Рабочая программа курса внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа курса внеурочной деятельности



Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Традиционный фольклор Южного Урала»

(начальное общее образование)

(направление: общекультурное, социальное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное)

срок реализации рабочей программы – 4 года

 

Автор-составитель: Борченко И. Д., кандидат культурологии, заведующий лабораторией научно-методического сопровождения мониторинговых исследований Регионального центра ФГОС,

ГБУ ДПО ЧИППКРО

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Традиционный фольклор Южного Урала»при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

 

Личностные результаты обучающихся 1–4 классов (с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

В первом классе

у обучающегося будут сформированы:

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

–  владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

уважительное отношение к собственной семье, её членам, традициям;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

– способность эмоционально откликаться на события, происходящие в жизни родной страны, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации);

– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию) народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

– способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации);

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

 внутренней позиции обучающегося на уровне поло жительного отношения к общеобразовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 выраженной устойчивой учебно­познавательной моти вации учения;

 понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе родного края.

Во втором классе

у обучающегося будут сформированы:

– основы российской гражданской идентичности;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

– способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации) на разныхэтапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки);

– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

у важение к труду людей родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне поло жительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

гражданской позиции;

выраженной устойчивой учебно­познавательной моти вации учения;

понимания личной ответственности за экономное отношение к природе в целом;

устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

В третьем классе

у обучающегося будут сформированы:

– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, ответственность человека за общее благополучие;

– способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации) на разныхэтапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки);

–  мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

у важение к труду людей родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне поло жительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­познавательной моти вации учения;

понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;

устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной само оценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

В четвёртом классе

у выпускника будут сформированы:

– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной

принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

– способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), отдельные этапы развития человеческого общества (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещений, науки);

–  мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

у важение к труду людей родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;

– навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне поло жительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­познавательной моти вации учения;

понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;

устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной само оценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Традиционный фольклор Южного Урала» рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135.

Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

В рамках духовно-нравственного направления будут осуществляться следующие формы организации: организация экскурсий в музеи муниципальных районов Челябинской области, общеобразовательные организации, имеющие Центры народной культуры, проведение дней Областного краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческих коллективов в фольклорных фестивалях.

Спортивно-оздоровительное направление: обучение детей традиционным танцам Южного Урала, овладение детскими играми, в том числе боевой направленности (сцеплялка-свалка, бои один на один, петушиные бои, стенка на стенку), знакомство со славяно-горицкой борьбой (Свиля и Радогора); организация походов, экскурсий, подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований традиционной направленности; проведение бесед по охране здоровья.

Социальное направление: выезд детей на полевую практику – общение с пожилым населением Южного Урала (в городе, посёлке, селе и др.); систематизация собранного фольклорного материала; акция «Сохраним традиционную культуру Южного Урала».

Общеинтеллектуальное направление: знакомство с календарными праздниками Южного Урала, библиотечные уроки, конкурсы фольклорных коллективов, экскурсии в краеведческие музеи Южного Урала, участие в конкурсах по традиционной культуре.

Общекультурное направление: организация экскурсий, дней Областного краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Детский фольклор Южного Урала. Народная музыка. Фольклор. Роль и место народной музыки в культуре и искусстве Южного Урала. Детский фольклор как специфическая область народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки, частушки, дразнилки, небылицы – кулдуруки, сказки (акияты), загадки, пословицы, поговорки, кэлэмэстэр (анекдоты). Хоровое пение. Игровой фольклор (детские народные игры). Тряпичная игрушка: назначение, изготовление куклы-закрутки. Детские обереги. Плетение поясов. Глиняная игрушка.

Формы организации: организация экскурсий, дней Областного краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала.

Виды деятельности: беседа, диалог-игра. Слушание фольклорных песен и наигрышей. Индивидуальная работа. Разучивание детских фольклорных песен. Изготовление куклы-закрутки. Знакомство с глиняной игрушкой. Изготовление простейших свистулек.

Народное музыкальное творчество. Народное музыкальное творчество: понятия «народный» и «фольклорный», основные черты народного музыкального творчества. Фольклор как особый вид искусства. Музыкальные традиции Южного Урала.

Формы организации: общение с пожилым населением Южного Урала, систематизация собранного фольклорного материала, акция «Сохраним традиционную культуру Южного Урала», знакомство с календарными праздниками Южного Урала, библиотечные уроки, конкурсы фольклорных коллективов, экскурсии в краеведческие музеи Южного Урала, участие в конкурсах по традиционной культуре.

Виды деятельности: слушание произведений музыкального фольклора.

Народное песенное искусство. Фольклорные ансамбли Южного Урала: «Заряница» и «Околица» (г. Челябинск), «Артель» и «Оберег» (г. Миасс), «Купала» (г. Магнитогорск), Народный хор Южного Урала под руководством М. Я. Черняка, народные ансамбли «Уралым», «Дуслык», а также вокальный ансамбль студентов и преподавателей челябинского государственного института культуры «Песни Урала». Жанры музыкального фольклора Южного Урала: хороводные, плясовые, свадебные, частушки, лирическая песня, духовные стихи, песни-притчи, исторические, военно-бытовые, баллады, календарные песни, баиты, такмаки.

Формы организации: проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Виды деятельности:прослушивание музыкальных произведений. Разучивание песен из репертуара ансамбля «Заряница». Разучивание народных танцев. Знакомство с произведениями культуры. Слушание.

Народное музыкальное исполнительство. Природно-климатические и социально-культурные особенности музыкального фольклора Южного Урала. Казачий песенный фольклор: уральские (яицкие) казаки – нагайбаки. Особенности народных музыкальных инструментов: духовые, струнные, клавишно-духовые, язычковые и ударные (свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домры и домбры, варган, калюка, кугиклы, окарина, рожок, трещотка, кубыз, курай, думбыра, ятаган). Народный танец (Государственный ансамбль народного танца «Урал»). Хайтарма.

Формы организации: проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Виды деятельности:знакомство с народными музыкальными инструментами Южного Урала. Слушание. Беседа. Приобретение начальных навыков игры на народных инструментах. Индивидуальная и групповая работа. Разучивание игр, танцев.

Традиционный фольклор от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская духовная музыка. Духовные стихи крестьян-старообрядцев Южного Урала (п. Сосновка). Похоронно-поминальные духовные стихи (Ашинский и Катав-Ивановский муниципальные районы Челябинской области). Былины (казачья былинная традиция). Кубаиры. Баллады. Скоморошины и небылицы. Толока. Трудовые артельные припевки. Частушки и «страдания» («Остроленские страдания» – Нагайбакский муниципальный район Челябинской области).

Формы организации: общение с пожилым населением Челябинской области, систематизация собранного фольклорного материала, акция «Сохраним традиционную культуру Южного Урала», проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне общеобразовательной организации, муниципального района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Виды деятельности: прослушивание музыкальных произведений. Беседа. Слушание. Диалог-игра. Танцы, игры, подпевание.

Календарные обряды Южного Урала. Встреча весны (закликание весны, веснянки). «Жаворонки». Весенние хороводы. Волочебный обряд и песни. «Завивание березы». Проводы русалок. Похороны кукушки. Сабантуй (состязания в беге, прыжках, национальной борьбе курэш, конные скачки). Джиен. Джигитовка. Свадебная обрядность. Троица. Зажинки. Дожинки. Жатвенные песни. Колядование. Гадание. Святки. Масляничные обряды. Обряды жизненного цикла: раннее детство (потешки и прибаутки). Социализация детей. Освоение музыкально-фольклорной традиции. Обряды инициационного характера. Хороводы. Свадьба. Похоронно-поминальный обряд (Тризна).

Формы организации: проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Виды деятельности: беседа, разучивание веснянок, закличек. Постановка мини-сцен в рамках календарной обрядности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Традиционный фольклор Южного Урала»

(начальное общее образование)

(направление: общекультурное, социальное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное)

срок реализации рабочей программы – 4 года

 

Автор-составитель: Борченко И. Д., кандидат культурологии, заведующий лабораторией научно-методического сопровождения мониторинговых исследований Регионального центра ФГОС,

ГБУ ДПО ЧИППКРО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.044 с.)