и джинсовые ткани.

Трико выпускают из крученой пряжи по основе, саржевым или комбинированным переплетениями, иногда с применением вискозного волокна. Для трико характерен ткацкий рисунок в виде клетки, полоски, елочки. Ширина ткани – 66 – 150 см.

Коверкот – ткань диагоналевого переплетения, из крученой пряжи мулине по основе и гладкокрашеной по утку. Ширина 150 см.

Зимние ткани характеризуются большей плотностью и массой, наличием одностороннего начесного ворса. Вырабатывают их усиленным сатиновым переплетением, гладкокрашеными или меланжевыми.

Сукно – наиболее тонкая и рыхлая ткань зимнего ассортимента, имеет густой хорошо запрессованный ворс. Ширина 61 – 145см.

Вельветон изготовляют из крученой пряжи по основе и одиночной по утку, смене густым и долее коротки ворсом, чем у сукна. Ширина 59 – 70 см.

Полотенчатые, мебельно-декоративные ткани и штучные изделия. Группа полотенечных тканей объединяет полотенца, полотенечные и халатные махровые ткани, купальные простыни, скатерное полотно, салфетки и др.

Группа мебельно-декоративных тканей включает прочные и устойчивые к трению, сравнительно тяжелые ткани, предназначенные для обивки мебели, изготовление портьер и декоративных штучных изделий. Эти ткани вырабатывают из крученой пряжи в основе, а иногда в основе и утке с использованием химических волокон.

Штучные изделия объединены в группу платков (головные и носовые) и группу одеял, в которую входят зимние и летние одеяла, покрывала.


Льняные изделия

Самая точная характеристика льняных тканей – ощущение свежести в сочетании с плотностью и насыщенностью. Такой эффект обусловлен строением волокон, отличающимся отсутствием строгой упорядоченности, толщиной и тонкостью одновременно, что и придает материалу столь специфичные качества.

Льняные ткани часто имитируют, используя синтетические и смешанные волокна. Многие производители текстильных материалов подвергают лен специальной обработке смолами, чтобы укрепить волокна, обнаруживающие явную тенденцию к сморщиванию. Впрочем, в последнее время входит в моду и так называемый "мятый лен": может быть, не столь эстетичный, но зато не требующий тщательного глажения. Себестоимость производства льна достаточно высока, поэтому сегодня этот материал достаточно широко используется в остромодных текстильных изделиях. Это, в частности, мужские костюмы класса "люкс", спортивная одежда, а также всевозможные изделия для женщин - как правило, весенне-летнего сезона.

До сих пор ученые не смогли определить даже приблизительно то время, когда люди перестали носить шкуры животных и переоделись в одежду из тканей растительного производства. Находки археологов в Египте и Южной Америке, где благодаря климатическим условиям предметы глубокой античности сохранились лучше всего, позволяют утверждать, что одежду из льна носили уже в мезолитическую эру, в 4600 – 3200 гг. до Р.Х.

Лен – самый первый текстильный материал растительного происхождения, который открыл человек. Основные характеристики изделий из льна целостность льняных волокон, получаемых из стеблей растения с одноименным названием, обеспечивается наличием в них пектина. Помимо пектина, волокна льна состоят из линина, воды (30% вместе с пектином) и целлюлозы (70%).

Волокна относительно гладкие, прямые и светлые; они более хрупкие и менее гибкие, нежели у хлопка. Обладая достаточно высокой выносливостью, льняные волокна не отличаются эластичностью. Благодаря своей структуре гидрофильность льна значительно выше, чем у хлопка. По причине высокой теплопроводности льняные волокна активно используют для производства летней одежды, поскольку материал быстро распространяет тепло человеческого тела по всей своей поверхности. Высокая гидрофильность обусловливает быстрое впитывание влаги и быстрое высыхание материала, что также делает лен более предпочтительным, чем хлопок. К тому же лен легко стирается в воде, легче подвергается пятновыводке, причем его мягкость повышается с количеством перенесенных стирок. При глажении изделия из льна следует прежде хорошо увлажнить, либо необходимо их гладить паровым утюгом.

Однако некоторые виды льняных тканей должны подвергаться только "сухой" химической чистке, что определяется особенностями отделки материала на стадии производства. Вместе с тем лен очень сложно отбеливать, поскольку этот процесс (особенно с применением гипохлорита натрия) приводит к существенному ослаблению межмолекулярных связей волокон. Если уж решили отбеливать лен, лучше использовать карбонат натрия – он имеет ту же отбеливающую способность, что и гипохлорит, но менее агрессивен. Лен не подвергается сильной усадке, однако совершенно не переносит теплового воздействия, в результате которого желтеет. К светопогоде льняные ткани более устойчивы, чем к теплу, но и здесь все зависит от времени экспозиции, с превышением которого начинаются необратимые процессы.

Лен совершенно не подвержен влиянию моли и щелочей, а вот кислотные препараты для него опасны: он "боится" как холодных концентрированных кислот, так и горячих разбавленных. При этом лен достаточно устойчив к воздействию холодных разбавленных кислот. С трудом подвергается крашению и может обесцвечиваться при воздействии пота.

Как видно, при многочисленных "плюсах" встречаются и весьма существенные "минусы". Как обрабатывать льняные изделия крайне важен внимательный осмотр таких изделий на "приемке" - с целью обнаружения обесцвеченных участков, сморщивания или просто профилактической проверки стойкости красителя в местах наибольшего износа (воротник, манжеты, карманы и места складок). В процессе осмотра необходимо убедиться в отсутствии ослабленных или сильно изношенных участков.

Льняные изделия обязательно просматривают на свет. При обнаружении обесцвеченных участков следует указать заказчику на невозможность их восстановления, поскольку, как правило, они образовались под воздействием тепла, чересчур агрессивных химматериалов, или в результате нарушения технологии крашения материала. При химической чистке изделий из льна важно произвести тщательную сортировку партий по цвету. Время мойки для темных изделий не должно превышать 3-5 минут. Перед чисткой изделий светлых тонов следует убедиться в отсутствии на них влаги, а для обработки необходимо использовать только чистый растворитель. Это поможет избежать риска повторного осаждения загрязнений из растворителя на материал и посерения изделий. Температура растворителя должна находиться в пределах 24-27С. Более высокая температура ванны усилит риск не только повторного осаждения загрязнений, но и миграции красителя с изделий в растворитель.

"Легкие" изделия из льна должны обрабатываться так же, как и шелковые: короткая мойка, щадящий отжим и сокращенное время сушки. Приступая к пятновыводке, необходимо убедиться в стойкости красителей (особенно темных тонов). Даже если вы используете проверенные пятновыводные средства, сведите к минимуму механические воздействия на материал. Лучше всего проводить обработку препаратами на масляной основе, проверяя стойкость красителей к их воздействию на скрытых участках. Миграцию красителей при химической чистке может вызвать применение как кислотных, так и щелочных пятновыводных средств. Использование выравнивателей оттенков может быть необходимым с целью удаления ореола с изделий, подвергавшихся пятновыводке водой. После обработки следует подождать, пока изделие высохнет; оставшаяся влага может вызвать осаждение загрязнений и посерение материала в процессе химической чистки. Вместе с тем не следует оставлять на изделии нанесенные на него выравниватели или пятновыводные средства на масляной основе: в процессе окисления они образуют на ткани желтые пятна, которые практически не подвергаются удалению. Если осмотр изделия показал достаточную стойкость красителей, его можно подвергнуть стирке. Следует помнить, что белые льняные изделия имеют весьма распространенную тенденцию к пожелтению со временем, что является результатом естественного окисления. Кислородные отбеливатели, такие как перборат натрия, перманганат или гипохлорит натрия, могут отбелить даже пожелтевшие изделия, но при этом необходимо тщательно прополоскать и нейтрализовать их после отбеливания. Чтобы добиться оптимальных результатов глажения льняных тканей, желательно прежде подвергнуть их аппретированию, иначе есть риск потери объемности материала. Аппретировать изделия можно как в ванне, так и аэрозольным методом.

Наилучшие результаты глажения на прессе достигаются, если: - подача пара осуществляется с нижней плиты; - на изделие распыляется вода; - в момент прижима верхней плиты оттуда также подается пар; - вытяжка осуществляется при «закрытом» прессе; - на участках двойной толщины или при наличии пуговиц подается дополнительное давление; - в качестве окончательной обработки дается пара проходов утюгом.

В центре внимания – цвет ниже мы рассмотрим основные дефекты, проявляющиеся на льняных тканях. Чаще всего возникает обесцвечивание, а его причиной, как правило, является недостаточное проникание красителя в структуру волокон. Поэтому достаточно небольших механических воздействий, обычного трения в процессе носки, чтобы цвет начал "сходить". Неприятно и то, что в процессе химической чистки этот дефект только усугубляется. Риск обесцвечивания возникает и в процессе пятновыводки – достаточно энергичного трения шпателем, щеткой или даже тампоном.

Весьма характерно для льна и расширение волокон, особенно в местах наибольшего износа. Образование складок возникает по причине низкой стойкости льняных волокон к изгибу. Тенденцию к расширению имеют и волокна, подвергшиеся обработке смолами в процессе производства и аппретирующими препаратами в процессе чистки. Еще одна беда льняных тканей – порывы, образовавшиеся под воздействием тепла. Чаще всего они возникают в процессе высокотемпературного глажения, необходимого для удаления складок.

Так называемое кислородное разрушение (оксидеградация) льняных волокон характерно для целлюлозы, которой во льне 70%. Чаще всего этот дефект усугубляется нарушением режимов отбеливания в процессе производства или стирки. /4/

 

Шерстяные ткани

Шерсть - натуральное волокно, сырье для изготовления валяных изделий, пряжи для вязания и ткачества. Состриженную весной и осенью шерсть моют, просушивают, сортируют, чешут и прядут в нить. Обработка шерсти была известна самым древним цивилизациям Передней Азии, откуда это искусство проникло в Грецию и остальную Европу. Первые тонкорунные породистые овцы выводились в г. Милете (Древняя Греция), откуда завозились на Пиренеи, где была приручена порода мериносов, затем во Францию (порода Рамбулье, получившая название по фамилии помещика, занимавшегося разведением тайно вывезенных из Испании овец), в Англию (порода шевиот), Австралию. Уже в античное время производились шерстяные ткани, например коптские, служившие для изготовления одежды, в средние века во всей Европе широко развилось производство сукон разного качества и цвета. Различия шерстяной пряжи обусловлены большей частью различиями в сортах шерсти. Наиболее часто используются:

шерсть альпака - шерсть млекопитающего из рода ламальпака, чуть волнистая, шелковисто-блестящая;

шерсть ангора - шерсть ангорского кролика, в пряже ее соединяют с шерстяной, хлопчатобумажной, шелковой нитью;

шерсть верблюжья - шерсть от светло- до темно-коричневого цвета, как тонкая, так и грубая, цвет и толщина ее зависят от возраста верблюда. Как правило, верблюжью шерсть не окрашивают;

шерсть кашмир - шерсть индийских и иранских кашмирских коз, очень тонкая, длинная, с шелковистым блеском; шерсть ламы - шерсть южноамериканской ламы, прочная, длинная, естественный цвет варьируется от светло- до темно-коричневого; шерсть мериносовая - красивая пушистая тонкая шерсть овцы мериноса; шерсть мохер - шерсть ангорских коз, которых разводят в Испании, Малой Азии, Южной Америке, пушистая, длинная, мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, пышнозавитая, естественный цвет - белый.

Ассортимент шерстяных тканей отличается большим разнообразием. По способу производства шерстяные ткани делятся на камвольные (гребенные) и суконные (тонкосуконные и грубосуконные). Камвольные шерстяные ткани могут быть чистошерстяными и полушерстяными - в смеси с другими волокнами.

Полушерстяная камвольная ткань составляет основную группу тканей, использующихся для изготовления костюмов и комплектов.

В данном случае в качестве основного материала выбрана полушерстяная ткань с лавсаном: с 65%-ным содержанием шерсти и 35%-ным содержанием лавсана. Для этой группы часто используются вискозные нити (линейная плотность 16,6 текс) или комплексные профилированные капроновые нити (линейная плотность 2,22 текс) вприкрутку. Ткани с лавсаном вырабатывают преимущественно из пряжи линейной плотностью 22,2 текс х2, в отдельных случаях – из пряжи линейной плотности 31,2 текс; 30,3 текс х2; 29,4 текс х2; 25,0 текс х2; 23,8 текс х2. Основные виды переплетений, используемых в тканях с лавсаном – комбинированное, полотняное, креповое. Применяются также переплетения сатиновое, саржевое, рогожка. Плотность тканей данного вида находится в диапазоне по основе 192-353 нити на 10 см, по утку 173-250 нитей. Поверхностная плотность полушерстяных тканей с лавсаном 180-300 г/м2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.03 с.)