Нормативные баллы по итоговому баллу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные баллы по итоговому баллу



для мужчин 16 лет и старше (№ = 295)

 

ПО IQ
50 51 58 69 71 74 75 79 80 81 84 85 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 102 70 71 73 78 72 81 81 83 83 84 85 86 87 87 88 88 88 89 89 90 90 91 91 92 92 93 93


ПО IQ
103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 94 94 95 95 96 96 97 97 98 98 99 99 99 100 100 101 101 102 102 103 103 104 104 104 105 105 106

 

ПО IQ
130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 141 142 143 144 145 146 147 148 149 151 152 153 154 171 174 175 176 106 107 107 108 108 109 109 109 110 110 111 112 112 113 113 114 114 115 115 116 116 117 117 125 126 127 127


 

Шаг 4. Произведите интерпретацию результатов. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяет интер­претировать результаты следующим образом.

1. Выявление общего уровня интеллекта.

Данный уровень определяется на основе итоговой оценки, полученной в результате суммации баллов по каж­дому субтесту, которая переводится в стандартный показа­тель. При интерпретации необходимо учитывать следую­щее:

• тест требует определенной быстроты мышления;

• из-за относительной сложности заданий тест меньше пригоден для тестирования лиц с явно заниженной резу­льтативностью; чем дальше от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;

• на тестовые результаты положительно влияет образовате­льный уровень, результаты школьного обучения, поэтому целесообразно сравнивать испытуемых со сверстниками, а не с лицами, имеющими такое же образование;

• общие достижения в тесте зависят от социокультурных условий развития, т. е. от неспецифического учения;

• структура теста и его задания ставят в более выгодное по­ложение испытуемых с естественнонаучной, математиче­ской и технической ориентацией по сравнению с лицами вербально и гуманитарно-ориентированными.

2. Интерпретация группы субтестов, близких по факторному

принципу.

Благодаря субтестовой структуре тест позволяет диффе­ренцированно оценивать уровень развития отдельных сто­рон интеллекта. Отдельные субтесты можно объединить в следующие группы:

а) вербальные субтесты, требующие способности оперировать словами как символами (ОС, ИЛ, ПА, ОО, 3). У лиц с высокой результативностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербального интеллекта. Они чаще ориентируются на общественные науки или на изучение иностран­ных языков, интересуются такими видами практи­ческой деятельности, в которых могут использо­вать вербальные символы и соответствующий вид мышления;

б) математические субтесты, требующие развития спо­собности оперировать математическими символами и числами (субтесты АР и ОЗ). Высокие результаты в этих субтестах указывают на «математическую ода­ренность» испытуемого;

в) субтесты на пространственное представление опре­деляют уровень развития наглядно-образного мыш­ления, построенного на оперировании пространст­венными образами и отношениями (субтесты ГС и ПВ). Высокая результативность в этих субтестах указывает на техническую и естественнонаучную одаренность при наличии высокого показателя в математических субтестах. Изолированная высокая результативность в этих субтестах указывает на пре­валирование «конкретного» мышления, на техниче­скую или иную практическую направленность ин­теллекта.

Кроме того, тест Р. Амтхауэра позволяет определить про­фили на основании результатов выполнения отдельных суб­тестов. Лучшая результативность по субтестам ОС и ПА (W — профиль) говорит о теоретической одаренности.

Сравнение результативности: по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности - по­движности мышления: у лиц, достигших лучших результа­тов в субтестах ОО и АР по сравнению с результатами в субтестах ПА и ОЗ, можно ожидать большую подвижность мышления.

3. Интерпретация результативности по отдельным субте­стам. На основе достигнутых в отдельных субтестах результатов можно проводить анализ компонентов структуры интеллекта.

Субтест ОС (осведомленность)

Для успешного выполнения этого субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. На роль знаний в мыслительной деятельности указывали П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн и др.  Актуализация знаний, совершающаяся при решении тех или иных задач, это не просто репродуктивный акт памяти, так как человеку необходимо актуализировать именно те зна­ния, которые нужны для решения конкретной задачи, а синтетический акт соотнесения условий задачи и той ин­формации, которая может быть использована для ее реше­ния. При этом ведущую роль играет анализ задачи, требу­ющей решения. Исходя из условий задачи, определяется процесс актуализации необходимых знаний.

Субтест выявляет запас относительно простых сведе­ний и знаний из самых разных областей: географии, исто­рии, биологии и т. д. Данный субтест выполняет важную мотивационную функцию. Он должен заинтересовать ис­пытуемого, вызвать у него желание выполнять остальные субтесты.

Субтест ИЛ (исключение лишнего) Субтест включает задания, в каждом из которых необхо­димо из пяти слов выбрать одно, наименее связанное по смыслу с словами. Методики, аналогичные данному суб­тесту, широко используются в психологии, особенно в па­топсихологии. Решение таких задач начинается с процесса сравнения предлагаемых слов, обозначающих различные объекты. Сравнение при этом рассматривается не как одно­моментный акт установления сходства или различия, а как мыслительный процесс, включающий операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Сравнение начинается с сопоставления объектов. Посредством этого синтетического акта производится анализ, т. е. вычленение общих и различ­ных признаков. В результате вычленения общих признаков производится обобщение сравниваемых объектов. Каждый из сравниваемых предметов обладает огромным количеством объективно присущих ему разнообразных признаков. Основная трудность решения задач такого типа состоит в выявлении отношений между сравниваемыми предметами, вычленении сходных и различных признаков.

Если у испытуемого преобладают сенсорные или нагляд­но-действенные формы обобщения, он будет сравнивать предметы по наглядным признакам: форме, величине или по принадлежности этих объектов к общей наглядно-действен­ной ситуации. Если же испытуемый ориентируется преиму­щественно на абстрактные, категориальные связи, он смо­жет преодолеть наглядное впечатление или наглядно-дейст­венную ситуацию и произвести операцию выделения отвлеченных признаков, по которым слова относятся к од­ной определенной категории.

Таким образом, субтест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности испытуемых. Данные субтеста позволяют судить о способности испытуе­мых выделять общие признаки и свойства предметов или по­нятий, их умение сравнивать, переходить от наглядно-дейст­венных форм сравнения к сравнению отвлеченному

Субтест ПА (поиск аналогий)

На основе установления связи между парой слов испыту­емому предлагается подобрать к данному слову одно из пяти слов так, чтобы связь в новой паре слов была аналогична приведенному образцу.

Решение данного типа задач предполагает высокий уро­вень развития операции обобщения. Высокие результаты то­лько по данному субтесту часто бывают у быстрых, сообрази­тельных, но менее успевающих испытуемых. Чехословацкие исследователи объясняют этот факт отсутствием необходи­мости усвоения большого количества готовой информации при хороших способностях к обобщению.

Р. Амтхауэр считает, что этот субтест должен выступать в качестве основного в процессе профессионального консуль­тирования, так как он хорошо определяет уровень развития словесно-логического мышления. Поданным этого субтеста можно судить о потенциальных возможностях испытуемого.

Субтест ОО (определение общего)

Испытуемому предлагаются два слова, он должен опреде­лить, что общего между ними. При этом если испытуемый называет в качестве общих второстепенные, несуществен­ные признаки, ему присваивается меньшее количество бал­лов, чем за те ответы, в которых он выделил существенные признаки предметов.

Данный субтест диагностирует уровень развития опера­ции абстрагирования. При решении задач субтеста необхо­димо определить абстрактные свойства предметов посредст­вом тех взаимоотношений, в которых эти предметы выступа­ют.

Задание выполняется в два этапа. На первом этапе цент­ральным звеном является обнаружение и выделение некото­рого устойчивого и повторяющегося элемента, характерного для данной совокупности предметов и их отношений. Здесь необходимо сопоставлять и варьировать члены этой сово­купности так, чтобы выделить в них нечто устойчивое и су­щественное.

Хороших результатов при решении данного субтеста до­биваются испытуемые, имеющие больший словарный запас. На результаты этого субтеста большое влияние оказывает культурный уровень семьи и ближайшего окружения, а также школа.

Таким образом, по результатам выполнения данного суб­теста можно судить об уровне развития абстрактного мыш­ления, богатстве словарного запаса.

Субтест 3 (запоминание)

В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. При вы­полнении данного задания можно выделить два этапа — этап заучивания и этап воспроизведения.

Восприятие слова (и тем более его запоминание) являет­ся сложным процессом включения его в систему известных кодов, в которых ведущие признаки оказываются доминиру­ющими, а побочные, подчиненные признаки оттесняются. Это означает, что при запечатлении слова всегда происходит процесс выбора ведущей системы связей и торможения по­бочных связей.

Факт многомерных связей, стоящих за словом, имеет су­щественное значение и при его припоминании. Припомина­ние — эхо сложный процесс активного поиска, выбора нуж­ной связи из многих возможных, который протекает на фоне торможения побочных, несущественных компонентов.

По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковременной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, так как раз­личные виды памяти независимы друг от друга.

Субтест АР (арифметический)

Данный субтест включает счетные арифметические зада­чи. Каждая задача ставит перед решающим строго опреде­ленную цель. В отличие от неопределенных видов цели, определенная цель всегда строго детерминирует процесс ре­шения задачи, что предполагает прежде всего соблюдение логики процесса-решения. Таким образом, успешное реше­ние математических задач предполагает наличие у испытуе­мого высокого уровня способности к логическому умоза­ключению.

Чтобы найти правильное решение задачи, субъект должен предварительно сориентироваться в ее условии. Под ориентацией следует понимать возможность пересмот­ра исходных условий задачи, представление их в новом ра­курсе. Для этого необходимо прежде всего выделить различ­ные элементы в ее структуре, дать им различную оценку, сис­тематизировать их, определить их иерархию. Осуществление этих операций требует наличия высокого уровня аналитиче­ских способностей. Необходимо отметить, что в качестве ориентиров в математических задачах выступают определенные математические символы. Поэтому при анализе матема­тических задач происходит выделение существенных для данной задачи величин и отношений и отвлечение от несу­щественных. Кроме аналитических способностей, ориента­ция в условиях математической задачи предполагает высо­кую степень развития синтетических способностей, так как выявленные элементы необходимо объединить в комплек­сы, отыскать математические отношения и функциональ­ные зависимости между ними.

Далее с учетом выявленных существенных отношений вырабатывается стратегия решения, которая в математи­ческой деятельности всегда носит отвлеченный характер. Однако, в силу того что задача всегда дается в конкретных условиях, может существовать большое разнообразие кон­кретных выражений одной и той же по существу задачи. Таким образом, стратегия решения в математической дея­тельности всегда носит обобщенный характер, а успешное решение математических задач предполагает высокий уровень развития способности к математическому обоб­щению.

На следующем этапе решения математической задачи на основе общей стратегии решения выделяются конкретные операции, которые с возможно большей вероятностью при­водят к достижению поставленной цели. В математической деятельности значительное место занимают вычислитель­ные операции, успешность произведения которых зависит от вычислительных способностей человека.

Таким образом, успешное выполнение испытуемым за­дач данного субтеста свидетельствует о его способности к ма­тематическому анализу и синтезу, логическому умозаключе­нию, математическому обобщению. Субтест АР диагности­рует широкий спектр мыслительных операций. В этой связи, на наш взгляд, не вполне правомерным является вывод, сде­ланный в чешском руководстве к ТСИ, о том, что данный субтест диагностирует только практические математические способности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.018 с.)