Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений



БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Кафедра лёгкой атлетики

 

 

Л Е К Ц И Я

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ “ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА”

 

 

                                                                              Лекцию составил: К.П.Н.

                                                                      Заслуженный тренер СССР,

                                                                      Заслуженный тренер БССР,

                                                                      доцент кафедры лёгкой атлетики

                                                                      Снесарев Н.К.

 

 

Минск 2003г.

 

 


Содержание

 

1. Определение лёгкой атлетики ……………………………………………………… 3

2. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений …………….. 3

2.1. Бег ……………………………………………………………………………… 4

2.2. Прыжки ………………………………………………………………………… 8

2.3. Метания …………………………………………………………………….…. 9

2.4. Многоборья ……………………………………………………………………. 9

2.5. Спортивная ходьба …………………………………………………………….. 9  

3. Значение лёгкой атлетики для физического воспитания населения Республики Беларусь ……………………………………………………………………… 10  

4. Содержание и задачи курса лёгкой атлетики ………………………………. 11

5. Вопросы к семинару ………………………………………………………….. 16

 

Литература:

 

1. Лёгкая атлетика. Учебник для студентов институтов физической культуры. Под общей редакцией Н.Г. Озолина и В.И. Воронкина. М., ФиС. 1979.  

2. Учебник тренера по лёгкой атлетике. Под общей редакцией Л.С. Хоменкова. М., ФиС. 1982.

3. Школа лёгкой атлетики. Под общей редакцией А.В. Коробкова. М., ФиС. 1968.

4. Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность П.О2.02.00. Физическая культура и спорт. – Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 2000. – 55 с.

5. Правила соревнований по легкой атлетике. – М.: Терра. Спорт, 2002. – 128 с.

6. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике / Сост. В.И.Лахов. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 336 с.

7. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры и фак. физ. воспитания вузов / Под общ. ред. М.П.Кривоносова, Т.П.Юшкевича. – Мн.: Выш. шк., 1986. – 312 с.

8. Легкая атлетика и методика преподавания: Учеб. Для ин-тов физ. культ. / Под ред. О.В.Колодия, Е.М.Лутковского, В.В. Ухова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.

9. Юшкевич Т.П. Оздоровительный бег. – Мн.: Полымя, 1985. – 111 с.

10. Советская система физического воспитания. Гл. ред. Г.И. Кукушкин. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 558 с.

11. Легкая атлетика. Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 38 с.

12. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I-IV, возраст - 7-21 год) / Кряж В.Н. и Кряж З.С. Минск: БГУ, 1999. – 106с.

 

 

ВОПРОСЫ, ОТРАЖЁННЫЕ В ЛЕКЦИИ

 

Определение лёгкой атлетики, классификация и общая характеристика видов лёгкой атлетики и отдельных легкоатлетических упражнений. Оздоровительное и прикладное значение занятий бегом, ходьбой, прыжками и метаниями.

Массовость – основа высокого спортивного мастерства. Связь видов лёгкой атлетики с другими видами спорта. Использование лёгкой атлетики для повышения

физической подготовки спортсменов в других видах спорта. Содержание и задачи лёгкой атлетики. Программа, направленность подготовки легкоатлета, Организация курса (по этапам). Проведение занятий. Требования к студентам. Регламент работы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

 

Лёгкая атлетика – вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках метания и составленных из этих видов многоборий. В высшем физкультурном учебном заведении лёгкая атлетика – учебно-научная дисциплина, содержащая теорию и практику данного вида спорта, а также методику его преподавания.

Древнегреческое слово “атлетика” в переводе на русский язык означает – борьба, упражнение. В Древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости. В настоящее время атлетами называют физически хорошо развитых, сильных людей.

Название ”лёгкая атлетика” – условное, основанное на чисто внешнем впечатлении легкости движения легкоатлетических упражнений в противовес ”тяжёлой атлетике”. В ряде стран (Франция, Румыния, страны Южной Америки) лёгкую атлетику просто называют атлетикой или упражнениями на дорожке и поле (США, Англия, Австралия, Новая Зеландия).

БЕГ

 

Бег – наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта (футбол, баскетбол, ручной мяч и др.) а также в Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (ГФК РБ), пришедший на смену комплекса ГТО. Он является программной и нормативной основой создания в стране социально регулируемого процесса массового физкультурно-оздоровительного движения учащейся молодёжи Республики Беларусь. Значительное число разновидностей бега является органической частью различных видов лёгкой атлетики.

Бег в сравнении с ходьбой предъявляет более высокие требования к работоспособности организма. Так как в работу более активно, чем в ходьбе, вовлекаются все мышечные группы, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ.

Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно строго дозировать нагрузку, развивая качества быстроты и выносливости. Длительный бег в аэробном режиме на местности, не только повышает общую выносливость, но одновременно является отличным средством оздоровления организма практически в любом возрасте.    

Использование бега с высокой скоростью на отрезках от 30 до 100 м используется для развития скоростных качеств.

В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия.

Из всех видов лёгкой атлетики бег – наиболее доступное физическое упражнение. В соревнованиях по лёгкой атлетике различные виды бега и эстафет занимают ведущее место. Они всегда вызывают большой интерес зрителей и поэтому являются одним из лучших средств агитации к занятием лёгкой атлетикой.

 

В лёгкой атлетике различают бег гладкий, с препятствиями, эстафетный. В зависимости от места проведения профиля трассы и используемого покрытия различают кроссовый бег, в который в последние годы включен бег по горам и бег по шоссе.

1.1.1. Бег на короткие дистанции – 60м, 100м, 200м, 400м.

Бег на короткие дистанции относится к циклическим упражнениям максимальной мощности и характеризуется относительной непродолжительностью работы (6,5-55 сек), при большой её интенсивности (9-12 м/сек).

В программу Олимпийских игр включены следующие дистанции: 100м, 200м, 400м как для мужчин, так и для женщин.

Спринтерский бег – один из основных видов лёгкой атлетики, который используется также как средство тренировки для повышения уровня достижений в большинстве других видов спорта.

Из-за того, что мышцы человека не обладают большим запасом энергетических продуктов, а сердечно-сосудистая и дыхательная системы не в состоянии обеспечить при беге с максимальной скоростью работающие органы необходимым количеством питательных веществ и кислорода (при спринтерском беге поглощение кислорода составляет примерно 10% кислородного запроса, в результате чего образуется большая кислородная задолженность), а также полностью удалить из них продукты распада, работу такой интенсивности нельзя выполнять длительное время.

Результат в беге на короткие дистанции зависит от умения быстро реагировать на выстрел судьи-стартера, от динамики стартового разбега, от максимальной скорости, которую в состоянии развить спортсмен, а также от скоростной выносливости (возможность поддерживать достигнутую скорость до конца дистанции).

2.1.2. Эстафетный бег -  командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. Цель эстафетного бега – с наибольшей скоростью пронести эстафету от старта до финиша, передавая её друг другу. Длина этапов может быть как одинаковой так и разной.

В программу Олимпийских игр включены эстафеты: 4х100м, 4х400м как для мужчин, так и для женщин. Длина отрезков в зависимости от типа эстафеты может колебаться от 100м в эстафетной беге 4х100м и различного вида шведских эстафет со смешанной длинной этапов, до 10000м в современных марафонских эстафетах (Экиденах)..

 ПРИМЕЧАНИЕ 1: Рекомендуется проводить эстафетные пробеги на марафонской дистанции (Экиден) желательно по замкнутой трассе длиной 5 км. Этапы разбиваются следующим образом: 5 км, 10 км, 5 км, 10 км, 5 км, 7,195 км. Для юниоров эстафетные пробеги рекомендуется проводить на полумарафонской дистанции со следующими этапами: 5 км, 5 км, 5 км, 6,098 км.

Чаще всего эстафеты проводятся на дорожке стадиона, реже по улицам, дорогам, реже на пересечённой местности.Гладкий бег проводится на беговой дорожке по кругу (против движения часовой стрелки) на определенную дистанцию или на время. Бег на дистанциях до 400м проводится по отдельным дорожкам, на остальных дистанциях он проводится по общей дорожке (в беге на 800м первый вираж проходит тоже по отдельным дорожкам).

- Старт в беге на 3000м, 5000м и 10000м. В случае, если в каком либо из вышеперечисленных видов беговой программы, проводимых на дорожке стадиона, имеется более 12 участников, они могут быть разбиты на две группы. Примерно 65% участников всего забега располагаются на обычной дугообразной линии старта. Вторая группа бегунов стартует с дополнительной дугообразной линии старта, прочерченной во второй половине внешней части дорожки (пересекая 5, 6, 7 и 8-ю дорожки). Эта группа бегунов должна бежать до конца первого виража по внешней половине дорожки. Дополнительная дугообразная линия старта размечается таким образом, чтобы участники,

- стартующие в обеих группах, преодолевали одинаковую дистанцию. Бегуны, стартующие на дистанции 2000м и 10000м с внешней, дополнительной дугообразной линии старта, могут присоединиться к бегунам, стартовавшим с обычной дугообразной линии старта после первого виража, на котором они бежали по внешней половине дорожки. Линия перехода должна быть изогнутой, 5см шириной, проходящей поперек дорожки, и отмечена с обеих сторон флагами не ниже 1,50м, расположенных вне дорожки.

При стартах группами на дистанциях 3000м и 5000м, на дорожке должна быть сделана отметка при выходе на финишную прямую, показывающая спортсменам, стартовавшим с дополнительной дугообразной линии старта, где они могут присоединиться к спортсменам, стартовавшим с обычной линии старта. Эта отметка может иметь размер 5см х 5см и располагаться на линии между четвертой и пятой дорожками, в случае, если дорожек всего шесть, то между третьей и четвертой дорожками. На этой отметке располагают конусы или флажки до отметки, где группы бегунов могут сливаться в одну.

Время прохождения дистанции, фиксируется при помощи ручного и электронного хронометража. При ручном хронометраже время фиксируется с точностью до десятых долей секунды. При электронном хронометраже время фиксируется с точностью до сотых долей секунды. В часовом и двухчасовом беге продолжительность бега ограничена временем, а результат определяется длиной дистанции в метрах, пройденной за это время.

Бег с препятствиями имеет две разновидности: 1) барьерный бег на дорожке от 50м до 400м с однотипными препятствиями, расставленными равномерно по дистанции (каждый спортсмен движется по отдельной дорожке); 2) бег на 3000м с препятствиями (стипль-чез) на беговой дорожке с установленными тяжёлыми препятствиями, (высотой 91,4см для мужчин и 76см для женщин) и ямой с водой в одном из секторов стадиона. Перед ямой с водой так же устанавливается препятствие высотой 91,4см. С Фото.  

Кроссовый бег (бег по пересечённой местности). С Фото. В связи с резко меняющимися условиями, в которых проходят соревнования по бегу по пересечённой местности во всём мире, невозможно узаконить жёсткую международную стандартизацию этой дисциплины. Различие между очень успешными и неудачными соревнованиями часто заключаются в природных характеристиках места проведения и возможностях дизайнера трассы.

Бег в гору

Пол и возраст Дистанция Разница высот между стартом и финишем
Мужчины           12 км 1200 м
Женщины            7 км 550 м
Юниоры              7 км 550 м

ПРЫЖКИ

 

Прыжки как способ преодоления препятствий характеризуются кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенствуются сила, быстрота, ловкость и смелость. Прыжки – одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног и туловища и для приобретения прыгучести, которая необходима не только специализирующимся в любом виде лёгкой атлетики, но и представителям других видов спорта, особенно баскетболистам, волейболистам, футболистам.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида:

1) Прыжки через вертикальные препятствия – прыжок в высоту и прыжок с шестом;

2) Прыжки с преодолением горизонтальных препятствий – прыжок в длину и тройной прыжок. С Фото.

Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Кроме классических прыжков с разбега которые включены в программу Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира и Европы, в тренировке используются прыжки с места в высоту, длину, тройным и пятерным, десятерным и т.д. Женщины прыгают выше своего роста на 32см.

Мужчины прыгают выше своего роста на 59см. Женщины сейчас, Мировые рекорды: Тройной 18м 29см (6,10см – 1/3). Женщины 15м 50см (5,17м – 1/3). Высота: 2м 45см, мужчины 2м 09см женщины. Шест: 6м 14см мужчины, 4м 81см женщины на уровне 3-го этажа. Длина: 8м 95см, мужчины 7м 50см женщины.

 

МЕТАНИЯ

Метания – упражнения в толкании и бросании специальных снарядов на дальность (форма, размеры и вес снарядов должны строго соответствовать указанным параметрам в международных правилах, принятых для проведения соревнований). Результаты измеряются в метрах и сантиметрах. Метания характеризуются кратковременными, но максимальными нерво-мышечными усилиями, при которых в работу вовлекаются не только мышцы рук, плечевого пояса, туловища и ног. С Фото.  Чтобы далеко метать легкоатлетические снаряды, необходимы: высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела.

В зависимости от способа выполнения, легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) броском из-за головы (копьё, граната); 2) с поворотом (диск, молот, ядро); 3) толчком (ядро).

Различие способов метания связано с формой и весом снарядов. Легкие снаряды, которые удобно держать, можно дальше метнуть из-за головы с прямолинейного разбега. Более тяжёлые снаряды эффективнее метать с поворотами, а такой тяжелый снаряд, как ядро, не имеющий специальной ручки, удобнее толкать. Был планирующий снаряд, который У. Хон МР послал на 104,80м. Стало опасно проводить соревнования на стадионе, поэтому центр тяжести сместили вперед на 4см. И результаты в метании копья снизились.

 

МНОГОБОРЬЯ

Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Многоборья предлагают очень высокие требования к занимающимся. Помимо высокого технического мастерства, специализирующимся в многоборье необходимы быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость прыгуна, смелость барьериста, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы всего многоборья требует отличной специальной выносливости и высокоразвитых волевых качеств.   

Занятия многоборьями – отличный путь разностороннего физического развития и для начинающих легкоатлетов. От овладения нормами Государственного физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (ГФК РБ), пришедшего на смену комплекса ГТО. Также построенными по принципу многоборья, молодой спортсмен может перейти к специальной тренировке в легкоатлетических многоборьях. Занятия многоборьями создают хорошую основу и для специальной тренировки в отдельном виде лёгкой атлетики.

Достижения в многоборьях определяются суммой очков, начисляемых по специальной таблице. Мужчины – 10-тиборье, женщины 7-миборье.

(Пример Литвиненко с 5-го места на 2-е место.) Стоит вопрос о включении в Олимпийскую программу 10-тиборья для женщин.

 

СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА

Спортивная ходьба – это циклическое движение человека, где чередуются периоды одиночной и двойной опоры при обязательном выпрямлении опорной ноги в коленном суставе в момент прохождения вертикали.

По правилам соревнований по спортивной ходьбе необходимо: а) соблюдать непрерывный контакт с землей, т.е. вынесенная вперед нога должна коснуться земли до того, как нога, оставшаяся сзади, оторвется от земли; б) при прохождении момента вертикали опорную ногу необходимо выпрямлять хотя бы на одно мгновение.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

 

Содержание и задачи курса лёгкой атлетики определяются программой для  факультетов БГАФК.

Программа по легкой атлетике предназначена для студентов всех факультетов Белорусской государственной академии физической культуры.

Программа содержит материал общего курса, обязательного для всех студентов, на который отводится 250 часов.

Учебный материал программы общего курса изучается на 1 и 2 курсах (1-4 семестрах). Студенты, занимающиеся по программе общего курса легкой атлетики, должны изучить вопросы теории, овладеть основами техники видов легкой атлетики и уметь самостоятельно проводить занятия по легкой атлетике.

Учебная работа проводится в форме лекций, семинарских, методических, практических занятий, учебной практики и самостоятельного выполнения домашних заданий.

На лекциях излагаются вопросы теории, истории, техники и методики преподавания видов легкой атлетики.

Семинарские занятия поводятся для закрепления знаний, полученных на лекциях или с целью проверки текущей успеваемости студентов.

На методических занятиях закрепляются знания, полученные по теории, технике отдельных видов легкой атлетики, методике проведения занятий и организации проведения соревнований по легкой атлетике.

Практические занятия являются основной формой изучения и совершенствования техники видов легкой атлетики, методики их преподавания и овладения навыками судейства соревнований, на которых формируются и совершенствуются у студентов профессионально-педагогические навыки.

Учебная практика является одним из видов формирования и закрепления у студентов профессионально-педагогических умений и навыков, необходимых им для самостоятельной педагогической работы. Во время самостоятельной работы студенты изучают программный материал по учебникам, учебным пособиям, дополнительным литературным источникам, выполняют различные домашние задания, участвуют в организации, проведении и судействе соревнований по легкой атлетике.

В процессе учебы студенты должны научиться подготавливать места занятий и соревнований, оборудовать и ремонтировать легкоатлетический инвентарь.

Учет успеваемости студентов ведется в форме зачетов и экзамена в сроки, установленные учебным планом.

Настоящая программа является также обязательной для студентов заочного отделения.

Студенты заочного отделения материал программы общего курса легкой атлетики изучают на 4 и 5 курсах. На изучение предмета с преподавателем по учебному плану на общий курс легкой атлетики отводится всего 58 часов (10ч лекций и 48ч практ.занятий). Студентам-заочникам на лекциях даются разъяснения по наиболее трудным разделам программы, подготовке к зачету или экзамену. На практических занятиях проводятся консультации по технике, методике преподавания и правилам соревнований по легкой атлетике.

В межсессионный период студенты-заочники изучают программный материал по рекомендованной литературе. Практический раздел курса они осваивают во время самостоятельных тренировок и на занятиях в коллективах физической культуры.

Всего

Лекции Семинары Методи- ческие занятия Практи- ческие  занятия Учебная практика. УСРС
1-ый 10 10 4 78 12 10 124
2-ой 10 10 0 46 12 48 126
Итого 20 20 4 124 24 58 250

 

Раздел 3

Методические занятия

Количество часов

Всего

1-ый 2-ой 3.1. Урок легкой атлетики 2     3.2. Легкоатлетические многоборья 2     Итого 4 0 4

 

Раздел 4

Практические занятия

Количество часов

Всего

1-ый 2-ой
4.1. Общеразвивающие и специальные упражнения + +  
4.2. Овладение техникой видов легкой атлетики:      
Бег на короткие дистанции 14    
Эстафетный бег 8    
Прыжки в длину 16    
Бег с барьерами 12    
Тройной прыжок 10    
Метание гранаты, мяча и копья 18    
Спортивная ходьба   6  
Бег на средние и длинные дистанции   10  
Прыжки в высоту   10  
Толкание ядра   8  
Метание диска   6  
Метание молота   2  
Прыжок с шестом   2  
Итого 78 46 124

Раздел 5   Учебная практика

Количество часов

Всего

1-ый 2-ой
5.1. Проведение подготовительной части урока 8    
5.2. Судейство соревнований 4 4  
5.3. Проведение урока в целом   8  
       
Итого 12 12 24

 

Раздел 6 Управляемая самостоятельная работа студентов

Количество часов

Всего

1-ый 2-ой
6.1. История развития легкой атлетики 2   2
6.2. Правила сорев-ний в беге на короткие дистанции 2   2
6.3. Правила соревнований в прыжках в длину и тройном прыжке с разбега 2   2
6.4. Правила соревнований в метании гранаты, мяча и копья 2   2
6.5. Методика проведения подготовительной части урока по легкой атлетике 2   2
6.6. Основы техники спортивной ходьбы и бега   2 2
6.7. Техника бега на короткие дистанции   2 2
6.8. Методика обучения бегу на короткие дистанции   2 2
6.9. Техника бега на средние, длинные дистанции и бега на местности      
6.10 Техника и методика обучения барьерному бегу.   2 2
6.11. Основы техники прыжков   2 2
6.12. Техника прыжков в длину с разбега способами «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы»   2 2
6.13. Методика обучения прыжкам в длину с разбега способами «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы»   2 2
6.14. Техника и методика обучения тройному прыжку с разбега   2 2
6.15. Техника прыжков в высоту с разбега способами «перешагивание», «перекидной», «фосбери-флоп»   2 2
6.16. Методика обучения прыжкам в высоту с разбега сп-ми «перешагивание», «перекидной», «фосбери-флоп»   2 2
6.17. Основы техники метаний   2 2
6.18. Техника метания гранаты, мяча и копья   2 2
6.19. Методика обучения метанию гранаты, мяча и копья   2 2
6.20. Техника и методика обучения метанию диска   2 2
6.21. Техника и методика обучения толканию ядра   2 2
6.22. Методика обучения видам легкой атлетики   2 2
6.23. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях   2 2
6.24. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий   2 2
6.25. Методика развития двигательных качеств средствами легкой атлетики   2 2
6.26. Состав главной судейской коллегии   2 2
6.27. Состав судейских бригад по бегу, прыжкам и метаниям   2 2
6.28. Проведение соревнований вне стадиона   2 2
6.29. Методика проведения основной части урока по легкой атлетике   2 2
Итого 10 48 58

 

Профессионально-педагогические навыки, которыми должны овладеть студенты в процессе прохождения программы

Навыки

Год обучения

1-ый 2-ой
Навыки обучения физическим упражнениям и проведения занятий по легкой атлетике    
1.Выполнение строевых команд + +
2.Объяснение упражнений + +
3.Показ упражнений + +
4.Проведение строевых упражнений + +
5.Обучение отдельным упражнениям + +
6.Проведение подготовительной части урока +  
7. Проведение целого урока   +
8. Определение и исправление ошибок + +
9. Проведение анализа урока   +
Судейские навыки    
1. Выполнение отдельных обязанностей судей +  
2. Самостоятельное судейство соревнований   +
3. Оформление судейской документации   +
Навыки по оборудованию и подготовке к занятиям спортсооружений и инвентаря    
1. Подготовка спортивных сооружений и оборудования к  занятиям и соревнованиям + +
2. Уход за спортивными сооружениями и инвентарем + +

 

Зачетные требования для первого года обучения

1. Сдать зачеты на оценку по технике пройденных легкоатлетических видов: бег на короткие дистанции; эстафетный бег; прыжки в длину; бег с барьерами; тройной прыжок; метание гранаты

2. Выполнить на оценку следующие практические нормативы в видах легкой атлетики:

 

 

Виды

легкой атлетики

Нормативы

мужчины

женщины

5 4 3 5 4 3
1 Бег на 100м, с 13 13,5 14 16 16,5 17
2 Эстафетный бег 4х100м, с 52 53 54 64 66 68
3 Барьерный бег: 100м,(Н-76,2см; Л-7м), 110м, (Н-91,4см, Л-8,14), с     18     18,5     19   18   18,5   19
4 Тройной прыжок, м 10,5 9,5 9 8 7,5 7
5 Прыжок в длину, м 5 4,8 4,6 3,8 3,6 3,4
6 Метание гранаты: 700 гр, 500 гр, м   45   42   40     32     27     25

3. Участвовать в кроссе, проводимым факультетом и академией.

4. Составить конспект подготовительной части урока и провести его на оценку.

5. Знать лекционный материал, а также технику, методику обучения и правила соревнований пройденных видов.

6. Выполнить задания преподавателя по управляемой самостоятельной работе.

 

Зачетные требования для второго года обучения

1. Сдать зачеты на оценку по технике пройденных легкоатлетических видов: спортивная ходьба; бег на средние дистанции; бег по пересеченной местности; прыжки в высоту; толкание ядра; метание диска.

2. Выполнить на оценку следующие практические нормативы в видах легкой атлетики:

 

 

 

 

Виды

легкой атлетики

Нормативы

мужчины

женщины

5 4 3 5 4 3
1 Спортивная ходьба 1000м, мин 6 6,20 6,40 7 7,20 7,40
2 Бег 1000м, мин 3,20 3,30 3,40 4,10 4,20 4,30
3 Прыжки в высоту, см 140 135 130 115 110 105
4 Толкание ядра 6кг,                     4кг, м 8 7,5 7   7   6,5   6
5 Метание диска, м 27 25 23 24 22 20

3. Участвовать в кроссе, проводимым факультетом и академией.

4. Составить конспект урока и провести его на оценку.

5. Знать лекционный материал, а также технику, методику обучения и правила соревнований следующих видов легкой атлетики: спортивной ходьбы; бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции; прыжков в высоту способами «перешагивание» и «фосбери-флоп»; толкания ядра со скачка и поворота; метания диска; метания молота; прыжка с шестом.

6. Выполнить задания преподавателя по управляемой самостоятельной работе.

Примечание: в конце второго года обучения сдается экзамен за весь курс легкой атлетики.

 

Вопросы к семинарскому занятию.

1. Определение лёгкой атлетики

2. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений

2.1. Спортивная ходьба

2.2. Бег (Спринтерский, эстафетный, средние дистанции, длинные дистанции, сверхдлинные дистанции)

2.3. Прыжки

2.4. Метания      

2.5. Многоборья

4. Значение лёгкой атлетики для физического воспитания населения Республики Беларусь.

 

Старосты групп представить журналы.

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Кафедра лёгкой атлетики

 

 

Л Е К Ц И Я

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ “ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА”

 

 

                                                                              Лекцию составил: К.П.Н.

                                                                      Заслуженный тренер СССР,

                                                                      Заслуженный тренер БССР,

                                                                      доцент кафедры лёгкой атлетики

                                                                      Снесарев Н.К.

 

 

Минск 2003г.

 

 


Содержание

 

1. Определение лёгкой атлетики ……………………………………………………… 3

2. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений …………….. 3

2.1. Бег ……………………………………………………………………………… 4

2.2. Прыжки ………………………………………………………………………… 8

2.3. Метания …………………………………………………………………….…. 9

2.4. Многоборья ……………………………………………………………………. 9

2.5. Спортивная ходьба …………………………………………………………….. 9  

3. Значение лёгкой атлетики для физического воспитания населения Республики Беларусь ……………………………………………………………………… 10  

4. Содержание и задачи курса лёгкой атлетики ………………………………. 11

5. Вопросы к семинару ………………………………………………………….. 16

 

Литература:

 

1. Лёгкая атлетика. Учебник для студентов институтов физической культуры. Под общей редакцией Н.Г. Озолина и В.И. Воронкина. М., ФиС. 1979.  

2. Учебник тренера по лёгкой атлетике. Под общей редакцией Л.С. Хоменкова. М., ФиС. 1982.

3. Школа лёгкой атлетики. Под общей редакцией А.В. Коробкова. М., ФиС. 1968.

4. Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность П.О2.02.00. Физическая культура и спорт. – Мн.: Министерство образования Республики Беларусь, 2000. – 55 с.

5. Правила соревнований по легкой атлетике. – М.: Терра. Спорт, 2002. – 128 с.

6. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике / Сост. В.И.Лахов. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 336 с.

7. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры и фак. физ. воспитания вузов / Под общ. ред. М.П.Кривоносова, Т.П.Юшкевича. – Мн.: Выш. шк., 1986. – 312 с.

8. Легкая атлетика и методика преподавания: Учеб. Для ин-тов физ. культ. / Под ред. О.В.Колодия, Е.М.Лутковского, В.В. Ухова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.

9. Юшкевич Т.П. Оздоровительный бег. – Мн.: Полымя, 1985. – 111 с.

10. Советская система физического воспитания. Гл. ред. Г.И. Кукушкин. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 558 с.

11. Легкая атлетика. Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 38 с.

12. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I-IV, возраст - 7-21 год) / Кряж В.Н. и Кряж З.С. Минск: БГУ, 1999. – 106с.

 

 

ВОПРОСЫ, ОТРАЖЁННЫЕ В ЛЕКЦИИ

 

Определение лёгкой атлетики, классификация и общая характеристика видов лёгкой атлетики и отдельных легкоатлетических упражнений. Оздоровительное и прикладное значение занятий бегом, ходьбой, прыжками и метаниями.

Массовость – основа высокого спортивного мастерства. Связь видов лёгкой атлетики с другими видами спорта. Использование лёгкой атлетики для повышения

физической подготовки спортсменов в других видах спорта. Содержание и задачи лёгкой атлетики. Программа, направленность подготовки легкоатлета, Организация курса (по этапам). Проведение занятий. Требования к студентам. Регламент работы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

 

Лёгкая атлетика – вид спорта, объединяющий упражнения в



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.128.113 (0.01 с.)