Обходимую учебно-методическую литературу этим видам учебных занятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обходимую учебно-методическую литературу этим видам учебных занятий.



Практикум

По безопасности

Жизнедеятельности

Тверь 1997

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Тверской государственный технический университет

 

 

П Р А К Т И К У М

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Под редакцией С.А.Бережного

 

 

Тверь 1997

Практикум по безопасности жизнедеятельности: /С.А.Бережной, Ю.И.Седов, Н.С.Любимова и др.; Под ред. С.А.Бережного. - Тверь: ТГТУ, 1997.- 140 с.

Содержит методики проектирования и расчетов основных средств коллективной защиты по безопасности жизнедеятельности работа­ющих, прогнозирования зон разрушения ударной волной взрыва газовоздушных смесей и гигиенической оценки условий труда в помещениях. Приведены 25 вариантов заданий по всем расчетам для практических занятий. Задания сопровождены методическими указаниями по их выполнению и анализу результатов расчета для принятия и оформления конкретного конструктивного и/или орга­низационного решения.

Предназначено для студентов всех профессиональных направле­ний и специальностей, изучающих дисциплину "Безопасность жизне­деятельности" в ТГТУ.

Подготовлено на кафедре "Безопасность жизнедеятельности и экология" (Б1Э) ТГТУ коллективом авторов под ред.проф. С.А.Бе­режного. Обсуждено и рекомендовано к печати на заседании ка­федры Б«Э ТГТУ 11 декабря 1996 г. (протокол #4).

Рис. 27. Табл. 55. Библиогр.: 23 назв.

Рецензенты: кафедра "Безопасность жизнедеятельности" Тверской государственной сельхозакадемии, руководитель государственной инспекции труда по Тверской области проф. Г.И.Беляков

 

ПРАКТИКУМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Редактор Т.С.Синицына Технический редактор Г.В.Комарова


Подписано к печати 23.01.97

 

Формат 60x84 1/16

 

Физ.печ.л. 8,75 Усл.печ.л. 8,14

 

Тираж 400 экз. Заказ № 13


Бумага писчая

 

Уч.- изд.л. 7,61

 

С - 478


Издательство и типография Тверского государственного

 

Технического университета

 

170026, Тверь, наб,Афанасия Никитина, 22


                Тверской государственный

технический университет,1997


    

-3-

ВВЕДЕНИЕ

Технические специалисты в повседневной работе решают воп­росы, связанные с улучшением

 технологии, повышением надежности технических систем (оборудование, машины, механизмы и т.п.), безопасности жизнедеятельности (БЖД) работающих и т.д. Значи­ тельное место в этой комплексе вопросов занимают решения по охране труда работающих, охране окружавшей среды, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Обоснование этих решений, как правило, соп­ровождается проведением соответствующих расчетов. Последние направлены как на проектирование коллективных средств защиты (СКЗ) работающих от поражающих, опасных и/или вредных факто­ров, действующих в среде обитания человека, так и на прогнози­рование параметров этих факторов во времени и пространстве. Проектирование и прогнозирование в БЖД как правило состоит из трех этапов: 1 - подготовительный этап, на котором определяют исходные данные и осуществляют выбор важнейших параметров, не­обходимых в дальнейшем; 2 - расчетный этап, использующий од­ну - две методики расчета того или иного СКЗ или изменений (во времени и/или в пространстве) негативного(ых) фактора(ов); 3 -конструктивный этап, на котором по результатам расчета прини­мают окончательное решение инженерного и/или организационного плана с показом на соответствующих чертежах.

Поэтому при изучении дисциплины "БЖД" студентами в ТГТУ наряду с лекциями и лабораторными занятиями проводятся прак­ тические занятия и выполняется курсовая работа (КР). Последние предназначены для закрепления теоретических знаний студентов по различным темам дисциплины и приобретения умения как расс­ читывать (в том числе с помощью ПЭВМ и ЭКВМ) СКЗ работающих, так и прогнозировать возможные неблагоприятные ситуации в сре­ де обитания человека. На проведение практических занятий по дисциплине "БЕД" отводится 16...18 аудиторных часов, а на вы­полнение КР - 17...20 часов самостоятельной работы в зависи­мости от профессионального направления и специальности студен­та. Перечень тем практических занятий и темы КР, обязательных для выполнения студентами, устанавливается рабочей программой этой дисциплины по каждому профессиональному направлению и каждой специальности. Лектор доводит их до сведения студентов на первом занятии, а также указывает методики проведения прак­тических занятий и выполнения КР. При этом он сообщает им не-


 

                                                     -4 -

Формуле

N у =- Рсуммарное/ (РА)     или                  (1.6)

N у =- Рсуммарное/ (ni РА),                             (1.7)
где РА - мощность лампы в светильнике, Вт; ni - число ЛЛ

в светильнике, шт. (находят по табл. 3-9, 3-11 и 3-12 книги

[ 1] или табл. 12.4 и 13.1 книги [2]).

Дробное значение N у всегда округляют до целого большего

числа (например, при расчетном N у = 10,2 принимают N у = 11 шт.).

0,9 1,4 2,1 2,3

3,4

Концентрированная (К) Глубокая Глубокая(Г)

Косинусная (Д)

Полуширокая (Л)

Равномерная (М)

Оптимальное расстояние l , м, от крайнего ряда светильни­ков или от крайнего светильника до стен устанавливается:

а) при размещении у стен рабочих мест (поверхностей) как

l  (0,24… 0,3) L; (1.14)

б) при отсутствии у стен рабочих мест (поверхностей) как

    l (0,4...0,5) L.   (1.15)

Если длина А и ширина В помещения различны, то эти све­тильники чаще размещают по сторонам прямоугольника. При этом рекомендуют, чтобы и L а/ L в 1,5 (L а - расстояние между светиль­ никами в ряду, а L в - расстояние между рядами светильников).

При размещении светильников с ЛЛ последние располагают, как правило, рядами - параллельно рядами оборудования или оконным проемам. Поэтому определяют расстояния L и l  как указано выше, а в рядах светильники сочленяются друг с другом торцами. Если по конструктивным особенностям помещения предус­ матривают разрывы l , м, между светильниками, то l 0,5 h. В этом случае размещение светильников лучше вести через сум­ марную их длину l   по формуле

l = N с lc.                         (1.16)

где lc - длина светильника, м, принимается по табл. 3-9 и 3-11, рис. 3-9 книги [1] или по табл. 12.4 (светильники типа ВЛВ, ЛВП02, ЛВП04, ЛВП31 и ЛВПЗЗ) и 13.1 (для светильников встраиваемых в подвесной потолок, типа ЛВ001, ЛВ002, ЛВООЗ, ЛВ005 и ЛВ031) книги [2].

Значение l  сравнивают с длиной А помещения. Если l >> А, то число рядов n р = l /А и округляют его значение до целого

- 12 -

большого числа (при np > 5 шт. и В < 15 м следует компоновать рады из сдвоенных иди строенных светильников). При l = А предусматривают один непрерывный ряд, если будет обеспечена рав­номерность общего освещения; при l  < А принимают один ряд с равномерно распределенными вдоль него разрывами l р, м, между светильниками. Зная np, на плане помещения размещают ряды параллельно оконным проемам или рядам оборудования так, чтобы величина l   не была выше значений, полученных по формулам (1.14 или 1.15). Затем находят число светильников в ряду по формуле n = N л / n р и округляет его значение до целого больш его числа (если n l с < A, то светильники располагают с раз­рывами между собой). Величину разрыва,м, определяют по формуле

l p= (A- nA l с - 2 lk) / (nA - 1). (1.17)
После решения вопросов размещения светильников в помеще­ нии определяют общее количество светильников, шт., по формулам
с ЛН или ДРЛ       N н = пнпр;         (1.18)

с ЛЛ                   NA = п A пр,                 (1.19)
где n н или nA - количество светильников с ЛН и ДРЛ или ЛЛ в ряду, шт., n р - число рядов светильников по ширине помеще­ ния, шт.

Значение N н или NA сравнивают с принятым значением N. Если N н или NA N, то размещение светильников выполнено пра­ вильно при фактической освещенности, лк:

E  =                                   (1.20)

Задания на расчет

Задание N1.2.1. Рассчитать методами удельной мощности и светового потока потребное количество светильников с ЛЛ для общего освещения помещения с электронно-вычислительной техникой по данным табл. 1.2 и разместить светильники на плане помеще­ния. При этом минимальная освещенность 500 лк (варианты 1...12) и 400 лк (вариант 13...25); высота рабочей поверхности от пола - 0,8 м; коэффициент отражения света от потолка Рп = 70...50%, стен рс= 50% и рабочей поверхности P р=- 30...10%.

Задание N1.2.2. Рассчитать методом светового потока пот­ребное количество светильников с ЛН и ГЛ для общего освещения производственного помещения по данным табл. 1.3, выбрать эко­ номически целесообразную осветительную установку и расположить светильники на плане помещения. При этом высота свеса светиль ника от потолка - 0,4 м; высота рабочей поверхности от пола -0,8 м; коэффициент отражения света от потолка Pn = 50%. стен pc = 30% и рабочей поверхности P р = 10%.

Таблица 1.2 Исходный данный к заданию N 1.2.1

Вари­ ант Размеры помещения, м Тип лампы

Тип светильника

Высота свеса светильника

От основного потолка, м

1 6 х 6 х 3.8 ЛБ40 ЛС002 -

Х 40

0.6

2 12 х 6 х 4.2 ЛБ65 ЛС002 -

Х 65

0.7

3 18 х 6 х 4.8 ЛБ80 ЛСП02 -

Х 80

0.8

4 24 х 6 х 5.4 ЛБ65 ЛСП02 -

Х 65

0.9

5 30 х 6 х 6 ЛБ80 ЛС002 -

Х 80

1.0

6 6 х 12 х 3.6 ЛД40 ЛС002 -

Х 40

0.65

7 12 х 12 х 4.2 ЛД40 ЛС002 -

Х 40

0.75

8 18 х 12 х 4.8 ЛД80 ЛСП06 -

Х 80

0.85

9 24 х 12 х 5.4 ЛД40 ЛС002 -

Х 40

0.95

10 30 х 12 х 6 ЛД80 ЛС002 -

Х 80

1.10

11 18 х 6 х б ЛТБ40 ЛП001 -

Х 40

0.5

12 18 х 3 х 5.4 ЛТБ65 ЛП002 -

Х 65

0.5

13 18 х 15 х 4.8 ЛБ40 ЛП001 -

Х 40

0.5

14 18 х 18 х 4.2 ЛТБ40 УСП5 -

Х 40

0.5

15 18 х 24 х 3.6 ЛБ40 УСПЗ -

Б х 40

0.5

16 24 х 24 х 6 ЛДЦ 8 0 ЛС002 -

Х 80

0.6

1 7 24 х 18 х 5.4 ЛДЦ40

УСПЗ1  -

Х 40

0.6

  18 24 х 15 х 4.8 ЛД40 ЛП002 -

Х 40

0.6

19 24 х 9 х 4.2 ЛБ40 ЛП002 -

Х 40

0.6

20 24 х 6 х 3. б ЛДЦ40 УСП35 -

Х 40

0.6

21 30 х 6 х 3.6 ЛБ40 УСП31 -

Х 40

0.5

22 30 х 9 х 4.2 ЛХБ40 УСП5 -

Х 40

0.5

23 30 х 15 х 4.8 ЛБ40 УСПЗ -

Х 40

0.5

24 30 х 18 х 5.4 ЛБ40 УСП35 -

Х 40

0.5

25 30 х 24 х 6 ЛХБ40 УСПЗ1 -

 -  4 х 40

0.5

                   

 

 

                                  

                                        - 15 –

Таблица 1,3. Исходные данные к заданию N1.2.2

                                             

Вари-   Размер Помещения, м     Разряд и подраз-   Наименование помещения   Тип лампы       Тип  
        ряд зри­тельных работ       ЛН   ГЛ   светиль­ника для ЛН/ЛГ  
1 2 3 4 5   24 х 6 х 6 30 х б х 6 38 х 6 х 8 42 х б х б  48 х 8 х 6     4а Инструментальный ЦЕХ   5-60 БК-60 Б-60 БК-60 Б-60   ДРИ125 ДРЛ125 ДРЛ250 ДРИ250 ДРИ400   НСПОЗ С34ДРЛ  
6 7 8   24 х 12 х 9 30 х 12 х 9   36x12x 9         Механический Б-100 БК-100 Г-200   ДРЛ250 ДРИ250 ДРЛ250   ППР  
9 10   42 х 12 х 9 48 х 12 х 9   4г   ЦЕХ   Г-200 Г-500   ДРИ400 ДРЛ400   С35ДРЛ  
11 12 13   24x18x15 30x18x15 36x18x15   421815 381815         МЕХЙНИКО-СБОРОЧНЫЙ   Г-200 г-зсо Г-300   ДРЛ250 ДРЛ400 ДРЛ400     ГСП17  
14 15   42x18x15 48x18x15 5а   ЦЕХ   Г-200 Г-200   ДРЛ700 ДРИ700   СД2ДРЛ  
16 17 18   24x12x4.2 30x12x4.2 36x12x4.2         РЕМОНТНО- МЕХАНИЧЕСКИЙ   Б-100 К-100 Б-150   ДРЛ125 ДРЛ250 ДРЛ250     Астра  
19 20   42x12x4.2 48x12x4.2 5б   ЦЕХ   Г-150 Б-200   ДРЛ400 ДРИ400   РСП10  
21 22 23   54x18x4.8 60x18x4.8 66x18x4.8 72184.   5г     СБОРОЧНЫЙ   Б-200 Г-200 Б-200   ДРИ400 ДРЛ700 ДРЛ400   РСП13  
24 25   72x18x4.8 78x18x4.8     ЦЕХ   Г-500  Г-500   ДРИ700 ДРЛ1001   УПД ДРЛ  

 

 

                                                      

                                                 - 16 -

тодики выполнения светотехнического расчета Сем. выше подраз­дел 1.1), а также он знакомится со своим вариантом задания(й) из подраздела 1.2.

При выполнении задания N1.2.1 студент использует первую методику расчета второго этапа (см. выше формулы (1.1..1.9) и рекомендации, касающиеся размещения светильников с ЛЛ, третьего этапа светотехнического расчета. Затем он анализирует результаты расчета освещения и выбирает за окончательный тот путь (увеличение количества светильников или мощности ламп в светильнике), который обеспечивает надежность и электробезо­пасность проектируемой осветительной установки при расчетной освещенности выше Еж1п. После этого студент приступает к конс­труктивному решению по данной установке, строго руководствуясь материалами и указаниями подраздела 1.4. В процессе выполнения данного задания студент должен использовать справочные книги [1,2].

Примечание. При выполнении идентичного задания в КР, аттеста­ционной работе будущего бакалавра или дипломном проекте буду­ щего инженера студент обязан полностью реализовать первый этап светотехнического расчета с необходимыми обоснованиями. Кроме того, студент осуществляет расчет качественных показателей спроектированной осветительной установки, строго руководству­ ясь подразделом 9.4 книги [2].

При выполнении задания N1.2.2 студент на первом этапе определяет только Е min и параметры качества освещения по СНиП II -4-79 [3]; на втором этапе использует вторую методику расче­та - формулы (1.1, 1.2, 1.8...1.12) и рекомендации, касающиеся размещения светильников с ЛН, ДРЛ или ДРИ, третьего этапа све­тотехнического расчета. Затем он анализирует результаты расче­ та по экономичности, надежности и электробезопасности проектируемой осветительной установки и выбирает ту установку, ко­ торая имеет минимальную стоимость и обеспечивает повышенную надежность и электробезопасность при расчетной освещенности выше Е min. После этого студент приступает к конструктивному ре­ шению по выбранной установке, строго руководствуясь материала­ми и указаниями подраздела 1.4. В процессе расчета по вышеука­ занным формулам студент должен использовать справочные книги [1,2]. При выполнении идентичного задания в КР, аттестационной работе будущего бакалавра или дипломном проекте будущего инже­ нера студент реализует то, что указано выше в примечании.

 

                           

                         - 17 –

                           1.4. Конструктивные решения по результатам расчета

Таким решением является план размещения светильников в помещении(ях). Для этого студент вычерчивает план помещения (в соответствующем масштабе - например, И 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75 или 1:100) и наносит принятое на третьем этапе светотехнического расчета расположение рядов и све­тильников в них, строго соблюдая ГОСТ 21.614-88 "Изображения условные графические электропроводок на плане". На этом плане должны быть указаны размеры помещения в метрах, а также распо­ложение окон и дверей.

Примечания. 1. На практических занятиях и в контрольных рабо­тах заочников допускается приводить схему размещения светиль­ ников в рассмотренном помещении (рис. 1.1..1.4), на которой кроме размеров помещения должны быть указаны величины L, l , l и т. д.

2. Студенты-дипломники специальности ЭС на плане помещения(й), приведенного на ватманском листе формата А1 (масштаб здесь может быть 1:125, 1:250 или 1:500), должны также показы­вать расположение магистральных, рабочих и аварийных щитков, проводку и другие элементы электрической сети освещения, так как они выполняют и электротехнический расчет осветительной установки. Элементы оформления таких планов показаны на рис. 13-2 книги [1].

Рис. 1.1. Схема размещения светильников типа ЛСПО2 – 2 x 80

           в компьютерном зале

 

 

Рис. 1.2. Схема размещения светильников типа ЛС002 – 2 x 40

           В учебном помещении


                                                                         -19-

 

Рис. 1.3. Схема размещения светильников типа УПД ДРЛ- 2000

           В производственном помещении механического цеха

Рис. 1.4. Схема размещения светильников типа НСП07

          с ЛН 500 Вт в помещении ремонтного цеха

                                                

                                                  - 20 –

Рис. 2.2. К расчету освещенности от одного прожектора в данной точке

3) угол  = агс tg (b -со s ) / Н; (2.6)

4) силу света Y  по графику, приведенному в книге [1] на с. 249...286;

5) горизонтальную освещенность Ег , лк, в данной точке по Формуле

                        Е  = (Y cos )/ H          (2.7)

6) площадь изолюксы $нз, м2, на поверхность площадки $, м2, по графикам изолюкс на условной плоскости, приведенным в книге [ 1] на с. 249...286;  

Задания на расчет

Задание Н2..2.1. Рассчитать методом удельной мощности и точечным методом для двух случаев (глубин и высот) количество прожекторов (на мачте установлено их несколько, т.е. пучек лу­ чей) с ЛН или ДРЛ охранного освещения открытой производствен­ ной площадки по исходным данным табл. 2.1, разместить их на плане площадки и выбрать оптимальный вариант охранного освеще­ ния, удовлетворяющий данным условиям работы. При этом мини­мальную освещенность принять 2 лк. На площадке размещены вре­менные подсобные помещения и будут проводиться работы по вы­полнению нулевого цикла (вариант 1...12) или строительству здания (вариант 13...25).

Задание Н2.2.2. Рассчитать методом удельной мощности и точечным методом для двух случаев (высот и глубин) количество прожекторов (на мачте установлен один прожектор) с ЛН или ДРЛ охранного освещения открытой производственной площадки по ис­ ходным данным табл. 2.2, разместить их на плане площадки и

 

 

                                                -26-

 

                                                                              

                           - 27 –

                                       Таблица 21. Исходные данные к заданию N2.2.1

Вари­ ант Размер площадки, м Тип, напряжение, В, и мощность лампы» Вт Тип про­жек­ тора Высота установки прожекто­ ра*, м Вид выполняемых работ
1 50 х 10 Б 215-225-150 ПЗС-25    
2 3   4 75 х 10 100 х 10 150 х 10 БК 215-225-150 Б 215-225-200 БК 215-225-200 ПЗС-25 ПЗС-25 ПЗС-25 9,0 Рытье траншей глубиной 1,7 и 2,0 м
5 175 х 10 Г 215-225-300 ПЗС-35    
6 100 х 50 БК 215-225-200 ПЗС-25    
7 125 х 50 Б 215-225-150 ПЗС-25   Рытье
8 9 150 х 50 175 х 50 БК 215-225-150 Г 215-225-300 ПЗС-25 ПЗС-35 9,0 котлованов глубиной 2,0 и 3,0 м
10 200 х 50 Б 215-225-200 ПЗС-25    
11 12 50 х 100 75 х 100 Б 215-225-150 Г 215-225-300 ПЗС-25 ПЗС-35 9,0 Рытье котло­ванов глуби­ной 3.0;3,7 м
13 14 15 100 х 100 125 х 100  150 х 100 ДРЛ - 80 ДРЛ – 125  ДРЛ - 250 ПЗС-25 ПЗС-25 ПЗС-25 15,0 Строительство зданий: кругло­ го п=12,0 м; прямоугольного 15 м
16 100 х 30 ДРЛ - 400 ПЗС-35    
17 18 19 125 х 30 150 х 30  175 х 30 ДРЛ - 700 ДРЛ - 250 ДРЛ - 400 ПЗС-35 ПЗС-25 ПЗС-35 21,0 Строительство (панельного) здания Ь = 15,0 и 28,0 м
20 200 х 30 ДРЛ - 700 ПЗС-35    
21 22 23 24 25 50 х 40  75 х 40 100 х 40 125 х 40 150х140 ДРЛ - 1000 ДРЛ – 2000 Г 215-225-500 Г 215-225-750 Г 215-225-1000 ПЗС-45 ПЗС-45 ПЗС-35 ПЗС-35 ПЗС-45 21,0 Строительство кирпичного здания Ь = 28.0 м и Т-образного базара Ь = 12 м
           

*Высота установки прожектора дана без учета высоты строящегося здания

                                                                             - 28 –

                            Таблица 2.2. Исходные данные к задания N2.2.2

вари­ ант Размер площадки, м Тип, напряжение, В, и мощность. Вт Тип про­жек­ тора Высота установки прожекто­ ра*, м Вид выполняемых работ
1 2 3 4 5 100 х 50 125 х 50  150 х 50 175 х 50  200 х 50 ДРЛ - 1000 ДРЛ - 2000 Г 215-225-500 Г 215-225-750 Г 215-225-1000 ПЗС-45 ПЗС-45  ПЗС-35  ПЗС-35 ПЗС-45 15,0 Строительство сборочного и холодно-прес­ сового цехов высотой h = 15 и 18 м
6 50 х 100 ДРЛ - 400 ПЗС-35    
7 8 9 75 х 100 100 х 100  125 х 100 ДРЛ - 700 ДРЛ - 250 Г 215-225-300 ПЗС-35  ПЗС-25 ПЗС-25 21,0 Строительство корпусов института h = 18 и 21 м
10 150 х 100 Г 215-225-750 ПЗС-35    
11 12 50 х 100 75 х 100 ДРЛ - 1000 ДРЛ - 2000 ПЗС-45  ПЗС-45 18,0 Строительство Т-образного здания h =20 м
13 14 15 100 х 100 125 х 100 150 х 100 ДРЛ - 700 ДРЛ – 400 Г 215-225-1000 ПЗС-35 ПЗС-35  ПЗС-45 9.0 Рытье котлова­нов под емкости глубиной 15 и 7,5 м
16 100 х 30 БК 215-225-200 ПЗС-25    
17 18 125 х 30 150 х 30 Б 215-225-150 БК 215-225-150 ПЗС-25 ПЗС-25 9,0 Рытье котлова­нов глубиной 4 и 6 м
19 175 х 30 Г 215-225-300 ПЗС-25    
20 200 х 30 Б 215-225-200 ПЗС-25    
21 50 х 5 Б 215-225-150 ПЗС-25    
22 23 75 х 5 100 х 5 БК 215-225-150 Б 215-225-200 ПЗС-25 ПЗС-25 10,0 Рытье траншей глубиной 2,0 и 3,0 ы
24 125 х 5 БК 215-225-200 ПЗС-25    
25 150 х 5 Г 215-225-300 теки прожекторе ПЗС-35    

*Высота установки прожектора дана без учета высоты строящегося здания

 

                                             - 29 -

выбрать оптимальный вариант охранного освещения, удовлетворяю­ щий данным условиям работы. При этом минимальную освещенность принять 2 лк. На площадке размещены временные подсобные поме­щения и будут проводиться работы по строительству здания (ва­ риант 1...12) или выполнению нулевого цикла (вариант 13...25).

Эти решения состоят в правильном размещении прожекторных мачт на территории освещаемой площадки. Вариантов размещений

 

 

- 30 -

мачт может быть два: первый - на границе площадки и второй -за ее пределами. Первый вариант реализуется при наличии све­тильников на прожекторной мачте, предназначенных для устране­ния "мертвого" пространства данной мачты. Здесь прожекторные мачты устанавливайте по контуру освещаемой площадки так, что­бы они не мешали въезду, перемещении и выезду строительной и транспортной техники и рационально освещали всю территорию площадки независимо от размещения основных и вспомогательных сооружений и бытовок. Примером такого размещения является рис, 2.3, где показаны освещаемые зоны как прожекторами, так и све­тильниками.

Размещение прожекторных мачт за пределами площадки (см. рис. 2.1) не требует наличия светильников на мачтах. Последние должны быть размещены так, чтобы избежать на освещаемой пло­щадке наличия "мертвых" зон и уменьшения на ней теней и полу­теней.

На практических занятиях студент показывает принятое раз­мещение прожекторных мачт на освещаемой площадке для двух слу­ чаев: высот возводимого здания или глубин нулевого цикла работ. Затем он рекомендует одно из размещений, удовлетворяющее данным условиям работы. Б курсовой работе, аттестационной ра­боте бакалавра или дипломном проекте инженера эти размещения (одно пунктиром) приводятся на ватманском листе формата А1 в соответствующем масштабе.

Рис. 3.1. Расчетная схема воздуховода:

Рис. 3.2. Расчетная схема воздуховода;

КУ - калориферная установка; а, б и в - участки ма­гистрального воздуховода

Решение. На участке а давление теряется на приточный на­садок на спуске, в двух отводах и в тройнике. Приточный наса­док выбираем из табл. 14.11 [121. Нам подходит веерная решетка с ^ = 1,1. Коэффициент местного сопротивления в двух отводах рассчитывается аналогично примеру 3.1 и равен ^ = 2 х 0,15 = •0,3. Потери давления в тройниках ввиду малости (0, 01... О, 03) не учитываем. Таким образом, суммарный коэффициент местных сопротивлений на участке а

= 1Л + 0,3 - 1,4. На участке б местные потери давления в тройнике не учиты­ваем ввиду их малости, но на этом участке предусматривается работа КЗ в зимнее время. Ее сопротивление определяется по графикам фиг. 5 и 6 (с. 532 книги СИ]) при определении ве­совой скорости воздуха и его массового расхода. На практичес­ких занятиях сопротивление (потеря давления) КУ следует прини-

                                                  

                                             - 36 -

мать 30... 50 Па. На участке в давление теряется на свободный вход в колено ( = 90 и  равен 1,1 (табл. 14.11 книги [12]), на внезапное сужение потока в отводе при соотношении площадей  = 0,8 и  составляет 0,15. Кроме того, на данном участке расположена приточная шахта; выбираем ее с зонтом при утолщен­ной входной кромке (H / d = 0,5) с  = 0,75 (табл. 14.11 книги [12]. Таким образом, суммарный коэффициент местных сопротивле­ний на участке в

= 1.1 + 0.15 + 0,75 = 2,0.

Задания на расчет

Задание N З.2.1. Рассчитать механическую вытяжную вентиля­ция для помещения, в котором выделяется пыль или газ и наблю­дается избыточное явное тепло по исходным данным табл. 3.3 (дробь означает, что в числителе даны величины С  для пыли, а в знаменателе - для газа).Схема размещения воздуховодов приве­дена на рис. 3.3. Подобрать необходимый вентилятор, тип и мощ­ность электродвигателя и указать основные конструктивные реше­ния.

Задание N3.2.2. Рассчитать систему приточной механической вентиляции в помещении (рис. 3.4) с равномерной раздачей воз­духа через дисковые насадки по исходным данным табл. 3.4. По­добрать необходимый вентилятор, тип и мощность электродвигате­ля и указать основные конструктивные решения.

Тра или пылеуловителя, виброизоляторов и т.д.). Особо важным являются решения по установке вентилятора, электродвигателя и воздуховодов в данном помещении, по режиму работы данной вент-системы и по электробезопасности.

Студент должен помнить, что небольшие вентиляторы (с но­мером колеса до N6) устанавливают на одном валу с электродви­гателем. Это наиболее целесообразно по соображениям надежности эксплуатации, при этом уменьжаются жум и потери мощности в пе­редаче, меньже габариты установки. Чаще вентилятор и электрод­вигатель устанавливают на раме, которая виброизолирована от пола. В воздуховодах предусматривают гибкие резиновые вставки вблизи вентилятора, чтобы вибрации не передавались от вентиля­тора и не возникали резонансные вибрации, вызывающие разрушение воздуховодов. Но при этом все воздуховоды должны быть за­землены или занулены (расчет см. ниже). И наконец, приточная механическая вентиляция работает в режиме нагнетания воздуха, а вытяжная - в режиме всасывания (разрежения) воздуха. Поэтому студент должен предусмотреть возможность реверсирования возду­ха (т.е. переход на противоположный режим) при соответствующих аварийных ситуациях в данном помещении.

Методика расчетов циклонов

Циклоны предназначены для сухой очистки газов от пыли со средним размером частиц более 10...20 мкм. Все практические задачи по очистке газов от пыли с успехом решаются циклонами НИИОГАЗа: цилиндрическими серии ЦН и коническими серии СК. Из­быточное давление газов, поступающих в циклоны, не должно пре

                                                     

                                                        - 44 -

вышать 2500 Па. Температура газов во избежание конденсации па­ров жидкости выбирается на 30...50°С выше температуры точки росы, а по условиям прочности конструкции - не выше 400°С. Производительность циклона зависит от его диаметра, увеличива­ясь с ростом последнего. Цилиндрические циклоны серии ЦН пред­назначены для улавливания сухой пыли аспирационннх систем. Их рекомендуется использовать для предварительной очистки г



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.119 с.)