Законы XII таблиц (извлечения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы XII таблиц (извлечения)



ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ (Извлечения)

Законы XII таблицосновной источник древнейшего рим­ского права, восходящий к 451-450 гг. до н. э.

Оригинал не сохранился. Предлагаемый текст, систематизированный в прошлом веке, составлен из отрывков, содержащихся в сочинениях древних римских и греческих авторов. Слова, заключенные в скобки, служат лучшему пониманию мысли, лаконично выраженной в подлиннике.

ТАБЛИЦА I

1. Если вызывают (кого-нибудь) на судоговорение, пусть (выз­ванный) идет. Если (он) не идет, пусть (тот, кто вызвал) подтвердит (свой вызов) при свидетелях, а потом ведет его насильно.

2. Если (вызванный) измышляет отговорки (для неявки) или пытается скрыться, пусть (тот, кто его вызвал) наложит на него руку.

3. Если препятствием (для явки вызванного на судоговоре­ние) будет его болезнь или старость, пусть (сделавший вызов) даст ему вьючное животное... Повозки, если не захочет, пре­доставлять не обязан.

4. Пусть поручителем (на судоговорении) за живущего сво­им хозяйством будет (только) тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйственного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает.

5. На чем договорятся, о том пусть (истец) и просит (на судоговорении).

6. Если (тяжущиеся стороны) не приходят к соглашению, пусть (они) до полудня сойдутся для тяжбы на Форуме или на Комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очере­ди защищают (свое дело).

7. После полудня (магистрат) утвердит требование той стороны, которая присутствует (при судоговорении).

8. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения).

ТАБЛИЦА II

1. (Гай. Институции. IV. 14). По искам в 1000 и более ассов взыскивался (в кассу понтификов) судебный залог (в сумме 500 ассов), по искам на меньшую сумму – 50 ассов, так было установлено Законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивыс­шей, однако тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге (за человека, свобода которого оспаривалась) всего лишь (в размере 50 ассов).

2. Если одна из таких причин, как тяжкая болезнь или (совпадение дня судебного разбирательства) с днем, положен­ным для обвинения (кого-либо) в измене, (будет препятство­вать) судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне (явиться на судебное разбирательство), то (таковое) должно быть перенесено на другой день.

3. Пусть (тяжущийся), которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома (не явившегося на разбира­тельство свидетеля) и в течение трех дней во всеуслышание взывает (к нему).

ТАБЛИЦА III

1. Пусть будут (даны должнику) 30 льготных дней после признания (им) долга или после постановления (против него) судебного решения.

2. (По истечении указанного срока) пусть (истец) наложит руку (на должника). Пусть ведет его на судоговорение (для исполнения решения).

3. Если (должник) не выполнил (добровольно) судебного решения, и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть (истец) уведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.

4. (Во время пребывания в заточении должник), если хо­чет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть (тот, кто держит его в заточении), выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

5. (Авл Геллий. Аттические ночи. XX. 1. 46). Тем временем (т. е. пока должник находился в заточении), он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (та­кие должники) оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на Комициум и (при этом) объявлялась присужден­ная с них сумма денег. В третий базарный день они предава­лись смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр.

6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не бу­дет вменено им в вину.

7. Пусть сохраняет свою силу навеки иск против изменника.

Денежной единицей в Древнем Риме в середине V в до н. э. являл­ся фунтовый асс – медная монета номинальным весом в 1 римский Ц фунт (327 г.), но реально весивший вместо 12 унций 10-11, т. е. в среднем 273 г.

ТАБЛИЦА IV

1. (Цицерон. О законах. 111. 8. 19). С такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, отличав­шийся исключительным уродством.

2. Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца.

3. (Цицерон. Филиппики. П. 28. 69). Пользуясь постановле­нием XII таблиц, приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв у нее ключ, изгнал ее.

4. (Авл Геллий. Аттические ночи. III. 16. 12). Мне извест­но, что когда женщина... родила на одиннадцатом месяце после смерти мужа, то из этого возникло дело, будто бы она зача­ла после того, как умер ее муж, ибо децемвиры написали, что человек рождается на десятом, а не на одиннадцатом месяце.

ТАБЛИЦА V

1. (Гай. Институции. I. 144-145). Предки наши утвержда­ли, что даже совершеннолетние женщины вследствие прису­щего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исклю­чение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки1. Так было постановлено Законом XII таблиц.

1 В римской мифологии Веста считалась богиней священного очага городской общины, курии, дома. Весталки являлись жрицами богини Весты. Они избирались из числа девочек 6-10 лет и должны были сохранять девственность в течение 30 лет, за нарушение этого запрета замуровывались живыми. Весталки поддерживали в очаге храма Вес­ты постоянный огонь как символ государственной надежности и устой­чивости, участвовали в обрядах жертвоприношений. По окончании служ­бы после 30 лет они переходили на обеспечение государства.

2. (Гай. Институции. П. 47). Законом XII таблиц было опре­делено, что res mancipi, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности, за ис­ключением лишь того случая, когда сама женщина переда­вала эти вещи с согласия опекуна.

3. Как кто распорядится на случай своей смерти относи­тельно своего домашнего имущества или относительно опеки над подвластными ему лицами, так пусть то и будет ненару­шимым.

4. Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, ум­рет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хо­зяйство возьмет себе его ближайший агнат.

5. Если у умершего нет агнатов, пусть оставшееся после него хозяйство возьмут его сородичи.

6. (Гай. Институции. I. 155). По Закону XII таблиц опекуна­ми над лицами, которым не было назначено опекуна по заве­щанию, являются их агнаты.

7а. Если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или его сородичи.

7б. (Ульпиан, 1. 1. Д. XXVII. 10). Согласно Закону XII таб­лиц расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом...

8а. (Ульпиан. Eib, sing reg. XXXX. 1). Закон XII таблиц передавал патрону наследство после римского гражданина из вольноотпущенников в том случае, если последний, не имея подвластных ему лиц, умирал, не оставив завещания.

9а. (Гордиан. 1. 6. с. III. 36). По Закону XII таблиц имуще­ство, состоящее из долговых требований умершего к другим лицам, непосредственно, т.е. без выполнения каких-либо юри­дических формальностей, распределяется между наследни­ками в соответствии с их наследственными долями.

9б. (Диоклетиан. 1. 26. с. II. 3). Согласно Закону XII таблиц долги умершего непосредственно разделяются между его наследниками соразмерно полученным ими долям наслед­ства.

ТАБЛИЦА VI

1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчужде­ния вещи в присутствии 5 свидетелей и весовщика, то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненару­шимыми.

2. (Цицерон. Об обязанностях. III. 16). По XII таблицам счи­талось достаточным представить доказательства того, что было произнесено при заключении сделки, и отказывавшийся от своих слов подлежал штрафу вдвое.

3. Давность владения в отношении земельного участка ус­танавливалась в два года, в отношении всех других вещей – в один год.

4. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собою власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлу­чаться из своего дома на три ночи и таким образом преры­вать годичное давностное владение ею.

5а. (Авл Геллий. Аттические ночи. XX. 17. 7. 8). Собственно­ручно отстоять свою вещь при судоговорении... – это значит наложить руку на ту вещь, о которой идет спор при судогово­рении, т. е., иными словами, состязаясь с противником, ухва­титься рукой за спорную вещь и в торжественных выражени­ях отстаивать право на нее. Наложение руки на вещь произ­водилось в определенном месте в присутствии претора на основании XII таблиц, где было написано: "Если кто-нибудь собственноручно отстаивает свою вещь при судоговорении".

5б. (Павел. Фрагменты. 50). Закон XII таблиц утвердил от­чуждение вещи путем сделки, совершавшейся в присутствии 5 свидетелей и весовщика, а также путем отказа от права собственности на эту вещь при судоговорении перед прето­ром.

7. Пусть собственник не трогает и не отнимает принадле­жащих ему бревна или жердей, использованных другим че­ловеком на постройку здания или для посадки виноградника.

8. Закон XII таблиц не позволял ни отнимать, ни требо­вать как свою собственность украденные бревна и жерди, употребленные на постройку или для посадки виноградни­ка, но предоставлял при этом иск в двойном размере сто­имости этих материалов против того, кто обвинялся в ис­пользовании их.

ТАБЛИЦА VII

1. Обход, т. е. незастроенное место вокруг здания, должен быть шириною в два с половиной фута.

2. Нужно заметить, что при иске о размежевании границ необходимо соблюдать указание Закона XII таблиц, установ­ленное как бы по примеру следующего законодательного рас­поряжения, которое, как говорят, было проведено в Афинах Солоном: если вдоль соседнего участка выкапывался ров, то нельзя было переступать границы; если (ставился) забор, то нужно отступать от соседнего участка на один фут; если дом для жилья, то отступать на два фута; если копают яму или могилу – отступать настолько, насколько глубоко выкопана яма, если колодец – отступить на 6 футов; если сажают оли­ву или смоковницу – отступить от соседнего участка на де­вять футов, а прочие деревья – на 5 футов.

3. (Плиний. Естественная история. 19. 4. 50). В XII таблицах не употреблялось совершенно слово "хутор", а для обозначения его пользовались часто словом hortus – отгорожен­ное место, придавая этому значение отцовского имущества.

4. (Цицерон. О законах. 1. 21. 55). XII таблиц запрещали приобретение по давности межи шириною в 5 футов.

5. (Цицерон. О законах. 1. 21. 55). Согласно постановлению: XII таблиц, когда возникает спор о границах, то мы производим размежевание с участием 3 посредников.              

6. (Гай. 3 титул 8 кн. Дигест). По Закону XII таблиц ширина дороги по прямому направлению определялась в 8 футов, а на поворотах – в 16 футов.

7. Пусть (собственники придорожных участков) огоражи­вают дорогу, если они не убирают ее камнем, пусть едут на вьючном животном, где пожелают.

8б. (Павел. 8 титул 43 кн. Дигест). Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод причинял ущерб частному владению, то собственнику последнего давался иск на основании Закона XII таблиц о возмещении убытков.

9а. Закон XII таблиц приказывал принимать меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов кругом обрезывались для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку.

9б. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его.

10. (Плиний. Естественная история. XVI. 5. 15). Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с со­седнего участка.

11. Проданные и переданные вещи становятся собствен­ностью покупателя лишь в том случае, если он уплатит про­давцу покупную цену или обеспечит ему каким-либо образом удовлетворение его требования, например, представит по­ручителя или даст что-либо в виде залога. Так было поста­новлено Законом XII таблиц.

12. Если наследодатель делал следующее распоряжение: отпускаю раба на волю при условии, что он уплатит моему наследнику 10000 сестерциев, то, хотя бы этот раб был от­чужден от наследника, он все-таки должен получить свободу при уплате покупателю указанной суммы. Так было поста­новлено в Законе XII таблиц.

ТАБЛИЦА VIII

16. (Цицерон. О республике. IV. 10.12). XII таблиц устано­вили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали необходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложил или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого.

2. Если причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое.

3. Если рукой или палкой переломит кость свободному, че­ловеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу – 150 ассов.

4. Если причинит обиду, пусть штраф будет 25.

5....Сломает, пусть возместит.

6. Если кто пожалуется, что домашнее животное причини­ло ущерб, то Закон XII таблиц повелевал или выдать потер­певшему животное, причинившее вред, или возместить сто­имость нанесенного ущерба.

7. Если желуди с твоего дерева упадут на мой участок, а я, выгнав скотину, скормлю их ей, то по Закону XII таблиц ты не мог предъявить иска ни о потраве, ибо не на твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причиненном животным, ни об убытках, нанесенных неправомерным деянием.

8а. Кто заворожит посевы...

8б. Пусть не переманивает на свой участок чужого уро­жая.

9. По XII таблицам смертным грехом для взрослого было потравить или сжать в ночное время урожай с обработанного плугом поля. XII таблиц предписывали такого обреченного: богине Церере человека предать смерти. Несовершенно летнего, виновного в подобном преступлении, по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или присуждали к возмеще­нию причиненного вреда в двойном размере.

10. (Гай. 9 титул 47 кн. Дигест). Законы XII таблиц повелевали заключить в оковы и после бичевания предать смерти того, кто поджигал строения или сложенные около дома скирды хлеба, если виновный совершил это преднамеренно. Если пожар произошел случайно, т. е. по неосторожности, то закон предписывал, чтобы виновный возместил ущерб, а при его несостоятельности был подвергнут более легкому наказанию.

11. В XII таблицах было предписано, чтобы за злостную порубку чужих деревьев виновный уплачивал по 25 весов за каждое дерево.

12. Если совершивший в ночное время кражу убит на ме­сте, то пусть убийство его будет считаться правомерным.

13. При свете дня... если сопротивляется с оружием в ру­ках, созови народ1.

1 Ср.: Цицерон. Pro. Tullio Oratio: "Он также сообщил мне поста­новление XII таблиц, которым разрешалось убить ночного вора, а также дневного, оказывающего вооруженное сопротивление" (20.47). "XII таблиц запрещают убивать дневного вора, если он, как сказано там, не защищается с оружием, поэтому не может быть убит тот вор, который принес с собою оружие, но не пользовался им и не сопротивлялся; если же он оказывал сопротивление при задержа­нии, то пусть потерпевший кричит, чтобы его услышали и сбежа­лись на помощь" (там же, 21.50).

14. Децемвиры предписывали свободных людей, пойман­ных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать головой тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но в отношении несовершеннолетних было постановлено: или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыски­вать с них возмещение убытков.

15а. По Закону XII таблиц был установлен штраф в раз­мере тройной стоимости вещей в том случае, когда вещь отыс­кивалась у кого-либо при формальном обыске или когда она была принесена к укрывателю и найдена у него.

15б. Закон XII таблиц предписывает, чтобы при производ­стве обыска обыскивающий не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу.

16. Если предъявляется иск о краже, при которой вор не был пойман с поличным, – пусть суд решает спор присужде­нием двойной стоимости вещи.

17. Законом XII таблиц запрещается приобретение краде­ной вещи по давности.

18а. (Тацит. Анналы. VI. 16). Впервые XII таблицами было постановлено, чтобы никто не брал более одного процента в месяц, тогда как до этого бралось по прихоти богатых.

18б. (Катон. О земледелии. Предисловие. 1). Предки наши имели обыкновение и положили в законах присуждать вора к уплате двойной стоимости украденной вещи, ростовщика к взысканию в четырехкратном размере полученных процен­тов.

19. По Закону XII таблиц за вещь, сданную на хранение, дается иск в двойном размере стоимости этой вещи.

20. (Трифониан. 7 титул 26 кн. Дигест). В случае расхищения опекунами имущества их подопечного следует установить, не допустим ли в отношении каждого из этих опекунов в отдельности тот иск в двойном размере, который был уста­новлен в XII таблицах против опекунов.

21. Пусть будет предан богам подземным (т. е. проклятию) тот патрон, который причиняет вред своему клиенту.

22. Если кто-либо участвовал при совершении сделки в качестве свидетеля или весовщика, а затем отказывается это засвидетельствовать, то пусть он будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем.                               

23. По XII таблицам уличенный в лжесвидетельстве сбра­сывался с Тарпейской скалы.

24б. (Плиний. Естественная история. XVIII. 3. 12. 8-9). По XII таблицам за тайное истребление урожая назначалась смертная казнь... более тяжкая, чем за убийство человека.          

26. В XII таблицах предписывалось, чтобы никто не устраивал в городе ночных сборищ.                                   

27. Закон XII таблиц предоставлял членам коллегий (сооб­ществ) право заключать между собою любые соглашения, лишь бы этим не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Закон этот, по-видимому, был заимствован из законодательства Солона.                     

ТАБЛИЦА IX

1-2. (Цицерон. О законах. III, 4; II, 19, 44). Привилегий, т. е. отступлений в свою пользу от закона, пусть не испраши­вают. Приговоров о смертной казни римского гражданина пусть не выносят иначе, как в центуриатных комициях.

Преславные Законы XII таблиц содержали два постанов­ления, из которых одно уничтожало всякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, а другое запрещало выно­сить приговоры о смертной казни римского гражданина ина­че как в центуриатных комициях.

3. (Авл Геллий. Аттические ночи. XX. 17). Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении для разбирательства дела и были уличены в том, что приняли денежную мзду по этому делу?

4. (Помпоний. 2 титул 1 кн. Дигест). Квесторы, присутство­вавшие при исполнении смертных приговоров, именовались уголовными квесторами, о них упоминалось даже в Законе XII таблиц.

5. (Марциан. 4 титул 48 кн. Дигест). Закон XII таблиц пове­левает предавать смертной казни того, кто подстрекает вра­га римского народа к нападению на Римское государство, или того, кто предает врагу римского гражданина.

6. (Сальвиан. О правлении Божьем. VIII. 5). Постановления XII таблиц запрещали лишать жизни без суда какого бы то ни было человека.

ТАБЛИЦА XI

1. (Цицерон. О республике. П. 37). Децемвиры второго при­зыва прибавили две таблицы несправедливых законов, меж­ду прочим, санкционировали самым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями.

ТАБЛИЦА XII

1. Законом был введен захват вещи в целях обеспечения долга, и по Закону XII таблиц это было допущено против того, кто приобрел животное для принесения жертвы, не уплатил за него покупной цены, а также и против того, кто не предо­ставил вознаграждения за сданное ему внаем вьючное жи­вотное, с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир.

2б. Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами, порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось или возместить сто­имость причиненного вреда, или выдать головою виновного... Эти иски установлены или законами, или эдиктом претора. К искам, установленным законами, принадлежит, например, иск о воровстве, созданный Законом XII таблиц.

3. Если приносит на судоговорение поддельную вещь или отрицает самый факт судоговорения, пусть претор назначит трех посредников и по их решению пусть возместит ущерб в размере двойного дохода от спорной вещи.

4. Законом XII таблиц было запрещено жертвовать хра­мам ту вещь, которая является предметом судебного разби­рательства, в противном случае мы подвергаемся штрафу в размере двойной стоимости вещи, но нигде не выяснено, дол­жен ли этот штраф уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь.

5. В XII таблицах имелось постановление о том, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона.                                                          

ИНСТИТУЦИИ ГАЯ

(Извлечения)

Институции являются учебником римского права. Автор Институцийримский юрист II в. н. э. Гай.

Точная дата рождения и смерти Гая, как и его полное имя, остались неизвестными.

Книга I «О лицах»

1. Все народы, которые управляются законами и обычая­ми, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским... А то право, которое меж­ду всеми людьми установил естественный разум, применя­ется и защищается одинаково у всех народов, и называется правом общенародным (jus gentium). Таким образом, и римский народ пользуется отчасти сво­им собственным правом, отчасти правом, общим всем людям.

2. Гражданское право римского народа состоит из зако­нов, решений плебеев, постановлений Сената, указов Импе­раторов, эдиктов магистратов и из ответов правоведов.

3. Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постано­вили. Плебс же отличается от народа тем, что словом "народ" обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наи­менованием же плебса обозначаются прочие граждане, за ис­ключением патрициев. Вот поэтому-то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязатель­ны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензия, которым было оп­ределено, что постановления плебейских собраний были обя­зательны для всего народа.

6. Эдикты суть постановления и предписания тех лиц, ко­торые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа; самое важное значение, однако, в этом отношении имеют эдикты двух пре­торов – городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам.

7. Ответы правоведов – это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право...

8. Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам. Прежде всего, рассмотрим значение лиц.

9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди – или свободные, или рабы.

10. Далее, из свободных людей одни свободнорожденные, другие – вольноотпущенные.

11. Свободнорожденные суть те, которые родились сво­бодными; вольноотпущенные – это те, которые отпущены на волю из законного рабства.

17. Лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было собственностью гос­подина по квиритскому праву и получило свободу вслед­ствие законного отпущения на волю, т. е. или посредством vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания – то такое лицо признается римским гражданином. В слу­чае, если одного из этих условий недостает, то он будет латином.                                                         

21....Итак, вещи, которые отчуждаются посредством передачи, хотя и принадлежат к разряду res mancipi, но все таки не приобретаются ни в силу манципации, ни посредством мнимой виндикации, ни на основании давности, счита­ются только бонитарной собственностью приобретателя.

36. Не всякий желающий может отпускать раба на волю.

37. Отпущение раба на волю во вред кредиторам или пат­рону не имеет значения.

48. Следует другое деление в праве лиц. Именно одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву.

49. Из подвластных одни находятся под властью отца, дру­гие – под властью мужа, третьи – в неограниченной власти (manciple) от другого.

51. Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого.

52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами – есть институт общенародного права: ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину.

53. Но в настоящее время никому из подданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать со свои­ми рабами без законной причины. Именно по постановлению Императора Антонина тот, кто без причины убьет своего раба, подвергается не меньшей ответственности, чем тот, кто убил чужого раба.

55. Равным образом под нашей властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право – это есть особенность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую имеем мы.

56. Римские граждане тогда вступают в законный и дей­ствительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubi; а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими граж­данами, но состоят также во власти отца.

58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключить настоящего брака.

82....От рабыни и свободного по общенародному праву про­исходит раб и, наоборот, от свободной и раба рождается сво­бодный ребенок.

89. По естественным требованиям и соображениям реше­но, что если рабыня забеременеет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то ребенок рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состоя­ние с того времени, когда рождаются... Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия.

97. Однако же не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, которых мы усыновляем.

98. Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или властью высшего магистрата, на­пример претора.

104. Женщины же ни в коем случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.

109. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

110. Итак, некогда этот переход под властью мужа совер­шался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей.

111. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась непрерывно супругой; сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа она вступала в его семью и занимала место дочери...

113. Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, то есть на осно­вании символической продажи...

116. Остаемся сказать о том, какие лица могут находиться в неограниченной власти, кабале (manciple) другого.

117. Итак, все свободные лица мужского или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов.

119. Манципация состоит, как мы выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения права соб­ственности (jus proprium) свойственна римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей, сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держа­ло бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: "Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он дол­жен считаться купленным мною за этот металл и посред­ством этих медных весов". Затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь посредством манципации.

120. Этим способом манципируются рабы и лица свобод­ные, а также животные, которые причисляются к res mancipi, как, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым спо­собом обыкновенно манципируются земельные участки как сельские, так и городские...

121. Манципация поземельных участков отличается от ман­ципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mancipi, могут быть манципированы только будучи налицо, причем необхо­димо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноручно того самого предмета, который ему передается; потому-то и акт этот называется mancipatio, так как вещь берется рукой; недвижимые же имения манципируются обыкновенно при их отсутствии.

124. Рассмотрим теперь, каким способом подвластные ос­вобождаются от этой власти.

127. Те, которые состоят под властью отца, делаются са­мовластными после его смерти. Но это допускает различие: именно со смертью отца сыновья или дочери во всяком слу­чае не всегда делаются самовластными, но лишь в том слу­чае, если они после смерти деда не подпадают под власть своего отца.

129. Поэтому, если восходящий попал в плен к неприяте­лю, та хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу jus postlimmii, по которой возвратившиеся на родину из плена приобретают прежние права.

132. Кроме того, дети перестают быть во власти восходя­щих вследствие эмансипации (освобождения из-под отцовс­кой власти). Но сын – только после троекратной эмансипа­ции, прочие же дети мужского или женского пола освобожда­ются из-под отеческой власти после однократной эмансипации.

137а. Точно так же через мнимую продажу в кабалу (in manu) женщины выходят из-под власти мужа и, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются са­мовластными.

138. Так как те, которые манципированы, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания.

142. Перейдем теперь к третьему разделению лиц. Именно из тех лиц, которые не находятся ни в родительской, ни в супружеской власти, ни в кабальной, некоторые состоят или под опекой, или под попечительством.

144. Итак, родителям (восходящим) позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей власти: мужского пола – несовершеннолетних, а женско­го – как несовершеннолетних, так и совершеннолетних. Ибо древние римляне желали, чтобы женщины, вследствие при­сущего им легкомыслия, находились под надзором, хотя бы они достигли полноты возраста.

155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по Закону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые назы­ваются законными.

156. Агнаты суть родственники, соединенные родством че­рез лиц мужского пола, то есть как бы когнаты со стороны отца... Но те, которые соединены кровным родством через лиц женс­кого пола, не суть агнаты, а находятся между собой в другой родственной связи, основывающейся на естественном праве.

158. Право агнатства уничтожается переменой или умале­нием правоспособности; право же когнатства таким образом не изменяется, ибо гражданский закон может уничтожить гражданские права, естественных же уничтожить не может.

Книга II «О вещах»

I. В предыдущей книге мы говорили о личных правах; теперь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей соб­ственности, или вне нашего имущества.

II. То, что принадлежит государству или общинам, не со­ставляет, по-видимому, ничьей частной собственности, так как государственные имущества принадлежат всему обществу граждан. Частные же имущества – это те, которые принад­лежат отдельным лицам.

14а. Кроме того, существует деление вещей на два разря­да: на res mancipi и res пес mancipi.

14в. К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее – строения на италийской земле...

17. Точно так же почти все то, что относится к разряду бестелесных вещей, причисляется к res пес mancipi, за исключением сельских сервитутов, которые, как известно, счи­таются res mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бесте­лесных.

18. Велика, однако же, разница между вещами mancipi и nес mancipi.

19. А именно res nес mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу.

22. Res mancipi – это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и назва­ны mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, назы­ваемая in jure cessio.

25. В большинстве случаев, однако, и почти всегда мы прибегаем к манципированной форме, для которой всегда легко найти между друзьями свидетелей; поэтому не нужно с целью совершать in jure cessio обращаться к претору или наместнику провинции, что соединено с известными труд­ностями.

26а. Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины.

40. Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности, а именно – каждый будет или соб­ственником, или таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ, или каждый был соб­ственником по квиритскому праву, или таковым не считался. Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть собственником по квиритскому праву, а дру­гой – простым обладателем (in bonis habere).

41. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я ни манципирую, ни уступаю тебе перед судящим претором и толь­ко передаю ее тебе, то ты будешь вещью просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения, ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей полной собственностью, не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов (ex jure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или in jure cessio.

43. Впрочем, мы можем приобрести давностью вещи, пе­реданные нам не их собственником, все равно, будут ли это вещи, принадлежащие к числу mancipi или nес mancipi, если только мы получили таковые в доброй вере, полагая, что тот, кто передавал, имел право на отчуждение вещи.

44. Это, по-видимому, введено для того, чтобы отношения собственности не оставались слишком долгое время неопреде­ленными, так как для собственника достаточен срок приобретательной давности для того, чтобы он успел защитить свое право.

51. Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение, остается без владельца, или вследствие беспечности хозяина, или потому, что хозяин умер, не оставив наследника, или потому, что хо­зяин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовест­ный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрести и собственность путем давности; и хотя лицо, ко­торое приобрело бесхозяйное имение, узнает, что оно чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному вла­дельцу пользоваться давностью...

62. Иногда случается, что собственник вещи не может от­чуждать ее и, наоборот, несобственник имеет власть отчуж­дать вещь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.105 с.)