Факторы, определяющие уровень цен мирового рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, определяющие уровень цен мирового рынка.



Формирование уровня мировых цен, анализ, а также про­гнозирование динамики этих цен происходит под влиянием большого количества ценообразующих факторов. К их числу относятся природно-географические условия производства, которые оказывают определяющее влияние на цены, в первую очередь, сырьевых товаров (энергоносители, металлы, сельскохозяйственная продукция). Ускорение научно-технологического развития оказывает влияние как на предложение, так и на спрос на мировом рынке, а следовательно на цену. Ф аза экономического цикла, в которой находится мировая экономики (или регион), определяет динамику цен. Так, при спаде и в фазе депрессии цены имеют тенденцию к понижению, а в фазах пика и оживления – повышаются. Значительное влияние на динамику цен оказывают также и нфляционные процессы, происходящие в разных странах, снижение курсов различных валют,   краткосрочные изменения спроса и предложения, вызванные   сезонными колебаниями цен, спекулятивными  изменениями биржевых котировок,  форс-мажорными обстоятельствами (война, засуха, наводнение, землетрясение),

Прямое и косвенное влияние на мировые цены оказывают меры государственного регулирования, проводимые в отдельных странах и группировках стран. (пош­лины, квоты, лицензии, субсидирования экспорта, косвенное налогообложение экспортируемых и импортируемых товаров, льготы и др.).

К числу основных ценообразующих факторов на мировом рынке можно отнесли следующие:

природно-географические условия производства, которые оказывают определяющее влияние на цены, в первую очередь, сырьевых товаров (энергоносители, металлы, сельскохозяйственная продукция), Так цена нефти и выработанных из нее нефтепродуктов, химического сырья зависит от условий добычи: на открытом шельфе, в море. В последние годы растут цены на нефть, газ, электроэнергию, металлы и имеют постоянную тенденцию к росту.

научно-технический прогресс, оказывающий влияние как на предложение, так и на спрос на мировом рынке. Повышение роли научно-технического прогресса в современных условиях привело к тому, что конкурентная борьба на мировых рынках все более перемещается в область новизны и совершенства выпускаемой продукции и технологии ее производства. Совершенствование технологий приводит к росту объемов производна, снижению производственных издержек, а следовательно, к росту продаж. Стоимость продукции обрабатывающей промышленности в расчете на единицу полезного эффекта относительно уменьшается, следовательно и цена для потребителя снижается. В последние годы наметилась тенденция снижения цен на целый ряд товаров обрабатывающий промышленности: культурно-бытового назначения (аудио-, видеотехника, холодильники, печи СВЧ и др,), текстиль.

 Воздействие на спрос проявляется через улучшение потребительских свойств экспортируемых товаров, появлению новых товаров-субститутов, товаров дополнений;

фаза эконо мического цикла, в которой находится мировая экономики (или регион). Изменения цен в зависимости от фазы цикла в общем виде характеризуются следующими тенденциями. В пиковой фазе, когда производство работает на полную мощность, наблюдается практически полная занятость, цены имеют тенденцию к повышению. При спаде – производство и занятость сокращаются, цены стабилизируются и не поддаются тенденции к снижению. В фазе депрессии (серьезного и продолжительного спада) цены начинают снижаться, а в фазе оживления, когда производство и занятость растут, цены могут повышаться;

инфляционные процессы, происходящие в разных странах, снижение курсов различных валют, финансовые кризисы оказываютзначительное влияние на динамику цен. Например, в  начале ХХI века США проводили политику снижения курса доллара. В результате девальвации доллара стимулировался экспорт, американские товары дешевели и становились более конкурентоспособными по цене относительно цен европейских товаров.       

Причинами инфляции в мировом хозяйстве выступают рост государственных расходов, ведущий к росту специфического спроса, увеличению налогообложения прибыли, снижение учетных ставок центральных банков. Зарубежные государства часто выступают покупателями многих товаров и услуг, обеспечивая крупным компаниям гарантированный сбыт, что создает предпосылки для роста цен;

краткосрочные изменения спроса и предложения. Наряду с циклическими колебаниями цен, вызванными глобальными нарушениями спроса и предложения, возникают и внутрициклические краткосрочные диспропорции спроса и предложения, К числу основных видов можно отнести сезонные колебания цен, изменения цен при вынужденных продажах и закупках, спекулятивные  изменения биржевых котировок, скачки цен, вызванные внезапными форс-мажорными обстоятельствами (война, засуха, наводнение, землетрясение), Например, удорожание цен на чай, кофе в 2005 г. произошло в результате природных катаклизм, приведших в разные периоды к засухе и наводнениям в районах их произрастания..

меры государственного регулирования цен в отдельных странах и группировках стран. Практически во всех странах государственные органы оказывают существенное влияние на внешнеторговую политику, а соответственно и на уровень цен международной торговли. Это влияние может проявляться в направлениях тарифного и нетарифного регулирования (пош­лины, квоты, лицензии), субсидирования экспорта, косвенного налогообложения экспортируемых и импортируемых товаров, различного рода льгот и др.;

каналы, по которым осуществляется внешняя торговля. Цены на однотипные товары будут различаться в зависимости от используемой формы торговли: биржевой, аукционной, тен­деров, заключения обычных коммерческих сделок, торговли внутри транснациональной корпорации, в группировках стран, по специальным контрактам и др.

политические условия. На цены существенное воздействие оказывает государственная политика тех или иных стран, направ­ленная на защиту национальных интересов и обеспечение национальных приоритетов (как их понимают пра­вительства соответствующих стран). В современных условиях цены складываются не только в результате жесткой экономи­ческой конкуренции, но и часто находятся под воздействие острого политического противо­стояния стран на международной арене. В США, например, дей­ствует закон Хелмса–Бертона, ограничивающий возможности предпринимателей вкладывать средства в экономику Кубы. Закон предусматривает применение санкций даже против компа­ний и частных лиц третьих стран, поддерживающих деловые отно­шения с Кубой. В ответ на ввод советских войск в Афганистан ЕС были введены ограничи­тельные квоты на ввоз в страны, входящие в это сообщество, со­ветского текстиля. Подобные политические решения, ограничивающие свободу конкуренции, безусловно не могут не оказы­вать воздействия на уровень мировых цен на соответствующие то­вары.

 

Виды цен мировых рынков.

Цены на однотипные товары будут различаться в зависимости от каналов, по которым осуществляется внешняя торговля (биржевая, аукционная торговли, тен­деры, заключение обычных коммерческих сделок, торговли внутри транснациональных корпораций, по специальным контрактам и др.)

Эффективность ценовой политики предприятия на внешнем рынке во многом зависит от знания многочисленных разновид­ностей цен и способности выбора из них ориентира для определе­ния цены конкретного внешнеторгового контракта.

Цены меж­дународной торговли можно классифицировать по различным признакам. Направление товарных потоков лежит в основе деле­ния их на цены экспортируемых и цены импортируемых това­ров

В зависимости от степени свободы с известной долей услов­ности можно выделить два основных типа мировых рынков, на которых используются различные виды цен: свободные(или открытые) и закрытые. В торговле на свободных (открытых) рынках используются такие цены, как биржевые, аукционные, цены торгов и цены по обычным коммерческим сделкам, заключаемым между фирмами разных стран.

Второй тип представляют закрытые рынки, в условиях которых действуют те или иные ограничения в торговле. На закрытых рынках ис­пользуются трансфертные цены, цены в группировках стран, цены в специальных долгосрочных и краткосрочных соглаше­ниях. Биржевые котировки широко применяются в ходе бирже­вой торговли сырьевыми товарами (зерновыми, сахаром, кож­сырьем, хлопком, шерстью, каучуком, цветными металлами и др.). Биржевые цены являются основной конъюнктурной ин­формацией для более 70 товаров, на долю которых приходится 15—20 % международной торговли. Ценность биржевых коти­ровок состоит в том, что они отражают реальное состояние рын­ка, складываются на основе реального соотношения спроса и предложения товара на бирже по фактически заключенным сделкам. Они могут различаться по уровню в зависимости от ус­ловий сделки (на наличный товар или по фьючерсным контрак­там, спот, форвард и др.)

Аукционные цены устанавливаются в ходе регулярно про­водимых в установленные сроки аукционов по продаже более или менее значительных количеств или партий определенного товара. На аукционах определяются, например, цены междуна­родной торговли пушниной (Нью-Йорк, Лондон, Санкт-Петер­бург), чаем (Индия, Кения), лесоматериалами (Токио), цветами (Голландия), шерстью (Австралия). В отличие от биржевых ко­тировок аукционные цены всегда устанавливаются за налич­ный товар и публикуются периодически или по мере поступле­ния товара на рынок.

Цены торгов (тендеров) определяются в ходе конкурса при выдаче фирмами одних стран заказов на сооружение объек­тов производственного или непроизводственного назначения, изготовления машин и оборудования, поставку партий сырья фирмам других стран.

Цены, контрактов по обычным коммерческим сделкам по купле-продаже товаров между фирмами разных стран зави­сят от целого ряда факторов, определяющих условия сделки и особенности товара. К их числу относятся качество поставляе­мой продукции, срок исполнения контракта, условия постав­ки, форма расчета и условия платежа, валюта цены и платежа, применяемые скидки с контрактной цены и др.

Трансфертные цены используются на закрытых мировых рынках, в качестве которых выступают международные транс­национальные вертикально-интегрированные корпорации (Дже­нерал моторе, ИБМ, Тойота, Мацусита). Трансфертные цены — это условно-расчетные цены, по которым отделения корпора­ции, расположенные в разных странах, передают друг другу то­вары или их составляющие компоненты. Современные корпо­рации устанавливают трансфертные цены порой таким обра­зом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли всей корпорации. Для этого они завышают или занижают трансфертные цены относительно рыночных цен, используя наилучшим для себя образом страновые различия в налогообложении, та­моженной политике, охране окружающей среды, условиях тру­да. Таким образом компания уменьшает облагаемую налогами, таможенными пошлинами стоимость, сокращает потери от раз­ницы в валютных курсах, меньше платит экологических нало­гов и т.д. Трансфертные цены могут также использоваться для оценки резуль­татов деятельности филиалов фирмы. Но в этом случае методика их формирования будет иной.

На цены, используемые в группировках стран, существен­ное влияние оказывают особые экономические отношения, тор­говые ограничения, действующие в рамках таких соглашений (ЕС, ОПЕК, АФРАСЕК, ассоциации экспортеров сахара, кофе, олова, цинка и др.). Такие цены могут быть подвержены регу­лированию путем установления определенных коридоров их изменения, а также косвенно с помощью квот поставки на ры­нок той или иной продукции.

Цены краткосрочных и долгосрочных специальных конт­рактов могут существенно отличаться от цен свободных рынков на одинаковую продукцию из-за особых условий их заключения (бартерных и клиринговых соглашений, при поставках продук­ции за счет кредита, по программам помощи, лизинге и др.).

Для основных видов товаров существуют специальные источники ценовой информации, включающие экспортные усредненные цены, среднестатистические цены, внутренние оптовые цены, импортные цены и т.д., которые могут ориентироваться отечественные участники внешнеэкономической деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.009 с.)