Интерпретация полученных результатов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация полученных результатов.



60-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

48-59 очков - умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

36-47 очков - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.

Менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано.


Методика "Графический диктант".

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий;
6-9 баллов - средний;
3-5 баллов - низкий;
0-2 балла - очень низкий.


Методика "Рисование по точкам".

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:


Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.


Методика "Сокращение алфавита".

Методика предназначена для выявления предметной организации ребенка, помогающей или мешающей ему принимать учебную задачу. Иными словами: методика позволяет определить, сложилась ли у ребенка специфическая предметность учебной деятельности.

Методика разработана Г. А. Цукермен и предназначена для индивидуального использования с учащимися 1-3 классов.

Материал методики: Два конверта. На одном нарисован мальчик лет 10-15, на другом - девочка. 10 карточек со словами, написанными печатными буквами:

Смысл работы: дети должны расклассифицировать корточки: разложить их по конвертам. Основание классификации зависит от того, как ребенок понял сформулированную взрослым задачу. (Умеет ли он принимать задачу взрослого или подменяет ее своей собственной задачей, не замечая этой подмены).

Инструкция.

1. "Назови эти буквы (пишет Е, Ё, Ю, Я). Верно. А какую работу эти буквы выполняют в словах?" (Помочь ребенку вспомнить примерно следующее: эти буквы обозначают свой гласный звук и мягкость впереди стоящего согласного).

2. "А как тебе кажется, можно обойтись без этих букв, сократить алфавит, чтобы детям было легче выучиться читать?" (записать соображения, которое высказывает ребенок).

3. "Ты считаешь так, а два моих старших ученика ответили на этот вопрос иначе. Они изобрели новое русское письмо, в котором любое слово можно записать без этих букв! Хочешь посмотреть, что они придумали?.. Только вот беда. Мальчик придумал свой способ письма, а девочка - свой. Каждый своим способом написал слова и вложил свои слова в свой конверт. (Показать конверты с картинками мальчика и девочки). А я карточки вынул(а) и перепутал(а). Сейчас ты будешь читать слова, посмотришь, какие два способа письма они выдумали. И разложишь их слова по конвертам: слова мальчика - сюда, слова девочки - сюда. Но первые слова я подскажу сама: я точно знаю, как зовут моих учеников. А вот их имена. Но написанные по-новому. Сможешь прочесть?" (Помочь ребенку произнести согласные мягко, узнать слово, но не объяснять смысл новых письменных знаков.)

4. "Верно, мальчика зовут Алеша, девочку - Таня. Ты уже догадался, что они изобрели?" (Записать догадку ребенка, если ребенок пожимает плечами, подбодрить его: "Ничего, вот тебе новые два слова. Прочти их. Скоро все поймешь".) Дать слово (ЛЬЭНТА - МОР*АК). Снова при надобности помочь ребенку их прочесть, попросить разложить по конвертам: какое слово написала Таня, а какое - Алеша. Фиксировать все действия и слова ребенка, за все хвалить: "Отлично. А как ты догадался? Теперь новые 2 слова. Снова разложи по конвертам...".

Если ребенок до конца работы не сможет сформулировать суть изобретений Тани и Алеши, следует прекратить дальнейшее исследование.

Если ребенок смог сформулировать новый принцип письма, попросить его изобрести свое собственное письмо, не такое как у Алеши, и не такое, как у Тани, и своим собственным письмом написать слово МЯЧ, ЛЕД.

Обратить особое внимание на работу ребенка с последней парой слов ПАРУС - БУСЫ. Если ребенок очень долго размышляет над этими словами, слегка помочь ему: "Да, тут трудно правильно сообразить. Но все-таки, как тебе кажется, какое из этих слов написал Алеша?" Как бы сбивчиво и путано ребенок ни формулировал единственно верный ответ: "Этого вообще нельзя определить", помочь ему и очень (!!!) похвалить.

Обработка: про каждого ребенка решить:

1. Каким способом он решал задачу (2-4 пары слов):

а) натурально - ориентируясь исключительно на значение слова (слово МОРЯК написал мальчик, потому что девочки не бывают моряками...);

б) содержательно - ориентируясь на форму записи (слова со звездочкой написала Таня...);

в) начал решать натурально, перешел на формальное решение (или наоборот).

2. Каким способом была решена последняя задача (не имеющая решения).

3. Смог ли ребенок содержательно сформулировать показанные ему новые способы обозначения мягкости согласных на письме.

4. Смог ли ребенок изобрести свой способ обозначения мягкости (отказ, повторил в точности один из двух ему показанных, изобрел свой знак мягкости).


Методика "Таинственное письмо".

Методика предназначена для диагностики познавательной активности младших школьников. Может проводиться как в группе, так и индивидуально.

За 5 минут до окончания занятия (само занятие обычное) экспериментатор объявляет: "Вам, ребята, пришло таинственное письмо, от кого оно - неизвестно. Внизу на этом листочке приложен шифр. Посмотрите, ребята!"

Содержание письма может быть любым: отвлеченным или привязанным к теме урока; небольшим по объему - 2-3 предложения и подпись, а в качестве шифра используется обычная система соответствия букв алфавита и цифр:

Каждому ребенку достается листочек с "Таинственным письмом". Под руководством экспериментатора дети расшифровывают первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. После этого объявляется перерыв на 10 минут. Экспериментатор предлагает другим детям (желающим) узнать, от кого пришло письмо. Не желающие продолжать работу могут оставить листочек на парте и идти гулять. После перерыва, перед началом следующего урока, дети сдают подписанные листочки.

Интерпретация результатов.

Высокий уровень познавательной активности - расшифровал целиком.
Познавательная активность выражена умеренно, быстро снижается - приступил к расшифровке, но не окончил.
Низкий уровень познавательной активности - не взялся за расшифровку.

Программа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.022 с.)