Проблема взаимодействия в психологической науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема взаимодействия в психологической науке



 

    В общетеоретическом плане проблемы интерактивности («обмена действиями») были предметом изучения в основном социологов и психологов, которые разработали:

· теории социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс);

· теории социальной связи (Я. Щипаньский, В.Н. Парфенов и др.);

· мотивационный подход, связанный с мотивами межгрупповоговзаимодействия. В основе подхода лежит учение З. Фрейда о бессознательном влечении;

· ситуативный подход (М. Шериф), суть которого в том, что причина межгрупповых конфликтов лежит не только в различиях мотивов, но и в факторах непосредственного взаимодействия между группами;

· когнитивный подход, сторонники которого утверждают, что в регуляции межгруппового взаимодействия ведущая роль принадлежит когнитивным процессам (на основе мышления);

· деятельностный подход, авторы которого, отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, утверждали, что в любой развитой группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности.

 

    Существует несколько теорий, описывающих (объясняющих) межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория.

    Рассмотрим их немного подробнее.

    Согласно теории обмена Дж. Хоманса, люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. По этой теории, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом.

    Теория обмена опирается на четыре принципа:

    1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

    2) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;

    3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

    4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

    По Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и т.п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждение не всегда определяется линейной связью типа: стимул → реакция. Высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и т. п.

    Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в рамках теории символического интеракционизма Дж. Мида. Ученый рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения. Мы «разгадываем» мысли других, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Дж. Мид выделял два типа действий:  1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);

2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого, или, говоря словами Мида, «принять роль другого». Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять, потому что с детства нас учат придавать значение определенным редметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.

    Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежутке времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. Тогда мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция. В какой-то мере все является символом, но слова – наиболее важные символы, так как с их помощью мы придаем значения предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения.

    Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. На его основе не сделаны обобщения, применимые к разным ситуациям. Для развития этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им придаются. Центральная идея интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. Механизмом этого формирования является установление контроля действий личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Эта концепция придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействий. Интерактивный аспект общения в такой концепции отрывается от содержания предметной деятельности, при этом взаимодействие как бы замыкается на заданную группу.

    Весьма известна и авторитетна в психологии теория управления впечатлениями Э. Гофмана. Согласно этой теории, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее печатление на других. Эту концепцию принято называть социальной драматургией. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе у других. Гофман пишет: «Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам».

    Самой известной психологической теорией 19 – 20 веков была психоаналитическая теория (или психоанализ) Зигмуда Фрейда. Согласно ей, процесс взаимодействия людей воспроизводит их детский опыт. считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них главным образом потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы регрессируем (возвращаемся) к более ранним стадиям развития. Такой регресс происходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным.

    Исследования показывают, что отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп. Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, мы должны рассматривать его как организацию совместной деятельности. Конкретной формой включения взаимодействия в контекст деятельности является рассмотрение его как формы организации деятельности. Конкретное содержание форм организации совместной деятельности определяется соотношением индивидуальных «вкладов» участников в общий процесс групповой деятельности.

    Так, Л.И. Уманский выделил три возможные нормы или модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Как и при анализе коммуникативной стороны общения, имеется связь системы взаимоотношений с характером межличностных отношений участников взаимодействия. Такие отношения определяют как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество). Тем не менее, даже в условиях плохих межличностных отношений в группах, занятых определенной социальной деятельностью, взаимодействие существует.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Транзактный анализ общения

¹ Высказывание Личная оценка высказывания
1 Мне порой не хватает выдержки  
2 Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять  
3 Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей  
4 Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях  
5 Меня провести нелегко  
6 Мне бы понравилось быть воспитателем  
7 Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому  
8 Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события  
9 Каждый должен выполнять свой долг  
10 Нередко я поступаю не как надо, а как хочется  
11 Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия  
12 Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить  
13 Я, как и многие люди, бываю обидчив  
14 Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе  
15 Дети должны безусловно следовать указаниям родителей  
16 Я – увлекающийся человек  
17 Мой основной критерий оценки человека – объективность  
18 Мои взгляды непоколебимы  
19 Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать  
20 Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны  
21 Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств  

Обработка результатов

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

Я-состояние

Суммируемые строки

Сумма баллов

 
Д

"Дитя"

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

В

"Взрослый"

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

Р

"Родитель"

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

             

 

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса.

Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь.

Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать.

Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то значит, пора взять свои эмоции под контроль.

 

 

ЛЕКЦИЯ №5.

ДеловАЯ БЕСЕДА

                                 Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.013 с.)