Урок русского языка в 5 классе по теме «Фразеологизмы». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок русского языка в 5 классе по теме «Фразеологизмы».



Урок русского языка в 5 классе по теме «Фразеологизмы».

 

Цели урока:

- овладение основами знаний по фразеологии русского языка,

- обогащение фразеологического запаса,

- развивать устойчивый интерес к русскому языку,

- воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.

 

Задачи:

Обучающие: формировать умение использовать фразеологизмы в речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся; формирование УУД: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие речевых способностей учащихся; развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

· осознание эстетической ценности русского языка;

· стремление к речевому самосовершенствованию; усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

· способность извлекать информацию из различных источников; пользоваться словарями различных типов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

· умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

Предметные

· проведение различных видов анализа (лексический, синтаксический),

· понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

· овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая (ученики сидят в группах по 4 человека).

Средства обучения: ПК; проектор; презентация; раздаточный материал, словарь, карточки с заданиями, тетради.

 

 

Ход урока

 

Слайд №2 - 2 минуты.

- Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: четко проговаривать слова, уметь слушать друг друга, во время обсуждения говорить вполголоса, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета. Сегодня вы будете работать в группах, помните об этом. Поприветствуйте друг друга, дайте «пять» партнеру по лицу и улыбнитесь партнеру по плечу.

Приветствие детей друг друга в группах.

 

Слайд №3-4 – 2 минуты.

- Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо – рассказ одного школьника. Давайте прочитаем его.

- (Ученик читает письмо)

Проснулся я сегодня НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ. Перекусил ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ. СЛОМЯ ГОЛОВУ бросился в школу. Всю дорогу бежал НЕ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ. Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа от меня ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ находится. Бежал я СМЕТАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ. Да все равно В КАЛОШУ СЕЛ - забыл дома пенал. Пришлось возвращаться ПОВЕСИВ ГОЛОВУ. Пенал СХВАТИЛ В ОХАПКУ да бегом снова в школу. Бегу, опаздываю чувствую: контрольная -то уже НА НОСУ. Забегаю в класс КРАСНЫЙ КАК РАК. Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто НИ В ЗУБ НОГОЙ. А тут еще учитель на меня смотрит КАК УДАВ НА КРОЛИКА и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать". А я стою и молчу КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ.

 

 

- Ребята, вам все понятно? (нет, не все понятно) Что необычного вы увидели в этом тексте? (непонятные слова:) Вы увидели необычные сочетания слов, а кто может сказать нам, как они называются? (Фразеологизмы - Слайд №5)

 

- Нам предстоит большая работа, поэтому гонять лодыря мы на уроке не будем, а узнаем, что же это за сочетания слов и все хитрости их употребления.

 

Слайд №6 – 2 минуты.

Задание №1 - Выпишите в два столбика: просто сочетания слов и фразеологизмы:

проглотить язык, проглотить горошину, голуби не клюют, куры не клюют, ржаной калач, тертый калач, повесить белье, повесить нос

 

Слайд №7 – 1 минута.

Взаимопроверка – Поменяйтесь тетрадями с партнерами по плечу, за каждый правильный ответ поставьте один балл:

Свободные сочетания слов

Фразеологизмы

проглотить горошину

проглотить язык

голуби не клюют

куры не клюют

ржаной калач

тертый калач

повесить белье

повесить нос

 

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто смог набрать все 8 баллов, то есть выполнил задание без ошибок? Молодцы ребята!

 

Слайд №8-12 – 5 минут.

- Давайте с вами заполним таблицу-памятку.

Признаки фразеологизмов

Итог.

С какими выражениями мы познакомились? Можно ли их понимать в прямом смысле?

Оценки.

Ребята, вы все сегодня хорошо, засучив рукава работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Поэтому я решила наградить всех участников очень дорогими подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, магнитофоны, видеокассеты, автомобиль БМВ любезно предоставлены фирмой “Рожки да ножки”. Вручение сразу, как только рак на горе свистнет.

Попались на удочку? Что уши развесили?

А если серьёзно вас ожидает приз “Пальчики оближешь” Смотрите не проглотите язык.

 

Оценка: 25-28 баллов – «5»

20-25 баллов – «4»

15-20 баллов – «3»

Менее 15 баллов – «2»

 

На стадии «Вызов»

 

Графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Таблица «ЗХУ»

Стратегия З-Х-У используется как в работе с печатным текстом. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

7

«Лови ошибку»

Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным.

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора.

8

«Мозговая атака»

Это групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приемов. Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

Проводится в группах из 4-5 человек. Этот прием помогает развивать не только творческое мышление, но и речь. Уместен этот прием и на уроках по развитию речи.

1этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме.

2 этап: Обмен информацией.

Для данного приема наиболее эффективны следующие формы работы: индивидуальная, парная и групповая. Их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Парная мозговая атака помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обмениваясь мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

 

9

Ключевые слова

Этот прием на стадии вызова очень хорошо заставляет творчески мыслить, говорить. За 3-5 минут пишется “легенда”, “рассказ”, “история”. Этот прием позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы.

10

«Я уже знаю»

Перед изучением новой темы выделяю ключевое понятие изучаемой темы и предлагаю учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. Технология проведения данного приема предусматривает три этапа.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

11

«Бортовой журнал»

Прием «Бортовой журнал» позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.

Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.

 

 

На стадии «Осмысление»

 

 

ИНСЕРТ

 

Инсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.

I – interactive – «интерактивный»

N – noting – «отмечая»

S – system – «системы»

E – effective – «эффективное»

R - reading – «чтение»

T – thinking – «размышление»

Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес. При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?», или 4 значка «+», «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

2

«Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?». Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.

Данный приём учитывает следующее:

• текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приёма);

• текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует, исходя из логики построения произведения.

Остановок не должно быть много (желательно не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей;

• задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности.

 

3

"Рыбий скелет" или "Фишбоун"

Прием «Фишбоун» дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

Суть данного методического приема - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

4

Таблица «Плюс – минус - интересно»

Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?».

«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?».

«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?».

При использовании ПМИ внимание намеренно направляется сначала на «Плюс», потом на «Минус», затем на «Интересно».

5

Вопросы автору

Эта методика позволяет развивать способность читателя, слушателя вести постоянный диалог с автором, что делает процесс восприятия - чтения активным и вдумчивым. Остановки при восприятии - чтении и размышления над прочитанным-услышанным-увиденным, предусмотренные в схеме данной методики, формируют один из основных навыков активного читателя-слушателя-зрителя - задавать себе вопросы и искать ответы на них в разных частях текста.

Использовать данную методику лучше всего при работе над проблемным текстом, вызывающим вопросы, включающим некоторые недостаточно развернутые положения, нуждающиеся в дополнительных пояснениях. Эти пояснения могут быть «разбросаны» в других частях текста, и их необходимо обнаружить. Это под силу действительно активному и вдумчивому читателю-слушателю.

Работа в рамках этой методики предполагает сформированность уже некоторых основных навыков активного чтения/восприятия: размышлять над смыслом текста, задавать концептуальные вопросы. Продуктивность размышления учащихся и глубина их вопросов во многом зависят от умелого разделения педагогом текста на фрагменты. Здесь важно отказаться от стереотипного деления текста, ориентированного на логическое завершение каждой части. Лучше всего при делении текста отталкиваться от его ключевых эпизодов, продолжение которых, возможно, будет в следующей части. Это позволит остановиться и сначала поразмышлять самостоятельно над текстом, опираясь на известную информацию, и сформулировать возможные вопросы.

6

Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

7

«Идеал»

Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.

Расшифровывается она следующим образом:

Идентифицируйте проблему.

Д

Доберитесь до её сути.

Е

Есть варианты решения!

А

А теперь за работу!

Л

Логические выводы.

 

Работа с использованием данной стратегии может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса). Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем.

Благодаря ему ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения.

8

«Сводная таблица»

Данный приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти.

9

«Вопросительные слова»

Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса».

Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают разные вопросительные слова (не менее 8-10). После этого им предлагается в течение 5–7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно осуществлять как индивидуально, так и в парах.

Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Мы просим учащихся обсудить свои списки и выбрать два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопросов. Перед тем, как они зачитают результаты своей работы перед всей группой (классом), им предлагается подумать, на основании каких критериев они осуществили свой выбор. Не все сразу смогут дать аргументированные ответы. Некоторые скажут: «Просто понравились – и все». В таком случае учитель может записать те вопросы, выбор которых учащиеся не смогли обосновать, сказав, что обязательно вернется к этому в будущем. Если эту работу преподаватель планирует на заключительную часть занятия, то будущую встречу он может планировать на основе «запросов» учащихся. Если же эта работа проведена в начале занятия, перед изучением материала, может быть организована работа по целенаправленной работе с информацией – поиск ответов на свои вопросы. Учитель может испытать некоторую растерянность вследствие большого количества вопросов слишком общего плана или из-за избытка вопросов, на которые он не готов (или не планировал) отвечать на данном занятии. К этим «вопросам без ответа» можно периодически возвращаться по мере изучения тех или иных тем.

Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?

10

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

· Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».

· Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

· Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

· Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

11

«Толстые и тонкие вопросы»

«Толстые и тонкие вопросы» - это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос (Кто? Что? Когда? Как звали…? Было ли…?) предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да», «нет»), а «толстый» (Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Может…? Будет…? Мог ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?) (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

 

На стадии «Рефлексия»

 

2

Хокку (Хайку)

Хайку является формой письменной рефлексии. Хайку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хайку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года. Искусство писать хайку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех её деталях.

Краткие правила написания хайку:

Три строчки и 17 слогов: 5 + 7 + 5.

Должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или времени суток.

Должно показывать и передавать, но не называть и не объяснять.

Не должно быть рифмы.

Повествование ведется в настоящем времени.

Первые две строчки описывают некое явление, на третьей строке подводится итог сказанному на предыдущих строчках.

Может строиться на приеме сопоставления двух объектов, явлений или действий.

3

«Бортовой журнал»

Прием «Бортовой журнал» позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему.

Прием «Бортовой журнал» охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией.

4

«Письмо по кругу»

Предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

5

Урок русского языка в 5 классе по теме «Фразеологизмы».

 

Цели урока:

- овладение основами знаний по фразеологии русского языка,

- обогащение фразеологического запаса,

- развивать устойчивый интерес к русскому языку,

- воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.

 

Задачи:

Обучающие: формировать умение использовать фразеологизмы в речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся; формирование УУД: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие речевых способностей учащихся; развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

· осознание эстетической ценности русского языка;

· стремление к речевому самосовершенствованию; усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

· способность извлекать информацию из различных источников; пользоваться словарями различных типов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

· умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

Предметные

· проведение различных видов анализа (лексический, синтаксический),

· понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

· овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая (ученики сидят в группах по 4 человека).

Средства обучения: ПК; проектор; презентация; раздаточный материал, словарь, карточки с заданиями, тетради.

 

 

Ход урока

 

Слайд №2 - 2 минуты.

- Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: четко проговаривать слова, уметь слушать друг друга, во время обсуждения говорить вполголоса, а самое главное – знать вежливые слова речевого этикета. Сегодня вы будете работать в группах, помните об этом. Поприветствуйте друг друга, дайте «пять» партнеру по лицу и улыбнитесь партнеру по плечу.

Приветствие детей друг друга в группах.

 

Слайд №3-4 – 2 минуты.

- Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила нашу электронную почту и обнаружила в ней письмо – рассказ одного школьника. Давайте прочитаем его.

- (Ученик читает письмо)

Проснулся я сегодня НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ. Перекусил ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ. СЛОМЯ ГОЛОВУ бросился в школу. Всю дорогу бежал НЕ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ. Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа от меня ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ находится. Бежал я СМЕТАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ. Да все равно В КАЛОШУ СЕЛ - забыл дома пенал. Пришлось возвращаться ПОВЕСИВ ГОЛОВУ. Пенал СХВАТИЛ В ОХАПКУ да бегом снова в школу. Бегу, опаздываю чувствую: контрольная -то уже НА НОСУ. Забегаю в класс КРАСНЫЙ КАК РАК. Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто НИ В ЗУБ НОГОЙ. А тут еще учитель на меня смотрит КАК УДАВ НА КРОЛИКА и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать". А я стою и молчу КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ.

 

 

- Ребята, вам все понятно? (нет, не все понятно) Что необычного вы увидели в этом тексте? (непонятные слова:) Вы увидели необычные сочетания слов, а кто может сказать нам, как они называются? (Фразеологизмы - Слайд №5)

 

- Нам предстоит большая работа, поэтому гонять лодыря мы на уроке не будем, а узнаем, что же это за сочетания слов и все хитрости их употребления.

 

Слайд №6 – 2 минуты.

Задание №1 - Выпишите в два столбика: просто сочетания слов и фразеологизмы:

проглотить язык, проглотить горошину, голуби не клюют, куры не клюют, ржаной калач, тертый калач, повесить белье, повесить нос

 

Слайд №7 – 1 минута.

Взаимопроверка – Поменяйтесь тетрадями с партнерами по плечу, за каждый правильный ответ поставьте один балл:

Свободные сочетания слов

Фразеологизмы

проглотить горошину

проглотить язык

голуби не клюют

куры не клюют

ржаной калач

тертый калач

повесить белье

повесить нос

 

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто смог набрать все 8 баллов, то есть выполнил задание без ошибок? Молодцы ребята!

 

Слайд №8-12 – 5 минут.

- Давайте с вами заполним таблицу-памятку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.163 с.)