Ипостасные Божественные свойства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ипостасные Божественные свойства



 

Nota bene! Отец Нерожден, Сын предвечно рождается от Отца и Дух Святой предвечно исходит от Отца.

 

Nota bene! Святоотеческое учение о монархии Бога Отца утверждает единоначалие Бога Отца как ипостасной Причины: «Бог един, потому что один Отец».  

 

Преп. Иоанн Дамаскин: «Нерождаемость, рождение и исхождение — только этими ипостасными свойствами и различаются между Собой три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой Ипостаси»… «Ибо Отец и Сын, и Святый Дух во всем едины, кроме нерожденности, рождения и исхождения».

Исхождение Святого Духа per filium (через Сына)

У святых отцов встречается выражение об исхождении Святого Духа через Сына. Свт. Марк Эфесский, толкуя на Флорентийском соборе это выражение, пишет: «в том смысле говорится, что "Дух Святый исходит от Отца через Сына", что, исходя от Отца через Сына, Он проявляется или познается, или просвещает или познается, как являющий (Христа)…Итак, Дух Святый не от Сына исходит и не от Него имеет бытие» (свт. Марк Эфесский. Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции).

Таким образом, формулировка «от Отца и Сына» не идентична по содержанию выражению «от Отца через Сына», которое встречается у святых отцов. 

Образ действия Пресвятой Троицы в мире.

Свт. Григорий Нисский: «О Божеском естестве дознали мы не то, что Отец Сам по Себе творит что-либо, к чему не прикасается Сын, или Сын... производит что-либо особо без Духа, но что всякое действование, от Бога простирающееся на тварь ... от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым»

 

Прп. Иоанн Дамаскин говорит, что Отец все делает через Сына «не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу».

Приложение.

Аргументы свт. Фотия против "Филиокве"

(Из книги прот. Максима Козлова «КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ БОГОСЛОВИЮ»)

 

ПЕРВУЮ группу возражений Фотий выводит из учения о единоначалии Святой Троицы. "Филиокве" вводит в Троицу два начала: для Сына и Духа – Отца, и еще для Духа – Сына. Этим единоначалие Святой Троицы разрешается в двубожие, а в дальнейших выводах – и в многобожие (если Отец вместе с Сыном изводят Духа, равного Им, то почему бы Им троим не извести еще чего-нибудь четвертое, а затем вчетвером – и пятое и т.д.). Этим Фотий показывает, какие догматические и логические выводы следуют из принятия "Филиокве".

 

По отношению к Лицу Святого Духа получается два неприемлемых вывода:

 

если Дух возводится к двум началам, то Он должен иметь и начало многоначальное;

 

возводимый к двум причинам, Он должен быть сложным, что противоречит простоте Ипостаси.

 

ВТОРАЯ группа возражений вытекает из анализа качеств стороны исхождения Святого Духа. Фотий говорит: "Если это исхождение совершенно, а оно совершенно – ибо Бог совершенный от Бога совершенного – то исхождение от Сына излишне и напрасно". Исхождение Святого Духа от Сына может быть или тождественным с исхождением от Отца, или ему противоположным. Но в первом случае обобщились бы личные свойства, благодаря которым Троица и познается как Троица, и произошло бы смешение Лиц. Второй же случай описывает ереси Манесса и Маркиона (дуализм: учение о двух началах, лежащих в основе Божества – светлом и темном).

 

ТРЕТЬЯ группа аргументов построена на том, что "Филиокве" нарушает количественную гармонию личных свойств трех Ипостасей, чем ставит Божественные Лица в неодинаковую близость друг к другу.

 

"Личное свойство Сына – рождение от Отца, свойство Духа Святого исхождение от Отца. Если же говорят, что Дух исходит и от Сына, то тогда Дух будет отличаться от Отца большим числом, чем Сын, и, следовательно, будет отстоять от существа Отца далее, чем Сын, что ведет к ереси Македония". "С другой стороны, признавать общее свойство между Отцом и Сыном – исхождение от Них Святого Духа – и, в отношении к этому свойству, устранять Духа от общения с Ними – неизбежно означает ограничивать сродство Духа с Отцом и Сыном по существу, так как Отец и Сын имеют между собой общение именно по существу, а не по личным свойствам".

 

ЧЕТВЕРТУЮ группу возражений Фотий выводит из сопоставления общих и личных свойств Лиц Святой Троицы. При этом исхождение Святого Духа от Отца и Сына не может быть отнесено ни к общим, ни к личным свойствам.

 

"Если изведение Духа есть общее свойство, то оно должно принадлежать и Самому Духу, то есть Дух должен исходить из Самого Себя, быть и причиной, и произведением этой причины. Таким образом, это не общее свойство. Личное? Если это свойство Отца, то это – учение Православной Церкви; если это свойство Сына, то Сын изымает его от Отца. А если это и не общее, и не личное свойство, то получается, что в Троице нет исхождения Святого Духа".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.007 с.)