Режиссерская   документация, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режиссерская   документация,



обоснование режиссерского -замысла, зафикси-
рованное на бумаге. К Р. д. относятся план-
сценарии, сценарий, эскизы
оформления сцены,
зала, костюмов, планировки сценического дей-
ствия (опорные мизансцены), монтажный лист,
муз. партитура, партитура динамика-
статистической проекции, световая партитура,
монтировочный лист, график репетиций,
список
постановочной группы, смета затрат на
художественно-постановочную часть, инструк-
ции для ряда технических исполнителей.

РЕЖИССЕРСКАЯ ПАРТИТУРА, Мон-
тажный.чист.


РЕЖИССЕРСКАЯ СИТУА'ЦИЯ, игровая,
жизненная ситуация, к-рая создается сценарным
и режиссерским ходом и включает в театрализо-
ванное действие зрителей и реальных героев. В
сценарии и режиссерском замысле программи-
руются игровые ситуации будущего действа.
Само праздничное театрализованное игровое
общение исполнителей и зрителей происходит в
самый момент праздника и вызывается теми иг-
ровыми ситуациями, к-рые созданы реж-ром и
организаторами празднества.

РЕЖИССЕРСКИЙ АКЦЕ'НТ. момент осо-
бого напряжения действия, где реж-р сосредото-
чивает выразительные средства для раскрытия
своего смыслового и образного решения, кон-
центрирующее внимание зрителей на главном,
особенно существенном для выявления идеи
спектакля (представления), его сквозного дейст-
вия,
режиссерской трактовки. Р. а. продумыва-
ются, начиная с первых видений пьесы, массово-
го представления и далее в постановочном плане,
в отборе событий, через обострение конфликтов.
контрастов монтажных связей, через звучание
слова и музыки, опорные мизансцены, атмосферу
действия.

РЕЖИССЕРСКИЙ ЗА'МЫСЕЛ, Замысел /
режиссерский.

РЕЖИССЕРСКИЙ ПРИЕ'М, способ взаи-
мосвязи выразительных средств в воплощении
режиссерской художественной мысли, образный
перевод режиссерского замысла в решение.

РЕЖИССЕРСКИЙ СЛУХ, совокупность
хорошо развитых, отточенных до предела таких
режиссерских качеств, как чувство времени,
пространства, меры, чувство правды, чувство
зрителя. (Профессионализм режиссерского иск-
ва).

РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ, описание
режиссерского воплощения литературного
сценария в живом образном действии. Жизненная
основа режиссуры массового театрализованного
действия предполагает изначальную родст-
венность функций и совместную работу сценари-
ста и режиссера.
Но в отличие от литературного
сценария, описывающего предполагаемое празд-
ничное действо как будущий результат, режис-
серский сценарий содержит режиссерское реше-
ние,
конкретные художественные приемы поста-
новки самого процесса действия и использования
выразительных средств, в реализации сценарно-
го и режиссерского замысла.

РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД, зримое, условное
игровое действие, выражающее режиссерское
решение
и связывающее все части, эпизоды, но-
мера, выразительные средства
в непрерывно
развивающуюся композицию целого, включаю-
щее зрителей и участников в сквозное действие
праздника, представления, концерта.

РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕ'НИЕ режиссер-
ская концепция пьесы или сценария, выраженная
художественными выразительными средствами.
Включает в себя определение образного зерна,


72


сквозного действия, и сверхзадачи, событийного
ряда и режиссерских акцентов
и т. д. Замысел-
это
неосуществ'ленное решение. Решение - это
осуществленный замысел (Г. Товстоногов). Р. р.
работает на сквозное действие, определяет ритм
и стиль, жанр
спектакля, театрализованного
представления. Р. р. выражает индивидуальность
художника, режиссера. «Решение, пришедшее на
ум многим, при всей кажущейся оригинальности
ничего не стоит. Это не решение, а
штамп». (Рехельс).

РЕЖИССУРА, своеобразный вид художест-
венного творчества, позволяющий создавать
пространственно-пластическое, художественно-
образное решение идейно- тематического замыс-
ла произведения одного из "зрелищных иск-в" с
помощью только ему присущих выразительных
средств.
Различают Р. драмы, муз. театра (опе-
ры, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка,
театрализованных представлении и массовых
праздников. Понятие «Р.» сегодня распространя-
ется на художественную организацию не только
самых различных произведений коллективного
творчества, но и жизненных общественных ак-
ции:
Р. общественных и политических компаний,
презентации, режиссура художественных верни-
сажей и парада мод, Р. книги и муз. альбома, Р.
школьного урока и т. д. Т. о., понятие «Р.» можно
определить как художественный процесс соз-
дания композиции гармонического целого из раз-
личных компонентов произведений иск-ва и яв-
лений реальной жизни. Все эти виды Р. отлича-
ются своими специфическими особенностями и в
то же время имеют свои общие принципы, ос-
нованные на естественных законах композиции
целого в природе и в иск-ве. Предметом режис-
суры массового театрализованного Действия яв-
ляется человеческое общение художественными
средствами, зто двуединый творческий процесс
Р. художественных выразительных средств и Р.
самой жизни. Результатом режиссерского про-
цесса здесь становится образ праздничного со-
бытия,
образ праздничного театрализованного
общения. (Зрелище, Праздник, Представление)

РЕКВИЗИТ (< лат. requisition - необходимое),
совокупность предметов, вещей (подлинных и
бутафорских), используемых в театральном и
театрализованном представлениях, на ки-
носъемках. К Р. относятся все предметы, к-рые
находятся во время представления на сцениче-
ской площадке
(картины, часы, вазы, обручи,
мячи, и т. д.) или с которыми выходят исполни-
тели (ручка, блокнот, бинокль, ружье, шпага и т.
п.). В Р. всегда много подлинных предметов. В
зависимости от жанра, от стилистики постановки
Р. имеет разный характер. В одних спектаклях
используются в основном натуральные предме-
ты, в др. - предметы могут быть упрощенными
или преувеличенными в размерах (фарс, коме-
дия)
или фантастически видоизмененными, при-
украшенными (сказка). (Ср.. Бутафория, Аксес-
суар).


РЕМЕСЛО1, 1) Культура трудовых профес-
сиональных навыков и технических приемов ху-
дожественной обработки различных материалов
(металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемых
в процессе накопления творческого опыта масте-
ров, создающих художественные изделия. Про-
фессиональный опыт ремесленника складывался
путем открытия наиболее эффективных в эстети-
ческом смысле приемов и техники художествен-
ной обработки материала, доведенных до совер-
шенства. 2) (В театре) одно из направлений сце-
нического иск-ва, имеющее дело не с внутренним
чувством, а с его внешним результатом,
превращенным в штамп. Р. не является иск-вом.
ибо в нем отсутствует человеческое пережива-
ние. 3) (Перен.) знать свое ремесло - быть про-
фессионалом.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ                   (< позднелат.

reminiscentia - воспоминание), 1) смутное воспо-
минание, отголосок; явление, наводящее на со-
поставление с чем-л. 2) В поэтическом и муз.
произведении черты, наводящие на воспомина-
ние о др. произведении; обычно - результат не-
вольного заимствования автором отдельного об-
раза,
мотива, стилистического приема.

РЕПЕРТУА'Р (фр. re'pertoire), совокупность
произведений, исполняемых в театре (драмати-
ческом, муз.), на концертной эстраде, отдельным
артистом. Различают Р. также по стилям и жан-
рам (романтический, комедийный); существуют
понятия «современный Р.», «классический Р.»

РЕПЕТИ-ЦИЙ ГРА'ФИК, График репети-
ций.

РЕПЕТИ'ЦИЯ (< лат. repetitio - повторение),
1) быстрое повторение одного и того же звука на
клавишных и некоторых др. инструментах. 2)
Основная форма подготовки (под руководством
режиссера) театральных, эстрадных, цирковых
представлений, концертных программ, отдельно-
го номера, сцены путем многократных повторе-
ний (целиком или частями).

Виды репетиций:

Р. просмотровая - просмотр и прослушивание
всех исполнителей. Задача этих репетиций -
определение репертуара, с которым исполнители
или коллективы будут выступать в
представлении, реж-р может отобрать имеющий-
ся или предложить какой-л. репертуар, к-рый
необходим для представления как самостоятель-
ный номер или к-рый войдет в состав сводного
номера. Просмотр можно проводить и для опре-
деления стадии готовности номера.

Р. индивидуальная - это по существу, разговор
с актером по душам. Такая Р. помогает
исполнителю пройти тщательно и свободно «уз-
кие» места в работе над ролью. Легче добиться
единомыслия исполнителя и режиссера. Есть
индивидуальные репетиции технического рода
(разобраться в тексте, логике ударений и т. п.).
Индивидуальная Р. преследует большую про-
никновенность в интимные механизмы исполни-
теля. Форма, приемы, тема Р. зависят от одарен-


73


ности режиссера, его авторитета и фантазии. Такие
репетиции могут быть запланированы заранее, но
могут возникать и спонтанно.

Р. корректурные связаны с шлифовкой роли,
номера. Они могут быть индивидуальными,
групповыми, коллективными, как техническими,
так и смысловыми. К корректурным репетициям
можно отнести и такие, когда коллективы
прогоняют свои номера на новых для них
площадках, проверяют, как звучит фонограмма на
новой аппаратуре и т. п.

Р. монтажная -ее задачи: выстроить общую
композицию, проверить "сцепления" эпизодов (т.
н. "мостики" и "буфера"), проверить все
партитуры и монтажный лист, внести измене-
ния, найти дополнительные средства для обеспе-
чения представления в заданном темпо-ритме,
отрепетировать слабые места, добиваясь точности
и синхронности исполнения. (Ср., Р. прогон-.
ные)

Р. прогонная исполнение и отработка
представления в его временной последователь-
ности, шлифовка представления. Ими заканчива-
ется работа режиссера над представлением. Ста-
новятся ясны, наглядны все достоинства и недос-
татки: обнаруживаются ненужные паузы, затяжки
действия, ритмические «дыры». Здесь опреде-
ляется, что необходимо уточнить, что поправить
и даже переделать; выверяется композиция пред-
ставления; ритм эпизодов приводится в соответ-
ствие с ритмом всего представления, устанавли-
вается его темп; проверяется действие исполни-
телей во время их выхода и ухода со сцены Как
правило, такие Р. идут без остановок, «под ка-
рандаш», чтобы исполнители почувствовали це-
лостность сценического действия, его атмосфе-
ру, тем пи - ритм.
Проверяется драматургия
представления, проводится хронометраж.

После прогонных репетиций иногда возникает
надобность в дополнительном репетиционном
времени для ликвидации просчетов и недорабо-
ток. Поэтому в репетиционном плане после пер-
вого прогона предусматривается время для репе-
тиций «по назначению».

Р. монтировочная- сборка и отработка
взаимодействия сценического оформления,
художественных и технических средств театра-
лизованного зрелища. В назначенный по плану-
графику срок, к к-рому должны быть подготов-
лены все эл-ты оформления (станки, задники, и т.
д.), реж-р вместе с художником и всеми техни-
ческими службами проводит репетицию, на к-рой
окончательно определяется декорационное и
световое решение представления. На сцене в со-
ответствии с эскизами или макетом художника
устанавливаются все эл-ты оформления, разраба-
тываются способы м средства для быстрой его
смены, уточняется размещение отдельных эл-тов
оформления, проверяется техническая часть,
предназначенная для получения сценических
эффектов и т. д. На этой репетиции также отра-


батываются перемены, связанные с перестанов-
кой по ход)' представления деталей оформления.

Р. световая -ее цель - установка света,
проверка костюмов и грима при установленном
свете. Первая световая Р. проводится после Р.
монтировочной, она по сути дела прикидочная,
предварительная. Окончательно свет устанавли-
вают во время сводных Р. в присутствии на сцене
исполнителей.

Р. сводная -на ней реж-р впервые собирает все
номера и эпизоды представления подряд, вводя в
них музыку, свет, кино и т. п- Именно на ней
проверяются все связки между номерами и
эпизодами, правильность их чередования,
развитие сквозного действия, словом, все содер-
жание и все компоненты концерта. Поэтому
сводную Р. рекомендуется проводить после от-
дельных Р с кино, диапозитивами, слайдами, фо-
нограммой,
радиоаппаратурой, сложным светом и
другой техникой, чтобы потом на сводной Р. как
можно меньше времени тратить на технику, а
главное внимание уделять исполнителям.

Р. "за столом"- проводится перед прогоном
театрализованного представления и преследует
цель проверить во избежание "накладок",
насколько хорошо каждый ассистент, помощ-
ники режиссера, ведущий представление и служ-
бы знают свой маневр.

Р. генеральная - представление, идущее без
зрителей или при ограниченном их количестве.
Генеральная - это тот же прогон, но с особой
целью и на особом этапе. Чаще всего она
одновременно является и сдачей реж-ром и по-
становочной группой
представления заказчику,
поэтому Р. идет как спектакль. Профессиональ-
ные режиссеры проводят генеральную Р. за день-
два до показа представления, чтобы можно было
внести необходимые, обнаружившиеся по ходу
Р., изменения. (График репетиций. Прикрытие).

Методы репетиционной работы. Любое
режиссерское указание может быть дано как в
форме словесного объяснения (рассказа) так и в
форме показа. Словесное объяснение (рассказ)
считается основной формой режиссерских указа-
ний.

Рассказ -это разъяснение, погружение артиста
в замысел режиссера, введение в обстоятельства
роли, среды, в к-рой будет существовать
исполнитель, мизансцены, выяснение действия в
каждом куске роли. Большое внимание рассказу
уделяется в застольный период. Использование
рассказа зависит также от степени
подготовленности исполнителей (профессионалы
- непрофессионалы), от вида репетиции, от
.взаимоотношений режиссера и исполнителя (со-
авторы-подчиненные) и от некоторых других
факторов. Не рекомендуется злоупотреблять рас-
сказом, чтобы не убить интуитивный характер
действования исполнителя.

Показ - это демонстрация мизансцены, ха-
рактера, поведения героя на сцене, жестов и т. д.
Различают режиссерский показ и актерский по-


74



каз. Актерский показ- это подмена актера
режиссером, демонстрация, как надо сыграть,
режиссерский показ - это указание, что надо в
данном куске делать, чтобы раскрыть какую-н.
существенную сторону образа. Режиссерский
показ, как правило, конкретен и представляет
собой лаконичное средство передачи актеру
режиссерского задания.
Ра с с к а з с демонстрацией -это есть
подлинный режиссерский показ. Только при
помощи демонстрации с пояснением реж-р
может выразить мысль синтетически, т. е. де-
монстрируя одновременно движение, слово, ин-
тонацию
в их взаимодействии. При этом реж-ру
нет необходимости проговаривать точный текст.
Кроме того, режиссерский показ связан с воз-
можностью творческого мобилизационного за-
ражения актера режиссером, реж-р только наме-
кает актеру, только подталкивает его,
подсказывает ему направление, в к-ром следует
искать.

РЕ'ПЛИКА (фр. replique), 1) ответ, возраже-
ние, замечание на слова собеседника, говоряще-
го. 2) В сценическом диалоге ответная фраза
партнера; последние слова персонажа, за кото-
рыми следуют текст другого действующего лица
спектакля. Понятие современной Р. расширено. К
ней относится движение актера, смена света,
Мчало или окончание движения поворотного
круга, занавеса, штанкета и проч.

РЕПРИ'З(А) (фр. reprise - возобновление, по-
вторение), 1) повторение какого-л. раздела муз.
произведения. 2) В цирке - движение лошади
одним и тем же аллюром; серия трюков. 3) В
цирке и на эстраде - словесный или пантомими-
ческий номер, лаконичная шутка, меткое слово,
каламбур, парадокс, трюк, рассчитанный на без-
условную, общую и быстро возникающую реак-
цию аудитории. Р. бывают сатирические, юмори-
стические, публицистические, музыкально-
вокальные и т. п.

Р. может иметь значение самостоятельного
мининомера конферансье, отлично приспособле-
на для заполнения межномерных пауз, когда в
его распоряжении считанные секунды, а также
может существовать как составная часть номера
эстрадного или циркового артиста. Репризный
ход внутри фельетона, монолога, интермедии
может круто поменять смысловое значение цело-
го кустка, придать особую остроту и второй план
содержанию. Как элементарный вид комическо-
го, Р. внутри текста служат ударными смеховы-
ми акцентами, являясь по образному выражению
Н. П. Смирнова-Сокольского, поплавками, под-
держивающим на поверхности зрительского ин-
тереса весомые и ведущие части произведения.
Самое незначительное перемещение слов в Р., к-
рое может произойти при нетвердом знании тек-
ста или изменение интонации, фразировки вы-
холащивает юмор из микроскопического, но
точно построенного произведения.


РЕФРЕ'Н (фр. refrain), стих или строфа, при-
пев, в определенном порядке повторяющийся в
стихотворении, песне.

РЕЧЕВА'Я ПАРТИТУРА, разделение текста
между исполнителями по голосам для поли-
фонического (хорового) исполнения литератур-
ных произведений.

РЕЧЕВО'Й ХОР, одновременное произнесе-
ние всеми участниками представления или от-
дельными его группами определенного текста,
чаще всего стихотворного Этот прием часто ис-
пол ьзуется в литературно-муз. композициях,
агитпредставлениях.

РЕЧИ МЕЛО'ДИКА, Мелодика речи.

РЕЧИТАТИВ (ит. recitative), вокальный
стиль, основанный на соответствии интонацион-
ных и метрических закономерностей музыки и
словесного текста. В 17 - 18 вв. возникли «сухой
Р.» - наиболее близкий речевой интонации и ис-
полняемых под аккомпанемент отдельных ак-
кордов клавесина, и «аккомпанированный Р.» -
более мелодизированный с развитым оркестро-
вым сопровождением. Р. встречается в операх,
ораториях, кантатах, песнях.

РЕШЕ'НИЕ О'БРАЗНОЕ. Образное решение,

РЕШЕ-НИЕ РЕЖИССЕРСКОЕ, Режис-
серское решение.

РИТМ (гр. rhythmos - мерное течение), 1) че-
редование каких-л. эл-тов (звуковых, речевых,
цветовых и т. п.), происходящее с определенной
последовательностью, частотой; размеренность в
протекании, совершении чего-л 2) (Муз) вре-
менная организация муз. звуков и их сочетаний.
С 17 в. в музыке утвердился тактовый, акцент-
ный Р., основанный на чередовании сильных и
слабых ударений. Системой организации служит
метр. 3) Упорядоченность звукового, словесного
и синтаксического состава речи, "определенное
его смысловым заданием. 4) (В стихе) - а) общая
упорядоченность звукового строения стихотвор-
ной речи; частным случаем Р. в этом значении
является метр, б) реальное звуковое строение
конкретной стихотворной строки в противопо-
ложность отвлеченной метрической схеме; в
этом значении, наоборот, Р, является частным
случаем («ритмической формой», «вариацией»,
«модуляцией») метра и стихотворного размера.
5) (В иск-ве) важнейшее формообразующее
средство художественного произведения - муз.,
поэтического, театрального - основанное на за-
кономерной повторяемости в пространстве и/или
во времени аналогичных эл-тов и отношений
через соизмеримые интервалы с вариативными
пропусками или сгущениями отдельных ритми-
ческих единиц. 6) (В сценическом и эстрадном
иск-ве, в массовом представлении) это пульс
внутр. действия. Отдельные Р. складываются в
ритмический рисунок представления, в ритмиче-
ское настроение. {Ритмические волны. Ритмиче-
ский повтор. Ритмичный).


75


РИТМИ'ЧЕСКИЕ ВО'ЛНЫ, принцип композиции,
сформулированный М. Чеховым, выражающийся в
регулярном повторе ритмических движений, в смене
между внутренним и внешним действием. Все
выразительные средства на сцене колеблются между
этими двумя полюсами:

с одной стороны, они достигают наибольшего
напряжения в своей внешней выразительности (речь,
жесты, мизансцены, обращения актеров с предметами,
световые и звуковые эффекты и т. п.). С др. стороны,
они становятся чисто душевными, внутренними
(излучениями отдельных исполнителей, их настроения
и атмосферы). Р. в. являются важнейшим принципом
композиционного построения концертного номера,
концертного и праздничного действия.

РИТМИ'ЧЕСКИЙ ПОВТОР, принцип ком-
позиции,
выражающийся в том, что отдельные ее
части, моменты повторяются в пространстве или во
времени (или вместе), оставаясь при этом не-
изменными или меняются при каждом повторе
количественно и качественно. Различают Р. а
смысловые, звуковые, зрительные и т. д. Они
сосредоточивают внимание на смысле действия,
создают его атмосферу. Как выразительное средство
режиссуры Р. п. структурирует, укрепляет и усиливает
воздействие всех эл-тов спектакля, театрализованного
представления, праздничного массового действа на
зрителя. (Ритм, Ритмические волны. Ритмичный),

РИТМИ1ЧНЫИ, подчиненный ритму, рав-
номерный, налаженный, размеренный. Какое время и в
каком пространстве может обозревать зритель одну
картину без изменений зависит от количества и
качества художественной информации- (Ритм,
Ритмические волны, Ритмический повтор).
РИТУА'Л (< лат. ritualis - обрядовый), вид обряда,
исторически сложившаяся форма сложного
символического поведения, упорядоченная,
стереотипная система действий (в т. ч. речевых);
выражает определенные социальные и культурные
взаимоотношения, ценности. В древних религиях
служил главным выражением культовых отношений. Р.
играет особо важную роль в истории общества как
традиционно выработанный метод социального
воспитания. В современном обществе сохраняется,
главным образом, в области церемониальных форм
официального поведения и бытовых отношений
(гражданская обрядность, этикет, дипломатический
протокол и т. п.). В праздничном Р. важное место
занимает шествие (процессия), демонстрирующее
принадлежность к какой-л. социальной идее, общности,
к-рая отображается в песнях, пантомимах, танцах,
молитвах, но также ранг, иерархию, социальную
функцию участвующих в нем лиц. Ритуальное
действие, являющееся обязательным структурным эл-
том любого театрализованного празднично-обрядового
действия, опирается на народные традиции. К общим
ритуальным эл-там организации театрализованного
действия


следует отнести культ огня, воды, растительного мира,
ритуальную трапезу, ряженье и проч.

РОЛЬ (< фр. role), 1) (психол.) социальная функция
личности; соответствующая принятым нормам способ
поведения людей в зависимости от статуса или позиции
в обществе, в системе межличностных отношений. 2)
Изображение актером на сцене персонажа пьесы. 3)
Совокупность реплик одного действующего лица в
пьесе. В массовом действе участники добровольно
принимают на себя различные игровые и роле* вые
функции, выполняя творческие задания, предложенные
сценарием, режиссером, ведущим. (Пластический
рисунок роли).

РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ, Главный
дирижер. Главный хормейстер.

РЯД СОБЫТИ'ЙНЫЙ, Событийный ряд.

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, в

широком смысле - все виды и жанры художественной
самодеятельности, соответствующие видам и жанрам
профессионального искусства или традиционного
народного творчества (фольклора): музыкальная,
танцевальная (хореографическая), театральная,
изобразительная,                          декоративно-прикладная

художественная самодеятельность, фото- и
кинолюбительство. С. и. - один из способов
распространения                  художественной культуры,

привлечения широких масс непрофессионалов к
художественной творчеству. Характерная черта С. и, -
свободное оперирование эл-тами действительности,
общеизвестными художественными формами, их
преобразование без строгого соблюдения
существующих традиций, канонов, правил. Творчество
в рамках С. и. способствует выявлению талантов и
нередко служит источником для пополнения кадров
профессионального иск-ва, где уже нет места
самодеятельности-как                    непрофессиональности,

необученно-стк 2) В узком смысле - творчество вне
художественных традиций, канонов и правил, дости-
гающее высот художественно-образного обобщения.
Яркий пример такого иск-ва - примитив в
самодеятельном изобразительном иск-ве.

САРКА'ЗМ (гр. sarkasmos < sarkazu, букв, рву
мясо), язвительная, жестокая и ироническая насмешка,
построенная на усиленном контрасте внеш. смысла и
подтекста.

САТИРА (< лат. satura - мешанина), 1) обли-
чающая, бичующая ирония. 2) Литературное
произведение, обличающее отрицательные явления,
действия. 3) Вид комического, особо острая и
язвительная форма комедийной, т. е. эмоционально-
эстетической критики, отрицающая саму сущность
осмеиваемого явления путем противопоставления его
высоким эстетическим идеалам, бичующее
изобличение всего, что стоит на пути к их
осуществлению; специфический способ ху-
дожественного
воспроизведения действитель-


76


 



 


ности, раскрывающий ее как нечто несообразное,
несостоятельное с помощью преувеличения, за-
острения (порой доводящего облик изображаемого
до деформации), гиперболизации, гротеска.
СВЕРХЗАДА'ЧА, идея, ставшая внутренней
потребностью, стремлением, пафосом художника;
жизненная цель, притягивающая к себе все без
исключения жизненные и творческие задачи, то,
ради  чего  режиссер творит  массовое
театрализованное действие и объединяет в общий
творческий процесс всех его участков. Отход от С.
и сквозного действия в режиссуре - это не только
потеря идейной целеустремленности, но это
одновременно и распад формы, когда постановка у
режиссера и образ у актера размельчается на
отдельные куски, не создающие целого.
(Перспектива),

СВЕРХ-СВЕРХ ЗАДА'ЧА, жизненная целе-
устремленность, лежащая в основе творческого
пути художника. Личное отношение художника к
жизни, к событиям, к-рые являются основой
театрализованного действия.

СВЕТ, 1} лучистая энергия, воспринимаемая
глазом, делающая окружающий мир видимым. 2)
Тот или иной источник освещения. (Софит,
Рампа. Лазер) С. и цвет
- активные средства
пластической художественной характеристики
персонажей, атмосферы действия, развития со-
бытий. Сценический С. преображает декорацию:
раскрашенный холст превращает в бархат и парчу,
фанеру и картон - в сталь или гранит, жесть -в
хрусталь, стекляшки - в алмаз, фольгу - в золото и
серебро. Искусно установленный на сцене С.
создает впечатление жары или холода "солнечного
утра" или "зимнего вечера", "осенней мглы" или
"ясного бездонного неба". С. предназначен также
для создания световых эффектов. Но самое важное
назначение С. на сцене - создание атмосферы,
необходимой по ходу действия. Он может быть
нейтральным или наоборот, эмоционально
окрашенным - праздничным, тревожным, унылым,
карнавально-динамичным. С. на сцене
устанавливается на специальных световых
репетициях, когда уже полностью готово и
смонтировано оформление спектакля (Репетиция
монтировочная)-
Занимается этим осветительный
цех во главе с художником постановки и
режиссером. Всю световую аппаратуру можно
разделить на приборы направленного и рассеянного
света. Цветное освещение достигается с помощью
цветных - стеклянных или пластмассовых фильтров.
Световая аппаратура расположена как внутри
сценической коробки, так и вне нее, в зрительном
зале (т. н. выносная). На сцене аппаратура крепится
на портачах и на галереях (длинных балконах).
Кроме того, переносные приборы устанавливаются
в кулисах на штативах. Над сценой, во всю ее
ширину, подвешены софиты, в к-рые вмонтирован
целый набор разнообразных осветительных
приборов. Софиты скрыты от зрителей падугами,
поднимаются и


опускаются они при помощи колосниковой
системы. (Световая партитура. Световая проек-
ция, Световой занавес. Световой эффект.)

СВЕТОВА'Я ПАРТИТУРА, составная
часть режиссерской документации, в к-рой фик-
сируется последовательность включения свето-
вой аппаратуры и характер световых эффектов
для создания атмосферы массового представле-
ния.

В С. п. указывают световую аппаратуру и
технические средства, необходимые для воспро-
изведения световых эффектов во время пред-
ставления на сцене и в зрительном зале. В С. п.
указывается порядковый номер включения и
группа осветительных приборов, наименование
эпизода представления и реплики на включение,
технологический прием введения света: напр,
"резко", "плавно" и т. п. Далее следует реплика
на снятие света и технологический прием его
выведения. В примечании делается соответст-
вующая запись, если свет дается с «наплывом» С.
п. обязательно сверяется с монтажным листом
режиссера. (Свет. Световая партитура,
Световая проекция. Световой занавес. Световой
эффект.)

СВЕТОВА'Я ПРОЕКЦИЯ, световой эф-
фект,
базирующийся на возможности света да-
вать изображение на экран с помощью специаль-
ной проекционной аппаратуры (кино-, видеопро-
екторы - для динамической проекции и диа-
слайдпроекторы - для статической). Различают
фронтальную С. п. - со стороны зрительного зала
и просветную (рирпроекцию) - со стороны
арьерсцены.         Художественные           эффекты

закладываются в само изображение (особенно
при монтаже динамической проекции) или при
демонстрации материала используются возмож-
ности проекционной аппаратуры. (Свет, Свето-
вая партитура. Световой занавес. Световой
эффект. Техника сцены. Эффекты сценические)

СВЕТОВО'Й ЗА'НАВЕС, световой эффект,
к-рый базируется на наличии пыли на любой
театральной сцене. Различные приемы устройст-
ва С. з. позволяют получать эффектную дымку и
тем самым как бы увеличивать глубину сцены,
выделять одни планы сцены и перекрывать дру-
гие, сделать незаметной смену декораций, не
прерывая действия и не перекрывая сцену тради-
ционным занавесом, создать "занавес" светом
рампы, направленной в зрительный зал.,В по-
следнем случае источники света несколько осле-
пляют зрителей, делая невидимой для них работу
на сцене, поэтому реж-ру следует подумать об
этике использования этого приема. С. з, должен
соответствовать стилю характеру оформления
зрелища. (Свет, Световая партитура. Световая
проекция. Световой эффект.)

СВЕТОВЫЕ ЭФФЕ'КТЫ, технические
приемы с использованием света, к-рые совмест-
но с др. компонентами внешней формы зрелища
помогает реж-ру и художнику образно вскрыть
его содержание, т. о. С. э. становится не толь-


ко техническим приемом, но и выразительным
средством
сценографии, С. э. бывают стаци-
онарные (звезды, луна, туман, радуга и т. п.) и
динамические (молния, взрыв, пожар, дождь,
снег, ход поезда и проч.). Для С. э. служат
специально изготовленные приборы и приспо-
собления или проекционный аппарат с непод-
вижными и движущимися диапозитивами ("ра-
дуга", "дождь", "снег", "бегущие облака", "волны"
и т. д.). (Проекция). "Туман", к-рый можно
имитировать сложным контражуром, гораздо
эффектней получается, если в специальных ис-
парителях через сухой лед пропускают горячий
пар. "Молнию" легко показать обыкновенной
фотовспышкой, если поместить ее подальше от
авансцены и повыше, чтобы зритель видел только
отраженный свет вспышки. Эффектный "снег"
получается от вращающегося шара, обклеенного
кусочками стекла, если на него направить луч
света и вращать на горизонтальной оси. Специ-
альные осветительные приборы, направленные на
декорацию,               расписанную люминофорами

(светящимися красками), могут на глазах у
зрителей превратить сарай в роскошный замок,
дремучий лес - в экзотическое подводное царство
и т д. Люминесцентные краски применяются и
для росписи костюмов, а иногда и в актерских
гримах. "Черный кабине т" - С. э. основан на
свойстве черного бархата максимально поглощать
свет. Человек, одетый в черный бархат, на фоне
черного бархата не виден. Поэтому в черном
кабинете предметы и люди могут исчезать на
глазах у зрителей либо плавать в воздухе, "никем
не поддерживаемые". Для этого эффекта
необходим умело поставленный свет. Все С.э.,
как правило, требуют на сцене особого, неяркого
света или полной темноты. (Голография,
Люминесценция, Световая проекция, Световой
занавес, Светомузыка, Естественное освещение
местности).

СВЕТОМУЗЫКА, синтетический вид иск-ва,
основанный на различных видах синтеза музыки
и света (цвета,
изображения, пространственно
организованного света). Впервые попытка
соединения музыки и цвета была предпринята А.
Н. Скрябиным (1871-1915) в симфонии "Про-
метей". С. относится к слухо-зрительным, про-
странственно-временным иск-вам технического
комплекса, к классу выразительных, интонаци-
онных его разновидностей. Художественная реа-
лизация С. осуществляется в двух основных
жанрах - светомузыкальные концерты (спектак-
ли) и кинофильм. Наряду с ними развиваются и
прикладные формы С. использующие приемы и
технику автоматического светозвукового синтеза
(кабинетов релаксации на производстве, свето-
музыкальные фонтаны, декоративное оформле-
ние дискотек). В 1987 г. состоялся первый Все-
союзный фестиваль С.

СВОБО'ДА МЫШЦ, умение актера целесо-
образно распределять и затрачивать свою физи-
ческую энергию, освобождайся от излишнего


мышечного напряжения; достигается тренингом.
В совокупности с занятиями пластикой, ритми-
кой, танцами и т. д. у актера вырабатывается
умение двигаться выразительно и правдиво.

СВЯЗКА, I) несколько однородных предме-
тов, связанных вместе. 2) Переходный, логически
обоснованный, момент, соединяющий два
соседних эпизода в театрализованном представ-
лении: «мостик».

СИ'ЛЫ ДЕЙСТВУЮЩИЕ, Действующие
силы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.051 с.)