Игротерапия с детьми по адлеру. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игротерапия с детьми по адлеру.



Михаэл Т. Юра, Мерна Д. Галасси.

С точки зрения Адлера, игра дает информацию не только о нынешнем стату­се ребенка, но и о его будущем. "В жизни ребенка присутствует важный феномен, который ясно показывает процесс подготовки к будущему. Это игра,...способ подхода ребенка к игре, его выбор и значение, которое он ему придает, указываю­щее на его отношение к окружающей среде и к своим приятелям" (Адлер, 1954, р.81). Основываясь на предположении Адлера о том, что характерные способы поведения ребенка проявляются в его игре, можно проверить многие гипотезы, наблюдая за детской игрой. (Например, желание ребенка привлечь к себе внима­ние может проявиться в разыгрывании роли популярного актера или певца, не­достаток силы и власти — в роли вождя или начальника, генерала армии или ди­ректора школы; потребность в отмщении — в избивании кукол, ломании игру­шек; отвергнутый (\уШк1гаш1) или побежденный ребенок мало участвует в игре или играет в одиночестве; сильно травмированный ребенок может стремиться из­бегать риска и не принимать участия в игровой деятельности из страха повторе­ния неуспешного опыта).

Экспрессивное поведение.

Адлер полагал, что характер мышления и поведения ребенка и характерные для него способы восприятия выражают его интерес к тому, чем он станет зани­маться в будущем. Так, активный интерес к игре в солдатики может оказаться подготовкой к карьере военного или успешной работе в качестве директора уни­вермага (Адлер, 1929, р.148). Информация, полученная из наблюдения за детской игрой, может использоваться для ориентации и реориентации ребенка в раннем возрасте. Одна из основных гипотез Адлера касалась целостности индивида — каждый индивид руководствуется некоторой центральной темой. Эта централь­ная тема, жизненный стиль (НГе 8гу1е) присутствует во всех способах выражения личности. Жизненный стиль ребенка можно наблюдать как на вербальном, так и на невербальном уровне поведения.

Социальный интерес.

Примерно в возрасте 2-3 лет ребенок обычно начинает играть с другими детьми. Однако, если природный "социальный интерес" не был развит, ребенку будет не хватать его в сотрудничестве с другими. Поэтому игра ребенка, чей со­циальный интерес не получил развития, может быть либо уединенной, либо аг­рессивной по отношению к другим детям.

Детская способность к участию в групповых играх, быть может, лучше, чем другие виды игровой активности, отражает его социальные чувства. Групповые игры обычно предполагают определенные правила, принятые всеми и каждым в

23


 


качестве обязательных для соблюдения по крайней мере до конца игры. Дети, ко­торые не хотят участвовать в общей игре или мешают другим получать от нее удовольствие, по мнению Адлера, обычно страдают от недостаточно развитого чувства собственного достоинства или неадекватной самооценки и страха плохо сыграть свою роль. "Вообще, наблюдая за играющим ребенком, мы сможем с уверенностью определить масштаб его социальных чувств" (Адлер, 1954, р.82).

В игре ребенок не только обнаруживает свои социальные чувства, но получа­ет шанс их дальнейшего развития. Поэтому, если ребенок "еще не освоил прием­лемые способы нахождения своего места в группе, ему следует создать возмож­ность участвовать в тех видах игровой деятельности, в которых он с наибольшей вероятностью достигнет успеха". (Р1ау Шегару..., р. 131).

Игровые техники.

Игра с ребенком или группой детей является мощным средством, которое мо­гут использовать в работе с детьми, в воспитании и обучении консультанты, учи­теля и родители.

Использование консультантом разнообразных кукол (марионеток) — ку­кольной семьи, включая "детей" разных возрастов, или игрушечных зверей — может осуществляться в форме либо разыгрывания конкретных ситуаций ребен­ком, либо предоставления возможности структурировать ситуацию самому ре­бенку. При этом кукла в руках у ребенка может представлять его самого или ко­го-то еще, в то время как консультант обычно берет на себя несколько ролей.

На первом этапе консультирования (по Адлеру — на этапе построения отно­шений) куклы (марионетки) часто помогают в разговоре между ребенком и кон­сультантом. "Наблюдая за тем, как кукла ребенка выражает структуру его лично­сти, консультант может получить много информации о его жизненном стиле и внутренней логике" (там же, р. 132). Дальнейшая работе предполагает разыгрыва­ние значимых для ребенка жизненных ситуаций (в семье, школе) с помощью ку­кол со сменой ролей (например, работа с агрессивным ребенком с использовани­ем кукол дала ему возможность увидеть свое поведение со стороны и опробовать новые способы поведения).

Возможны варианты, когда игровую активность детей организует учитель:

а) Игровые занятия с детьми, требующими много внимания (аПепйоп деИегз), направлены на переориентировку их целей с помощью специальных видов груп­повой деятельности. (Например, игра в "Собак и косточку", где шестилетней Сьюзен дается роль собачки, укравшей косточку. Девочка должна сидеть тихо и ничем не отличаться от других "щенков", чтобы ведущий не угадал, кто спрятал кость. Это дает Сьюзен шанс стать ведущей).

в) Детям, которые любят командовать (Ьоззу спМгеп), полезно предлагать задания, которые они могут выполнять сообща вместе с себе подобными (напри­мер, поставить кукольный спектакль). Хороший опыт сотрудничества таким де­тям дает также игра в группе себе подобных со скакалкой, где всем по очереди приходится не только прыгать, но и крутить веревку.

с) Работа с отвергнутыми (\уИЬйга\уп) детьми наиболее эффективна, когда ор­ганизуются игровые ситуации, в которых такой ребенок становится центральным действующим лицом. (Например, он раздает мячи для коллективных игр или ста-

24


новится ведущим — при условии, что он хорошо знает, что от него требуется). Это помогает ребенку стать более активным членом коллектива и даже может способствовать улучшению школьной успеваемости.

Такие игры могут проводиться не только консультантами и учителями, но и родителями.

Когда ребенок впервые приходит в игровую комнату, ему обычно говорят, что он может играть с любыми игрушками и предметами и делать,то, что захо­чет, если это не причиняет вреда ему самому или другому человеку. Во время иг­ровой сессии консультант часто спрашивает ребенка о том, что он делает. В опре­деленный момент ребенку можно помочь разобраться в происходящем и предло­жить приемлемый альтернативный план, чтобы изменить направленность его по­ведения.

Сторонники адлерианской игротерапии полагают, что детская игра "полезна для выявления неадекватных целей и их изменения, а также для определения сте­пени развития социального интереса у ребенка. Необходимо дальнейшее изуче­ние этих функций игры и развитие соответствующих техник" (там же, р. 135). Ад­лер утверждал, что игра представляет собой определенный "вариант профессии и должна пониматься именно так. Поэтому отнюдь не безвредно мешать играюще­му ребенку. Игру никогда не следует считать способом убить время" (Адлер, 1954, р.82).


25



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.62 (0.01 с.)