Новые институты, возникшие после 1991 г. и усилившиеся после 1999 г. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые институты, возникшие после 1991 г. и усилившиеся после 1999 г.



1) Администрация Президента, обладающая неограниченной властью и характеризующаяся минимальными механизмами горизонтальной или вертикальной подотчетности, взяла на себя роль бывшего ЦК КПСС. Этот институт появился при Ельцине и стал более влиятельным при Путине.

2) Государственная Дума с крайне слабой партийной системой и анемичной "правящей партией" "Единая Россия".

3) Частные корпорации составляли в 2000 г. 70% экономики, они работали в условиях новых рыночных институтов, таких как фондовый рынок, гражданский кодекс, земельный кодекс, страхование депозитов и т.д. [Rutland 2013].

4) Организованная преступность вышла из тени (советских тюрьм) и стала примечательной особенностью российского капитализма, обеспечивая исполнение контрактов и "крышу" в отсутствие надежных полиции и судебной системы.

5) Средства массовой информации в основном находились в частной собственности и формально обладали независимостью. В 1990-е годы СМИ свободно критиковали власти, но Путин восстановил государственный контроль. К концу 2000-х годов программы телевидения стали порой напоминать советские времена.

6) Распространение Интернета в 2000-х годы позволило активистам свободно общаться и критиковать государство. Тем не менее, для 70% россиян источником новостей оставалось телевидение.

СОХРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

В постсоветской России официальные государственные институты характеризуются невысокой эффективностью. Сохраняются нормы поведения, подрывающие действия официальных органов. Россияне не доверяют политическим институтам и в отношениях с бюрократическим аппаратом полагаются на друзей и связи (блат), высоко ценят взаимные одолжения и лояльность "своим". Наблюдается недостаточное уважение к закону и отчужденность от политики в сочетании, как это ни парадоксально, со стремлением подчиняться сильному лидеру - в качестве компенсации недоверия институтам. Эта модель поведения характерна как для советского общества, так и для России Ельцина 1990-х годов и Путина 2000-х годов.

В ельцинский период решения даже на самом высоком государственном уровне принимались узкой неформальной группой советников, в центре которой находилась дочь президента Татьяна Дьяченко. Влияние "семьи" росло по мере того, как Ельцин становился все менее работоспособным. Путин, как и Ельцин, в принятии ключевых решений также полагался на ограниченный ближний круг. Как и Ельцин, Путин (даже став официальным лидером партии "Единая Россия") никогда не вступал в политические партии. Но в отличие от Ельцина Путин умело использовал СМИ для формирования личностного почитания - здесь и верховая езда с обнаженным торсом, и байкерские пробеги, и т.п. Этот пример иллюстрирует личное управление в обход официальных государственных институтов, а также соответствует образу действий мировых лидеров-популистов, представляющихся "людьми из народа", работающих против истеблишмента и готовых нарушать правила, чтобы служить потребностям нации.

Другие социальные нормы, пережившие распад СССР, включают в себя ожидания, что государство будет заботиться о гражданах в части создания рабочих мест, предоставления жилья и обеспечения доходов. Так, на смену советскому эгалитаризму пришло показное богатство "новых русских". Более значимой стала роль религии в жизни общества, в школах было введено изучение основ религиоведения.

Успех режима, созданного Путиным, объясняется тем, что разрозненные элементы сплелись в нем воедино. При этом старые социальные нормы сочетаются с новыми, преодолевается разрыв между формальными и неформальными институтами. В результате, как оказалось, Россия способна вести войну, готовить Олимпиаду-2014 в Сочи и строить экспортные трубопроводы в Китай.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.005 с.)