Проявления синдрома выгорания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявления синдрома выгорания.



Согласно концепции Г. Селье, работа в стрессовой обстановке приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызвать как острые нарушения, так и отсроченные последствия. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни (ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др.). Количество стресс-реакций возрастает по "принципу ускорения", когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и "принципу заразительности", весьма выраженному в производственных коллективах.

СЭВ рассматривается в основном как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям, и основным предрасполагающим фактором выгорания являются продолжительность и чрезмерная нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим СЭВ характерен для представителей коммуникативных профессий: врачи, медицинский персонал, учителя, психологи, представители различных сервисных профессий, руководители-менеджеры. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных коммуникаций обозначаются понятием "профессиональное выгорание", имеющим прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов.

  27.    Специфика психологического здоровья персонала в образовательных учреждениях массового типа, а так же в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью. Особенно это значимо в коррекционных образовательных учреждениях, где ответственность за жизнь и здоровье детей крайне высока.

 

Большая часть рабочего дня педагога коррекционном образовательном учреждении протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в агрессивной форме (окрики, проявление гнева, раздражительности). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.

Диагностические мероприятия.

В основу проекта в качестве его структуры мы положили следующие технологические блоки (опорные точки):

I.        Диагностика межличностных конфликтов педагогов

Анализируемые факторы: психологический климат коллектива, структура коллектива, выявление лидера, стиль и структура межличностных отношений, представление педагогов о своем идеальном «Я», зоны конфликтов.

II.       Диагностика внутриличностных конфликтов

Анализируемые факторы: личностные качества, особенности поведения, общая удовлетворенность собой, эмоциональные стимулы (реакция, мотивация одобрения), фрустрированные реакции (неудача), психологические причины профессиональных затруднений, профессиональный стиль, особенности НС, направленность педагога, система отношений.

III.     Диагностика реальных психологических возможностей педагогов.

Анализируемые факторы: уровень творческого потенциала, потребность в постоянном профессиональном росте, восприимчивость к нововведениям, реализация потребности педагога в развитии, уровень тревожности, уровень агрессивности, подверженность стрессам, оценка способностей и тд.

 

Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:

 

• Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).

 

Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

 

• Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений. Например, можно использовать следующий прием перед предстоящей неприятной беседой: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении, как бы сорвать напряжённую маску со своего лица. После этого начинать беседу.

 

Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.

 

• Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.

 

Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту.

В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.)