Учебная практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности



УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место практики в структуре образовательной программы

Практика реализуется в рамках вариативной части.

Для прохождения практики необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин: «Введение в историю и в основы научно-исторического метода», «История», «Методика обучения истории»

Практика проводится на IV курсе в VII семестре на очной и заочной формах обучения.

Учебная практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности осуществляется на базе СФ БашГУ, в случае необходимости допускается возможность прохождения практики за пределами города Стерлитамака.

 

Объем практики в зачетных единицах с указанием количества недель

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетных единицы (з.е.), 2 недели.

 

Содержание практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
  Подготовительный этап практики. Ознакомление с основными положениями учебной практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности Проведение установочной конференции. Разработка индивидуального плана работы. Выбор темы научно-исследовательского проекта. Составление рабочего графика (плана) проведения практики. Устное собеседование и отметки в индивидуальном плане и дневнике практиканта.
  Содержательный (научно-исследовательский) этап практики. Изучение научной литературы и источников по соответствующему разделу или выбранной теме. Формирование корпуса необходимых источников для научно-исследовательской работы и выполнения задачи. Анализ и систематизация научно-исследовательской информации по теме исследования. Аналитический обзор и видовая характеристика источников по теме Реферирование двух научных статей по выбранной теме исследования из центральных журналов Написание аналитического обзора интернет-сайта Методическая разработка (научно-исследовательский проект) по организации научно-исследовательской работы обучающихся Заполнение дневника работы обучающегося.  Устное собеседование и отметки в индивидуальном плане и дневнике практиканта.
  Завершающий этап практики.   Оформление отчетности по итогам практики. Составление отзыва о практике студента Выступление с научным докладом на итоговой конференции. Анализ отчетной документации. Выставление результата прохождения практики

Формы отчетности по практике

 

К окончанию практики необходимо подготовить и сдать отчетную документацию.

 

Отчетная документация по практике включает в себя следующие элементы:

Отчет о прохождении учебной практики по получению первичных навыков научно-исследовательской работы.

Аналитический обзор и видовая характеристика источников по теме (Приложение 1)

Реферирование двух научных статей по выбранной теме исследования из центральных журналов (Приложение 2).

4. Аналитический обзор интернет-сайтов по выбору (3 сайта) (Приложение 3).

Методическая разработка (научно-исследовательский проект) по организации научно-исследовательской работы обучающихся (Приложение 4).

 


 

Приложение 1

 

 

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Исторический факультет

 

ОТЧЕТ ОБ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

СТУДЕНТА

______ курса группы _____

 

________________________________________________

(фамилия имя отчество в род. п.)

 

 

Уровень высшего образования: бакалавриат
  Направление подготовки:   44.03.01.Педагогическое образование
Программа:                История
Срок проведения практики: с «___»_________ 20___ по «___»_________ 20___

 

Стерлитамак – 2019 г.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. База практики – место прохождения практики студентом (Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета).

2. Студент – физическое лицо, осваивающее образовательную программу по направлению подготовки бакалавриата.

3. Вид практики – учебная.

4. Каждый студент, находящийся на практике, обязан вести отчет по практике.

5. Отчет по практике и приложения к нему служат основным и необходимым материалом для оценивания результатов прохождения практики.

6. Заполнение отчета по практике производится регулярно, аккуратно и является средством самоконтроля.

7. Иллюстративный материал (чертежи, схемы, тексты и т.п.), а также выписки из инструкций, правил и других материалов могут быть выполнены на отдельных листах и приложены к отчету.

8. Записи в отчете о практике должны производиться в соответствии с программой по конкретному виду практики.

9. После окончания практики студент должен подписать отчет у руководителя практики, руководителя от базы практики и сдать свой отчет по практике вместе с приложениями (при наличии) на кафедру.

10. При отсутствии сведений в соответствующих строках ставится прочерк.

 


 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от факультета (института) Семенова Наталия Леонидовна, доцент кафедры истории Отечества и Методики преподавания истории
Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от кафедры Семенова Наталия Леонидовна, доцент кафедры истории Отечества и Методики преподавания истории Кантимирова Резида Ильгизаровна, зав.кафедрой всеобщей истории и философских дисциплин Выбрать нужное
Полное наименование базы практики Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет»
Наименование структурного подразделения базы практики Исторический факультет Кафедра истории Отечества и Методики преподавания истории Кафедра всеобщей истории и философских дисциплин Выбрать нужное
Адрес базы практики (индекс, субъект РФ, район, населенный пункт, улица, дом, офис) 453100 Российская Федерация Республика Башкортостан Г. Стерлитамак Пр. Ленина 49
Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от профильной организации -
Телефон руководителя практики от базы практики -

 


 

РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

 

Срок проведения практики: с «___»_________ 20___ по «___»_________ 20___

 

Разделы (этапы) практики Виды и содержание работ, в т. ч. самостоятельная работа обучающегося в соответствии с программой практики График (план) проведения практики (начало – окончание)
1. Подготовительный этап.   00.00.0000 – 00.00.0000
2. Основной этап.    
3. Заключительный этап.    
  Руководитель практики от кафедры   ____________/ ________________ подпись    И.О. Фамилия  
Руководитель практики от факультета   ____________/ ________________ подпись    И.О. Фамилия  

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Содержание и планируемые результаты практики:

1.

2.

3.

4.

 

  Руководитель практики от кафедры   ____________/ ________________ подпись    И.О. Фамилия  
Руководитель практики от факультета   ____________/ ________________ подпись    И.О. Фамилия  
ОЗНАКОМЛЕН: Студент   ____________/ ________________ подпись    И.О. Фамилия  

 

           


 

 

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Наименование и реквизиты локального нормативного акта, регламентирующего систему управления охраной труда, техники безопасности, пожарной безопасности СФ БашГУ:

       Приказ «О противопожарном режиме в Стерлитамакском филиале БашГУ» № 2329 от 31.10.2012 г.

       Положение «Об организации работ по охране труда в Стерлитамакском филиале БашГУ» от 14.01.2013 г.

Инструкция о мерах пожарной безопасности в СФ БашГУ, утверждена приказом СФ БашГУ от 25.01.18 № 104.

Наименование и реквизиты локального нормативного акта, устанавливающий правила внутреннего трудового распорядка БашГУ:

       Приказ БашГУ «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» от 04.04.2018 № 413.

 

Дата

Фамилия, инициалы, должность инструктирующего лица

Подпись

инструктирующего инструктируемого – обучающегося
       

ДНЕВНИК РАБОТЫ СТУДЕНТА

Дата Информация о проделанной работе, использованные источники и литература (при наличии)
00.00.0000  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

Руководитель практики от кафедры

 

____________/ ________________

подпись    И.О. Фамилия

 

Руководитель практики от факультета

 

____________/ ________________

подпись    И.О. Фамилия

 

 
 

 

 

         

 

 

ОТЧЕТ СТУДЕНТА О ПРАКТИКЕ

с «___» _________20___ по «__» ___________20__

 

Я, _____________________________[1] прошел ______________[2] практику с «___» _________20___ по «____» ___________20____.

В соответствии с программой практики и индивидуальным заданием, я выполнял следующую работу:_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В результате прохождения практики, поставленные задачи были решены в полном объеме, компетенции (необходимые знания, умения, навыки и опыт деятельности) приобретены.

 

 

Студент ____________/ ________________ подпись    И.О. Фамилия  

ОТЗЫВ О ПРАКТИКЕ СТУДЕНТА

 

 

Студент _____________________________[3] прошел ______________[4] практику с «___» _________20___ по «____» ___________20____.

Перед обучающимся во время прохождения практики были поставлены следующие задачи:__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Краткая характеристика проделанной работы и полученных результатов:________________

________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Во время прохождения практики обучающийся проявил себя как (достоинства, уровень теоретической подготовки, дисциплина, недостатки, замечания)______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Рекомендации (пожелания) по организации практики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
Руководитель практики от кафедры ____________/ ________________ М.П. подпись       И.О. Фамилия «___»_________20___

 

 

РЕЗУЛЬТАТ ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА

 

Результат прохождения практики обучающимся оценивается на[5]:__________________

 

 

Руководитель практики от кафедры   ____________/ ________________ подпись    И.О. Фамилия «___»_________20___

 

 

 

Руководитель практики от факультета   ____________/ ________________ подпись    И.О. Фамилия  

 

 
       

 


Приложение 1

Приложение 2

 

Вводная часть реферата

В статье «..»№, помещенной в журнале «...» №... за... год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы). Автор статьи - известный ученый...Статья называется (носит название..., под названием..., озаглавлена..., под заголовком.., опубликована в...)

Проблема статьи

В статье речь идет... (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?).

Сущность проблемы сводится... (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?).

Заключение, выводы автора

Автор приходит к выводу(заключению), что... (подводит нас к..., делает

вывод, подводит итог)

В конце статьи подводятся итоги (чего?)

В заключение автор говорит, что, (утверждает, что)...

В заключение говорится, что... (о чем?)

Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)...

Выводы и оценки референта

Приводятся выводы или вывод по работе.

Приложение 3

Рекомендуемые сайты

Приложение 4

Тема: Образование Древнерусского государства.

В рамках данной темы студенты могут выделить такую проблему для научно-исследовательского проекта: Выделите основные спорные вопросы образования Древнерусского государства.

Студенты могут выбрать следующие исторические и историографические источники:

 

1. Отрывок из Повести временных лет о призвании варягов

2. Отрывок из В.О. Ключевского, связанный с образованием Древнерусского государства.

3. Отрывок из работы современного исследователя Е. Пчелова «Рюрик».

На основе трех отрывков ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. В чем актуальность ПРОБЛЕМЫ?

2. Как она отражена в каждом из предложенных отрывков?

3. Как вы понимаете данное высказывание (первый отрывок, второй, третий)?

4. Какой информационный потенциал содержат представленные группы источников?

Дайте им характеристику.

5. Сравните источники с точки зрения содержания.

6. Какие изменения нашли отражение в источнике?

7. Как выражается позиция автора источника?

8. Сделайте выводы по предложенным отрывкам из источников, по проблеме.

 

Наконец, в третьей части научно-исследовательского проекта студенты должны сами описать наиболее главные положения ответов на свои вопросы, т.е. они указать на что следует ученикам обратить внимание в первую очередь, на какие фразы из источника, как можно определить позицию автора. Студенты должны показать из чего должны складываться ответы и в чем состоит логика ответов на предложенные ими вопросы.

 

Например, вариант ответа студентов на вопрос А:

А) При раскрытии данного вопроса ученики должны четко представлять себе, что отдельные места Повести временных лет открыты для интерпретации историков и продолжают оставаться дискуссионными. Например, слова Нестора «от тех варяг назвались русью……». Этим доказывается актуальность проблемы для современной исторической науки. Следующий дискуссионный вопрос, который нашел отражение в источнике – этническая принадлежность первых русских князей. И т.д. Студенты должны раскрыть те моменты, которые являются главными.

Б)

В)

 

Примерная тематика исследований

Преп. Н.Л. Семенова

1. Происхождение славян в современной историографии.

2. Новые подходы в освещении проблем образования Древнерусского государства.

3. Объединительная политика великих литовских князей.

4. Московские князья XIV-XVвв.: основные задачи и направления деятельности.

5. Новые концепции опричнины в историографии.

6. Проблема легитимности государственной власти в период «Смуты».

7. Новые оценки городских восстаний XVII в. в историографии.

8. Дискуссионные проблемы истории России первой половины XVIIIв.

9. Проблема присоединения Крыма.

10. Государственная идеология России в первой половине XIXв.

11. Проекты реформ государственного управления России в первой половине XIXв.

12. Концепции социализма в российской общественно-политической мысли рубежа 19-20 вв.

13. Государственная идеология Петра I и Екатерины II.

14. Взгляды государственных деятелей 60-х гг. XIXв. на общественное устройство России (А.М. Горчаков, Д.А. Милютин, П.А. Валуев).

15. История религиозного сектантства в России в XIXв.

16. Интеграция Башкирии в административную систему российской империи.

17. Реформы в России в XVI-XVII вв.: векторы преобразований.

18. Новые подходы в изучении первой мировой войны.

19. Выбор путей общественного развития в 1917 г.

20. Колонизация Сибири в XVIIв.

21. Иностранные предприниматели в Российской империи.

22. Новейшие исследования по истории Гражданской войны в России.

23. Новейшие исследования второй мировой войны.

24. Новые концепции в современной отечественной историографии.

25. Новые концепции в исследованиях по истории Башкортостана.

26. Участие монархических организаций в Белом движении в России в 1917- 1922 гг.

27. Археология домонгольской Руси: итоги и перспективы изучения.

28. Языческий аспект воинской культуры домонгольской Руси.

29. Формирование идеологии РПЦ и её влияние на объединение земель вокруг Москвы.

30.  Политика Московского государства в отношении казачества в XVI веке.

31. Российская императорская семья первой четверти XIX в. в отечественной историографии.

32. Бородинское сражение: проблемы современной историографии.

33. Отечественная война 1812 г.: проблемы современной историографии.

34. Реформы русской армии в XIX в.: оценки современной историографии.

35. Т.Н. Грановский как общественно-политическое явление московской интеллектуальной жизни середины XIX в.

36. Военно-морской флот Российской империи конца XIX века - начала XX века: оценки современной историографии.

37. Левые партии в революции 1905-1907 гг.: основные направления исследований отечественной историографии.

38. Проблема самоидентификации бюрократической элиты в начале XX века.

39. Император Николай II в современной отечественной историографии.

40. Основные этапы и направления Холодной войны.

41. Государственный, общественный и хозяйственный строй Древней Руси в оценках современной историографии.

42. Образование единого Российского государства: дискуссионные проблемы историографии.

43. Реформы Петра I в современной историографии.

44. Абсолютизм в России в современной историографии.

45. Оценки «Смуты» в современной отечественной и зарубежной историографии.

46. Административные реформы в России в XVIII-XIX вв. в современной историографии.

47. Правительство Александра I: попытки решения крестьянского вопроса.

48. Чиновный мир России XIXв.

49. Власть и общество в период проведения крестьянской реформы.

50. Историография экономического развития России XIX в.

51. Александр III в современной историографии.

52. Реформы Александра II в современной историографии.

53. Историография политического развития России XVIII в.

54. Правительство Александра I: попытки преобразований государственного строя.

55. Идеи политического консерватизма в XIX в.

 

Примерная тематика исследований

Список рекомендуемой литературы

1. Бартенева Н.П. Научно-исследовательская деятельность учащихся / Н.П. Бартенева // Преподавание истории в школе. 2005. № 3. С. 31-39.

2. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. 304 с.

3. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. / Е.Е. Вяземский - М.: Эксмо, 2000. 298 с.

4. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 256 с.

5. Евладова Е.В., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 352с.

6. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию // Преподавание истории в школе. 2007. № 2. С. 36-39.

7. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 216 с.

8. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе. / Д.В. Кацюба. Кемерово: Пресса, 2004. 160 с.

9. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 256 с.

10.Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование. 1996. 344 с.

11. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.

12.Морозова О.П. Педагогический практикум. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 320 с.

13.Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование», Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.

14. Нестерова Н.Г. Развитие познавательной активности учащихся в процессе краеведческой деятельности. / Н.Г. Нестерова. Томск: Норма, 2004. 211 с.

15. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. / В.Ф. Паламарчук. М.: Просвещение, 2007. 208 с.

16. Развитие исследовательской деятельности учащихся. / Под ред. А.И. Савенкова - М.: Гардарики, 2001, - 272 с.

17. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. / А.И. Савенков. М.: Генезис, 2005. 208 с.

18. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. / А.И. Савенков – М.: Издательский дом Федоров, 2006. 140 с.

19. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. / И.С. Сергеев. М.: АРКТИ, 2003. 198 с.

20. Стрелова, О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. Москва: Русское слово — учебник, 2016. 73 с.: табл. (Внеурочная деятельность учащихся). ISBN 978-5-00092-359-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485344 (24.11.2018).

21. Шкель В.Ф. Игровые технологии в учебном процессе.Учебно-методическое пособие. – Саратов, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. 24 с.


[1] Фамилия имя отчество студента

[2] Указывается вид практики (учебная)

[3] Фамилия имя отчество студента

[4] Указывается вид практики (учебная)

[5] «не удовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место практики в структуре образовательной программы

Практика реализуется в рамках вариативной части.

Для прохождения практики необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин: «Введение в историю и в основы научно-исторического метода», «История», «Методика обучения истории»

Практика проводится на IV курсе в VII семестре на очной и заочной формах обучения.

Учебная практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности осуществляется на базе СФ БашГУ, в случае необходимости допускается возможность прохождения практики за пределами города Стерлитамака.

 

Объем практики в зачетных единицах с указанием количества недель

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетных единицы (з.е.), 2 недели.

 

Содержание практики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.124 с.)