Гиподинамия как фактор риска развития заболеваний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гиподинамия как фактор риска развития заболеваний



Гиподинамия обычно сочетается с общим снижением двигательной ак­тивности человека - гипокинезией, которая является следствием малоподвижного образа жизни, широкого использования транспорта для передвижения, ав­томатизации и механизации производственных процессов: в этих условиях уменьшается нагрузка на мускулатуру. Гиподинамия в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его домашними заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, спортивных занятий. Вынужденная гиподинамия в ряде случаев связана с болезнью человека и необходимостью соблюдать строгий постельный режим, например, в остром периоде инфаркта миокарда, при травмах нижних конечно­стей, позвоночника и т.п.

В длительных космических полетах существует опасность возникновения гиподинамии, т.к. в условиях невесомости снижается нагрузка на скелетную мускулатуру.

При снижении физической активности вначале:

1. Уменьшается расход энергии.

2. Вслед за этим уменьшается кровоснабжение тканей.

3. Ухудшается доставка к ним кислорода.

4. Замедляется кровоток в капиллярах.

5. Возникает кислородное голодание (гипоксия) головного мозга, сердца и многих других органов, страдает их питание.

6. Изменяется структура волокон сердечной мышцы.

7. Нарушается состояние регуляторных систем организма, в частности гор­мональной и нервной.

8. При гиподинамии снижается сигнализация, идущая от мышц в центральную нервную систему, а это неблагоприятно отражается на состоянии головного мозга, т.к. мышечная деятельность играет первостепенную роль в поддержании тонуса центральной нервной системы, регуляции кровообращения и обмена веществ.

9. Под влиянием резкого снижения двигательной активности происходит атрофия мышц (уменьшается их объем и сила сокращения).

10 Изменяется структура костей.

11. В связи с атрофией мышц увеличивается количество жировой ткани.

12. Нарушается обменные процессы.

13. Изменяется состояние центральной нервной системы, появляется так называемый синдром астенизации, который выражается быстрой утомля­емостью, эмоциональной неустойчивостью к конфликтам.

14. Существенно нарушается состояние сердечно-сосудистой системы. Сни­жается сила сокращений миокарда, ухудшается состояние кровеносных сосудов; это ведет к возникновению атеросклероза, гипертонической болезни.

Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы наиболее рано выявляются в виде:

1. Одышки.

2. Резкого учащения сердечных сокращений при ходьбе, появляются боли в области сердца при физической работе, отрицательных эмоциях и т.д.

3. При гипокинезии существенно изменяется венозное кровообращение; возникает предрасположенность к геморрою.

Клинические наблюдения свидетельствуют, что атеросклероз, поражение сосудов сердца, гипертоническая болезнь значительно чаще и в более раннем возрасте возникают у людей, профессиональная деятельность которых связана с малой физической активностью.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на раз­витие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. При гиподинамии существенно снижается сопротив­ляемость возбудителям инфекционных болезней; дети часто болеют, заболева­ния могут приобретать хроническое течение.

Физическая активность играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами.

Двигательная активность оказывает мощное влияние на развитие мускулатуры и скелета, на осанку ребенка, совершенствует регуляцию обменных процессов, кровообращения и дыхания, оказывает первостепенное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за партой в школе и за столом дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый мускульный голод у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Снижение двигательной активности в среднем и пожилом возрасте пред­располагает к развитию атеросклероза и, ухудшая регуляцию тонуса сосудов, облегчает возникновение нарушений мозгового и сердечного кровообращения. В результате недостатка движений, сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и дряблость мышц, появляется сгорбленность, ускоряются процессы физиологического старения.

При длительном пребывании больных на постельном режиме с целью профилактики последствий гиподинамии применяются комплексы специальных физических упражнений. Для ликвидации последствий гиподинамии применяется массаж, используются специальные, индивидуальные, двигательные режимы с постепенным возрастанием нагрузки на опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, комплексы лечебной гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышцы сердца; в ряде случаев назначают лекарства, нормализующие обменные про­цессы и состояние сердечно-сосудистой системы.

Предупреждение гиподинамии в повседневной жизни достигается полно­ценной физической активностью, ежедневной утренней зарядкой, производ­ственной гимнастикой, систематическими занятиями физкультурой и спортом, посильным физическим трудом, пешими прогулками и т.д.

Необходимо внедрять регламентированный по времени распорядок для работы и для отдыха, вводить физкультуру в быт детей, помимо уроков физ­культуры в школе. Это в основном зависит от личного примера родителей: сов­местные занятия утренней гимнастикой, лыжные и пешие прогулки в выходные дни; необходимо помогать детям проводить физкультминутки во время приго­товления домашних заданий, поощрять бег, подвижные спортивные игры, катание на велосипеде, коньках, лыжах, плавание и др.

Контрольные вопросы

Перечислите основные положительные моменты влияния физической куль­туры на здоровье.

Каково значение водных процедур после занятий физической культурой и спортом?

Какие основные принципы назначения физических упражнений Вы знаете?

Как сказываются занятия физкультурой на массе тела?

Каковы основные положения глобальной концепции ВОЗ в области физиче­ской культуры?

Как сказываются занятия профессиональным спортом на здоровье?

Перечислите основные классы допингов.

Какие физиологические процессы происходят в организме в связи с гиподи­намией?

Как проявляются наиболее ранние функциональные изменения сердечно­сосудистой системы?

В чем заключается опасность гиподинамии в раннем детском и школьном возрасте?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.006 с.)