Февраля 9 (22) Священномученик Владимир (Покровский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Февраля 9 (22) Священномученик Владимир (Покровский)



 

Составитель священник Максим Максимов

Священномученик Владимир Алексеевич Покровский родился 6 июня 1871 года в городе Москве.

После окончания Духовной семинарии Владимир Алексеевич в 1894 году был рукоположен во священника к Вознесенской церкви села Бурцево Верейского уезда Московской губернии. В этом храме отец Владимир прослужил всю жизнь.

За два дня до ареста отца Владимира следователем был допрошен Александр Протасов, сын псаломщика. Когда следователь попросил его рассказать об антисоветской деятельности отца Владимира, тот ответил: «Мне известно, что Покровский вокруг себя группирует монашек и других религиозных и антисоветских людей. Сам Покровский крайне настроен антисоветски, высказывает свое резкое недовольство советской властью. 10 ноября 1937 года, будучи у Покровского на дому и ведя с ним беседу, последний мне говорил:«Вот какая сейчас настала тяжелая жизнь, никому спокойно жить не дают. Никак не дождемся перемены и хорошей жизни. Вот раньше действительно была хорошая жизнь, все тебя уважали и почитали, а сейчас, кроме презрения, ничего хорошего не видишь. Издали конституцию, которой только обманывают народ, какое‑то издевательство. Ну что же, мы сейчас бессильны, подождем своего времени и заживем по–старому»».

26 января 1938 года в дом к священнику пришел человек, посланный из сельсовета, и сказал, чтобы тот немедленно пришел туда, нужно разобраться по какому‑то вопросу. Отец Владимир собрался и пошел. В здании сельсовета его арестовали и заключили сначала в камеру при Наро–Фоминском районном отделении НКВД, а затем перевели в Таганскую тюрьму в Москве.

27 января начались допросы отца Владимира.

— Были ли вы когда‑либо судимы за уголовные дела, антисоветскую и контрреволюционную деятельность? — спросил следователь.

— Нет, я никогда ни за что не судился.

— Были ли вы раскулачены и когда?

— Раскулачен я никогда не был.

—Следствие имеет материалы, что вы среди населения проводите антисоветскую и контрреволюционную деятельность против проводимых мероприятий советской власти. Поэтому вам предлагается дать правдивые показания по данному вопросу.

—Нет, я среди населения ни антисоветской, ни контрреволюционной деятельностью не занимался.

На следующий день, 28 января, следователем был вызван на допрос священник села Петровское Сергий Павлов, который дал показания, необходимые следователю, охарактеризовав отца Владимира как противника советской власти. Тогда же был вызван еще один лжесвидетель, им оказался брат Александра Протасова, псаломщик Иван, который уже не в первый раз привлекался в качестве лжесвидетеля по делам духовенства НароФоминского района. Иван, охарактеризовав священника Владимира Покровского как антисоветского человека, в подтверждение привел разговор, который будто бы состоялся у них в ноябре 1937 года; отец Владимир тогда якобы сказал: «Написали новую конституцию, это не конституция — а кусок бумаги, написанная для обмана народа. По конституции нас сделали равноправными с остальными, а на самом деле всех сажают и не дают нам никакого житья. Хорошо пожить, наверное, не придется».

21 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу.

Священник Владимир Покровский был расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 21377.

 

Февраля 9 (22) Священномученик Парфений (Грузинов)

 

Составитель священник Максим Максимов

Священномученик Парфений родился 30 января 1874 года в селе Троицкое–Рязанцево Богородского уезда Московской губернии в семье Василия Грузинова, прослужившего в течение тридцати лет псаломщиком.

После окончания Духовного училища Парфений Грузинов обучался в Духовной семинарии, а в 1900 году он окончил Московскую Духовную академию. Отец умер в 1885 году, поэтому образование юноша получил за казенный счет.

В 1901 году митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) Парфений Васильевич был назначен псаломщиком к церкви святого архидиакона Стефана за Яузой. В 1903 году он был перемещен на должность псаломщика к Московской Софийской на Лубянке церкви.

В различных храмах Москвы Парфений Грузинов служил псаломщиком до 1933 года, когда был рукоположен во священника к храму святого архидиакона Стефана за Яузой в Москве.

В 1935 году отца Парфения назначили служить в МихайлоАрхангельскую церковь села Михайловское Звенигородского района Московской области. В этом храме отец Парфений прослужил до самого ареста.

По требованию сотрудников НКВД в Михайловском сельсовете 22 января 1938 года на священника Парфения Грузинова была составлена справка, в которой ему давалась следующая характеристика: «. со дня прибытия его в село Михайловское среди колхозников повел антисоветскую и антиколхозную агитацию за невыход на колхозную работу, за настроение колхозников против мероприятий партии и советского правительства, отчего колхоз в 1936 и 1937 годах имеет большие хозяйственные недоделки. Лично по его агитации в каждый религиозный праздник колхозники не выходят на работу по 2—3 дня. Агитировал против сталинской конституции, утверждая, что она неустойчивая и создана не надолго, что большевики народ вредный, за ними нам не идти. В декабре 1937 года также агитировал против выборов в Верховный Совет СССР, доказывал, что выставленные кандидатуры в Верховный Совет люди не наши, а коммунисты, от которых для нашей религии большой вред, а поэтому старайтесь не голосовать вовсе. За то, что сельсовет не дает разрешения ходить ему, Грузинову, по домам верующих, он всячески старается компрометировать руководителей.».

Следователями 8 и 9 февраля были допрошены в качестве свидетелей четыре жителя села Михайловское. Один из них дал такие показания: «. я замечал, что Грузинов собирает верующих летом где‑либо в поле у леса и что‑то им рассказывает. Каждый раз после сборищ всегда получались какие‑либо прорывы в колхозе: как‑то были случаи порчи косилок во время уборки овса изза того, что в поле оказались набиты колья, об которые ломались части косилки. А также был случай во время косьбы ржи в 1937 году. Трактор попал в замаскированную яму, вследствие чего трактор сделал простой полный день. Эти все вредительские действия получались на второй–третий день после того, как происходил сбор верующих Грузиновым. Если бывают религиозные праздники, то колхозники совершенно не выходят на работу».

Председатель колхоза, тоже привлеченный как свидетель, заявил, что священник «в своей квартире среди верующих агитировал, что нужно действовать против колхоза, ибо церковь нашу закроют».

На праздник Сретения Господня 15 февраля 1938 года священник Парфений Грузинов был арестован и заключен в Можайскую тюрьму. На следующий день состоялся допрос.

— Скажите, с кем вы поддерживаете связь.

— Связей я ни с кем не имел, за исключением высшего духовенства и благочинного Цицарева, проживавшего в Больших Вяземах, с ним встречался последний раз в 1937 году в июле, в настоящий момент арестован органами НКВД.

— Вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью и распространяете клевету против советского правительства и проводимых мероприятий партии и советской власти. Требую от вас правдивых показаний по предъявленному обвинению в контрреволюционной деятельности.

— В предъявленном мне обвинении в контрреволюционной деятельности в распространении клеветы в отношении советского правительства и проводимых мероприятий правительства я виновным себя не признаю.

19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Парфения к расстрелу. Священник Парфений Грузинов был расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

В 1939 году сотрудники Звенигородского отделения милиции, в том числе и те, кто участвовал в осуждении отца Парфения, были арестованы и по обвинению в фальсификации уголовных дел приговорены к различным срокам лишения свободы. В качестве вещественного доказательства, среди прочих, было рассмотрено дело по обвинению священника Парфения Грузинова. Военный трибунал войск НКВД 13 марта 1940 года определил пересмотреть это дело. Однако постановлением следственной части НКВД было принято такое решение: «учитывая социальное лицо осужденного к высшей мере наказания Грузинова. решение тройки. оставить в силе».

ИСТОЧНИКИ:

ГАРФ. Ф. 10035, д. 59681.

 

Февраля 15 (28) Священномученик Алексий (Смирнов)

 

Составитель священник Максим Максимов

Священномученик Алексий родился в 1867 году в селе Гремячево Веневского уезда Тульской губернии в семье псаломщика Петра Смирнова.

Отец умер, когда Алексею было семь лет, поэтому воспитывал мальчика дед, тоже псаломщик, служивший в Москве.

В 1890 году Алексей Смирнов окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. С 1898 по 1938 год прослужил отец Алексий священником в храме в честь Рождества Христова в селе Филатово Истринского района Московской области.

После прихода безбожной власти отец Алексий с семьей как служитель Церкви был лишен гражданских прав и в связи с этим они попали в бедственное положение. В октябре 1928 года церковный совет храма обратился к верующим с просьбой «помочь нашему священнику в необходимом предмете, в хлебе, ввиду отказа ему в выдаче пайка, в самом необходимом для существования и жизни. Граждане, просим помочь нашему священнику зерном ржи или мукой, кто сколько может».

Как предлог для закрытия храмов власти использовали налогообложение служителей Церкви и общин за пользование храмом и землей, на котором он стоит. При неуплате налога росла задолженность, и если ее вовремя не могли уплатить, то храм закрывался, а священник арестовывался.

В 1937 году Истринский районный исполнительный комитет потребовал от церковного совета церкви Рождества Христова уплаты очередного налога. Поскольку денег из‑за постоянных поборов не было, то обратились к верующим. «Прихожане, обращаемся к вам с просьбой пожертвовать от трех рублей и выше на свою мать — филатовскую церковь, так как на днях получили из Истринского РИКа два извещения на налог: земельную ренту в сумме 140 рублей и страховка в сумме 246 рублей. Церковных денег нет на уплату налога такой большой суммы. Просим срочно оказать свое усердие, ибо срок платы короток».

В 1938 году священник Алексий Смирнов был обложен «культурным и подоходным налогом» в размере 5805 рублей. При этом сумму налога нужно было уплатить в феврале 1938 года. Поскольку денег у священника не было, он снова обратился к верующим оказать помощь в уплате налога.

В связи с развернувшейся очередной беспощадной волной гонений на Русскую Православную Церковь, власти приняли решение об аресте отца Алексия. Сотрудники НКВД приступили к сбору материалов, необходимых для ареста священника.

Председатель Филатовского сельсовета по требованию работников НКВД выдал справку с такой характеристикой отца Алексия: «. десятки лет служит в филатовской церкви, несколько раз облагался государственными налогами, собирает к себе престарелых старушек, чтобы они ходили по всем окружающим деревням, собирали деньги в уплату налога. Собирает малолетних детей к себе в дом, обсуждает религиозные вопросы, внушает о религии».

4 февраля были допрошены три лжесвидетеля. Один из них сказал, что отец Алексий «неблагонадежный человек, ведет агитацию против советской власти». Другой сказал, что ему известен случай, когда отец Алексий в доме одного колхозника говорил: «разгромили религию, незаконно сделали. Церкви ломают, превращают их неизвестно во что, придет время — обратно религия вернется, а коммунистов не будет»; третий свидетельствовал: «не–правильно угнетают религию, невинных людей, которые совершенно не мешают, сажают в тюрьму».

16 февраля 1938 года священник Алексий Смирнов был арестован и заключен в тюрьму города Волоколамска. 18 февраля состоялся первый допрос.

—Кого вы знаете из бывших кулаков, попов, из полиции жандармов?

— Ранее знал попов и кулаков, а теперь их нет, все умерли.

— Следствие предлагает вам быть правдивым. Дайте показания о вашей контрреволюционной агитации.

—О контрреволюционной агитации показать ничего не могу, с моей стороны агитации не было.

— Следствие располагает материалами о том, что в ноябре и декабре 1937 года среди колхозников деревни Филатово вы вели агитацию: политика партии неправильна, из‑за неразборчивого руководства Сталина привела всех в болото.

— Агитации с моей стороны не было. По домам в праздники с молебнами ходил, среди колхозников против советской власти разговоров не вел.

— Признаете вы себя виновным в контрреволюционной агитации?

— В контрреволюционной агитации я себя виновным не признаю.

На следующий день допрос продолжился.

— Скажите, в данное время производите службу в церкви и какой?

— В настоящее время служу в двух церквях: Филатовской и Глебовской.

—Следствие располагает данными, что вы в феврале 1938 года собирали деньги с крестьян. для уплаты подоходного налога и говорили, что советская власть наложила непосильный налог с целью закрыть церковь?

—Действительно, деньги собирал с крестьян. среди прихожан говорил, что наложили непосильный налог и советская власть хочет закрыть церковь.

— При обыске у вас была обнаружена церковная литература. Вы распространяли ее среди крестьян? Дайте по данному вопросу показания.

—Церковной литературой пользовался сам и раздавал крестьянам, которые посещали церковь.

—. Следствие располагает данными, что в августе 1937 года вы говорили: тот, кто хочет делать покушения на вождей, никогда не будет разыскан, а сейчас советская власть судит и проводит террор против невиновных людей?

— Да, я это говорил и виновным себя признаю в этом.

— Признаете ли вы себя виновным в контрреволюционной агитации среди населения?

— В контрреволюционной агитации среди населения в 1937 году виновным себя признаю, агитацию я вел в силу того, что не приемлю советскую власть.

Следствие было закончено. Следователь считал доказанным выдвинутое обвинение в том, что священник Алексий Смирнов «непримиримый враг партии и правительства, на протяжении ряда лет среди местного населения ведет активную контрреволюционную деятельность».

23 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Священник Алексий Смирнов был расстрелян 28 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

ИСТОЧНИКИ:

ГАРФ. Ф. 10035, д. 23897.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.028 с.)