Указатель видов и разновидностей дел и документов, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Указатель видов и разновидностей дел и документов,



СОДЕРЖАЩИХ БИОГРАФИЧЕСКУЮ И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ЗА СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ГОСУДАРСТВЕН-

НЫХ АРХИВАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1917- 1991 гг.).

Содержание

                                                                                                                                                                                                                                                                            Стр.

                  

Предисловие                                                                                                           316

Список сокращенных слов к Указателю                                                          321

Указатель видов и разновидностей дел и документов,                

содержащих биографическую и генеалогическую

информацию за советский период в государственных

архивах Российской Федерации (1917-1991 гг.)                                               323     

Приложение № 1 к УКАЗАТЕЛЮ. Список фондов государственных

архивов Российкой Федерации, хранящих документы биографичес-

кого и генеалогического характера за советский период, 

сведения из которых включены в Указатель                                                         640        

Приложение № 2 к УКАЗАТЕЛЮ. Список государственных архивов-

соисполнителей                                                                                                         645 

 

 

 

Составители:

сотрудники ВНИИДАД: руководитель темы и ответственный исполнитель к.и.н. И.В.Волкова, составители: к.и.н. И.А.Дегтярева, к.и.н. З.П. Иноземцева, к.и.н. Т.В.Котюкова, д.и.н. И.В. Сабенникова, Е.В.Сашина. 

                   Соисполнители: государственные архивы Российской Федерации.

 

  Указатель включает сведения о видах и разновидностях дел и документов государственных архивов Российской Федерации, содержащих биографическую и генеалогическую информацию за советский период (1917-1991гг.). В его основу положена информация, выявленная по литературе, методическим пособиям государственных архивов и копиям документов, присланным архивами-соисполнителями. В Указателе даны сведения об официальных документах, документах личного происхождения и личных документах, отложившихся в фондах учреждений, организаций, предприятий. В него вошла информация о 1312 видах и разновидностях дел и документов, 465 из которых содержат и биографическую, и генеалогическую информацию.

       К Указателю составлен Список сокращенных слов и даны приложения: Список фондов государственных архивов Российской Федерации, хранящих документы биографического и генеалогического характера за советский период, сведения из которых включены в Указатель, и Список государственных архивов-соисполнителей.

         Указатель предназначен сотрудникам архивных учреждений и может быть использован также работниками музеев, библиотек, организаций Российской академии наук, высших учебных заведений, научными работниками, краеведами, людьми, интересующимися историей своего рода.

 

Предисловие

 

       Указатель включает сведения о видах и разновидностях дел и документов государственных архивов Российской Федерации, содержащих биографическую и генеалогическую информацию за советский период (1917-1991гг.). В его основу положена информация, выявленная по литературе, методическим пособиям государственных архивов и копиям документов, присланным архивами-соисполнителями [441].

       В Указатель включены сведения об официальных документах, документах личного происхождения и личных документах[442], отложившихся в фондах учреждений, организаций, предприятий [443]. Документы фондов личного происхождения (кроме автобиографий и личных документов) в Указателе не рассматриваются, так как они практически целиком содержат биографическую, часто и генеалогическую информацию.

       Для личных документов, документов статистического учета, судебно-следственного, надзорного делопроизводства указывается их характер («личный документ», «документ статистического учета», «документ судебно-следственного делопроизводства», «документ надзорного делопроизводства»). 

       В Указателе принята алфавитная схема расположения материала. Каждая статья указателя включает наименование вида или разновидности дела или документа, краткую аннотацию, ссылку на нормативный правовой акт, которым данный документ вводился (при его наличии) [444], юридическое или физическое лицо, которое его составляло (оформляло, заполняло, вело), хронологические рамки существования документа в делопроизводстве, содержание имеющейся в нем биографической и генеалогической информации, названия архивов и фондов, в которых он отложился. Если документ не содержит генеалогическую информацию, в статье Указателя отсутствует соответствующий раздел («Генеалогическая информация»). 

       В том случае, когда из названия вида (разновидности) дела или документа не ясно, о ком идет речь, в краткой аннотации даются пояснения (например: «документ, содержащий биографические данные владельца предприятия», а не «документ, содержащий биографические данные лица»). 

       Если документ был написан на утвержденном в установленном порядке бланке и имел трафаретный текст, употребляются слова «заполнялся» (анкета, личный листок по учету кадров, регистрационная карточка и др.), «оформлялся» (указы Верховного совета СССР, Верховного совета РСФСР, Верховного совета АССР). Для документа, написанного в произвольной форме, употребляются слова «составлялся» (заявление, список, характеристика), «велся» (протоколы). Документ, составленный самим лицом и имеющий трафаретный текст, как правило, заверялся официальным (должностным) лицом. 

       Хронологические рамки в статье Указателя выделяются отдельным предложением со словами «составлялся (составлялась, составлялось, составлялись)». Исключением являются документы, имеющие произвольную форму (см.выше). В этом случае в одном предложении указывается, кем документ составлялся и хронологические рамки его существования в делопроизводстве («составлялся самим лицом в 1920-е-1930-е гг.»). 

       Обозначение хронологических рамок существования документа в делопроизводстве в Указателе различны, так как основываются на данных, указанных в материалах архивов-соисполнителей: там, где была возможность указать точные даты, дана точная датировка (1955-1991 гг.), где такой возможности не было - указаны даты в пределах десятилетий (1940-1950-е гг.) или применяется смешанный вариант (1919-1920-е гг., 1930-е - 1990 гг.). Необходимо учитывать, что хронологические рамки существования документа в делопроизводстве учреждения отличаются от дат их поступления в государственный архив. Сроки хранения этих документов устанавливаются Перечнями документов с указанием сроков хранения за соответствующий хронологический период. Наличие документов, содержащих биографическую и генеалогическую информацию в государственных архивах, зависит от сроков их хранения в ведомствах (архивах организаций). В государственных архивах в настоящее время, как правило, имеются документы, созданные в ранние годы советского периода, так как сроки их ведомственного хранения, в основном, определяются сроком в 75 лет после окончания делопроизводства до передачи их в соответствующий государственный архив.

   Если информация разновидности документа полностью повторяет содержание его родового названия, употребляется ссылка «см.» без пояснений. Если эта информация различается какими-то элементами, дается отсылка к родовому понятию «см.» и указывается только это различие. При составлении аннотации к личным делам при перечислении видов и разновидностей документов, входящих в дело, жирным шрифтом выделяются те виды и разновидности документов, информация о которых включена отдельно в Указатель. При этом следует иметь в виду, что эти виды и разновидности документов могли храниться как в составе личных дел, так и отдельно. В сводных документах (ведомостях, сведениях, списках и др.) сведения даются об одном лице, информация о котором составной частью входит в данный документ (например, в «списке выпускников школ, высших и средних специальных учебных заведений» указывается: «документ, фиксирующий биографические данные лица», хотя информация в документе дается не об одном лице, а о лицах).

       При указании названий архивов, в которых документы отложились, понятие «государственные архивы субъектов Российской Федерации» применяется по отношению к центральным государственным архивам и государственным архивам республик, государственным архивам краев, областей и их филиалам, центрам хранения документации, архивам документов по личному составу. Если документы хранятся не во всех федеральных государственных архивах, а в определенных и есть возможность их указать, приводятся названия этих архивов. Последовательность расположения названий архивов следующая: федеральные государственные архивы, государственные архивы субъектов Российской Федерации.

       При указании названий фондов, если документы преимущественно отложились в фондах личного происхождения и коллекциях, их названия выносятся на первое место, в других случаях - после указаний фондов органов государственной власти и управления, учреждений, организаций, предприятий, при этом при наличии конкретных фондов федеральных государственных архивов их названия выносятся на первое место, затем указываются названия фондов государственных архивов субъектов Российской Федерации, в конце - коллекции документов (вначале – федеральных государственных архивов, затем – государственных архивов субъектов Российской Федерации).

       Для подавляющего большинства видов и разновидностей документов указывается предельно широкий спектр фондов в формулировках: «органы государственной власти и управления», «фонды организаций» и др.  Конкретно указываются фонды только в части специфических видов и разновидностей документов. Основанием такого подхода является то, что соответствующие документы могут храниться практически в каждом из фондов соответствующей названной группы. Особую группу составляют сведения о трофейных немецких документах и документах администраций, созданных на оккупированных немецкими войсками территориях, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В аннотации к таким документам указывается: «документ немецких оккупационных властей».

Всего в Указатель включено 1315 видов и разновидностей дел и документов, из них 465 содержат и биографическую, и генеалогическую информацию. Такое разнообразие видов и разновидностей документов объясняется прежде всего тем, что вплоть до 1930-х годов распределение властных и иных полномочий в системе государственного управления в стране отличалось нечеткостью, постоянными реорганизациями и изменениями, имело региональную и ведомственную специфику, что порождало огромное разнообразие форм используемых видов и разновидностей документов, отличающихся составом реквизитов. Положение несколько стабилизировалось в процессе централизации управления в 1930-е годы. Внедрение инструктивно-методических трудов Наркомата рабоче-крестьянской инспекции, Бюро «Стандартизации» ВСНХ СССР, Института техники управления и Центрархива РСФСР способствовало регламентации процессов документирования, что достигалась посредством типизации форм документов, определением масштаба и границ их применения (республика, регион, отрасль и т.п.). Относительно устойчивый порядок документирования складывался, прежде всего, в кадровой, нотариальной, уголовно-процессуальной и некоторых других сферах государственного регулирования.

Представленные в настоящем Указателе виды дел и документов, фиксирующие биографическую и генеалогическую информацию, создавались в 1917-1991гг. в процессе целенаправленного официального документирования информации, отражающей социально-правовые отношения личности (гражданина) и государства (общества) в области [445]:

12. гражданского состояния;

13. образования (среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего; военного образования; партийного и комсомольского образования; присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий);

14. служебно-трудовых и связанных с ними иных отношений (трудовой деятельности; военной службы; награждений; творческой деятельности; пенсионного обеспечения; увековечивания памяти; социального и имущественного положения);

15. гражданства;

16. паспортизации и регистрации населения;

17. учета отдельных групп населения;

18. нотариальных действий; 

19. медицинской и социальной помощи;

20. опекунства, патронирования, усыновления;

21. уголовно-процессуальных действий;

22. общественно-политической деятельности.

     При пользовании Указателем следует иметь в виду, что в разных государственных архивах распределение и удельный вес находящихся на хранении дел и документов, сведения о которых включены в Указатель, не равноценны. В ряде случаев объем отдельных видов и разновидностей дел и документов незначителен, а, зачастую, может отсутствовать (войны, пожар, длительное отсутствие архивов на соответствующей территории и др., выборочный прием ряда фондов).

       Необходимо также учитывать, что значительный комплекс документов, содержащих биографическую и генеалогическую информацию, хранится в архивах организаций. Так, сведения о прохождении военной службы и учете военнослужащих находятся в таких архивах, как: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО); Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.; Архив военно-медицинских документов при Военно-медицинском музее Министерства обороны Российской Федерации; Центральный военно-морской архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦВМА); Филиал Центрального военно-морского архива Министерства обороны Российской Федерации; Центральный архив Федеральной пограничной службы России; Центральный архив Федеральной службы безопасности России (ЦА ФСБ); Главный информационный центр МВД России; Центральный архив внутренних войск МВД России (ЦАВВ).  

       Документы советского уголовно-процессуального судопроизводства продолжают храниться в архивах судебных органов, органов МВД, ФСБ, прокуратуры. Дела внесудебных органов (ВЧК-ОГПУ-НКВД, особых совещаний, “двоек”, “троек”) хранятся в Центральном архиве Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ (центральные органы) и в областных и краевых ведомственных архивах управлений ФСБ. В государственные архивы вплоть до конца 1990-х гг. эти документы практически не поступали, поскольку на тот период не истекли предельные сроки их ведомственного хранения (75 лет), а также потому, что многие из этих комплексов оставались на режимном хранении. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г.[446] вообще исключил эту категорию дел из состава документов, для которых устанавливаются предельные сроки хранения в архивах организаций.    Многие дела, связанные с приемом, выходом и лишением гражданства иностранных граждан, выдачей заграничных паспортов советским гражданам, находятся в архиве Министерства иностранных дел РФ.  

       Сотрудник архивного учреждения и пользователь, занимаясь поиском биографической и генеалогической информации в документах Архивного фонда Российской Федерации, должны знать порядок доступа пользователей к таким документам, закрепленный в Федеральном законе Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22 октября 2004 г. и отраженный в методических рекомендациях ВНИИДАД, посвященных этому вопросу[447]. Порядок доступа к документам репрессированных лиц освещен в «Положении о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов РФ прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно - проверочных дел»[448].

       Для облегчения пользования Указателем к нему составлен Список сокращенных слов и Список фондов государственных архивов Российской Федерации, хранящих документы биографического и генеалогического характера за 1917-1991 гг., сведения из которых включены в Указатель (далее - Список фондов) [449], названия которых расположены в соответствии с Единым классификатором документной информации Архивного фонда Российской Федерации [450].

       Указатель составлен сотрудниками ВНИИДАД. Руководитель темы и ответственный исполнитель к.и.н. И.В.Волкова, составители: к.и.н. И.А.Дегтярева, к.и.н. З.П. Иноземцева, к.и.н. Т.В.Котюкова, д.и.н. И.В. Сабенникова, с.н.с. Е.В.Сашина. 

Соисполнители по теме - государственные архивы Российской Федерации (см. Приложение № 2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.024 с.)