Мышечная релаксация в сочетании с артикуляционной гимнастикой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышечная релаксация в сочетании с артикуляционной гимнастикой.



Первая часть – это расслабление конечностей, мышц шеи и живота на основании прошлого опыта детей.

Вторая часть – выполнение детьми упражнений по регулированию своего дыхания. (1-2 минуты).

Затем педагог выполняет с детьми артикуляционную гимнастику.

Для детей создаются образы на протяжении всей релаксации (например, язык наш лежит как блинчик или с язычка течет холодная водичка и т.д.).

В качестве примера приведу один из вариантов.

"У моря". Представьте, что вы лежите у моря. Отдыхаете вместе с львенком и черепахой на песке. Теплое ласковое солнышко. Мы загораем. Подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (вдох)…Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот. Задержать дыхание. Энергично двигать руками и ногами. Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Нос загорает – подставить нос солнышку, рот полуоткрыт, летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть (вдох). Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (выдох). Брови – качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях (двигать бровями вверх-вниз). Бабочка улетела совсем. Спать хочется. Расслаблены мышцы лица. [12]

 

Закрепление состояний мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.

На этом этапе мышечная релаксация вызывается только внушением.

Релаксация проводится на спине, на боку, но если кто-то из детей предпочтет другую позу, не стоит заострять на этом внимания.

На фоне сказки, которую рассказывает логопед, вводятся формулы по расслаблению частей тела, речевого аппарата. Звук голоса педагога как бы «привязывает» сознание ребенка, не давая ему погрузиться в состояние расслабленности слишком глубоко. Кроме известных уже детям формул по расслаблению частей тела вводятся новые, направленные на коррекцию речи. Воспринимая речевые формулы в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их.

Не могу не остановиться о важности введения на этом этапе не только формул правильной речи, но и этических элементов воспитания души ребенка, обогащения его эмоциональных способностей. [13] Можно предложить детям заглянуть внутрь себя, будто открывая одну за другой двери в самые сокровенные области сердца и в глубине увидеть чудесный цветок. Привожу текст целиком, т.к. здесь мощное воздействие оказывают ритм, звук, слово стихов.

Перед нами – громадная дверь,

Хочешь – верь, а хочешь – не верь.

За громадной дверью – большая,

А за нею – поменьше другая.

За маленькой дверкой – дверца,

И такая, что просто не верится.

А за нею – широкий двор,

Во дворе – высокий забор,

За этим забором – дворик,

А во дворике – низкий заборчик,

А за ним – уже дворик-крошка,

Он не больше, чем наша ладошка.

Но во дворике крохотном этом,

За заборчиком еле приметным,

Небывалая роза цветет,

Словно алое солнце встаёт! [14]

 

Формула «выхода»

Правильное произнесение «формулы выхода» имеет большое значение.

Ø Сначала даётся команда на напряжение мышц (согнуть руки или напрячь руки) с одновременным вдохом.

Ø Команда одновременно выдохнуть, расслабить напряженные мышцы и затем открыть глаза, поморгать и улыбнуться.

Если сначалаоткрыть глаза и только потом активизировать мышцы и дыхание – выход из состояния релаксации замедлится. Может появиться чувство тяжести, ощущение покалывания, похожее на то, когда затекут руки или ноги. Приказ выхода должен отдаваться решительно.

…Глазки ещё закрыты. Спокойно сделайте вдох, выдох. С каждым вдохом в наше тело вливается чувство силы, свежести, бодрости. Пошевелите пальцами рук, ног. Вдохните – сожмите пальцы в кулаки. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок. Хорошо потянитесь всем телом, сбрасывая с себя остатки сна…

Медленно выдохните. Выдыхаем-выдыхаем. Руки опускаем …

А теперь – наши глазки открываем. Откройте глаза. Поморгайте!

Хорошо нам отдыхать,…но пора уже вставать! Перевернитесь на бок, немного полежите на боку, перевернитесь на живот и как отдохнувшая кошечка, потянись, прогнув спинку. Помашите хвостиком. Встали на коленочки, потянулись (фото 6). Встаньте на ножки… Улыбнитесь. Вы прекрасно отдохнули. Пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения. Поблагодарите Ирину Борисовну, скажите спасибо Ларисе Борисовне за прекрасное занятие!. (фото 7. По окончании игрового комплекса)

 

Нельзя не остановиться на значении музыкально-терапевтических средств при проведении с детьми комплекса игровых релаксационных упражнений «Волшебный коврик». Релаксационный эффект музыкально-терапевтических средств в значительной степени объясняется  воздействием музыки на центральную нервную систему ребёнка. Специфическая особенность музыки изменять эмоциональное состояние человека или же посредством ритмических движений стимулировать мышечную энергию[15] помогает ребёнку строить свои движения в соответствии со звучащим музыкальным произведением, что позволяет выработать чувство речевого ритма. Поэтому музыка, привлекаемая в целях логопедической коррекции, на занятиях представлена следующими видами (по С.В. Шушарджану) [16]:

1Активная музыкотерапия (ребёнок выполняет музыкально-двигательные упражнения и другие задания).

Различные музыкальные ритмы по-разному действуют на работоспособность мышц. Неловким, дискоординированным детям рекомендована бодрая, ритмичная музыка, стимулирующая их движения; детям со спастическими явлениями, тиками полезно двигаться под музыку с более плавным ритмическим рисунком[17] (Шопен, Чайковский "Вальс цветов", оркестровые обработки Поля Мориа, Каравелли) (см. фото 8. Музыкотерапия).

2 - Пассивная (рецептивная) музыкотерапия отличается тем, что ребёнок принимает пассивное участие, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия,  не участвуя в нем активно.[18]

Используется при проведении игровых релаксационных упражнений (описанных выше).

Пассивная музыкотерапия представлена музыкальными программами тонизирующей или успокаивающей направленности. Каждая из них состоит из нескольких фрагментов музыкальных произведений (примерно 3-5), различных по темповым и ладовым характеристикам. Время звучания – 5-7минут.

Педагогом по музыкотерапии Дёминой И.Б.. разработаны и апробированы следующие варианты музыкально-терапевтических программ различной направленности.

Возможный вариант успокаивающей программы

v Вальс «Под небом Парижа» муз.Ю.Жиро.

v «Колыбельная Светланы» муз. Флярковского.

v  «Шербургские зонтики» муз. Легран.

v «Менуэт» муз.Боккерини.

v «Где же ты?» муз.П Мориа.

v «Мелодия для флейты» муз. П Мориа

v «Осенний пейзаж» муз. С. Насауленко

v «Дождик» муз. Н. Соловьёва

v «Всё пройдёт» муз. М. Дунаевского.

v «Колыбельная медведицы» муз. Крылатова

v «Крейсер Аврора» муз. Шаинского

v «Крылатые качели» муз. Е. Крылатова

v «Прекрасное далёко» муз. Крылатова

v «Баллада Трубадура» муз. Е.Гладкова

v «Край, в котором ты живёшь» муз. Е Гладкова

Возможный вариант тонизирующей программы:

§ «Проснись и пой!» муз. Е. Гладкова.

§ «Чунга-чанга» муз. В. Шаинского.

§ «Вместе весело шагать…» муз. В Шаинского.

§ «Какой чудесный день» муз. Флярковского.

§ «Антошка» муз. Шаинского

§ «Песенка львёнка и черепахи» муз. Г. Гладкова.

§ «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского

§ В.А. Моцарт. Турецкий марш.

 

Психотерапевтический эффект применения данного комплекса релаксационных упражнений з аключается в доверии ребенка к логопеду, стремлении к контакту с ним, открытости, интересе к занятиям, а также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в снижении частоты конфликтов и ссор между детьми и пр.

Развивающий эффект занятий проявится в интересе и желании эти занятия продолжить, дети смогут использовать полученные знания и умения в других видах деятельности: в игре, общении.

Коррекционный эффект заключается в:

- приобретении детьми начальных навыков психической саморегуляции и восстановления психоэмоционального равновесия, что послужит профилактике неврозов и невротических реакций и других проблем психогенного характера;

- коррекции эмоционального самочувствия, снятию эмоциональной напряженности.

Возможность судить об эффективности изложенной методики дают беседы с родителями, ответы на анкетные вопросы, наблюдения за занимающимися детьми. «Обратная связь» с родителями позволила, в частности, выяснить следующее: дети охотно посещают занятия, некоторые даже пытаются дома «передавать» свой опыт другим членам семьи. Вот отмеченные родителями изменения в состоянии здоровья детей: приливы бодрости, жизнерадостности ощущаются после каждого занятия, улучшается физическое и эмоциональное состояние детей.

 

Приложение

Примерные тексты для проведения с детьми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.013 с.)