Технология принятия решений в условиях неопределенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология принятия решений в условиях неопределенности



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................. 3

1. Теоретическая часть.......................................................................... 5

Технология принятия решений в условиях неопределенности........... 5

2. Практическая часть…………………………………………………….18

Характеристика хозяйственной деятельности ОАО «ЖБК-1»………..18

2.1 Краткая характеристика предприятия………………………….……18

2.2 Маркетинг и стратегия развития предприятия……………………..21

2.3 Оценка платежеспособности предприятия за 2003 год……………23

2.4 SWOT – анализ ……………………………………………………….25

3. Диагностика проблем предприятия и принятие решения………….36

3.1 Матрица и граф проблем……………………………………………..39

3.2 Принятие управленческого решения……………………………….41

Заключение………………………………………………………………..43

Список литературы……………………………………………………….45


Введение.

 

В условиях рыночной экономики, когда хозяйствующим субъектам предоставлена полная самостоятельность, им приходится действовать на свой страх и риск, выбирая то или иное направление развития. В связи с чем, проблематика принятия решений в условиях неопределенности становится как никогда актуальной. В данной работе рассмотрены основные аспекты, касающиеся неопределенности на рынке. Неопределенность складывается в первую очередь из таких стохастических составляющих, как цены на товары и услуги, объем спроса на продукцию, валютный курс, а также нестохастических составляющих: поведение потребителей, партнеров, конкурентов; политика правительства; НТП; спрос на товары и услуги. Технология принятие решений в условиях неопределенности обладает некоторыми особенностями, по сравнению с аналогичным процессом, но в условиях определенности. Дело в том, что результат деятельности, следуемый за принятием решения, неизвестен заранее, а менеджеру зачастую приходится рисковать, руководствуясь либо статистическими данными (если неопределенность носит стохастический характер), либо собственным опытом и интуицией (если неопределенность не является стохастической). В отличие от «рисковых» условий, где известна величина потерь в случае неблагоприятного стечения обстоятельств, в условиях неопределенности практически невозможно предсказать величину потерь, а можно (в лучшем случае) спрогнозировать их приблизительное значение. Покуда с подобными трудностями приходится сталкиваться менеджерам различных уровней довольно часто, то всестороннее изучение данной проблематики крайне необходимо.

Целью данной работы является анализ деятельности ОАО «ЖБК-1», сопряженной с условиями неопределенности, а также решение проблем, возникающих из-за неблагоприятного воздействия неопределенности.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:

1) Дать определение понятие неопределенность;

2) Привести существующие классификации неопределенности;

3) Привести примеры принятия решений в условиях различных видов неопределенности;

4) Описать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;

5) Спрогнозировать состояние внешней среды, существующие угрозы и возможности в ней;

6) Выявить проблемы предприятия, трудность решения которых проистекает из наличия неопределенности;

7) Предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Объектом исследования в данной работе является ОАО «Белгородский завод ЖБК-1».

Теоретической и методологической базой исследования являются: работы, учебники и монографии отечественных и зарубежных авторов в области теории управления, маркетинга, экономики, а также исследовании операций в экономики, материалы периодической печати, методические указания, ресурсы глобальной сети Internet.

Информационная база данного исследования представлена следующими источниками:

1) Бухгалтерская и финансовая отчетность ОАО «ЖБК-1» за последние 4 года;

2) Статистическая информация планово-экономического отдела предприятия за последние 3 года;

3) Материалы маркетинговых исследований рынка строительных материалов;

4) Данные комитета Госстатистики по Белгородской области.


Тем самым ОАО Белгородский завод «ЖБК-1» наиболее выгодно для себя использует конкурсы и выставки, что помогает поднять престиж предприятия и его известность, а так же снизить затраты на традиционную рекламу.

SWOT – анализ

 

Для анализа внутренних и внешних условий, воздействующих на предприятие, рассмотрим факторы макро- и микросред, с влиянием которых неизбежно приходится сталкиваться любому хозяйствующему субъекту.

Таблица 2.4.

Факторы макросреды.

 

Фактор Возможности Угрозы
1) Экономическая компонента. * Расширение и развитие жилищного строительства в Белгородской области. * Появление благоприятного инвестиционного климата в стране. * Перенасыщение рынка Белгородской области. * Высокая инфляция. * Повышение цен на энергоносители. * Рост курса национальной валюты по отношению к USD.
2) Политическая компонента. * Заинтересованность правительства области в развитии малого предпринимательства. * Граница с Украиной как фактор расширения рынка сбыта. * Планируемое вступление РФ в ВТО.
3) Правовая компонента. * Планируемое снижение ставки НДС до 16%. * Принятие ФЗ «О таможенном тарифе» от 21.05.93 и «Таможенного кодекса РФ» от 25 апреля 2003г, ограничивающих ввоз импортной продукции. * Ориентация производителей страны на международные стандарты ISO 9000.
4) Социальная компонента. * Повышение уровня жизни населения. * Приток в Белгородскую область из других областей и из бывших республик СССР. * Развитие ипотечного кредитования. * Подготовка вузами страны квалифицированных специалистов. * Высокий уровень смертности населения в стране (убыль населения).
5) НТП * Низкие таможенные пошлины и отсутствие таковых при импорте прогрессивного промышленного оборудования. * Моральный износ основных производственных фондов по стране. * Недостаточное финансирование науки и отсутствие связи между наукой и промышленностью.

 

Исходя из имеющихся факторов макросреды можно сделать вывод о том, что воздействие этой группы факторов в целом для ОАО «ЖБК-1» не носит деструктивного характера.

Влияние мезосреды гораздо более весомее, нежели макросреды. В связи с этим рассмотрим основные факторы непосредственного окружения, которые влияют на хозяйственную деятельность ОАО «ЖБК-1».

Таблица 2.5.

Факторы непосредственного окружения.

 

Фактор Возможности Угрозы
1) Конкуренты. * Большой объем производства и экономия на масштабе производства. * Положительная репутация предприятия и уважение со стороны потребителей. * Большой удельный вес на рынке области. * Приобретение конкурентами зарубежной техники. * Появление в СМИ информации об основных конкурентах (БелАЦИ).
2) Поставщики. * Долгие и отлаженные связи с поставщиками основных материалов. * Наличие товарного кредита и скидок в отношениях с поставщиками. * Значительная кредиторская задолженность перед поставщиками. * Возможное удорожание сырья в связи с ростом цен на энергоносители.
3) Потребители. * Относительно низкие цены на продукцию. * Система скидок для наиболее важных потребителей. * Уважение к предприятию со стороны потребителей и его всероссийская известность. * Непостоянство спроса со стороны многих потребителей. * Возможность переключения ориентации потребителей на других производителей.
4) Органы местного самоуправления. * Поддержка предприятия со стороны правительства области. * Создание благоприятных условий для увеличения объемов сбыта продукции. * Наличие долгосрочной дебиторской задолженности за продукцию, реализованную органам местного самоуправления.
5) Контактные аудитории. * Возможность получения банковских кредитов. * Привлечение клиентов через участие в выставках, рекламу и PR-компании. * Давление со стороны государственных санитарных учреждений и обществ «зеленых». * Необходимость делиться стратегически важной информацией со студентами-практикантами областных вузов.

 

Анализ факторов непосредственного окружения говорит о том, что положение предприятия на рынке характеризуется устойчивостью в связи с наличием позитивного сотрудничества с потребителями, поставщиками, органами местного самоуправления, контактными аудиториями и конкурентами.

Следующим уровнем, на котором происходит функционирование предприятия, является так называемая микросреда. Рассмотрим основные аспекты данной среды, исходя из имеющейся информации о производственной и финансовой деятельности ОАО «ЖБК-1».

Таблица 2.6.

Сильные и слабые стороны предприятия.

 

Аспект среды Сильные стороны Слабые стороны
1) Производство. * Применение зарубежных, прогрессивных технологий. * Высокая фондорентабельность. * Большой объем выпуска продукции. * Родственная и неродственная диверсификация производства. * Отрицательное влияние на состояние окружающей среды. * Увеличение удельного веса затрат на топливо и энергию на технологические нужды в общей структуре себестоимости товарной продукции.
2) Кадры. * Высокая (для российских условий) квалификация управленческого персонала. * Относительно высокая производительность труда с потенциалом к увеличению. * Наличие учебного центра по повышению квалификации работников. * Необходимость платить высокую зарплату, в том числе и за вредность. * Текучесть кадров во многих сферах деятельности.
3) Маркетинг. * Активное участие различных отделов предприятия в мероприятиях ФОССТИС. * Использование СМИ для рекламы товаров. * Работа над имиджем фирмы, создание торговых марок и поиск новых рынков сбыта. * Отсутствие на предприятии специализированного маркетингового подразделения. * Ограниченность географии рынка сбыта основной продукции предприятия.
4) Организация (менеджмент). * Осуществление мероприятий по рационализации организационной структуры предприятия. * Высокий уровень мотивации к труду работающего персонала. * Ревизионный контроль за деятельностью подразделений корпорации. * Отсутствие специалистов международного уровня МВА. * Отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельность.
5) Финансы. * Удовлетворительное состояние структуры баланса. * Осуществление доходных вложений в финансовые активы. * Постоянные доходы от инвестиционной деятельности. * Гарантированные кредиты областных банков и правительства. * Большой объем дебиторской задолженности. * Отсутствие долгосрочных источников финансирования.

 

Исходя из результатов данной таблицы, можно говорить о том, что ОАО «ЖБК-1», равно как и большинство предприятий его уровня, имеет достаточно неплохой запас прочности в плане наличия и состояния основных производственных фондов, финансовых показателей, рыночной позиции и организационной структуры.

Полученная информация о внешней и внутренней среде предприятия позволяет нам на данном этапе исследования определить его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы со стороны внешней среды и независящих от предприятия обстоятельств.

Таблица 2.7.

SWOT-таблица.

 

Сильные стороны Возможности
1) Использование прогрессивных технологий. 2) Большой удельный вес на рынке строительных материалов области. 3) Конкурентное преимущество проистекающее из экономии на масштабе. 4) Диверсифицированность производства. 5) Известность и надежность в глазах партнеров и потребителей. 6) Высокая квалификация менеджмента. 7) Стабильность и устойчивость финансового состояния предприятия. 8) Поддержка со стороны правительства области. 9) Участие предприятия в благотворительной деятельности и в социальных программах как элемент PR. 10) Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества. 1) Становление цивилизованных рыночных отношений в РФ. 2) Появление благоприятного инвестиционного климата в стране. 3) Экономический рост в Белгородской области и увеличение деловой активности. 4) Развитие жилищного строительства в области. 5) Заинтересованность и поддержка правительства области в развитии мелкого и среднего бизнеса. 6) Соседство с зарубежными странами и развитие международных экономических отношений. 7) Увеличение доходов и уровня жизни населения. 8) Развитие ипотечного кредитования и долевого строительства. 9) Приток экономически активного населения в Белгородскую область. 10). Заинтересованность зарубежных партнеров в инвестициях в экономику области.
Слабые стороны Угрозы
1) Высокая энергоемкость производства. 2) Текучесть кадров. 3) Отрицательное влияние производства на экологию области. 4) Отсутствие долгосрочной кредиторской задолженности. 5)Отсутствие материальной базы к НИОКР. 6) Отсутствие на предприятии маркетинговой службы. 1) Перенасыщение рынка области тротуарной плиткой и другими производимыми предприятием строительными материалами. 2) Высокая инфляция по стране. 3) Рост цен на нефть и энергоносители. 4) Рост курса рубля по отношению к USD как фактор стимулирования импорта. 5) Моральный износ основных производственных фондов в целом по стране. 6) Демографический спад по стране. 7) Высокие налоги на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. 8) Высокие проценты банков за предоставление кредита. 9) Отсутствие прочной связи между инновационной и производственной сферами народного хозяйства.

 

Из имеющихся в SWOT-таблице данных, составим четыре блока стратегий, характеризующих взаимоувязку факторов внешней и внутренней среды предприятия:

1. Сила и возможности;            3. Слабости и возможности;

2. Сила и угрозы;                      4. Слабости и угрозы.

Сила и возможности.

1). Предприятие ОАО «ЖБК-1» занимает большой удельный вес на рынке строительных материалов области, где к тому же идет успешное развитие жилищного строительства.

2). Известность и надежность предприятия как делового партнера подкрепляется к тому же экономическим ростом в области и увеличением деловой активности.

3). Успешная деятельность высококвалифицированного менеджмента предприятия во многом обусловлена к тому же установившимися цивилизованными рыночными отношениями в стране.

4). Поддержание предприятием тесных связей с общественностью стратегически выгодно, растущей к тому же численности населения области.

5). Предприятие способно производить продукцию на уровне мировых стандартов, к тому же существует реальная заинтересованность зарубежных партнеров в инвестициях в экономику области.

Слабости и возможности.

6). Текучесть кадров – одна из животрепещущих проблем предприятия, но ее пагубное воздействие нивелируется притоком населения в область.

7). Деятельность предприятия оказывает отрицательное влияние на экологию области, но, так как ее правительство заинтересовано в развитии среднего и мелкого бизнеса, то жестоких санкций ожидать не следует.

8). Отсутствие долгосрочных источников финансирования вынуждает предприятие быстро и наверняка реализовывать производственные программы, что сопряжено с риском, но рост экономики и деловой активности в области помогают предприятию избежать неплатежеспособности.

9). Предприятие не осуществляет деятельность, связанную с НИОКР, но, возможно, появление благоприятного инвестиционного климата в стране сподвигнет ОАО «ЖБК-1» на создание подобных подразделений, а иначе многие из его конкурентных преимуществ будут упущены.

10). В настоящее время на предприятии отсутствует отдел маркетинга, но соседство с зарубежными странами как фактор расширения географии продаж неизбежно приведет к потребности в квалифицированных маркетологах.

Сила и угрозы.

11). Известно, что рынок области уже достаточно насыщен такими строительными материалами как тротуарная плитка, железо-бетонные изделия, однако диверсификация производства на ОАО «ЖБК-1» позволяет предприятию работать не на одном, а сразу на нескольких рынках.

12). Высокая инфляция по стране вынуждает предприятие ежегодно повышать цены на продукцию, однако экономия на масштабе производства позволяет ему удерживать цены на приемлемом для потребителя уровне.

13). В стране отмечен высокий уровень морального износа основных производственных фондов, однако использование ОАО «ЖБК-1» прогрессивных зарубежных технологий выводит его из круга подобных неблагополучных предприятий.

14). Высокие ставки налогов тормозят развитие многих предприятий страны, однако устойчивое финансовое состояние ОАО «ЖБК-1» позволяет ему получать прибыль даже в таких неблагоприятных условиях.

15). Трудности в получении банковского кредита и высокие ставки процентов – одна из главных проблем большинства предприятий, однако известность, надежность и авторитет ОАО «ЖБК-1» являются гарантом безопасности любого кредитора.

Слабости и угрозы.

16). Производство предприятия отличается немалой энергоемкостью, кроме того по стране идет рост цен на нефть и энергоносители.

17). Отсутствие долгосрочных источников финансирования усугубляется, кроме того, и высокими процентными ставками банков за кредит.

18). На предприятии отсутствует материальная база к НИОКР, кроме того, в стране нет прочных связей между инновационной и производственной сферами народного хозяйства.

19). Актуальной проблемой, требующей быстрого решения, для предприятия стало перенасыщение рынка Белгородской области основными строительными материалами, кроме того в структуре ОАО «ЖБК-1» отсутствует отдел маркетинга, призванного заниматься этой проблемы.

20). Текучесть кадров на предприятии и, кроме того, усиливающийся демографический спад в целом по стране отрицательно влияют на деятельность предприятия, но их влияние нивелируется приростом населения в области.

Исходя из результатов проведенного SWOT-анализа можно утверждать, что предприятие довольно успешно функционирует на рынке, применяя стратегию родственной диверсификации производства. В настоящее время ОАО «ЖБК-1» стало корпорацией, состоящей из нескольких самостоятельных предприятий, что должно благоприятно отразиться на качестве управления хозяйственной деятельность в целом. Однако, опыт зарубежных компаний говорит о том, что получение прибыли только лишь от производственной деятельности не даст руководству фирмы полной уверенности в завтрашнем дне. Рынок имеет свои пределы и его перенасыщение неизбежно. Покуда стремление крупных предприятий инвестировать средства в материальные ценности уже давно себя изжило, то возникает объективная необходимость разработки уникально-новых изделий, инновационных технологий, способных принести колоссальную прибыль из-за отсутствия аналогов на мировом рынке. Для этого необходимо формировать научно-исследовательскую базу и финансировать научные разработки. Только в этом случае предприятие сможет прогрессировать, несмотря на негативную рыночную конъюнктуру. На это и должна быть направлена стратегия ОАО «ЖБК-1», учитывая его финансовые возможности и авторитет.


Матрица и граф проблем

 

Необходимо отметить, что любая инновационная деятельность сопряжена с большой долей неопределенности. Практически невозможно предугадать результат от распространения нового продукта на рынке. Реакция потребителей может быть весьма разнообразной, поэтому принятие решения о разработке и внедрении инновационного продукта должно основываться применении технологий по преодолению и снижению уровня неопределенности (если это возможно) в управленческом процессе.

Таблица 3.2.

Матрица проблем.

 

Проблема 1 2 3 4 5 6 Сумма причин
1) Отсутствие опыта в проведении НИОКР - 1 4 5 0 3 13
2) Отсутствие статьи затрат на НИОКР в управленческом учете предприятия. 0 - 1 0 0 0 1
3) Нет интереса и инициативы у руководства в создании базы НИОКР. 2 4 - 5 0 4 15
4) Не отработана система сотрудничества с научными центрами и специалистами в проведении НИОКР. 5 3 4 - 0 1 13
5) Высокая степень риска инновационных мероприятий в РФ. 4 2 5 2 - 0 13
6) Отсутствие квалифицированных специалистов по инновационному менеджменту. 2 3 4 5 0 - 14
7) Сумма следствий. 13 13 18 17 0 8 69

 

На вопрос, какую проблему решать в первую очередь помогает ответить граф проблем. Диаметр круга выражает важность данной проблемы как причины появления других проблем.

 

 


Рис. 3.1. Граф проблем.

 

Исходя из результатов проведенного анализа следует отметить, что в первую очередь необходимо снизить влияние друг на друга таких проблем как отсутствие интереса и инициативы у руководства к созданию базы НИОКР и отсутствие квалифицированных специалистов по инновационному менеджменту на предприятии. Это окажет положительное влияние на решение 1-й и 4-й проблемы. Решение 3-й и 6-й проблемы можно добиться приглашением на работу опытного менеджера по инновациям или же направить на учебу по данному направлению одного из собственных управляющих. Успешная реализация данной задачи повлечет за собой налаживание связей с научными центрами, создание испытательных лабораторий и, как следствие, накопление опыта в проведении НИОКР.

Проблема №5 имеет некоторые особенности, а именно она оказывает влияние на остальные проблемы, но сама не подвержена влиянию со стороны других. Это объясняется тем, что она носит глобальный характер и одно предприятие не способно повлиять на ее решение. Однако совместные действия многих предприятий страны вполне могут привести к ее исчезновению.

Проблема №2 решится сама собой, когда будут решены основные (3 и 6). Появление статьи затрат на НИОКР – скорее следствие проведения мероприятий в данном направлении, но в то же время ее наличие будет поддерживать обязательность и регулярность проведения НИОКР.

 

Заключение.

 

По результатам проведенных исследований можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство решений, которые приходится принимать современному руководителю, связаны с той или иной степенью неопределенности.

Отвечая на вопросы, поставленные в начале работы, следует отметить, что:

1) Неопределенность представляет собой ситуацию, будущее состояние которой подвержено игре случая и, как следствие, неизвестно.

2) В науке принято выделять 2 типа неопределенности: стохастическая неопределенность и недоброкачественная неопределенность.

3) Если руководителю приходится сталкиваться со стохастической неопределенностью, то ему на помощь могут прийти и статистика, и теория вероятности, и прогнозирование. Примерами таких ситуаций могут служить: прогнозирование спроса на следующий год; прогнозирование объема производства и численности ППП; прогнозирование уровня цен и инфляции и т.д. Условия стохастической неопределенности подчинены статистическим закономерностям, поэтому принятие решений в данном случае опирается на динамические ряды, сформированные в прошлом. Что касается нестохастической неопределенности, то эта ситуация характеризуется отсутствием динамических рядов и, как следствие, неприспособленна к привязке к статистическому инструментарию. Здесь нельзя выделять средние значения, определить вероятности исходов, и случай в этой ситуации главенствует всецело. В данных условиях любое принятое решение в равной мере можно назвать и правильным, и неправильным. Например, когда менеджеру приходится решать, производить ли новый продукт или нет, когда необходимо предугадать направление моды и стиля, когда нужно предсказать поведение конкурентов и т.д.

4) В данной работе в качестве объекта исследования было рассмотрено предприятие ОАО «ЖБК-1». Среди сильных его сторон наибольшее значение имеют: диверсификация производства, большой удельный вес на рынке, авторитет и известность у потребителей, квалифицированный менеджмент. Слабые стороны сводятся к текучести кадров, относительно небольшой географией распространения продукции, отсутствии маркетинговой службы и НИОКР.

5) Прогноз состояния внешней среды предприятия показывает отрицательные результаты, то есть перенасыщение рынка области и, соответственно, снижение рентабельности производства.

6) Основной проблемой предприятия, на наш взгляд, является сильная зависимость от производственной деятельности и ее консервативность.

7) Для решения данной проблемы предлагается создание материальной базы НИОКР, целью которой будет рождение принципиально новых видов продукции, новых брэндов, которые смогут значительно продлить жизненный цикл предприятия и дать ему толчок к новому витку развития. В работе подробно изложено содержание методов по решению подобной задачи. Также в работе представлены данные, характеризующие финансово-хозяйственное состояние предприятия и его SWOT-анализ.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................. 3

1. Теоретическая часть.......................................................................... 5

Технология принятия решений в условиях неопределенности........... 5

2. Практическая часть…………………………………………………….18

Характеристика хозяйственной деятельности ОАО «ЖБК-1»………..18

2.1 Краткая характеристика предприятия………………………….……18

2.2 Маркетинг и стратегия развития предприятия……………………..21

2.3 Оценка платежеспособности предприятия за 2003 год……………23

2.4 SWOT – анализ ……………………………………………………….25

3. Диагностика проблем предприятия и принятие решения………….36

3.1 Матрица и граф проблем……………………………………………..39

3.2 Принятие управленческого решения……………………………….41

Заключение………………………………………………………………..43

Список литературы……………………………………………………….45


Введение.

 

В условиях рыночной экономики, когда хозяйствующим субъектам предоставлена полная самостоятельность, им приходится действовать на свой страх и риск, выбирая то или иное направление развития. В связи с чем, проблематика принятия решений в условиях неопределенности становится как никогда актуальной. В данной работе рассмотрены основные аспекты, касающиеся неопределенности на рынке. Неопределенность складывается в первую очередь из таких стохастических составляющих, как цены на товары и услуги, объем спроса на продукцию, валютный курс, а также нестохастических составляющих: поведение потребителей, партнеров, конкурентов; политика правительства; НТП; спрос на товары и услуги. Технология принятие решений в условиях неопределенности обладает некоторыми особенностями, по сравнению с аналогичным процессом, но в условиях определенности. Дело в том, что результат деятельности, следуемый за принятием решения, неизвестен заранее, а менеджеру зачастую приходится рисковать, руководствуясь либо статистическими данными (если неопределенность носит стохастический характер), либо собственным опытом и интуицией (если неопределенность не является стохастической). В отличие от «рисковых» условий, где известна величина потерь в случае неблагоприятного стечения обстоятельств, в условиях неопределенности практически невозможно предсказать величину потерь, а можно (в лучшем случае) спрогнозировать их приблизительное значение. Покуда с подобными трудностями приходится сталкиваться менеджерам различных уровней довольно часто, то всестороннее изучение данной проблематики крайне необходимо.

Целью данной работы является анализ деятельности ОАО «ЖБК-1», сопряженной с условиями неопределенности, а также решение проблем, возникающих из-за неблагоприятного воздействия неопределенности.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:

1) Дать определение понятие неопределенность;

2) Привести существующие классификации неопределенности;

3) Привести примеры принятия решений в условиях различных видов неопределенности;

4) Описать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;

5) Спрогнозировать состояние внешней среды, существующие угрозы и возможности в ней;

6) Выявить проблемы предприятия, трудность решения которых проистекает из наличия неопределенности;

7) Предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Объектом исследования в данной работе является ОАО «Белгородский завод ЖБК-1».

Теоретической и методологической базой исследования являются: работы, учебники и монографии отечественных и зарубежных авторов в области теории управления, маркетинга, экономики, а также исследовании операций в экономики, материалы периодической печати, методические указания, ресурсы глобальной сети Internet.

Информационная база данного исследования представлена следующими источниками:

1) Бухгалтерская и финансовая отчетность ОАО «ЖБК-1» за последние 4 года;

2) Статистическая информация планово-экономического отдела предприятия за последние 3 года;

3) Материалы маркетинговых исследований рынка строительных материалов;

4) Данные комитета Госстатистики по Белгородской области.


Технология принятия решений в условиях неопределенности

 

По сравнению с задачами, решаемыми в условиях определенности, задачи обоснования решений в условиях неопределенности имеют ряд отличительных особенностей. Прежде всего заметим, что для задач в условиях определенности каждая стратегия ЛПР однозначно приводила к вполне определенному результату, а в условиях неопределенности каждой фиксированной стратегии ставится в соответствие множество возможных значений результатов.[ ]

Другие особенности связаны с тем, что для ЛПР оказываются существенными не только размерность вектора результата и важность отдельных его компонент, но и величины возможных выигрышей и потерь в каждой ситуации и степени возможности реализации тех или иных ситуаций. Другими словами, для ЛПР становится далеко не безразличной степень риска, обусловленного возможностью получения неблагоприятных результатов из-за неопределенности ситуации принятия решений.

Следует заметить, что в большинстве случаев понятие "риск" обычно связы­валось только со случаем стохастической неопределенности. При этом риск оценивался либо как вероятность получения менее предпочтительных результатов, либо как величина возможных (обычно средних) потерь, либо как всевозможные свертки отдельных числовых характеристик распределения скалярного результата. Такое толкование не подходит, например, к случаю нестохастической, поведенческой и априорной неопределенности. Во всех таких случаях риск следует определять как дополнительную "плату" либо за возможность получения наиболее благоприятного исхода, либо за возможность получения информации о наиболее благоприятном исходе в операции (эта информация затем может быть использована для принятия более выгодного решения).[ ]

Таким образом, обосновывая решение, ЛПР вынуждено учитывать как минимум четыре основные компоненты риска: величины результатов для благоприятных (предпочтительных) и неблагоприятных исходов, а также степени подверженности возможным потерям (или убыткам) и возможности получения выигрышей. Естественно, что при этом более предпочтительной, менее рискованной должна считаться та ситуация, для которой присущи более полная определенность исходов или большая уверенность суждений о величинах выигрышей, потерь и о степенях возможности их проявления. Кроме того, если в операции возможность подвергнуться неблагоприятному исходу невелика, а величины связанных с такими исходами потерь малы или если в операции ожидаются существенно более высокие значения величин выигрышей при более высоких ве­роятностях их получения, то такие ситуации также должны оцениваться как ме­нее рискованные.

Вначале рассмотрим в каком-то смысле типичные примеры ситуаций выработки решений в условиях неопределенности и на их основе определим характерные особенности различных рискованных проблемных ситуаций, а затем обсудим технологию решения типовых задач обоснования решений в условиях неопределенности. Однако мы не будем рассматривать проблемные ситуации с полной априорной неопределенностью, то есть такие, где не только нет возможности судить о степени проявления тех или иных исходов операции, но даже нет никакой информации о величинах результатов для каждого из возможных исходов. Это особый класс задач с наивысшей степенью риска. При обосновании решений в условиях полной априорной неопределенности применяют специальные методы прогноза и критерии выбора на основе принципа адаптивности.

Постановка задачи выбора в условиях неопределенности

Итак, для установления особенностей различных типов задач в условиях неопределенности рассмотрим несколько содержательных гипотетических примеров.

Пример

ЛПР - устроитель лотереи. Для привлечения участников игры им установлены п выигрышей (призов), равных по величине yl, у2, уЗ,..., уп. Величины yi и вероятности Pi(a) = P(Y=yi(a)) получения игроками этих выигрышей выбираются ЛПР и устанавливаются своей стратегией а так, чтобы риск финансового краха устроителя лотереи был бы в установленных границах, а прибыль от лотереи - не ниже требуемого уровня.

Методы принятия решений в условиях природной неопределенности

Рассмотрим теперь основные критерии выбора решений в условиях природной неопределенности (игра с природой) применительно к простейшему случаю, когда результат скалярный и его желательно максимизировать. В зависимости от типа отношения ЛПР к риску гарантированный результат формируется по-разному, и это определяет вид критерия.

Если ЛПР при выборе решения абсолютно не приемлет риска (абсолютно не склонен к риску), то оно всегда предпочитает ориентироваться на самые неблагоприятные значения состояний s природы. В этом случае гарантированный результат определяется функцией min y(a, s).

Наилучшей стратегией будет та, которая обеспечивает наибольший из гарантированных результатов для всех возможных стратегий. Таким образом, критерий выбора для ЛПР, абсолютно не склонного к риску, имеет вид:

а*: max min y(a, s).

Критерий был предложен Вальдом, и поэтому часто его связывают с этим именем. Другое название критерия - максиминный критерий обусловлено видом выражения.[ ]

Для использования этого принципа достаточно, чтобы шкала показателя у была хотя бы порядковой.

Пример.

Значения показателя эффективности для трех стратегий и трех значений неопределенного фактора представлены в следующей таблице.

 

 

 

А

S

min y(а,s)

S1 S2 S3
a1 8 8 2 2
a2 3 13 1 1
a3 5 15 0 0

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.087 с.)