Итак: здесь мы творчески применили разученные ранее приемы игры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итак: здесь мы творчески применили разученные ранее приемы игры.



Первоначальные игры

У него дело как гусли идет

Присказка.

Дети сидят в кругу, перед каждым ребенком на низком столике лежат гусли короткими (верхними) струнами к себе. Если инструментов мало, можно сажать по два человека за инструмент. Чтобы гусли не скользили, можно подложить под них поролоновую подстилку.

Упражнения можно делать:

– всем одновременно

– по очереди, по часовой стрелке или против нее

– по очереди вразбивку, по знаку дирижера

– разделившись на две части.

Упражнения-игры можно разделить на два вида: тренировочные и творческие. Тренировочные игры сопровождают показ какого-то приема, они дают возможность потренироваться и приобрести некий навык. В творческом упражнении-игре мы имеем возможность применить по своему желанию любой из усвоенных игровых приемов или навыков.

Настроение всего первого раздела – купание в звуке, исследование возможностей каждого способа касания струны. Мы вслушиваемся в инструмент, ощупываем его, знакомимся с его возможностями. Звук рождает образ, и образ рождает звук. Вслушиваясь в звуки, анализируя звук и образ, выбираем тот самый способ прикосновения к инструменту, который нужен. Это дети могут делать и подражая учителю.

Рассказывать истории, описывать картины надо очень красочно, выразительно, вы должны сами вдыхать тот воздух, о котором рассказываете, как бы чувствовать ветер, волны у себя за спиной. И тогда успех детских импровизаций обеспечен!

 

1. «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». Тренировочно-творческая игра

(1) Раннее утро. Все травинки, былинки и цветочки ещё спят. Но постепенно всё начинает пробуждаться. Приоткрываются первые лепестки.

Появляются первые звуки, они извлекаются щипком (подцепом) третьим пальцем, то правой, то левой рукой. Каждый вступает произвольно, на любой струне, без знака дирижера. Звучит одновременно вся группа. Хорошо делать это с закрытыми глазами.

(2) Всходит солнышко и приветствует своими лучами каждый цветок. Лучи солнца (глаза учителя-дирижера) касаются цветов (встречаются с глазами учеников), и каждый цветок начинает благоухать, источая нежный аромат. (Те же щипки, только уже по знаку дирижера… Глаза открыты, ждут сигнала).

(3) Пробудившись, цветы общаются между собой, рассказывают свои сны и другие истории: маленькие импровизированные попевки щипком, общение друг с другом по кругу.

(4) Сейчас можно составить красивый букет из всех цветов. Каждый выбирает один цветок, то есть одну струну, любую. Задача состоит в том, чтобы взять все цветы одновременно, по знаку дирижера. Здесь есть определенная трудность: у детей не получается сделать это одновременно. Но если, к примеру, взять обыкновенный мячик и попросить детей озвучить щипком удар мячика о землю, то это всегда выходит хорошо. Мячик лучше всего чуть подбросить вверх, чтобы дети успели проследить скорость падения и точно рассчитать момент приземления. После такого упражнения дети лучше понимают жест дирижера.

(5) Но вот на поляну прилетела красивая бабочка. Её привлек аромат цветов. Перелетая с цветка на цветок, бабочка лакомится сладким нектаром, перебирая своими лапками тычинки цветов. Кто-то из детей в роли бабочки подлетает в свободном порядке к «цветку» и «дирижирует» своими крылышками – «цветок» исполняет свою импровизацию, перебирая пальцами по струнам в любом месте гуслей, соответственно взмахам крылышек.

(6) Солнце взошло уже высоко. Все жарче накаляется воздух. И вот легкий ветерок пробежался по поляне, зашелестел каждой травинкой, каждым лепестком.

Легкое, нежное скольжение (glissando) по струнам, то правой, то левой рукой, подушечкой третьего пальца, движением к себе, вверх. Играем все вместе.

(7) Ветерок побежал по кругу. Он может усиливаться или ослабевать (crescendo, diminuendo), может ускорять или замедлять свое движение (accelerando, ritenuto), может менять направление движения – двигаться то по часовой стрелке, то против часовой стрелки (вначале по знаку дирижера, потом дети могут сами менять направление). Очень важен момент «передачи ветерка» следующему инструменту: надо проследить глазами направление ветра. В центр «поляны» можно посадить детей с закрытыми глазами. Слушая голос «ветерка», они ощутят его движение вокруг себя.

Играем по очереди, по кругу, по часовой стрелке.

(8) Ветер разбудил ручеёк, и он начал журчать все слышнее.

Glissando то правой, то левой рукой попеременно, подхватывая звук очередной волны. Ощущение такое, как будто мы вплываем в гусли с верхних звуков как в озеро, все глубже и глубже на дно, к нижним звукам, от тихого (piano) до громкого (forte) звучания, и выплываем назад. Движения рук напоминают движения пловца, прикосновение к струнам от поверхностного ко все более глубокому – на форте в нижнем регистре. Слушая или играя это упражнение, мы представляем образ Садко, который погрузился на дно морское!

После этой игры можно поделиться впечатлениями, сравнить характеры разных ветерков и задать вопросы детям:

 Каким местом пальца извлекается самый приятный звук – нежный утренний ветерок, – подушечкой или ногтем? А резвый, расшалившийся ветерок?

В каком месте извлечь звук? В центре? у подставки?

В каком темпе? характере?

С какой силой (весом) – глубоко? поверхностно?

Какова траектория движения – по прямой, дугами, зигзагами?

Итак, в этой игре мы учимся:

– звукоизвлечению щипкомpizzicato.

– звуковедению glissando (легкому и глубокому), дугами и зигзагами

Кроме того, знакомимся с такими важными приемами игры, как усиление и затухание звука (crescendo, diminuendo), ускорение и замедление (accelerando, ritenuto).

Учимся играть по руке дирижера, а также в ансамбле, слушая другие голоса.

 

2. «КАРТИНЫ ПРИРОДЫ». Творческая игра

Рисуем пейзажи, где кто-то будет цветком, кто-то ветерком, кто-то ручейком. Часть детей слушает, закрыв глаза, и потом рассказывает об услышанном.

В этой игре мы даем детям возможность импровизировать при помощи отработанных, разученных в предыдущей игре приемов. Кроме того, дети имеют возможность поговорить о своих впечатлениях, выбрать наиболее удачную музыкальную и речевую импровизацию. А учитель может наблюдать за детьми, замечать их склонности и способности, чтобы в дальнейшем использовать эти свои знания о детях во время уроков.

Итак: в этой игре мы

– осваиваем glissando вниз первым пальцем

– учимся играть по руке дирижера, который показывает начало движения

Дирижером может быть ребенок!

Что умеет вода?

РУЧЕЙ БЕЖИТ – glissando.

КАПЛИ ПАДАЮТ – медленное соскальзывание большими пальцами.

ВОЛНЫ НАКАТЫВАЮТ, ПЛЕЩУТ – придумайте что-нибудь сами!

ОЗЕРО ЛЕЖИТ – колечко glissando.

СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ – щипок.

СОСУЛЬКИ ЗВЕНЯТ – медленное glissando за подставкой, в неигровой части.

ОБЛАКО ПАРИТ – сильно прижать ладони к струнам, и быстро оттолкнуться от струн, при этом получится слабое гудение. (Это просто звукоподражание, оно не является каким-то определенным приемом игры).

ТУМАН ВИСИТ – удар обеими ладонями по струнам, более яркое гудение.

ЛЕД НЕМЕЕТ, ЦЕПЕНЕЕТ – ущипнуть одновременно как можно больше струн двумя руками по два, три, четыре или даже пять (сколько у кого получится) звуков и замереть, дослушивая гудение.

 

8. «ЗВУЧАЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ». Творческая игра

Помните, как мы делали «букет»? Вся группа одновременно озвучивала щипком момент приземления мячика. Кроме первого удара мяча о пол можно озвучить и все его последующие подскоки, прыжки, катание, кувыркание, покачивания. Хорошо иметь несколько мячей разной «прыгучести» (например, вязаные, заполненные крупой и т.д.). Учитель бросает мячи в круг, и дети по очереди озвучивают движение мяча. Наблюдающие дети выбирают самые удачные варианты.

Итак, новые навыки:

 – двойной щипок (выщипывание двойных нот пальцами одной руки)

 – glissando восьмерками

 – apoyando разными пальцами, с замахом и без замаха

 – глушение.

Более лаконичная запись этой игры может выглядеть так:

РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ: D

ШПАЛЫ, ШПАЛЫ: J

 

ЕХАЛ ПОЕЗД ЗАПОЗДАЛЫЙ:

 

ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ВАГОНА – Ущипнуть верхнюю струну.

ВДРУГ ПОСЫПАЛОСЬ ЗЕРНО:

ПРИШЛИ КУРЫ, ПОКЛЕВАЛИ – ноготки.

ПРИШЛИ ГУСИ, ПОЩИПАЛИ – двойные щипки.

ПРОШЕЛ КОТ – apoyando нисходящее.

ПРОТОПАЛ СЛОН – apoyando по нижней струне.

ПРИШЕЛ ДВОРНИК – ВСЕ ПОДМЕЛ! N

 

10. «КОШКА, КУКУШКА И КВАКУШКА». Тренировочная игра

Одна и та же терция исполняется разными приемами: протяжное «Мяу!» (простой щипок pizzicato); короткое «Ку-ку!» (щипок с глушением), резвое «Ква, ква!» (двойной щипок). Звуки соль и ми можно найти путем простого отсчета от первой, самой низкой струны: это будут восьмая и шестая струны. Нужный звук можно найти и по слуху, как раньше «ловили рыбку».

 

 

« Киска ». Мел. и сл. В.Калинникова


« Кукушка ». Мел. А.Аренского, сл. А.Плещеева

Щипок с глушением: подцепив струну соль, палец немедленно возвращается на эту же струну, прекращая звучание. Обозначаем такое глушение знаком staccato точкой.

 

« Квакушки ». Мел. Т.Рокитянской, сл. А.Горина

Эта песенка требует большей виртуозности.

Итак, здесь новостью является щипок с глушением. Такое короткое звучание на гуслях обозначается значком staccato (отрывисто), под или над нотой ставится точка. Кстати: глушить звук можно любым свободным пальцем, ладонью, ребром ладони, запястьем или всей рукой!

11. «ТЕРЕМОК». Озвучивание сказки. Творческая игра

Немому – речь, нагому – гулянье, голодному – гусельки

Пословица

Разумеется, все, что здесь предлагается, можно переделывать, перекладывать, переиначивать как угодно, на то это и творческая игра. Это просто пример, по которому вы сможете озвучить любую любимую вами сказку, или оформить спектакль!

СТОИТ В ПОЛЕ ТЕРЕМОК – Любые четыре звука, двумя руками одновременно, аккордом.

ОН НЕ НИЗОК (самый высокий звук)НЕ ВЫСОК (самый низкий звук).

ПРИБЕЖАЛА МЫШКА-НОРУШКА – Маленькие glissandoобеими руками попеременно, в неигровой части, за подставкой, где пищащие звуки.

ПОСТУЧАЛАСЬ И СПРАШИВАЕТ: – Постучать сбоку гуслей, можно в ритме имени героя.

– ТЕРЕМ, ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

НИКТО НЕ ОТВЕЧАЕТ Послушать тишину.

ЗАБЕЖАЛА МЫШКА В ТЕРЕМОК И СТАЛА В НЕМ ЖИТЬ – Тема мышки.

ПРИШЛА ЛЯГУШКА – Исполнять ломаные двойные щипки-форшлаги первым и третьим пальцами обеих рук, поочередно, струны произвольные.

 

ПОСТУЧАЛАСЬ И СПРАШИВАЕТ:

– ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

– Я – МЫШКА-НОРУШКА (тема мышки), А ТЫ КТО?

– Я – ЛЯГУШКА-КВАКУШКА – Тема лягушки.

– ИДИ КО МНЕ ЖИТЬ!

СТАЛИ ОНИ ЖИТЬ ВМЕСТЕ – Диалог мышки и лягушки.

ПРИБЕЖАЛ ЗАЯЦ – Исполнять коротенькие, частые glissando то левой, то правой рукой, на верхних струнах, в конце glissando вверх.

ПОСТУЧАЛСЯ И СПРАШИВАЕТ:

– ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

– Я – МЫШКА-НОРУШКА, Я – ЛЯГУШКА-КВАКУШКА (темы мышки и лягушки), А ТЫ КТО?

– А Я – ЗАЙЧИК-ПОБЕГАЙЧИК! – Тема зайки.

– ИДИ К НАМ ЖИТЬ!

СТАЛИ ОНИ ЖИТЬ ВМЕСТЕ. – Разговор трех тем.

ПРИШЛА ЛИСА – Исполнять любую мелодическую попевку щипком правой руки; левая чуть касается подушечками пальцев звучащих струн у подставки со стороны голосника, чуть приглушая, засурдинивая звук. При этом звучание приобретает матовую окраску.

ПОСТУЧАЛАСЬ И СПРАШИВАЕТ:

– ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

– Я – МЫШКА-НОРУШКА, Я – ЛЯГУШКА-КВАКУШКА, Я – ЗАЙЧИК-ПОБЕГАЙЧИК (темы мышки, лягушки и зайки), А ТЫ КТО?

– Я – ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА! – Тема лисы.

– ИДИ К НАМ ЖИТЬ! – Разговор четырех тем.

ПРИХОДИТ ВОЛК – Заглушить левой ладошкой нижние струны и делать glissando вниз ногтем правой руки по заглушенным струнам; при этом получается лязгающий звук.

ПОСТУЧАЛСЯ И СПРАШИВАЕТ:

– ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

– Я – МЫШКА-НОРУШКА, Я – ЛЯГУШКА-КВАКУШКА, Я – ЗАЙЧИК-ПОБЕГАЙЧИК, Я – ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА (четыре темы), А ТЫ КТО?

– А Я – ВОЛК-ЗУБАМИ-ЩЁЛК! – Тема волка.

– ИДИ К НАМ ЖИТЬ! – Разговор пяти тем.

ПРИХОДИТ МЕДВЕДЬ – Двойные щипки, после широких – более узкие, как будто косолапые следы.

ПОСТУЧАЛСЯ И СПРАШИВАЕТ:

– ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК, КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ?

– Я – МЫШКА-НОРУШКА, Я – ЛЯГУШКА-КВАКУШКА, Я – ЗАЙЧИК-ПОБЕГАЙЧИК, Я – ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА, Я – ВОЛК-ЗУБАМИ-ЩЁЛК (пять тем), А ТЫ КТО?

– А Я – МЕДВЕДЬ КОСОЛАПЫЙ! – Тема медведя

– ИДИ К НАМ ЖИТЬ!

– Я БОЛЬШОЙ, А ТЕРЕМОК МАЛЕНЬКИЙ. Я НА КРЫШЕ БУДУ ЖИТЬ

СЕЛ НА ТЕРЕМОК И – РАЗДАВИЛ ЕГО! – Делать одновременное glissando, двумя руками в разных направлениях, за подставкой и по центру гуслей.

СТАЛИ ЗВЕРИ НОВЫЙ ТЕРЕМОК СТРОИТЬ. ПОСТРОИЛИ ОНИ ТЕРЕМОК ЛУЧШЕ ПРЕЖНЕГО.

Строительство нового теремка требует большой тщательности и внимания. Начинаем играть гамму все вместе, по знаку дирижера, с нижнего звука соль, от первой струны. Первый ученик остается на этом звуке, все остальные также по знаку дирижера берут звук ля, потом си. Второй ученик остается на звуке си. Все продолжают двигаться по гамме, третий ученик остается на звуке ре. Четвертый ученик остается на звуке соль. Все продолжают двигаться по гамме, останавливаясь на звуках соль мажорного трезвучия, пока не кончатся струны. Каждый должен хранить свою струну. После построения теремка, по знаку дирижера берем аккорд одновременно, каждый свою струну. Надо очень постараться, чтобы это получилось красиво, слитно и звучно, чтобы теремок был действительно лучше прежнего!

И СТАЛИ ОНИ В НЕМ ЖИТЬ-ПОЖИВАТЬ, ДА ДОБРА НАЖИВАТЬ!

Итак, новостью здесь являются:

– ломаный двойной щипок, т.е. форшлаг

– засурдиненный (приглушенный у подставки) звук

– импровизации – диалоги

 

У каждого ребенка может быть свой персонаж для озвучивания. Теремок также является персонажем сказки, но его можно изображать коллективно. После того, как озвучивание текста закончено, можно предложить детям озвучивать сказку только гуслями (без текста). Тогда звучание приобретет некую музыкальную форму, например рондо, где рефреном выступает тема теремка. А может быть, это форма темы с вариациями, где главная тема – теремок, который претерпевает разные жизненные ситуации. Не забывайте, что в подобных играх мы исподволь можем готовить ребенка к усвоению понятия музыкальной формы. При этом маленьким детям вовсе не обязательно заучивать эти понятия: когда придет время – они сами вспомнят об этом.

12. КОЛОКОЛА. Тренировочная ансамблевая игра

По поводу удачного строительства нового теремка можно устроить колокольный звон. Имитация колокольного звона на гуслях звучит необыкновенно красиво. По мере приобретения технических навыков мы будем неоднократно возвращаться к этому образу. В конце концов, можно будет устроить настоящие колокольные перезвоны! Берем бас, самый низкий звук соль, левой рукой простым щипком. Пристраиваем к нему уже знакомый нам двойной щипок на струнах си и ре. Получилось трезвучие! Теперь делимся на две группы. Одна берет трезвучие от струны соль. Слушаем его «звон». Затем другая группа отвечает трезвучием от струны ля. Слушаем новый «звон», пока не затухнут последние звуки.

Потом можно разделиться на четыре группы, чтобы делать «эхо». В этой игре учатся чувству ансамбля, умению слышать другого. Сначала «эхо» можно делать в той же октаве, потом отвечать октавой выше. В любом случае здесь уже нужно добиться красивого звучания, применяя различную динамику. Если учитель уже умелый гусляр, он может добавить к этому фону импровизацию «маленьких колокольчиков».

 

Первоначальные игры

У него дело как гусли идет

Присказка.

Дети сидят в кругу, перед каждым ребенком на низком столике лежат гусли короткими (верхними) струнами к себе. Если инструментов мало, можно сажать по два человека за инструмент. Чтобы гусли не скользили, можно подложить под них поролоновую подстилку.

Упражнения можно делать:

– всем одновременно

– по очереди, по часовой стрелке или против нее

– по очереди вразбивку, по знаку дирижера

– разделившись на две части.

Упражнения-игры можно разделить на два вида: тренировочные и творческие. Тренировочные игры сопровождают показ какого-то приема, они дают возможность потренироваться и приобрести некий навык. В творческом упражнении-игре мы имеем возможность применить по своему желанию любой из усвоенных игровых приемов или навыков.

Настроение всего первого раздела – купание в звуке, исследование возможностей каждого способа касания струны. Мы вслушиваемся в инструмент, ощупываем его, знакомимся с его возможностями. Звук рождает образ, и образ рождает звук. Вслушиваясь в звуки, анализируя звук и образ, выбираем тот самый способ прикосновения к инструменту, который нужен. Это дети могут делать и подражая учителю.

Рассказывать истории, описывать картины надо очень красочно, выразительно, вы должны сами вдыхать тот воздух, о котором рассказываете, как бы чувствовать ветер, волны у себя за спиной. И тогда успех детских импровизаций обеспечен!

 

1. «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». Тренировочно-творческая игра

(1) Раннее утро. Все травинки, былинки и цветочки ещё спят. Но постепенно всё начинает пробуждаться. Приоткрываются первые лепестки.

Появляются первые звуки, они извлекаются щипком (подцепом) третьим пальцем, то правой, то левой рукой. Каждый вступает произвольно, на любой струне, без знака дирижера. Звучит одновременно вся группа. Хорошо делать это с закрытыми глазами.

(2) Всходит солнышко и приветствует своими лучами каждый цветок. Лучи солнца (глаза учителя-дирижера) касаются цветов (встречаются с глазами учеников), и каждый цветок начинает благоухать, источая нежный аромат. (Те же щипки, только уже по знаку дирижера… Глаза открыты, ждут сигнала).

(3) Пробудившись, цветы общаются между собой, рассказывают свои сны и другие истории: маленькие импровизированные попевки щипком, общение друг с другом по кругу.

(4) Сейчас можно составить красивый букет из всех цветов. Каждый выбирает один цветок, то есть одну струну, любую. Задача состоит в том, чтобы взять все цветы одновременно, по знаку дирижера. Здесь есть определенная трудность: у детей не получается сделать это одновременно. Но если, к примеру, взять обыкновенный мячик и попросить детей озвучить щипком удар мячика о землю, то это всегда выходит хорошо. Мячик лучше всего чуть подбросить вверх, чтобы дети успели проследить скорость падения и точно рассчитать момент приземления. После такого упражнения дети лучше понимают жест дирижера.

(5) Но вот на поляну прилетела красивая бабочка. Её привлек аромат цветов. Перелетая с цветка на цветок, бабочка лакомится сладким нектаром, перебирая своими лапками тычинки цветов. Кто-то из детей в роли бабочки подлетает в свободном порядке к «цветку» и «дирижирует» своими крылышками – «цветок» исполняет свою импровизацию, перебирая пальцами по струнам в любом месте гуслей, соответственно взмахам крылышек.

(6) Солнце взошло уже высоко. Все жарче накаляется воздух. И вот легкий ветерок пробежался по поляне, зашелестел каждой травинкой, каждым лепестком.

Легкое, нежное скольжение (glissando) по струнам, то правой, то левой рукой, подушечкой третьего пальца, движением к себе, вверх. Играем все вместе.

(7) Ветерок побежал по кругу. Он может усиливаться или ослабевать (crescendo, diminuendo), может ускорять или замедлять свое движение (accelerando, ritenuto), может менять направление движения – двигаться то по часовой стрелке, то против часовой стрелки (вначале по знаку дирижера, потом дети могут сами менять направление). Очень важен момент «передачи ветерка» следующему инструменту: надо проследить глазами направление ветра. В центр «поляны» можно посадить детей с закрытыми глазами. Слушая голос «ветерка», они ощутят его движение вокруг себя.

Играем по очереди, по кругу, по часовой стрелке.

(8) Ветер разбудил ручеёк, и он начал журчать все слышнее.

Glissando то правой, то левой рукой попеременно, подхватывая звук очередной волны. Ощущение такое, как будто мы вплываем в гусли с верхних звуков как в озеро, все глубже и глубже на дно, к нижним звукам, от тихого (piano) до громкого (forte) звучания, и выплываем назад. Движения рук напоминают движения пловца, прикосновение к струнам от поверхностного ко все более глубокому – на форте в нижнем регистре. Слушая или играя это упражнение, мы представляем образ Садко, который погрузился на дно морское!

После этой игры можно поделиться впечатлениями, сравнить характеры разных ветерков и задать вопросы детям:

 Каким местом пальца извлекается самый приятный звук – нежный утренний ветерок, – подушечкой или ногтем? А резвый, расшалившийся ветерок?

В каком месте извлечь звук? В центре? у подставки?

В каком темпе? характере?

С какой силой (весом) – глубоко? поверхностно?

Какова траектория движения – по прямой, дугами, зигзагами?

Итак, в этой игре мы учимся:

– звукоизвлечению щипкомpizzicato.

– звуковедению glissando (легкому и глубокому), дугами и зигзагами

Кроме того, знакомимся с такими важными приемами игры, как усиление и затухание звука (crescendo, diminuendo), ускорение и замедление (accelerando, ritenuto).

Учимся играть по руке дирижера, а также в ансамбле, слушая другие голоса.

 

2. «КАРТИНЫ ПРИРОДЫ». Творческая игра

Рисуем пейзажи, где кто-то будет цветком, кто-то ветерком, кто-то ручейком. Часть детей слушает, закрыв глаза, и потом рассказывает об услышанном.

В этой игре мы даем детям возможность импровизировать при помощи отработанных, разученных в предыдущей игре приемов. Кроме того, дети имеют возможность поговорить о своих впечатлениях, выбрать наиболее удачную музыкальную и речевую импровизацию. А учитель может наблюдать за детьми, замечать их склонности и способности, чтобы в дальнейшем использовать эти свои знания о детях во время уроков.

Итак: здесь мы творчески применили разученные ранее приемы игры.

 

3. «МОРСКОЙ ПРИБОЙ». Тренировочная игра

Имитация мерно накатывающихся на берег волн: glissando по центру гуслей к себе (средний, третий палец) и от себя (большой, он же первый палец). Игра по центру дает самый глубокий звук. На ритмичное звучание «прилива-отлива» накладывается импровизация на флейте.

Можно поделить группу на две части – на «два берега». Одна гонит волну от себя, вниз.

Вторая, ощутив, приняв на себя эту волну, отсылает ее таким же движением обратно вниз, от себя. Другой вариант: одна группа гонит волну от себя вниз, а другая подхватывает ее снизу, выводя наверх, и сразу отправляет ее обратно. Первая группа, приняв волну, снова гонит ее к другому берегу. Ощущения от двух вариантов будут совсем разные – можно их обсудить!

Итак: в этой игре мы

– осваиваем glissando вниз первым пальцем

– учимся играть по руке дирижера, который показывает начало движения

Дирижером может быть ребенок!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.084 с.)