Сюжетные картинки для пересказа, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сюжетные картинки для пересказа,



1) Лиса падает в колодец.

2) Козёл смотрит в колодец и разговари­вает с лисой.

3) Лиса выпрыгивает из колодца, оттал­киваясь от рогов козла.

Пересказ текста ребёнком анализируются по следующим параметрам:

• понимание текста - умение правильно передать основную мысль текста;

• структурирование - умение последова­тельно и точно строить пересказ;

• лексика - полнота использования лекси­ки текста, замена авторских выразительных средств собственными;

• грамматика - правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения и различные грамматические конструкции;                          ?

• плавность речи — наличие или отсутст­вие подсказок педагога по ходу пересказа, не­обходимость повторного чтения текста.

Данная схема обследования освещает раз­работку общих для всех речевых нарушений вопросов, даёт возможность определить вид существующего нарушения.

В отдельных случаях, для того чтобы оп­ределить специфику выявленной речевой пато­логии, необходимо дополнительное обследова­ние, учитывающее её специфику.

Логопедическое обследование должно со­держать максимально возможный объём ин­формации о становлении и состоянии речи и тех аспектах психофизического развития, кото­рые способны влиять на формирование и осу­ществлении её функций с целью определения наиболее оптимальных и эффективных направ­лений коррекционно-развивающей работы в каждом конкретном случае.

Всестороннее, комплексное логопедичес­кое обследование позволяет вынести точное, развёрнутое речевое заключение, следователь­но, определить направления коррекционно-развивающей работы и, можно говорить об этом с полной уверенностью, - во многом оп­ределяет её конечный результат.

Приложения

Сравнительная характеристика произношения звуков у детей с алалией и дизартрией*

Приложение 1

 

Дети с алалией Дети с дизартрией

1. Общая характеристика произношения звуков

1. Достаточная сохранность исполнительного (моторно­го) уровня функционирования артикуляторного меха­низма. 2. Характерны преимущественно фонематические нару­шения, которые наиболее ярко проявляются на знаковом уровне функционирования артикуляторного механизма. 3. Многие звуки, подверженные (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произ­ношение. 4. Преобладают разнотипные нарушения произноше­ния звука (сосуществование его искажения, замены и пропуска). 5. В нарушениях произношения доминируют замены звуков.

1. Выраженное его нарушение. 2. Характерные преимущественно фонетические (артикуляторные) нарушения, которые почти одинаково проявляются на незнакомом и знаковом уровнях 3. Только единичные из таковых имеют одновременно и правильное произношение  
4. Преобладают однотипные нарушения (только искаже­ние, замена либо пропуск). 5. Доминируют искажения

2. Искажение звуков

1. Искажение небольшого числа звуков. 2. Искажение преимущественно сложных по артикуля­ции звуков*. 3. Для некоторых искажающихся звуков свойственно со­существование искажённой и правильной артикуляции. 1. Искажение большого количества  их. 2. Искажение и сложных, и простых звуков. 3. Для всех искажающихся звуков свойственно постоян­ное искажение.

3. Замены звуков

1. Замены и артикуляторно сложных, и простых звуков. 2. Преобладают непостоянные замены звука. 3. Преобладают разнообразные замены. 4. Взаимозамены звуков сравнительно часты. 1. Преимущественно артикуляторно сложных. 2. Преобладают постоянные замены. 3. Преобладают однообразные замены. 4. Сравнительно редки.

4. Пропуски звуков

1. Преобладают непостоянные пропуски. 2. Пропуски и- артикуляторно сложных, и простых звуков. 1. Преобладают постоянные пропуски. 2. Преимущественно артикуляторно сложных звуков.

'«Сложными» названы звуки, поздно формирующиеся в онтогенезе, «простыми» - формирующиеся рано. ' Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Учебное пособие к спецкурсу. - СПб., 1994. С. 58.

Приложение 2

Отличительные признаки стёртых форм дизартрии от дислалии"

27

Отличительные признаки стёртых форм дизартрии от дислалии"

Дислалия Дизартрия
соматически ослабленных детей. Органики нет. - Неврологическая симптоматика отсутствует. 3. Двигательная сфера без патологии, сухожильные ре- фа иг и живые, равномерные. 4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благо- ЩНЖТВЫМ. 5 Голос звонкий, громкий, богато модулированный. г Речевая активность повышена. *- К своему дефекту критичен. * Вегетативные нарушения проявляются в потливости кжечностей, в красном дермографизме кожи. •«Гигиенические навыки вырабатываются быстро, •зерживаются стойко. Внешне дети опрятны. Л. Сон спокойный, без ночных страхов и сновидений. ' 1 Диафрагмально-речевое дыхание в норме. * 2 В контакт ребёнок входит легко. Его поведение адек- В.л'ТНО. ^-"--ъ. внимание, работоспособность, мыслитель-.. __ гссы, интеллект - в норме, редко наблюдается •Я1|1ми психического развития (ЗПР). 14. Дрти активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельно­сти на другой. 1. Связана с поражением центральной нервной системы (ЦНС). 2. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого нё­ба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отмечается сглаженность носогубных складок. 3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. 4. Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. 5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, пре­рывистый. 6. Речевая активность снижена. л. 1. «У чужого соринку в глазу види*г, у себя - бревна не заметит», 8. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюш­ные, холодные, влажные конечности. 9. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны. 10. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сно­видения. 1 1. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмаль-но-речевое не сформировано. 12. Поведение неровное, часты смены настроения. 13. Память снижена, кратковременна. Внимание неус­тойчивое, низкая работоспособность. Интеллект сни­жен, чаще задержка психического развития (ЗПР), воз­можна олигофрения в степени дебильности. 14. Медлительны или расторможены, уклоняются от за­нятий, жалуются на головную боль, с трудом переклю­чаются с одного вида деятельности на другой.

Отличительные признаки стёртых форм дизартрии от дислалии"

Дислалия Дизартрия
соматически ослабленных детей. Органики нет. - Неврологическая симптоматика отсутствует. 3. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. 4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный 5 Голос звонкий, громкий, богато модулированный. 6 Речевая активность повышена. 7 К своему дефекту критичен. 8Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.  9. Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны. 10. Сон спокойный, без ночных страхов и сновидений. 11 Диафрагмально-речевое дыхание в норме. 12 В контакт ребёнок входит легко. Его поведение адекватно 13.Память. внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект - в норме, редко наблюдается задержка психического развития (ЗПР). 14. Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельно­сти на другой. 1. Связана с поражением центральной нервной системы (ЦНС). 2. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого нё­ба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отмечается сглаженность носогубных складок. 3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. 4. Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. 5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, пре­рывистый. 6. Речевая активность снижена 8. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюш­ные, холодные, влажные конечности. 9. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны. 10. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сно­видения. 11 Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмаль-но-речевое не сформировано. 12. Поведение неровное, часты смены настроения. 13. Память снижена, кратковременна. Внимание неус­тойчивое, низкая работоспособность. Интеллект сни­жен, чаще задержка психического развития (ЗПР), воз­можна олигофрения в степени дебильности.  14. Медлительны или расторможены, уклоняются от за­нятий, жалуются на головную боль, с трудом переклю­чаются с одного вида деятельности на другой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М.М. Проблемные дети. -М, 2000.

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко ГГ. Орга­низация и методы коррекционной работы лого­педа на школьном логопункте. - М., 1991.

3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. Учебное пособие к спецкурсу. - СПб., 1994. С. 58.

4. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей.-СПб., 1995.

5. Лопатина Л.В. Нарушение мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у

детей со стёртой формой дизартрии. Сб. «Рече­вые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых». - Ленинград, 1987. С. 33-37.

6. Методы обследования речи у детей. Под общей ред. Власенко И.Т. и Чиркиной Г.В. Со­ставитель Бессонова Т.П. - М., 1992.

7. Новикова Е.В. Зондовый массаж: кор­рекция звукопроизношения. Наглядно-практи­ческое пособие. - М., 2000.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -М, 2002.

9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. -Ростов-на-Дону, 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.01 с.)